Музей мухи

Немного биографии не помешает

Итак, южным июньским днем 1860 года в Моравском городке Иванчице, в семье судебного чиновника и дочери мельника родился гениальный мальчик. Уже с детства он хорошо рисовал, хотя и увлекался по большей части пением. Подростком он получил художественное образование недалеко от родного города – в Брно. Не поступив в местечковую художественную школу, ему одно время пришлось работать в театре: сначала актером, а затем декоратором и художником афиш.

Наконец его таланту отдали должное в Вене, и пригласили работать художником театральных декораций в мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт. Однако случившееся в 1881 году несчастье — пожар в театре и его мастерской – заставило юношу покинуть Вену. И все-таки судьба к нему благоволила, и в том же году он познакомился с графом Карлом Куэном-Беласси. Альфонс работал у графа придворным художником и оформлял для него интерьер замка в Грушовани, дворца Эммахоф, а затем и австрийского замка, который принадлежал брату графа.

Граф был восхищен мастерством юного Альфонса и даже оплатил его обучение в Академии изящных искусств в Мюнхене, где молодой человек «дорос» до главы Ассоциации Славянских художников. Через два года Альфонс Муха переезжает в город грез – Париж, и поступает там в одну за другой известные Художественные школы. Однако в одночасье молодому человеку пришлось выбирать: продолжать учебу или идти работать. Увы, но богатый спонсор покончил с собой.

Рядом находится:

Вацлавская площадь, площадь святого Вацлава; разговорное название Вацлавак — Václavák) — одна из самых знаменитых и больших городских площадей в мире, главный центр Нового Места в …

Каролинум — комплекс зданий, составляющий средневековое ядро Карлова университета в Праге (Старе Место), , появился в XIV веке. В настоящее время в зданиях располагается администра…

Церковь Святого Духа расположена на границе Старого города и Еврейского квартала рядом с Испанской синагогой на улице Широка. Это ближайшая католическая церковь в еврейском квартал…

На Республиканской площади расположен костел Святого Иосифа, построенный в середине XVII века. Костел украшает статуя Святого Иуды Тадеуша (1741) и двух ангелов (1855), которые был…

В 1752 гг. Орден пиаристов получил позволение Марии-Терезии строить гимназию с костелом на углу ул. На Пршикопе и ул. Панска на месте двух домов, сгоревших в ходе Австийско-Прусско…

Костел был построен в конце XII века на поселении Уезд. При сооружении Староместских укреплений в середине XIII века Уезд был разделен на две части. Большая часть осталась вне креп…

Национальный музей — крупнейший государственный музей Праги, созданный в начале XIX века. Неоренессансное здание Национального музея высотой более 70 метров и протяженностью фасада…

Новоместская ратуша — вторая по старшинству городская ратуша Праги, расположенная на пересечении Водичковой улицы и северной стороны Карловой площади в историческом районе Нове-Мес…

Нове-Место — исторический район Праги. С запада и севера примыкает к реке Влтава. Нове-Место — один из исторических пражских городов, которые в 1784 году Иосиф II объединил в один …

Маленький музей Великого Художника

Художник создал образы утонченных, воздушных, обворожительных женщин, олицетворяющих женственность, чувственную красоту, обольстительность, грацию. Однако его искусство сложнее и многограннее, чем изображение женских натур. В свое время художник был настолько знаменитым и популярным, что его считали символом «золотого» и «серебряного» веков: он «творил» как раз на стыке одного с другим. В Праге в 1998 году открыли Музей Альфонса Мухи, все экспонаты в который были предоставлены членами семьи живописца.

Музей совсем маленький и состоит из трех комнат, в двух из них находятся личные вещи и работы художника — их немного, около 100, что порою разочаровывает посетителей. На самом деле все вполне логично и гармонично. Многие, кто приходит в Музей, даже не вполне уверены, что вообще слышали о таком человеке, как Альфонс Муха. Сначала они «знакомятся» с его искусством, а имея наглядное представление о художественных талантах мастера, переходят в третий зал. Он — завершающий и подытоживающий небольшую экскурсию, когда посетителям показывают получасовой фильм о жизни и творчестве художника.

