Советы туристам и статьи о Праге
Что посмотреть в Праге за один день
Прага — идеальный пример машины времени. Здесь средневековье соседствует с высокими технол…
4475
Новый год 2020 в Праге
Новый год в Праге у многих ассоциируется со сказочным приключением. Древние замки, грандио…
5242
Что посмотреть в Праге за 3 дня
Три дня в Праге — это возможность без суеты посмотреть основные достопримечательности горо…
15008
Что посмотреть в Праге за 7 дней
Приехать в Прагу и прожить здесь несколько дней — все равно что сесть в машину времени и н…
5592
Как интересно провести 8 марта в Праге
Разве Прага не идеальный город для поездки на 8 марта? Сложно найти еще более сказочный и …
3566
Сады и парки Праги
Парки и сады Праги — отдельная тема для разговора, когда речь заходит о благоустройстве и …
4768
Пиво и пивные в Праге
Пиво и пивные в Праге вызывают у туристов не меньший интерес, чем Карлов мост и Староместс…
3630
Метро Праги
Метро в Праге — один из самых масштабных долгостроев Чехии, который буквально спас город в…
4548
Недавняя история
В 1997 году, в 1000-летие со дня смерти святого Адальберта (святой Войтех на чешском языке), патроциний (посвящение) церкви был повторно посвящен Святым Вацлаву и Святому Адальберту . Предыдущая романская базилика имела этот тройной патроциний для основных покровителей Чехии с 1038 года, когда здесь были помещены мощи святого Адальберта. Череп святого Адальберта хранится в сокровищнице Гильберта.
В 1954 году постановлением правительства весь Пражский Град был передан в собственность «всего чехословацкого народа» и в управление канцелярии президента. Начиная с 1992 года, после Бархатной революции, церковь подала несколько петиций с просьбой определить истинного владельца здания. Спустя 14 лет, в июне 2006 года, городской суд в Праге постановил, что указ 1954 года не изменил право собственности на собор и что владельцем является митрополит Капитул Святого Вита. В сентябре 2006 года администрация президента передала управление столичному капитулу. Однако в феврале 2007 года Верховный суд Чешской Республики отменил решение городского суда и вернул дело в суд общей юрисдикции. В сентябре 2007 года Окружной суд Праги 7 постановил, что собор принадлежит Чешской Республике, это решение было подтверждено городским судом в Праге, и Конституционный суд отклонил апелляцию столичного капитула, однако отметил, что кафедра, несомненно, владеет внутреннее убранство собора. Столичное отделение рассматривало возможность продолжения рассмотрения дела в Европейском суде по правам человека, однако в мае 2010 года новый пражский архиепископ Доминик Дука и президент государства Вацлав Клаус вместе заявили, что не желают продолжать судебные конфликты. Они заключаются в том, что семь человек, которые традиционно являются держателями ключей от Палаты Святого Вацлава с Драгоценностями Богемской короны, также становятся советом по координации и организации управления и использования собора. Тем не менее, споры о владении некоторыми родственными домами канонизма продолжаются.
В июле 2012 года Палата депутатов приняла закон о компенсации церквям за имущество, конфискованное коммунистическим правительством. Сенат одобрил законопроект , в ноябре 2012 года , и правительство осуществило его в июне следующего года после устранения юридических проблем.
Немного истории
Первую церковь на месте современного Собора Святого Вита построил в 929 году князь Вацлав, позже канонизированный и сейчас известный нам как Святой Вацлав. Тогда это была ротонда – сооружение круглой формы с одной аспидой.
В ротонду Святой Вацлав поместил мощи Святого Вита (руку), которую он получил в дар от своего сюзерена, союзника и друга — короля Саксонии Генриха I Птицелова. После смерти князя Вацлава его тело поместили сюда же. В 973 году ротонда становится кафедральным храмом после образования Пражского епископства.
В 1038 году в ротонду поместили мощи Святого Войтеха после того, как их привез из Гнезды в Прагу князь Бржетислав I. Святой Войтех был вторым епископом Праги. Он принял мученическую смерть от язычников в Прусии (кстати, на территории России рядом с Калининградом). На фото ниже статуя Святого Войтеха, кликните на фото для увеличения.
Святой Войтех завершил триаду святых: Святой Вит, Святой Вацлав, Святой Войтех.
Новый большой храм начал строить князь Спытигнев II (сын Бржетислава I) в 1060 году. В 1061 году Спытигнев II умер, и на престол взошел и продолжил строительство его брат Вратислав II. Новую базилику Святых Вита, Войтеха и Девы Марии закончили только в 1096 году.
Базилика была крестообразной формы, 70 метров в длину, 35 метров в ширину. Было три нефа, с двумя аспидами и двумя башнями, примыкающими к трансепту. Стиль здания точно неизвестен, вероятно, романский стиль, напоминавший церковь Святого Михаила в Хильдесхайме или Собор в городе Шпейер.
Вратислав II стал первым королем Чехии, а базилика Святого Вита становится усыпальницей представителей королевского рода.
Вратислав II очень хотел появления в Праге архиепископства, его мечта сбылась только через 250 лет. В 1344 году было учреждено Пражское архиепископство, которому нужен был внушающий уважение и трепет кафедральный собор.
21 ноября 1344 года первый камень в основание храма заложил король Иоанн Люксембургский (отец великого Карла IV). Вероятно, тогда не предполагали, что строительство продлится 600 лет.
Сооружение длиною в шесть веков главного собора Праги (немного истории)
Храм был основан заступником чешской нации — князем Вацлавом. Он в 925 году строит ротонду, посвященную св. Вита. Его десницу даровал Вацлаву восточнофранкский правитель Генрих I.
В 11 веке ротонду заменила трехнефная базилика. Во времена правления Спытигнева II, возведенная 1060 году базилика стала местом для коронаций и последним пристанищем представителей рода Пржемысловичей. Она была усыпальницей королевских персон и представителей чешского высшего сословия. После 1344 года сооружение становится еще и сокровищницей.
Первый зодчий Маттиас Аррасский успел дожить только до возведения галереи и аркад. В 1352 году, после его кончины, дело мастера продолжает Петер Парлерж. Молодой архитектор закончил все постройки, задуманные Маттиасом (ризницу, капеллу), а затем добавил свои элементы. Смелым решением стало возведение им купола из двойных диагональных балок, которые создали неповторимый орнамент. Поскольку Парлерж был скульптором, он не мог не добавить в здание собора скульптурные элементы: карнизы, бюсты правителей, епископов, архитекторов, создававших собор. До его смерти (1399 год) были построены хора, часть трансепта.
При Карле IV, и во все последующие десятилетия, в соборе добавляются захоронения покровителей и святых Праги: св. Вита, Вацлава, Войтеха, св. Зикмунда. Во все последующие строительные этапы в здание храма добавляются элементы барокко.
Гуситское восстание 1419 года разрушило иконы, скульптуры, картины в церкви. В 15 веке Владислав Ягеллон, чешский король, поручает постройку величайшему зодчему — Бенедикту Рейту. Но отсутствие денег приостановило стройку. Святые мощи и значимость собора приводят к мысли о хранении в его стенах регалий королей Чехии. Священный символ чешской державы — корона королей стала самым дорогим сокровищем собора.
Древние части здания восстанавливают спустя 500 лет после закладки первого камня в собор — с 21 ноября 1844 года.
В 1844 году зодчие Йозеф Краннер и Ворцлав Песина разрабатывают проект завершения церковного здания. С 1861 по 1866 годы Краннер руководил ремонтными работами.
После его смерти в 1873 году Йосеф Моцкер заканчивает восстановление храма, он добивается единства в столь непростом сооружении. Последним автором архитектурных решений храма становится Камил Гильберт. 30 августа 1873 года был освящен новый главный алтарь св. Вита. Декорирование окон в северной части нефа было сделано скульптором Войтеком Сушардом в тандеме с художником-модернистом Альфонсом Мухой (1920 год).
К 900-летию создания пражского епископства 1 октября 1920 года начинается восстановление собора. Библейские истории на окне-розе были созданы Франтишеком Киселой в 1925-1927 годах. В конце весны 1929 года собор св. Вита торжественно открывается. Шестисотлетнее строительство завершено.
Собор можно назвать архитектурной доминантой Праги. С внешнего вида храма понятно, что он строился как центр чешской державы. Он стал местом захоронения римских императоров: Карла IV, сына его Вацлава IV, Фердинанда I, его супруги Анны Ягеллонки, сына их Максимилиана II, Рудольфа II. Ареол святости пронизывает кафедральный собор.
16 декабря 2011 года открывается выставка сокровищ собора св. Вита. Разместили ее в часовне Животворящего Креста (он расположен во 2 внутреннем дворике). Экспозиция была организована митрополитом Витусом и администрацией Пражского града. Она запланирована на 10 лет. Всего представлено 139 экспонатов, мощи не входят в выставку.
Внешний вид храма
Шпили собора видны из любого района Праги, он незримо присутствует в киноленте городской жизни. Когда впервые приближаешься к нему, возникает ощущение неземного, «космического» величия.
Главный неф имеет высоту 34 метра, самая высокая Южная башня – 96 метра.
С запада возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Однако собор отнюдь не «подавляет» своими размерами – напротив, согласно средневековым готическим представлениям о присутствии в храме anima mundi, или «мировой души», связующей Бога и человека, создает впечатление гармонизирующего и легкого устремления в небо.
Такой эффект достигается за счет четко выверенных пропорций и ажурной кружевной резьбы, покрывающей его каменные стены.
На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита.
В собор можно пройти через западные ворота. Три входных портала украшены барельефами. На центральном изображены сцены строительства храма – от создания первоначального проекта до торжественного вноса мощей святых.
На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха. Много на фасаде красноречивых фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками.
С южной стороны перед входом в башню находятся т.н. «Золотые ворота» — в древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия. Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда.
На них шесть святых покровителей Чехии умоляют Христа помиловать души грешных. Шедевр создан из миллиона фрагментов венецианского стекла более чем 30 оттенков. Мозаика придает порталу характерное золотистое сияние.
Интересно рассмотреть и решетки перед этими воротами – на них изображены ремесла, подходящие для каждого знака Зодиака: согласитесь, довольно неожиданное решение с учетом того, что по церковным понятиям астрология – абсолютная лженаука.
А в нише этих ворот можно увидеть мозаичное распятие, выполненное по канонам православия. На это указывают четыре гвоздя, которыми Спаситель был прибит к кресту (католики считают, что их было три). Наличие православного распятия в этом воплощении католицизма – одна из многочисленных загадок собора.
Собор Святого Вита
Фото на фоне этого грандиозного сооружения привозит домой каждый турист, посетивший чешскую столицу. Сегодня в главной части его хора, непосредственно над алтарем, можно увидеть скульптурную галерею основателей и всех строителей храма. Здесь стоят бюсты короля Карла IV и монаршей семьи, зодчих Матье из Арраса и Петра Парлержа, причем оба мастера были похоронены здесь же, в капелле Марии Магдалины, а также архиепископов и прочих лиц, хоть как-то причастных к возникновению этого архитектурного шедевра.
Кроме того, эта галерея считается единственным памятником подобного рода во всем западноевропейском средневековом искусстве.