Путешествие в марсель

Порт между двумя фортами

Марсель — это прежде всего и во все времена порт. Поселение основали еще античные греки — в бухте, в которой сегодня расположен так называемый «Старый Порт» (Vieaux Porto). Бухта по границам защищена двумя военными укреплениями — фортами святых Жана и Николя. Свое оборонительное значение эти фортификации, как и город в целом, сегодня утратили, но мужественную ноту в городской пейзаж привносят. Столь же маскулинно смотрится и знаменитый замок Иф, расположенный на островке в небольшом удалении от берега, в центре дуги лукоморья — знакомый нам по роману Дюма «Граф Монте-Кристо». Увидев расположение замка, понимаешь, что удрать из него и доплыть до Марселя было делом техники плавания.

Свое торгово-промышленное значение старый порт также утратил — в XIX веке гавань стала мелка для торгового флота. Шестиметровая глубина здешних вод осталась комфортной только для яхт и небольших посудин, которые снуют по лазурным водам и в изобилии пришвартованы в пристанях. Им и семи футов под килем предостаточно. Вся торгово-портовая инфраструктура перекочевала в соседнюю, более просторную и глубокую, но менее уютную и живописную бухту. Старый порт с примыкающими к нему кварталами старинной застройки стал туристической и романтической достопримечательностью. Марсель со своим морским грузооборотом делит с Барселоной средиземноморское первенство. Их роднит не только это — оба города выступают столицами некогда единой Каталонии, поделенной между французской и испанской коронами. Хоть Марсель значительно уступил Барселоне в архитектурном великолепии, своей значимости и престижа, а также очарования южного портового города ему не занимать.

Старое и новое в городском ландшафте

По-французски это пишется как vieaux и noveau, vielle и nouvelle. Кстати, всемирно известный архитектор с похожей фамилией Нувель удстоил Марсель своего внимания. И хотя родной город зодчего, Фюмель, расположен ближе к атлантическому Бордо, архитектурный космополит Нувель украсил средиземноморский Марсель своей очередной башней, причем здание новейшего фасона он встроил в пейзаж Старого порта. Надо признать, сделал это он мастерски и весьма гармонично: Марсель по праву можно назвать городом контрастов, в котором биржа соседствует с соборами, футбольное поле с праздношатающимся бульваром, а хай-тек уживается с барочной стариной. Загадочно сверкающий почти черными стеклянными фасадами крученый сталагмит Нувеля эффектно оттеняет готические башни Большого кафедрального собора. Эта неороманская церковь стала самой большой из построенных в Европе в XIX веке. Несмотря на огромную славу базилики Нотр-Дам-де-ла-Гард, именно Нувель-Мажор является основным местом религиозного поклонения; здесь похоронены епископы Марселя.

Небоскреб Нувеля несколько напоминает его же проект башни SunCal для Лос-Анджелеса: в обоих случаях стеклянные фасады здания закрыты «трехмерной решеткой» из солнцезащитных экранов. Однако если в калифорнийском проекте за стенами жилого здания сокрыты «висячие сады» современного мегаполиса, то проект офисного высотного здания для столицы Прованса более сдержан. Висячие сады для отдыха офисных служащих предусмотрены, причем на высоте — на срединном промежутке и крыше 135-метровой башни.

Колористическое решение второй высотки зрительно придает зданию легкость: верхняя часть сооружения выполнена голубой, цвета южного неба, нижние ярусы белыми и красноватыми — в тон известняковым стенам и терракотовым черепичным крышам окружающих домов. Такой «теплый» триколор — неотъемлемая от «прованского стиля» гамма. Стройный профиль здания со встроенными оранжереями — это не только «зеленый» элемент (это позволит использовать в его помещениях естественную вентиляцию), но и вынужденная мера, поскольку небоскреб уместился на узком участке между двумя транспортными эстакадами.

Башни Нувеля входят в комплекс SAS Suиde, состоящий из трех высотных зданий и одного корпуса средней этажности. Своей комплектностью современный ансамбль задуман перекликающимся с храмовым комплексом Cathedral du Major — те же башни с приземистым зданием между ними. Такая вот воспроизведена эстафета времен, архитектуры старой и новейшей. Высотная триада в Старом порту Марселя выполнена тремя архитектурными субъектами. Кроме Нувеля, в проектировании ансамбля приняли участие Жан-Батист Петри и архитектурное ателье из Лиона. В современном городском ландшафте царит не только сочетание старого и нового, но и сотрудничество многих зодчих.