Что здесь можно посмотреть

Музей небольшой, всего 500 кв.метров, и это общая площадь, включая сувенирный магазин, служебные помещения, коридоры. Сама выставка около 300 кв.метров. Выставлены около 100 работ художника.

Для поклонников Альфонса Мухи или стиля арт-нуво экспозиция безумно интересная.

Остальным туристам она кажется очень маленькой и несопоставимо дорогой. Главные экспонаты — это оригинальные литографии плакатов из Парижа. Они не вызывают у рядового туриста каких-то сильных эмоций, хотя поклонники Альфонса Мухи в восторге.

Выводы: если далеки от арт-нуво, но хотите восхититься работами Альфонса Мухи, то отправляйтесь лучше в Национальную галерею смотреть «Славянский эпос».

Страшный 1939

Во время работы над «Славянским эпосом» Альфонс Муха занимался разработкой эскизов государственных денежных знаков, почтовых марок, государственного герба. Работа всецело поглощала его. Однако на закате жизни Альфонс Муха перестал быть популярным, так как его творчество сочли в 30-х XX века безнадежно устаревшим и чересчур националистическим.

Кстати, именно последний пункт повлиял на то, что престарелого художника гитлеровская Германия поставила в список врагов III Рейха. В 1939, когда фашисты захватили Прагу, старика несколько раз арестовывали. Вряд ли гестаповцы милостиво отнеслись к почтенному возрасту известного человека. После ряда допросов Альфонс Муха заболел и быстро умер. Его похоронили на Вышеградском кладбище. Не правда ли, как трагически порою поступает судьба с настоящими гениями?

Сегодня вы можете познакомиться с экспозицией, которую представляет гостям Праги Музей Альфонса Мухи на улице Panska 7. Работы великого художника хранятся во многих музеях мира, но только в этом здании можно прочувствовать его индивидуальность и харизму. До сих пор считается, что высокую планку плакатной живописи, которую поднял Альфонс Муха в своих работах, так никто и не превысил.

Многогранность творчества

Так на свет появились его «La Femme Muchas» — образы томных и роскошных славянок, которые гениальный художник изображал в разных интерпретациях. Это и уникальный гороскоп с женской головой, вокруг которой собралась зодиакальная женская «компания», и «Времена дня», где представлены четыре разных образа. Утро — нежная юная блондинка, День – рыжеволосая грациозная дева, Вечер – утомленная обворожительная брюнетка, Ночь — спящая темноволосая красавица. Вообще, Альфонс Муха был мастером отойти от штампов и демонстрировать публике нечто новое, одухотворенное и совершенное, что есть в жизни и можно перенести на язык полотна. Его картины дышат спокойствием, умиротворением, желанием созерцать красоту и радоваться ей.

В 1895 году Художник стал вхож в художественную галерею, к которой принадлежали Боннар, Грассе, Верлен, братья Люмьер – то есть творческая интеллигенция Парижа. 1899 год: Париж знакомиться с творением мастера – книгой «Отче наш» на латыни и на французском языке. Альфонс Муха и здесь отличился: каждая фраза известной молитвы была помещена на отдельной странице в обрамлении изысканных узоров и рисунков, сделанных в технике фототипии (кстати, это изобретение чехов).

С 1897 года Муха начинает сам устраивать выставки в Европе, а в 1900 году художника приглашают оформлять павильон Боснии и Герцеговины на Всемирной Парижской выставке. И хотя на ней представлены несколько плакатов Мухи с его излюбленными женскими образами, именно в тот период он живо интересуется историей славянских народов, которую он по-своему запечатлел затем в картинах «Славянской эпопеи».

Книга «Декоративная документация», которая вышла в свет в 1901 году, стала своеобразным итогом многолетней деятельности художника. В ней он изложил свой опыт и представил всевозможные рисунки, узоры, шрифты, техники, которые можно использовать не только в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, но также в декорировании мебели, в ювелирном деле. То, что представлено на страницах руководства стало примером для выполнения драгоценных украшений, например ожерелья с портретом Сары Бернар.

1903 год знаменателен в жизни Альфонса Марии Мухи: он женился на молоденькой ученице – Марии Хытиловой, которую ласково называл Марушкой. Они прожили всю жизнь вместе. Марушка подарила супругу двух детей: дочку Ярославу и сына Иржика.

Жизнь в Париже

И что же делал Муха? Хватался за любую работу, какую только ему предлагали, и где могло пригодиться его мастерство. Оформлял плакаты, календари, афиши, модные журналы, визитные карточки и даже ресторанные меню. Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях. Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать. Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей».

В Париже Альфонс Муха успешно попробовал свои силы в качестве оформителя обложек и книжных иллюстраций. Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий. Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы». Дальше – больше! Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань). Яркий пример его работы в этом направлении — обложка «Petit Francais illustre».

Талантливый художник успешно сотрудничает с такими «монстрами» прессы, как:

  • Журнал «Народная жизнь» («La Vie populaire»);
  • Газета «Фигаро» («Le Figaro illustre»);
  • Газета «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»);
  • Журнал «Золотая Прага» («Zlata Praha»).

«Славянская эпопея»

В 1906 году семья уезжает в США, где Альфонс Муха преподавал в Художественном институте и работал в одном из известных театров, как декоратор. Он снискал громкий успех у американцев, однако все время хотел вернуться в Чехию: американская жизнь была не для него. Тем более, что он твердо решил заняться славянской тематикой, и как только вернулся в Чехию, принялся за работу.

На воплощение грандиозного замысла художник потратил 15 лет. Однажды он даже посетил Санкт-Петербург и Москву, чтобы собрать материалы для работы. В его «Славянском эпосе» отражены переломные моменты истории славян, как:

  • «Симеон, царь Болгарии»;
  • «После Грюнвальдского сражения»;
  • «Отмена крепостного права на Руси».

В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге. Картинным полотнищам огромных размеров место нашлось не сразу, в конце концов их отправили в Брно. Затем они долго хранились в  замке в Моравском Крумлове, хотя сам художник их завещал Праге при условии, что для них будет построена отдельная Галерея

Внук мастера обратив внимание, что воля деда так и не была исполнена, основал Фонд и стал заниматься сбором средств для строительства. Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею

Славянская эпопея «путешествует» по миру. В 2015 запланирована трехмесячная выставка артполотен в Японии, а в 2017 — в Южной Корее и Китае, после чего картины отправятся «домой».

Советы посетителям

— Официально в залах музея запрещено фотографировать. Но кого и когда это останавливало?

— В кассах принимают евро, однако сдачи в евро часто нет, округляют курс. Лучше поменяйте деньги на чешские кроны. Читайте наш обзор «Как менять валюту в Чехии»;

— Если хотите быть ближе к искусству и наследию Альфонса Мухи в прямом смысле, то можете поселиться в отеле «Art Nouveau Palace» в 20 метров от музея. Цены — от 150 долларов за ночь;

— При покупке любых картин-копий обязательно берите чеки и сертификаты, чтобы потом оградить себя от проблем на выезде из Чехии. Читайте наш обзор «Что нельзя вывозить из Чехии».

Надеемся наш рассказ был интересным. Читайте наши статьи о чехах и Чехии (список ссылок ниже).

достопримечательности Праги:

  • Базилика Святого Георгия
  • Базилика Святых Петра и Павла
  • Валленштейнский дворец
  • Вацлавская площадь
  • Вифлеемская площадь
  • Высокая синагога
  • Вышеград
  • Голодная стена
  • Градчаны
  • Дом Фауста
  • Еврейская ратуша
  • Еврейский квартал — Йозефов
  • Жижковская телевизионная башня
  • Завод Старопрамен
  • Золотая улочка
  • Карлов мост
  • Карлова площадь
  • Каролинум
  • Клаусова синагога
  • Клементинум
  • Костёл Святого Духа
  • Костел Святого Иосифа
  • Костел святого Креста
  • Костел святого Мартина в стене
  • Кршижиковы фонтаны
  • Летний дворец королевы Анны
  • Лобковицкий дворец
  • Майзелова синагога
  • Мала Страна
  • Малостранская площадь
  • Марианская площадь
  • Монастырь св. Агнессы Чешской
  • Национальный Музей
  • Национальный памятник на Виткове
  • Национальный проспект
  • Национальный театр
  • Национальный технический музей
  • Новоместская ратуша
  • Новый Королевский город
  • Общественный дом
  • Остров Кампа
  • Памятник Святому Вацлаву
  • Памятник Францу Кафке
  • Памятник Яну Гусу
  • Парижская улица
  • Пассаж «Люцерна»
  • Петршин
  • Петршинская башня
  • Пинкасова синагога
  • Площадь Крестоносцев
  • Площадь Республики
  • Площадь Юнгмана
  • Пороховая башня
  • Пражская Лорета
  • Пражские куранты
  • Пражские острова
  • Пражский Град
  • Пражский зоопарк
  • Пражский музей пива
  • Пражский фуникулёр
  • Пругоницкий парк и замок
  • Рудольфинум
  • Скульптуры Давида Черны
  • Славин
  • Собор Девы Марии Торжествующей
  • Собор Карла IV и Девы Марии
  • Собор Святого Вита
  • Собор Святых Кирилла и Мефодия
  • Сословный театр
  • Старая замковая лестница
  • Старе-Место
  • Старое еврейское кладбище
  • Староместская ратуша
  • Староместсткая площадь
  • Староновая синагога
  • Старый королевский дворец
  • Страговский монастырь
  • Танцующий дом
  • Тынский храм
  • Францисканский сад
  • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Храм Девы Марии Снежной
  • Храм Святого Франциска Ассизского
  • Храм Святой Людмилы
  • Целетна
  • Церковь Пресвятого Сердца Господня
  • Церковь Святого Игнатия Лойолы
  • Церковь Святого Николая
  • Церковь Святого Николая (Мала-Страна)
  • Церковь Святого Якуба
  • Церковь святой Екатерины
  • Чернинский дворец

Встреча с Сарой Бернар

Наконец, Альфонс Муха под Рождество 1894 года получил судьбоносный заказ – сделать афишу на премьеру спектакля «Жисмонда», в котором играла великолепная Сара Бернар. Богиня сцены была в восхищении от работы молодого дарования, и было отчего. Муха получил заказ через владельца типографии де Бруноф, с которым отправился в театр «Ренессанс». Во время спектакля художник набросал в альбоме эскизы будущей афишы. Это было изображение главной героини Сары Бернар, одетой в длинное богатое платье с расшитыми длинными рукавами, с пышной прической, в которой красовались орхидеи. Жисмонда держала пальмовую ветвь в руке.

После спектакля художник и типографист встретились в кафе напротив, где Муха на основании увиденного и эскизов сделал окончательный набросок будущей афишы. Когда его показали легендарной актрисе, она была в восторге и возжелала лично познакомиться с художником. Впоследствии она добилась для него места главного декоратора театра «Ренессанс». А де Бруноф купил то самое кафе, где был сделал исторический набросок.

27 декабря 1894 года афиша «GISMONDA» — спектакля по мотивам пьесы великого Д.Боккаччо, была полностью готова. Это был триумф молодого художника, когда большие листы афиш украшали стены и заборы Парижских улиц. Рисунок был декоративный и исполнен в золотых тонах: над изображением страдающей, но гордой Жисмонды золотыми буквами было выведено название пьесы.

В течение шести лет Муха радовал поклонников театра афишами, среди которых наиболее известны:

  • «Дама с камелиями»;
  • «Тоска»;
  • «Медея»;
  • «Гамлет».

К слову сказать, сегодня афиши и плакаты Альфонса Мухи стоят баснословные деньги: миллионеры не жалеют за обладание ими свои миллионы.

В то время Муха с одинаковым воодушевлением выполнял сценические костюмы, аксессуары, а также декорации к спектаклям. Ходила молва, что Муха и Великолепная Сара состояли в любовной связи. Альфонс работал бесперебойно — от заказов не было отбоя. Оформить этикетки от шампанского или спичек, создать коллекцию ювелирных украшений, панно, эстампов под силу было лишь натуре, жаждущей открывать себя снова и снова и дарить миру произведения искусства и частичку своей души.

Что смотреть в музее

Экспозиция разделена на семь секций, но не каждой секции выделена отдельная комната, здесь не так много комнат.

Секция «Декоративные панели». Первою такую работу Альфонс Муха создал в 1896 году, она и стала одной из самых знаменитых его работ — это «Четыре сезона» (на фото ниже, кликните для увеличения). Именно она впервые очертила «Стиль Мухи» в декорациях, когда четыре картины, объединённые одной темой и в едином стиле, помещаются рядом. Уже позже в Париже Альфонс Муха написал «Четыре цветка», «Четыре времени дня» и «Четыре искусства».

Именно эти работы в полной мере отражают Альфонса Муху как личность, в картинах сочетаются красота природы в виде цветочных узоров и красота женщин. Альфонс был человеком жизнелюбивым и жизнерадостным.

Секция «Парижские плакаты». Здесь можно увидеть и оригинальные плакаты, которые Муха рисовал для театров, выставок, ресторанов, и оригиналы литографий, с которых в Париже печатали эти плакаты. Именно парижские плакаты сделали художника знаменитым в Европе и сформировали его неповторимый стиль, который считается «жемчужиной» в арт-нуво.

Самая знаменитая работа в этой секции — это «Гисмонда», на плакате изображена исполнительница главной роли — Сара Бернар. Именно этот плакат понравился Саре Бернар настолько, что она заключила контракт на 6 лет.

Ещё три знаменитых плаката: «Медея», «Гамлет» и «Лоренцаччо». Очень интересный момент, что на всех этих трёх плакатах изображена Сара Бернар. Именно! И Гамлета играла она, и Лоренцо Медичи играла она, несмотря на то, что эти персонажи мужские.

Как добраться

Проще всего на пражском метро, нужно доехать до станции Мустек (Mustek) на пересечении зелёной (А) и жёлтой (В) линий. Схему метро и тарифы на проезд смотрите в нашей статье «Метро Праги».

После выхода из метро попадёте на Вацлавскую площадь, которая больше напоминает не площадь в привычном нам виде, а длинную и широкую улицу. Нужно найти улицу Йиндришска (Jindrisska), она перпендикулярна Вацлавской площади, это улица с трамвайными путями, её легко узнать.

На большом перекрёстке в одну сторону уходит улица Йиндришска (Jindrisska), в противоположную улица Водичкова (Vodickova). Нужна именно Йиндришска, главное — не перепутать.

Сориентироваться просто. Смотрите в обе стороны вдаль Вацлавской площади. Встаньте лицом к большому зданию вдалеке, у здания высокий купол. Улица Йиндришска будет налево. Фото с улицы Йиндришска смотрите рядом, кликните на фото для увеличения.

Идите по улице Йиндришска 200 метров, до первого перекрёстка. Сворачивайте налево на перекрёстке. Идите вперёд и через 20 метров будет вывеска «Mucha Museum».

Если предпочитаете такси, то искать ничего не придётся. Просто скажите водителю фразу «Мухово музеум». Тарифы на проезд смотрите в нашей статье «Такси в Чехии».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не Анапа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: