Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)
Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.
Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после
- базилики Святого Петра в Риме,
- базилики Богоматери Апаресиды в Бразилии,
- собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке и
- кафедрального собора Севильи.
Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.
Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.
Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.
В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.
Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.
Строительная площадка
Соборы традиционно строились с востока на запад. Если новое здание заменяло старый собор, сначала сносили хор в восточной части старого собора, чтобы начать строительство нового здания, а неф на западе оставляли стоять для религиозных служб. После того, как новый хор был завершен и освящен, остальная часть старого собора была постепенно снесена. Сначала были построены стены и столбы, деревянные леса и крыша. Как только крыша была установлена, а стены укреплены контрфорсами, можно было начинать строительство сводов.
Одним из самых сложных этапов было возведение ребристых сводов , которые покрывали неф и хор. Их тонкие ребра направляли вес сводов на тонкие колонны, ведущие вниз к большим опорным столбам внизу. Первым этапом строительства склепа было возведение деревянных лесов до уровня верха опорных колонн. Затем поверх лесов был построен точный деревянный каркас, имевший точную форму ребер. Затем каменные сегменты ребер были аккуратно уложены в раму и зацементированы. Когда все ребра встали на свои места, замковый камень поместили на вершину, где они сходились. Как только краеугольный камень был на месте, ребра могли стоять отдельно. Затем рабочие заполняли промежутки между ребрами тонким слоем небольших подогнанных кусков кирпича или камня. Каркас был удален. После того, как отсеки были закончены, их внутренняя поверхность, видимая снизу, была оштукатурена, а затем окрашена, и свод был готов.
Для этого процесса требовалась команда специализированных рабочих. Сюда входили резчики, рубившие камень, и позеры, которые устанавливали камни на место; и слои, которые склеивали части вместе. Эти мастера работали вместе с плотниками, которые строили сложные леса и модели.
Работа продолжалась шесть дней в неделю, с восхода до захода солнца, кроме воскресенья и религиозных праздников.
Камни были обработаны на месте и уложены на место, следуя рисункам Мастера Масона, выставленным в его мастерской на этом месте, или иногда высеченным на полу самого собора. Некоторые из этих планов до сих пор можно увидеть на полу Лионского собора .
Поскольку готические соборы были самыми высокими зданиями, построенными в Европе со времен Римской империи, потребовались новые технологии, чтобы поднять камни на самые высокие уровни. Были разработаны различные краны. К ним относятся подъемный кран для беговой дорожки , тип подъемника, приводимый в движение одним или несколькими мужчинами, идущими внутри большой беговой дорожки ( французское : ecureuil , букв. «Белка»). Размер колеса варьировался от 0,5 до 8 м (от 1 фута 8 дюймов до 26 футов 3 дюйма) и позволял одному человеку поднять вес до 600 кг (1300 фунтов).
Зимой строительство на участке обычно прекращалось. Чтобы дождь или снег не повредили незаконченную кладку, ее обычно засыпали удобрением. Только скульпторы и каменотесы в своих мастерских смогли продолжить работу.
Большое восточное окно в Эксетерском соборе, XIV-XX вв.
Если во французской готике принято украшать здание круглыми окнами-розами, то англичане розы почти не использовали. В соборах Британии с каждой стороны здания имеется Большое окно (иногда называют Великое).
Большое окно Эксетерского собора имеет невероятную историю (см. ). До сих пор искусствоведы защищают диссертации и пишут книги по его истории. Оно переделывалось и разрушалось столько раз, что по его прошлому, можно изучать витражное искусство Англии.
Большое восточное окно в Эксетерском соборе, рама разделена по вертикали и горизонтали
Фрагмент окна
Краткая история витражей Большого восточного окна.
Первая работа по застеклению окна была выполнена в 1304 году. Соборные записи говорят, что работу выполнил мастер Уолтер. Эти панели — самые ранние образцы средневекового стекла в Британии, которым можно присвоить имя известного стекольщика.
В 1380 году окно было полностью переделано в новом перпендикулярном стиле. Вероятно, первая конструкция оказалась непрочной и потребовала замены. Таким образом, Восточное окно стало радикально отличаться от остальных окон Собора. При этом часть витражей сохранилось от старого окна, а другая часть была изготовлена заново в другом стиле. В 1530-е годы была проведена церковная реформа и витражи были разбиты, как признак идолопоклонства (с точки зрения сторонников новой веры), но осколки были сохранены служителями Собора.
Цветом показаны витражи разных периодов
В 1750 году началась повторная реставрация, которая была проведена с использованием сохранившихся панелей, но витражи были снова существенно переработаны. Также добавилось несколько современных работ. В период 1884-1896 известный стекольщик Фредерик Дрейк проводит ещё оду реставрацию, желая придать витражам первоначальный вид. В конце XX века была проведена последняя реставрация. В итоге, Восточное окно представляет собой сборник витражей совершенно разных эпох. На фото (выше) цветом отмечены витражи разных периодов.
Материалы
Для строительства собора потребовалось огромное количество камня, а также древесины для строительных лесов и железа для армирования.
Камень
Иногда камень из более ранних построек перерабатывался, как в соборе Бове , но обычно приходилось добывать новый камень , и в большинстве случаев карьеры находились на значительном расстоянии от места собора. В некоторых случаях, например, в соборах Лиона и Шартра, карьеры принадлежали собору. В других случаях, таких как собор Тура и собор Амьена, строители приобрели права на извлечение всего необходимого камня из карьера в течение определенного периода времени. Камни обычно извлекались и грубо обрабатывались в карьере, а затем доставлялись автомобильным транспортом или, предпочтительно, отправлялись на строительную площадку. Для некоторых ранних английских соборов камень был доставлен из Нормандии, в карьерах которой был добыт исключительно прекрасный камень бледного цвета — камень Кан .
Излюбленным строительным камнем на Иль-де-Франс был известняк . Как только они были огранены, на камнях постепенно образовывался слой прокаливания , который защищал их. Камень был вырезан в карьере, чтобы можно было прокаливать. затем отправили на строительную площадку. Когда в 1960-х годах фасад Нотр-Дам-де-Пари был очищен от копоти и грязи, был обнаружен первоначальный белый цвет.
На суше камни часто перемещали волы; для некоторых поставок требовалось до двадцати упряжек по два вола в каждой. Волы сыграли особенно важную роль в строительстве Лаонского собора , когда все камни были перемещены на вершину крутого холма. За свою работу они были отмечены статуями шестнадцати быков, установленными на башнях собора.
На каждом камне на стройплощадке было по три каменщика на той стороне, которая не была видна в законченном соборе. Первый указывал на добычу из карьера; второй указывал положение камня и направление, в котором он должен быть обращен; а третий был фирменным знаком резчика по камню, чтобы мастер-масон мог оценить качество. Эти отметки позволили современным историкам проследить работу отдельных резчиков по камню от собора до собора.
Древесина
Огромное количество древесины потреблялось при готическом строительстве для строительных лесов, платформ, подъемников, балок и других целей. Они особенно употребляли прочные твердые породы дерева, такие как дуб и орех . Это привело к нехватке этих деревьев и, в конечном итоге, привело к практике использования более мягкой сосны в качестве строительных лесов и повторному использованию старых строительных лесов от рабочего места к рабочему месту.
Железо
Большое количество железа также использовалось в ранней готике для усиления стен, окон и сводов. Поскольку железо заржавело и ухудшилось, что привело к разрушению стен, его постепенно заменили другими более прочными формами поддержки, такими как аркбутаны. Наиболее заметным применением железа было усиление стекла окон-розеток и других больших витражей, что сделало возможным их огромный размер (четырнадцать метров в диаметре в Страсбургском соборе ) и их замысловатый дизайн.
Стандартизация
С течением времени материалы постепенно становились все более стандартизированными, и некоторые детали, такие как колонны, карнизы и строительные блоки, можно было производить серийно для использования на нескольких объектах. Полноразмерные шаблоны использовались для создания сложных конструкций, таких как своды или части ребристых колонн, которые можно было повторно использовать на разных участках. Результатом этих усилий была замечательная точность. Каменные столбы трифория апсиды Шартрского собора имеют максимальное отклонение плюс-минус 19 мм (0,75 дюйма). Лишние материалы и каменная крошка не пропали даром. Вместо того, чтобы строить стены из цельного камня, стены часто строили с двумя гладкими каменными поверхностями, заполненными каменным щебнем.
Рекордно короткое строительство
Строительство нового собора началось сразу же после пожара. Пожертвования стекались со всей Франции. На волне энтузиазма городские жители бесплатно работали на каменоломнях. По сравнению с другими готическими храмами, которые возводились веками, Шартрский собор создан в рекордно короткие сроки.
Вид на северную и южную башни Шартрского собора
К 1220 году основная часть здания была готова, а 24 октября 1260 года храм был освящён в присутствии короля Людовика IX. Некоторые источники утверждают, что грандиозную стройку профинансировали рыцари Ордена тамплиеров.
Сторонники этой гипотезы считают, что загадочный лабиринт 1205 года, выложенный мозаикой на полу собора, отмечен символами тамплиеров, которые также присутствуют на некоторых других деталях интерьера.
Увядание стиля и наступление эпохи ренессанса
В XVI веке в церковную архитектуру начинает проникать всё больше и больше новых элементов чуждых традиционной готике. Исчезает сложный декор и орнаменты, появляются художественные росписи, витражи отходят на второй план, а к концу столетия и вовсе исчезают. Всё это красноречиво свидетельствует о наступлении нового стиля – возрождения.
Наступление новой эпохи можно увидеть в архитектуре церкви Сент-Эсташ в Париже, построенной в XVI-XVII веках.
Церковб Сент-Эсташ в Париже, 16-17 века
Фасад здания гораздо скромнее, чем у классических церквей, окна не имеют сложных орнаментов, хотя отдельный детали явно свидетельствуют о принадлежности к готике. В целом здание похоже не на французский готический храм, а на обычный многоэтажный дом.
Сент-Эсташ, Капелла Богородицы, построена в 1640 году
В интерьерах начинают использоваться художественные росписи, позолота, пышный разноцветный декор и всё это соседствует с традиционными витражами и составными колоннами.
Собор Святой Марии в Лозанне, окно-роза с витражами о сотворении мира и временах года
В швейцарском городе Лозанне, в главном соборе почти полностью сохранились витражи XIII века, которые отражают средневековые представления об устройстве Вселенной. Окно-роза (1231–1235 гг.) было создано странствующим художником из Пикардии (область на севере Франции), Петром Аррасским, и по стилю и иконографии связано с лаонской школой.
Роза Лозанского Собора, фасад здаия
Витраж-роза Лозаннского собора
На центральной композиции, отреставрированной в конце 19 века, изображено сотворение мира, а вокруг запечатлены времена года и месяцы, знаки зодиака, четыре основные стихии, четыре ветра и четыре реки Рая. Времена года показаны в виде небольших зарисовок людей и их занятий в разные месяцы (примеры см. ниже)
Шартрский Собор, «Роза Франции»
был построен в XIII веке и стал самым грандиозным готическим сооружением Франции того времени. Именно в городе Шартр к XIV веку складывается своя витражная школа, здесь располагались крупнейшие в Европе мастерские, которые выполняли заказы для десятков городов. Естественно, архитектор собора использовал работы лучших мастеров своего времени, поэтому Шартрский собор поражал прихожан количеством и качеством стеклянных цветных картин, нигде больше нельзя было увидеть ничего подобного.
В Соборе имеется несколько витражных розеток, мы рассмотрим северную – самую уникальную и часто упоминаемую.
Окно-роза собора в Шартре, вид снаружи
Витраж окна-розы в Шартре
Северное окно-роза было изготовлено по личному распоряжению короля Людовика IX (его называли Людовиком Святым) и его супругой, королевой Бланш Кастильской. Оконный витраж украшен гербами Франции и Кастилии. Окно вошло в историю искусства под названием «Роза Франции».
Витражная роза северного трансепта (диаметр 10,5 м, ок. 1235 г.), как и большая часть скульптуры на северном крыльце под ней, посвящена Богородице. Центральный окулус изображает Деву с младенцем и окружен двенадцатью маленькими окнами в форме лепестков, в четырех из которых изображены голуби («Четыре дара Духа»), а в остальных — обожающие ангелы с подсвечниками. За ним находится кольцо из двенадцати ромбовидных отверстий с изображением ветхозаветных царей Иудеи, еще одно кольцо из меньших ромбов с гербами Франции в виде лилии и, наконец, кольцо из полукругов, в котором ветхозаветные пророки держат свитки.
Присутствие герба французского короля (желтые лилии на синем фоне) и его матери Бланш Кастильской (желтые замки на красном фоне) воспринимаются как знак королевского покровительства этому окну.
Под самой розой находятся пять высоких стрельчатых окон (высотой 7,5 м), в центре которых изображена Дева в младенчестве на руках ее матери, Святой Анны, — тот же предмет, что и трюмо в портале под ней. По бокам этого ланцета находятся еще четыре с фигурками из Ветхого Завета. Каждая из этих стоящих фигур изображена символически торжествующей над врагом, изображенным в основании ланцета под ними: Давид над Саулом, Аарон над фараоном, святая Анна над Синагогой.
Южная роза Собора Святого Этьена в Сансе, XVI в.
Южная роза Собора в Сансе изображает Страшный суд и житие святого Стефана. Эта большая стеклянная конструкция высотой шестнадцать метров, работа мастеров Варина, Веррата и Годона, датируется 1502 годом и выполнена в позднем французском стиле «пламенной готики».
Страшный суд и Жизнь Святого Стефана, Роза Собора в Сансе, XV в.
Витраж розы содержит типичные сцены из Страшного Суда. Наверху Христос окружен серафимами. Внизу — Небесный двор: Святая Мария, Иоанн и Петр с одной стороны; на другой — святой Стефан, Иоанн Креститель и три других святых.
Нижняя часть розы в первую очередь привлекает внимание посетителя: мы видим мертвых, выходящих из своих гробниц, а также красных, синих и зеленых демонов, поддерживающих кипящий котел, в котором жарятся грешники. Мертвые выходят из могил, как если бы они пробуждались от долгого сна, 1502
Мертвые выходят из могил, как если бы они пробуждались от долгого сна, 1502
Брошенное тело Этьена не тронуто зверьми
Под розой композиция из серии ланцетов (узких остроконечных окон), посвященных святому Стефану. Герб короля Карла VIII и королевы Бретани Анны возвышается над его правым и левым концом (Карл VIII предоставил деньги для работы над южной опорой в 1496 году). Сцены иллюстрируют две главы из деяний апостолов. Среди наиболее традиционных мы находим: Стефана выбирают вместе с шестью другими дьяконами; Евреи упрекают Стефана в его кощунственных словах; Стивен побит камнями, Саул — зритель (панель внизу); тело Этьена остается днем и ночью, покинутым всеми, но сохраненным от диких зверей (панель внизу); тело мученика похоронено.
Французские витражи позднего периода готики: XIV-XV века (пламенеющий стиль)
К XIV веку в Европе начинается период бурного развития станковой живописи (особенно в Италии): появилось новое понимание перспективы, пространственной глубины и реалистичности. Новые перемены в искусстве не могли не оказывать влияния на художников витражистов. Если в XII веке большинство рисунков воспринималось, как символическое изображение, то теперь началось глобальное движение в сторону реализма. Поначалу это вызвало отторжение у художников по стеклу, считалось что реалистичное изображение негативно будет влиять на композицию, но прогресс было невозможно остановить.
Голгофа и Снятие с креста, Энджран ле Пренс, Собор в Бове, 1522 г.
Прорисовка лица на витраже Снятие с креста в Бове
Также, к XIV веку произошёл существенный прогресс в технологии изготовления стекла. Во-первых, сильно расширилась палитра цветов, стеклодувы научились получать разные оттенки в широком спектре. Во-вторых, была решена проблема с белым цветом благодаря новой технике травления стекла с использованием серебра. Всё это позволило создавать изображения более высокого качества
В этот период всё внимание архитекторов и декораторов было сосредоточено на новых соборах в городах Труа, Эвре, Руан и Бурже
Окно Собора в Труа, 14 в.
Центральная часть окна Собора в Труа, 14 в.
К середине XIV века композиция стала совершенно иной, в новых витражах внимание сосредотачивалось на одном изображении, которое окружалось белым или серым стеклом с орнаментами. Сложные сюжетные витражи с большим количеством медальонов ушли в прошлое
Новый стиль был вызван желанием сделать внутренние помещения более освещенными, а изменившаяся техника изготовления стекла как раз позволяла это сделать. Новое белое стекло было гораздо светлее и прозрачнее.
Большая роза капеллы Сент-Шапель, витраж
Центральный медальон витража в Сент-Шапель, Иисус Христос
В Капелле Сент-Шапель, построенной в XIII, спустя 300 лет было создано новое окно — роза-апокалипсис. Вероятно, это последняя крупная работа круглого витража, которая была выполнена с учётом традиций прошлого. Работа стала важным символом перехода к новой традиции. С одной стороны, авторы стремились соответствовать классическим правилам: сложный витраж с составным сюжетом и символическими изображениями, такие уже почти вышли из моды к тому моменту. С другой стороны, гамма красок уже гораздо богаче, а прорисовка тоньше. Стиль изображения был уже другим, краска на стекле использовалась с исключительным реализмом.
Читайте статью: полная расшифровка сцен розы Сент-Шапель.
Витраж Книга Бытия, Церковь Св.Марии Магдалины в Труа, 1500
Сюжетные витражи также создавались, но они стали иметь более простое оформление. Витраж делится на чёткие прямоугольные секции, в каждой из которых один сюжет. Но прорисовка стала гораздо более яркой. Видно, как мастера выбирали приемлемую форму иллюстрации, балансируя между реализмом и символизмом.
Первый известный витраж для жилого здания, Особняк Кёра
В целом, изображения новых витражей стали всё больше походить на реалистичные картины. Именно в XV веке витражи начинают использовать в жилых помещениях, ведь до этого существовала церковная монополия, витражи считались атрибутом интерьера исключительно соборов. Один из самых богатых людей Франции – Жак Кёр, построил особняк в готическом стиле и заказал для него более 30 витражей. К сожалению, до наших дней дошёл только один, он хранится в музее. На витраже изображён корабль – символ того, что владелец дома управляет торговым флотом. Смотрите статью: Особняк Кёра в Бурже.
Страсбургский собор (Франция)
Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года. На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.
Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.
Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.
Страсбургский Нотр-Дам
Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.
Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.
Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.
В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире. Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».
Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти: разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.
Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.
Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)
Французский король Людовиг VII и специально прибывший в Париж римский папа Александр III заложили первый камень собора Нотр Дам в 1163 году на месте христианской базилики Св.Стефана. В свою очередь базилику воздвигли на фундаменте римского храма Юпитера. Много веков спустя, в 1804 году, тоже в присутствии папы, в Нотр-Даме короновался Наполеон.
Собор Парижской Богоматери, завершенный к 1351 году, считают важным примером французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Это только начало готики, поэтому видим много горизонтальных линий.
После завершения собора, в последующие века, он часто менялся. В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению во время Французской революции. Большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена.
Собор Парижской Богоматери. Фото Nicolas Sanchez
Величавая ясность и размеренность архитектуры вдохновила Виктора Гюго на написание одноимённого романа в 1831 году. Вскоре после его публикации интерес к зданию возродился. Крупный реставрационный проект под руководством Эжена Виоле-ле-Дюка начался в 1845 году и продолжался двадцать пять лет. Начиная с 1963 года фасад собора был очищен от вековой сажи и грязи, вернув ему первоначальный цвет. Очередная кампания по очистке и реставрации велась с 1991-2000.
Со времён средневековья сохранились витражи только в розе главного входа и двух розах трансепта. Нотр Дам является местом хранения Тернового Венца Спасителя. В начале 13 века король Франции Людовик IX за половину годового бюджета страны выкупил заложенную в Венецианский банк святыню. Оказалась она в таком положении, потому что константинопольскому императору Балдуину II требовались деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.
В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова.
Стиль Готика
Сам термин «готика» возник и трактовался, как презрительное обозначение всякой архитектуры, отличной от зодчества Древнего Рима. Рождение этого стиля стало возможным благодаря открытию нового способа распределения нагрузки от тяжёлого свода. Вместо толстых несущих стен вес стали воспринимать новые строительные элементы: колонны, контрфорсы, аркбутаны. Благодаря им, стены стали тоньше и начали выполнять ограждающую и декоративную функции. Так возник готический каркас. Сам свод так же претерпел конструктивные изменения: из массивного цилиндрического превратился в крестовый, поддерживаемый нервюрами, которые, в свою очередь, передают давление на колонны. Полукруглые арки заменились стрельчатыми, которые позволили минимизировать боковой распор. Все эти конструктивные решения сделали возможным увеличение высоты здания. И как следствие, улучшение освещённости и создание цельного внутреннего пространства. Тогда готика стала своеобразным архитектурным прорывом. Диаметрально противоположным предшествующему романскому стилю по своему декоративному, эстетическому наполнению.
Одним из примеров ранней готики можно назвать Шартрский собор во Франции, г. Шартр. Он был перестроен из романской базилики и стал переходным звеном к готике в том виде, в котором мы подразумеваем её сейчас. Собор сохранил некоторые черты романской архитектуры: массивные башни (позже получившие готическое завершение) и полукруглые (а не стрельчатые) окна второго яруса. Очень массивно смотрятся приставленные вплотную к стенам контрфорсы, обладающие повышенным запасом прочности. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент. Это придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).
Шартрский собор, Франция, экстерьер. В Разрезе: Шартрский собор..
Западный вход собора оформлен тремя порталами, обильно украшенными скульптурой. От скульптур Шартра берет начало типичное для французской высокой готики заполнение, или, если можно так выразиться, заселение, соборов целым миром статуй и рельефов. При этом на стенах ещё не появилось такого разнообразия декора, и они буквально пустуют, производя более архаичное впечатление, нежели сооружения поздней готики.
На третьем ярусе, между основаниями башен, в плоскость стены врезано огромное окно-роза, являющееся главным элементом фасада.
На примере башен:
Можно ясно увидеть различия между ранней и поздней готикой: правая башня имеет классическое для готики лаконичное шатровое завершение, а шпиль левой башни, появившийся гораздо позже, в XVI веке, получил завершение в стиле «пламенеющей готики». Он обильно украшен каменной резьбой и скульптурами. Основания обеих башен остались ещё от романской базилики.
Шартрский собор, Франция,башни. В Разрезе: Шартрский собор..
Так же как и внешнее, внутреннее пространство выполнено в переходном (от ранней готики к поздней) стиле. Декор внутри ещё достаточно простой и лаконичный, что позволяет оценить изящество конструктивных решений. Благодаря системе колонн и нервюр, пространство зала не утяжелено несущими стенами. А поддерживается лёгкими аркадами, что делает его воздушным и относительно светлым. Это ощущение поддерживается так же и внушительной высотой сводов, что, в свою очередь, усиливает ощущение таинства и целостности.
Шартрский собор, Франция,интерьер.
Грамотное использование конструкций позволяет пространству не только эстетично выглядеть, но и моделировать и управлять поведением человека в нём
Сначала стройные ряды колонн, уходящие далеко в перспективу, приковывают внимание к главной, алтарной части собора, побуждая стремительно двигаться в её сторону. Нужно отметить, что апсида, как архитектурный элемент, впервые была применена именно в Шартрском соборе
Однако, на пересечении с трансептом пространство резко расширяется, и замедляет движение человека, рассеивая его внимание. Теперь мы имеем возможность осмотреться, заметить резьбу на стенах, пилястры и резные фигуры, изображающие сцены из жизни Христа и Богородицы.