Свой Прадо со своим Давидом

В Марселе есть все атрибуты столичной и имперской урбанистики. Кроме собственного Нотр-Дама есть своя Триумфальная Арка, а также парки и дворцы. Есть и свой Прадо — но не филиал мадридского музея, а широкий бульвар, пересекающий весь центр и упирающийся в уютную песчаную бухту. Здесь расположены славящиеся чистотой и красотой обзора пляжи, одноименные бульварам. Музейные ассоциации усиливает копия статуи Давида, установленная на ротонде у самого берега. Если оригинал скульптуры томится в музее, а его копия теснится в узком пространстве возле флорентийского Палаццо-Веккья, то марсельскому мраморному красавцу вольготно — он купается в лучах солнечного света и дуновениях морского бриза. При этом ничуть не забронзовел от неминуемого для человека загара — мраморный все-таки…

Сам бульвар Прадо тоже очень просторен и вольготен для гуляний и прочих праздношатаний. Здесь дивным образом сочетается архитектура разных эпох: барочные формы кованых решеток и ворот роскошных садов; особняки в стиле неоклассики, ампира и модерна; современные бетонные коробки и ультрасовременные зеркальные «кристаллы» творцов хай-тека. Последние, кстати, в странной ткани городской застройки смотрятся наиболее выпукло и эффектно.

Вода здесь правит бал (советы туристам)

— Главным в дворцовом комплексе является фонтан, поэтому он правит и его шум заглушает все вокруг. Будьте готовы к нетихому журчанию воды.

— Бродить по дворцовому комплексу можно где угодно. Самые укромные его уголки могут стать вашим местом отдыха. Здесь есть возможность прокатиться на велосипеде, на самокате. Кстати, пунктов проката здесь нет, поэтому побеспокойтесь о транспорте заранее. Для детей это место идеальное: огромная территория, бегай, гуляй, катайся на качелях.

— Площадь комплекса огромна, побеспокойтесь об удобной обуви и одежде.

— В парке много дорожек, беседок, лавочек и площадок. Воду можете не брать с собой: питьевые фонтанчики дворца будут в вашем распоряжении. Что нужно с собой захватить, так это еду. Кафе и пунктов общепита в Лоншане нет.

Дворец Лоншан прекрасен в любое время года. Осенние переливы деревьев или красочные цветники в летнюю пору – все краски природы лишь дополнят грандиозный и неимоверно красивый комплекс.

Оставьте свой комментарий

Нам важно Ваше мнение!

Гадание о хрустальном шаре

Геометрические формы зданий, излюбленные последователями Ле Корбюзье, в гигантских размерах и в немалом количестве выросли и продолжают расти на марсельских урбанистических полях — как грибы после финансового дождя. Современные инвесторы охотнее вкладываются не в благолепную старину и ее имитации, а в блистающие сплошным остеклением кубы, трапецоиды и шары. Такой гигантский сфероид — не то хрустальный шар, не то блистающий росой гигантский гриб-дождевик — вырос на открытом и просторном участке между парком Прадо и набережной. Что это за здание, узнать не получилось, но очень похоже на административное сооружение стадиона или мотовелополигона, над которым оно посверкивает своими зеркальными фасетками.

Дворцово-парковый ансамбль Лоншан (Longchamp)

Архитектурный комплекс Лоншан восхваляет воду. Марсельцы испытывали нехватку пресной воды, и после очередной эпидемии холеры власти решили построить канал от реки Дюранс, возвели водонапорную башню, а в 1839 году захотели спрятать её за дворцом. Строили его 30 лет, но вода в городе появилась уже в 1852 году.

Комплекс включает в себя фасад в форме триумфальной арки, симметричные колоннады и 10-метровый шумный каскадный фонтан. Во дворце работают два музея. Второй этаж Музея естественной истории откроется после ремонта 14 декабря 2019 года. Полностью все залы начнут работать весной 2020 года. Музей изящных искусств с экспонатами XVI—XIX веков до 12 декабря 2019 года закрыт на смену экспозиции.

Дворцово-парковый ансамбль Лоншан.  Фото: Stanislavskyi/Shutterstock

За музеем расположен парк, на его территории есть старинная обсерватория, цветники, детские площадки и зоосад с фигурками животных.

История создания

Дворец Лоншан в Марселе назван дворцом лишь условно. На самом деле в нем никто и никогда не жил. Тогда в чем смысл этого культового сооружения? История его создания не вполне обычна. Она связана одновременно с печальным и радостным событием.

На протяжении долгих столетий Марсель страдал от нехватки чистой, пресной воды. Как следствие, жители города часто имели кишечные расстройства. Недостаток качественной питьевой воды в необходимом для горожан количестве в 1835 году достиг критической отметки. Началась эпидемия холеры. Десятки тысяч людей погибли. Вопрос создания профессиональной городской системы водоснабжения стал в буквальном смысле жизненно важным.

Дворец Лоншан вид сверху

Городские власти приняли решение протянуть от реки Дюран канал длиной 80 км (с дополнительными 160 км мелких артерий). Строительство велось 15 лет. года состоялось открытие. Создание канала (включая мосты, туннели и водохранилища) над горной местностью стало значительным инженерным достижением 19 века.

С целью увековечить это радостное событие было принято решение построить исторический памятник — Дворец воды, как иногда по-другому называют Лоншан. Планировалось, что фасад одновременно станет памятником, городской достопримечательностью и послужит практической целью – прикроет водонапорную башню.

Хотя строительство заняло долгих 30 лет, французы достигли цели. Здание по сей день не перестает поражать и восхищать гостей города, разворачивая перед ними настоящий театр. Кстати, канал Марсель до сих пор обеспечивает питьевой водой 2/3 города!

Это интересно: Как сэкономить в Марселе?

Дворец Лоншан (Palais Longchamp)

Дворец Лоншан — настоящий шедевр архитектуры в Марселе, его построили в связи с окончанием глобального проекта — строительства марсельского канала в 1838 году, который избавил стремительно растущий город от нехватки воды. В это же время Герцог Орлеанский заложил первый камень в фундамент дворца, однако возводить его уже начали почти через 30 лет, в 1862 году под руководством архитектора Анри-Жака Эсперандьё. С тех пор дворец Лоншан украшает город и приводит в восторг всех без исключения туристов, приезжающих к нему.

Общая информация

Комплекс дворца Лоншан состоит из трёх частей: в центре располагается великолепный фонтан, настоящий водный замок, от него на север и на юг ведут полукруглые колоннады. С северной стороны находится Музей изящных искусств (Musée de Beaux-Arts), а с южной — Музей естественной истории (Musée d’Histoire Naturelle). За дворцом разбит Зоологический сад (Jardin zoologique), сохранивший своё название, несмотря на то, что животных там уже нет. Чуть выше на территории парка находится Обсерватория (Observatoire) — старейшая научная организация в Марселе (создана в 1702 году иезуитами), оборудованная телескопами для изучения галактик и межзвёздных пространств. Кроме современного оборудования, в Обсерватории можно увидеть инструменты древних астрономов.

У входа в комплекс находятся два симметричных портала, украшенных скульптурами знаменитого анималиста Антуана-Луи Бари, которые изображают хищников и их жертв. К центральной части — Водному замку — относится роскошная Триумфальная арка, свод которой декорирован корзиной с цветами и птицами с раскрытыми крыльями. На передней части свода изображен герб Марселя в окружении двух русалок. От арки отходят две полукруглых колоннады, каждая состоит из девятнадцати колонн (8 — в передней части и 11 — в задней), причем они расположены так, что не закрывают друг друга. На фризе над колоннадой находятся двенадцать знаков Зодиака работы Жильбера. В центре всего комплекса высится 10-метровый фонтан из камня работы Жюля Кавелье: скульптурная группа изображает трёх женщин на колеснице, которую тянут камаргские быки. Центральная, самая высокая фигура символизирует реку Дюранс, а соседние с ней статуи чуть меньшего размера — пшеницу и виноград, за ними следуют двое детей с колосьями и гроздьями в руках. Вся композиция олицетворяет плодородие, щедрость, радость, любовь к земле.

Здания двух Музеев — изящных искусств и естественной истории — построены симметрично относительно главной оси дворца Лоншан, декор у каждого из них свой. Музей естественной истории украшен именами великих научных деятелей и медальонами с их изображениями, а Музей изящных искусств отдан великим художникам, скульпторам, архитекторам. Очень интересны и живописны также интерьеры обоих музеев. В Музее изящных искусств можно познакомиться с живописью, скульптурой и рисунком XVI-XIX веков, преимущественно французских и итальянских авторов (сейчас музей закрыт для посещений, так как находится на реставрации). Музей естественной истории привлекает посетителей зоологическими и остеологическими экспозициями, коллекцией доисторических предметов, а также залом, посвящённым истории Прованса.

Посетителям

Добраться до дворца Лоншан в Марселе лучше всего на метро. Станция, на которой нужно сойти, называется Cinq Avenues Longchamp.

Адрес: Marseilles, 4e Arrondissement.

Время работы: 10:00 — 17:00, летом в выходные дни: 11:00 — 18:00.

Вход: бесплатно, в музей изящных Искусств: 2 EUR, в музей естественной истории: 3 EUR.

Это интересно: Старый порт Марселя (Vieux-Port)

Одиозная слава и сходство с Одессой

Многие наши соотечественники отмечают похожесть Марселя и Одессы — не только колоритом зданий из белого известняка и охряной терракоты, но и в вольнолюбивом духе и чувстве юмора, разлитом в атмосфере обоих городов. Марсельцы, как и одесситы, остры на язык, да и за делом не встанет: рассказывают, что на вашем автомобиле может появиться непристойная надпись — по причине раздражения неправильностью парковки или просто из любви к искусству.

Как во всяком южном городе, к тому же портовом, в Марселе немало проходимцев и злачных заведений — пристанищ порока. Кабаки и бордели портового Марселя воспеты в песнях соответствующего жанра, да и моряцко-купеческой жизни вообще присуща особая романтика, со всеми ее осложняющими симптомами. Однако дурная репутация центра торговли наркотиками, проституции и коррупции не способна ослабить очарования города и присущей южным вратам Франции неповторимой атмосферы, отличающей его от других городов.

Фонтан Жюля Кавелье

Главное место в композиции занимает уникальный в своем роде каскадный фонтан работы талантливого скульптора Жюля Кавелье, вошедший в десятку лучших фонтанных комплексов мира. Это настоящий искусственный водопад! Бесконечный поток, стекающий по ступенчатым террасам, сливающийся с боковых фонтанчиков и наполняющий искусственное озеро у подножия 10-метрового каменного ансамбля, будто поет мощный гимн воде — чистой и жизненно необходимой!

Фонтан Жюля Кавелье

Центральная композиция фонтана украшена четверкой знаменитых черных быков Камарга, влекущих колесницу. Упряжью управляет женщина, символизирующая реку Дюран. Две другие — по правую и левую стороны от возницы — смотрят на нее с надеждой, держа в руках колосья и плоды.

Обсерватория комплекса

Дворец Лоншан в Марселе

В глубине французского парка, за фасадом дворца, размещена Обсерватория, построенная в 1702 году монахами-иезуитами. Это — наиболее старое научное учреждение Марселя, функционирующее (по прямому предназначению) по сей день. Здесь занимаются изучением небесных тел, звездных скоплений и межзвездных пространств. При обсерватории открыта секция музея для желающих увидеть оборудование и инструментарий древних местных астрономов и ознакомиться с их ранними открытиями.

Парк за дворцом называется «зоологическим» по той причине, что до 1987 года на его территории располагался настоящий зоопарк. Недостаточное финансирование привело к закрытию учреждения. Чтобы место хоть как-то соответствовало названию, в парк поместили яркие игрушечные фигуры животных, что, впрочем, совсем неплохо и очень нравится детям!

Обилие мероприятий, сосредоточенных на столь небольшой территории, приводит к логичному выводу: посещая Марсель, запланировать экскурсию во дворец Лоншан определенно стоит!

Сборные железобетонные корпуса Ле Корбюзье

Возможно, что крутой вертикальный рельеф застройки Марселя сподвиг одного из основоположников современной архитектуры, Шарля Ле Корбюзье, избрать город в качестве полигона для его «вертикального города» и так называемой «жилой единицы» урбанистического общества. «Поэт железобетона», архитектор заложил основы современного сборно-панельного домостроения, огромных комплексов, совмещающих в своих чревах жилые, сервисные и общественные помещения. Ле Корбюзье развил в 1918 году свои идеи функционального и минималистического зодчества, за что снискал славу помешанного, но реализовать их помешали, а потом косвенно помогли мировые военные передряги. Новые подходы и ускоряющие строительство технологии оказались востребованными в разрушенной войной Франции. Марсель, больше многих других городов пострадавший от бомбежки, стал опытной площадкой для архитектурных новаций.

Революционный проект своей «жилой единицы» с ячеистыми сотами жилых комнат, ленточными окнами, встроенными в корпус здания торговыми и бытовыми площадями и зонами общественного назначения Ле Корбюзье закончил в 1948 году, но получил одобрение на строительство только в 1952-м. В течение года 17-этажный комплекс с поэтичным названием «Сияющий город» (Cite Radieuse), на железобетонных сваях, с внутренними переходами, встроенными магазинами, столовыми, прачечной и парикмахерской, детским садом на последнем этаже и террасой для отдыха на крыше, был воплощен в железобетоне. «Сите Радьез» стал не только обиталищем для 1600 горожан, но также знаковым явлением в архитектуре и достопримечательностью Марселя. Особенной художественной ценности здание не представляет, поскольку таких и в Марселе и по всему миру понастроены миллионы, но оно ценно как одно из первых в истории и как апофеоз рационализма.

Храмы богов и капища муз

Марсель богат культовыми сооружениями и славится обилием учреждений культурных — многочисленных музеев и театров, садов и парков. Музейная старина начинается от района Старого порта. Совсем рядом с портом стоит Музей истории Марселя с экспозициями, охватывающими периоды от античности до новейшего времени. По ходу от одного из портовых фортов расположен парк Жарден-де-Фаро («Сад у маяка») с одноименным дворцом, а рядом — аббатство Сен-Виктор. Святой Виктор был причислен к великомученикам в IV веке, в пору утверждения христианства по всей прежней Римской империи, а сохранившаяся базилика его имени была воздвигнута в 1040 году и выдержана в готическом стиле. Внутри хранятся саркофаги с мощами самого святого Виктора и других мучеников. Для измученных попытками угнаться за модой, несомненно, окажется интересным Музей моды, где выставлены наряды и аксессуары последних тридцати-сорока лет. В роскошно-барочном комплексе Дворца Лонгшан сейчас действует Музей изящных искусств (Beaux Arts Musee) с собраниями живописи и скульптуры XV–XIX веков.

Другой музейный центр, Vieille Charite, построен на месте старых мастерских и богадельни, реконструированных к середине XVIII столетия. В музейный комплекс входит капелла, построенная по проекту архитектора галантного века Пьера Пюже. Внутренняя крытая галерея и не?зависимые марши лестниц пред?назначались для того, чтобы люди, жившие в богадельне, могли различными путями прохо?дить в молельни. Нищих старушек в сытой Франции поубавилось, а потому актуальность скрывающих их от посторонних глаз галерей пропала, и сегодня сооружение служит обозрению исторических красот — со второго эта?жа галереи открывается необыч?ный вид на купол капеллы. Здесь же, во Vieille Charite, находятся Археоло?гический музей с коллекцией пред?метов Ближнего Востока, Греции, Этрурии и Рима и Музей искус?ства стран Африки, Океании и Америки.

Кроме музейных экспозиций в Марселе античные ценности представлены и под открытыми небесами — в так называемом Саду руин можно ознакомиться воочию с результатами археологических раскопок римского периода. Есть в Марселе и уникальный музей, в котором выставлены не столь серьезные ценности. Это музей Сантон, в котором выс?тавлена частная коллекция крошеч?ных рождественских фигурок (по-французски сан-тон), типичных для Прованса, собранных мастером этого жанра Карбонелем. Здесь же есть мастерская, в ко?торой можно понаблюдать за изготовлением фигурок. Подарить к Рождеству купленную здесь керамическую безделушку сан-тон — хороший тон.

О чем споет вам ода воде (что смотреть)

Смотреть и удивляться в дворцовом комплексе Лоншан есть чему

Сразу же ваше внимание будет сосредоточено вокруг фонтана и его скульптурных групп. Не спешите, рассмотрите все задумки авторов знаменитого проекта (Когда еще представится такая возможность?)

Пройдите вдоль колоннад, созерцая пейзажи, открывающиеся вокруг.

Обязательно посетите музеи. В галерее изящных искусств увидите работы итальянских художников эпохи Возрождения, французских живописцев (Перуджино, Гверчино, Карраччи, Мишеля Серр, Гюстава Курбе, Николя Миньяр и др). Музей располагает крупнейшей в стране коллекцией работ Пьера Пюже, морскими пейзажами Клода Верне, картинами фламандских живописцев.

Музей естественной истории существует около 2 веков. Он будет любопытен детям, ведь в нем представлены экспонаты-чучела вымерших животных, коллекция растений Средиземноморья, самая крупная в мире коллекция морских раковин, более 12 тысяч видов птиц, рептилий, животных и рыб. А находки археологов поразят и взрослых, и маленьких туристов.

Пройдитесь по саду, который включен в список самых красивых садов Франции. Проходя по дорожкам парка, обратите свои взоры на сохранившиеся остатки старинных сооружений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не Анапа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: