История возведения храма
1388 год положил начало строительству храма, которое растянулось больше чем на 500 лет. В то время в окрестностях Кутной Горы активно разрабатывались месторождения серебра, город богател и расширялся. Кутногорские патрицианские семейства пригласили для строительства кафедрального собора зодчего Яна Парлержа, который вместе со своим отцом Петром Парлержом строил собор Святого Вита в Праге.
Те могучие стены собора, которые наблюдаем сегодня, – это заслуга первого архитектора. Длина сооружения 70 м, а ширина – 40 м. Размеры внушительные и сейчас, хотя планировался собор еще более протяженным:
Первоначальный проект Парлержа предполагал, что храм будет состоять из трех нефов, но в процессе строительства уже на первой стадии были внесены изменения. Здание дополнилось широкими наружными нефами:
Строительство велось до 1420 года, пока волна гуситских войн не затормозила работу на 60 лет… На смену Парлержу пришел другой, не менее известный архитектор Матей Рейсек, в послужном списке которого уже числилась Пороховая башня в Праге.
Рейсек взялся за возведение верхней части храма, и в результате его творчества появились сетчатые своды над алтарем на высоте 33 метра от пола. Часть этого свода сохранилась до сих пор. Его можно увидеть в самом центре фотографии:
Матей Рейсек не только достроил верх храма, но и дополнил его многими каменотесными деталями, так как был искусным декоратором.
Следующий зодчий подключился к строительству собора в 1512 году. Архитектор королевского двора Бенедикт Рейт, автор Владиславского зала в Пражском Граде, создал уникальный кружальный свод над главным нефом собора Святой Варвары:
Сложное архитектурное решение дополнено различными изображениями: гербами, эмблемами, надписями. Своды зодчего Рейта несколько ниже, чем те, которые выполнил Рейсек. Высота главного нефа – 30 метров.
Возведение собора требовало столько средств, что даже переработка серебряной руды не покрывала строительных расходов. Западная сторона строения все еще была открытой, и в 1558 году здание завершили временной стеной. Трудно поверить, но эта временная стена была преобразована в главный портал собора только в 1884—1905 гг., когда шел последний этап строительства храма.
Практически три с половиной века такой уникальный памятник архитектуры в стиле чешской поздней готики оставался недостроенным… Инициатором завершения строительства в 1884 году стало местное археологическое общество «Воцел».
История строительства
Первые шаги к появлению религиозного сооружения на берегу Влтавы были сделаны ещё в 10 столетии. Святой Вацлав возвёл здесь храм-ротонду, посвящённый святому Виту и выполненный в канонах романики. После смерти князя его захоронили именно здесь, что добавило в название святыни и имя Вацлава.
Первые десятилетия следующего века ознаменовалось властью Спытигнева II и заменой вацлавской ротонды на базилику из трёх нефов. Она должна была выполнять функции храма для коронаций и места захоронения первой династии королей Чехии. Расположенное в максимальной близости к крепости монархов — Пражскому граду — строение быстро превратилось в духовный центр страны. Именно в нём обосновались первые пражские епископы. Сюда же в начале 11 века были привезены мощи одного из них, после чего святыня была именована в честь Святого Вита, Вацлава и Войтеха.
Начало истории существующего сегодня собора датируется 1344 годом. Его основание было заложено 21 ноября под руководством архитектора из Франции Маттиаса из Арраса. Покровительствовали этим работам и архиепископ Арношт и чешский монарх Карл Люксембургский. Маттиас планировал создать строение по канонам французской готики. Но он так и не увидел, какое воплощение получили его чертежи: мастер скончался в 1352 году, застав только возведение галереи и аркад.
На смену пришёл немецкий мастер архитектуры Петр Парлерж, примерно в этот же период создавший в столице Чехии всемирно известный Карлов мост и несколько церквей. Парлерж завершил строительство той части собора, которая была прописана в планах его предшественника, а после приступил к воплощению собственных идей. Так сооружение приобрело свои архитектурные особенности: свод, основанный на двойных диагональных балках, карнизы, скульптурные элементы в виде бюстов. Но закончить возведение собора Святого Вита не успел и этот мастер. Дело продолжили его сыновья, а после — Петрилк.
Возведение собора было вынуждено заброшено в период гуситской революции, произошедшей в начале 15 столетия.
Военные действия не обошли сооружение стороной и повредили скульптурные изображения, иконы и прочие элементы здания. Вернуться к работам получилось только во второй половине века. Во главе строительства стал Бенедикт Рейт — чешский строитель и архитектор. Однако теперь сложности возникли с финансированием строительства, и его темпы вновь упали.
В середине 19 столетия за собор Святого Вита взялись с новыми силами. Предстояло отремонтировать ранее возведённые части здания и избавиться от элементов барокко, добавленных разными архитекторами в период с 15 по 19 столетия. Это реализовал Йозеф Краннер, начавший ремонт сооружения в 1861-м. Краннер скончался в 1873-м, и тогда за достройку принялся Йозеф Моцкер. Именно он являлся конструктором западной части собора. Архитектор придерживался канонов, которые задал ещё в 14 веке Парлерж. Благодаря этому удалось достичь стилевого единства сооружения, прошедшего через разные эпохи. Но и Моцкер не увидел окончательно завершённого собора. Достроил эту уникальную святыню Камил Гильберт. Однако ещё предстояло завершить декорирование.
Внутри нефа заливается цвет из витражей, созданных известными чешскими художниками начала 20-го века. Витражи окон и розы относятся к работам Альфонса Мухи и Франтишека Киселы. На выходе из третьей часовни на северной стороне Альфонс Муха изобразил святых Кирилла и Мефодия (1909), а рядом находится деревянная скульптура распятия (1899) скульптора Франтишека Билека. И лишь в 1929-м собор Святого Вита можно было назвать полностью законченным. Мир получил уникальное строение, высотой в 124 метра.
Собор святого Вита снаружи
Грандиозность собора святого Вита поистине поражает! С южной стороны находится парадный вход, которым раньше пользовались во время коронаций правителей или же при проведении свадебных церемоний – так называемые Золотые ворота. Над входом красуется великолепная мозаика с изображением Страшного Суда, работы неизвестных венецианских мастеров. Чтобы создать этот шедевр, были использованы около миллиона кусочков цветного стекла! Сами Золотые ворота закрыты интересной решёткой. Она покрыта металлическими фигурками, изображающими средневековые ремёсла – занятия для разных знаков зодиака.
Расположенная левее от этого входа колокольная башня была спроектирована Петром Парлержем, а построена уже его сыновьями. Это одна из старинных частей собора. Купол башни выполнен в барочном стиле, но он прекрасно вписывается в общий готический образ. На башне есть необычные часы – с двумя циферблатами, на каждом из которых всего по одной стрелке. На одном циферблате показываются часы, а на другом – минуты. Восхищает своим изяществом и резная позолоченная решётка. Внутри башни находятся колокола, самый большой из которых весит 18 тонн и носит имя Зигмунд. Другие крупные колокола также имеют свои имена: Вацлав, Иоанн Креститель, Йозеф. Они были водружены на колокольню после крупного пожара 1541 года, уничтожившего старые колокола и повредившего часовой механизм.
С западной стороны собора святого Вита расположены три входных портала, украшенные замечательными барельефами. Над центральным входом изображён процесс строительства храма. Барельефы слева рассказывают о жизни святого Вацлава, а справа – святого Войтеха. Рассматривая фасад, можно увидеть необычные водостоки в виде химер и горгулий.
Над входными порталами возвышаются классические готические башни. Их высота достигает 80 метров. Между ними размещено 10-метровое окно-розетта. Это витраж, созданный в 1921 году. Её автор, живописец Франтишек Кисела, изобразил легенду о создании мира.
Если обходить собор по часовой стрелке, то с северной стороны вы попадёте на достаточно узкую улочку. Восточная часть собора святого Вита – это внешняя стена полукруглого деамбулатория. Выйдя снова на южную сторону, вы увидите крытый коридор, соединяющий собор со старым королевским дворцом.
Интерьер кафедрального собора Святой Варвары
Главный алтарь храма располагается в проекции старинных сетчатых сводов, выполненных Матеем Рейсеком в XV веке. С 1905 года здесь установлен алтарь в неоготическом стиле и относится к самому позднему этапу строительства собора. В центре алтаря изображена Тайная вечеря, а справа вверху на створе можно увидеть Святую Варвару – покровительницу тех, кто связан с горнодобывающим промыслом:
Интересен факт, что более ранний позднеготический алтарь 1502 года изготовления был удален иезуитами, когда храм перешел в ведение их ордена в XVII веке. Иезуиты организовали ряд изменений в интерьере храма в стиле барокко. Они же привнесли в отделку некоторых капелл сочетание черного с золотом:
На стенах храма сохранились средневековые фрески, самыми ценными из которых считаются росписи в Смишковской капелле. Известная личность в Кутной Горе М.Смишек играл важную роль и в развитии серебряного промысла, и в строительстве собора. Росписи под витражом изображают семью этого местного предпринимателя:
Витражи окон появились на последнем этапе реконструкции собора. Они представляют собой живопись на стекле, выполненную по эскизам художника исторических картин Франтишека Урбана:
Особого внимания заслуживает кафедра, вытесанная каменотесом Леопольдом в 1560 году. Столетие спустя, иезуиты дополнили кафедру деревянной облицовкой и декорациями. Заслугой иезуитского ордена также является органный шкаф первой половины XVIII века. После завершения строительства собора, орган располагается на балконе главного портала:
На этой же фотографии в левом нижнем углу видна скульптура человека в белом. Необычно для соборов, потому что это изображен шахтер в своем рабочем плаще. В левой руке у него горелка, а в правой – рабочий инструмент. Вот так, стоя на коленях, и работали добытчики серебряной руды по 10-14 часов в день… И благодаря этому тяжелейшему труду, возвысился такой великолепный собор Святой Варвары.
В храме доступны верхние галереи, где выставлены небольшие скульптурные коллекции, сохранившиеся с предыдущих эпох. Но это посещение требует незначительной входной платы – 15 крон. Вот эта пара статуй сохранилась с барочного периода, когда собор Барбары был на попечении иезуитов:
Скульптурные украшения органа также можно превосходно рассмотреть, находясь на верхних галереях. Композиция была создана иезуитскими мастерами во второй половине XVIII века:
Но еще более интересно увидеть изнанку органа, которая доступна при осмотре сверху. Сейчас в соборе установлен обновленный механизм музыкального инструмента. Он состоит из трех клавиатур, 4000 труб и 45 регистров:
Можно только представить, как великолепно звучит инструмент под 30-метровыми сводами храма. В настоящее время в соборе Святой Варвары проходят концерты органной и классической музыки.
Еще в храмовый комплекс входит часовня, сооруженная на склоне возле собора. Строительство часовни также начинал Ян Парлерж. Под руководством архитектора успели возвести первый этаж часовни с уникальными ребристыми сводами, но на этом строительство и прекратилось. Вместо второго этажа над часовней в нынешние времена оборудована смотровая площадка, с которой открываются панорамы Кутной Горы и долины речушки Врхлице.
Ваш euro-проводник Татьяна
Соборы (9)
по алфавиту
по популярности
Собор Св. Вацлава21
Оломоуц |
Готический собор святого Вацлава – это второе по высоте здание в Чехии. Оно находится на уютной, скрытой от посторонних глаз, тихой площади, но обнаружить его очень просто: три величественных шпиля храма, прорезающих небо, служат хорошим ориентиром.
Кафедральный собор Св. Вита19
Прага |
Кафедральный собор Св. Вита является главным чешским храмом. Готический храм был основан Карлом IV в связи с повышением пражского епископства до архиепископства в 1344 году. Проект собора является делом французского мастера Матэ из Арраса, который вел строительство до 1352 года, после него продолжал архитектор Петр Парлерж и его сыновья.
Собор Св. Игнатия16
Йиглава |
Без упоминания собора Св. Игнатия, рассказ об Йиглаве был бы неполным. Ибо под сводами этого храма хранится одна из самых важных святынь чешского народа – Крест Пржемысловичей. Это распятие, изготовленное в готическом стиле, датируют временем правления короля Пржемысла Отакара II.
Собор Божественного Спасителя14
Острава |
Один из самых больших храмов не только Остравы, но и всего края – собор Божественного Святителя — расположен в городском районе, который называется Моравская Острава. Внушительное неоренессансное здание построено по проекту Густава Меретта в 1883-1889 годах.
Собор Св. Варфоломея14
Пльзень |
Собор святого Варфоломея, изображения которого можно увидеть на календарях, магнитах и открытках, является символом города Пльзень и его основным храмом. Сдержанное готическое здание с узкими окнами, крышей в виде шатра и высокой колокольней расположено на главной площади города.
Собор Святого Духа11
Градец-Кралове |
Собор Святого Духа – главный католический храм Градца-Кралове
Он возвышается над Большой площадью, сразу привлекая внимание своими габаритами и готическим стилем исполнения. Местные историки абсолютно уверены, что к строительству храма причастна королева Элишка Рыкса
Собор Cв. Иоанна Крестителя10
Кромержиж |
Собор святого Иоанна Крестителя расположен на одной из городских площадей под названием Масарикова. Этот храм считается самым древним каменным сакральным зданием Кромержижа. Он был основан рыцарями Мальтийского ордена и впервые упоминается в хрониках 1238 года.
Кафедральный собор Св. Микулаша9
Ческе-Будейовице |
С площади Пржемысла Отакара II виден солидный собор Святого Микулаша – главный храм города Ческе-Будеевице. Рядом с ним возвышается Черная башня со смотровой площадкой, которая была построена в XVI веке и считается колокольней этой церкви.
Православный собор Свв. Кирилла и Мефодия9
Прага |
Основная православная церковь Праги посвящена святым Кириллу и Мефодию. Она находится по соседству с Карловой площадью в районе Нове Место. Этот собор был возведен в 1730-1736 годах по проекту архитектора К.
Кафедральный собор Святого Варфоломея
Рекомендовать место
Городской кафедральный собор, архитектурный памятник начала XIV века.
Собор, построенный в готическом стиле, представляет собой монументальное величественное сооружение с острой крышей и 102-метровой башней. Кажется, что все здание собора как будто устремлено ввысь, следом за этой башней. Особенно впечатляющей башня была во времена строительства сбора, тогда она являлась вторым по высоте сооружением в Европе.
Еще одной достопримечательностью собора является смотровая площадка, расположенная на высоте 62 метра. К площадке ведет 301 ступенька, а в ясную погоду оттуда открывается прекрасный вид на десятки километров вперед. В 2001 году площадка была ограждена плотной сеткой из-за частых попыток самоубийств.
Одна из святынь собора и объект паломничества — статуя Пльзенской Девы Марии. Скульптура, расположенная в углублении в главном алтаре, вытесана из песчанистого мергеля, а ее высота составляет 134 сантиметра.