Экскурсии
Внутри памятника располагается музей, который абсолютно бесплатно может посмотреть любой желающий. Наверху есть смотровая площадка.
На нее можно подняться посредством:
- лифта;
- лестницы.
С высоты монумента отчетливо прослеживается «Триумфальный путь», видны площадь Звезды, бульвар Великой Армии.
Время работы
Посещение памятника в 2017 году происходит с 10 утра и до 22.30. Есть дни исключения – праздники, это:
- 1 января;
- 1 мая;
- 14 июля;
- 25 декабря;
- 8 мая до обеда;
- 11 ноября до обеда.
Стоимость
- Взрослого – чуть более 800 руб., если сразу переводить курс евро на рубли (12 евро);
- Гражданина ЕС с 18 до 25 лет – чуть более 600 руб. или 9 евро.
Триумфальная арка в наши дни
Если сегодня посмотреть на Триумфальную арку в Париже, мы сможем увидеть величественное строение, высота которого достигает практически 50-ти метров, а ширина 44,82 метра. Однако эти сухие цифры, естественно, не могут передать всю величественность и красоту арки. Проект архитектора был воплощен в жизнь в античном стиле. Славу и триумф символизируют собой прекрасные девы с крыльями, которые трубят в фанфары.
Эти скульптуры на арке выполнены архитектором Жан Жаком Прадье, родившимся в Швейцарии, который в свое время был удостоен Римской премии за свои достижения не только в скульптуре, но и в живописи. На арке можно увидеть и скульптуру, носящую название «Марсельеза», которая символизирует протест волонтеров против прусской армии, которой была захвачена Лотаргиния
Привлекает внимание и «Триумф 1810 года» — эта скульптура работы Корто, посвященная подписанию в 1815 году Венского мира. Арку украшают собой и скульптуры «Мир», и «Сопротивление», принадлежащие Этексу
Скульптурная группа со стороны Елисейских Полей «Марсельеза» скульптора Рюда
О последнем скульпторе знают лишь в узких кругах, он, увы, так и не получил мирового признания, хотя его творения и украшают легендарную Триумфальную арку в Париже.
Турист, рассматривающий арку, непременно увидит на ее стенах названия кровопролитных сражений, которые были выиграны Францией в различные времена. На ней навечно выбиты имена величайших французских полководцев. Сама арка окружена ста тумбами, соединенных между собой тяжелейшими цепями, выполненными из прочного чугуна. Это не просто украшение или ограда достопримечательности Парижа.
Именно сто тумб призваны символизировать собой «сто величайших дней» времен правления империей Наполеона Бонапарта. В самой арке тоже найдется интереснейшее, пусть и небольшое, здание, в котором находится музей: в нем посетитель сможет ознакомиться с историей строительства и узнать о триумфальных шествиях, прошедших под Триумфальной аркой.
Скульптурная группа со стороны Елисейских Полей «Триумф 1810 года» скульптора Корто
Если даже знакомиться с Триумфальной аркой в Париже без помощи гида, невозможно не обратить внимания на могилу под ее сводами. Там захоронен не величайший правитель или полководец: в 1921 году там был погребен самый обычный рядовой солдат, погибший на поле боя еще во время Первой Мировой войны, имя которого до сих пор остается неизвестным. Всем посетителям величайшего архитектурного памятника предлагается подняться на арку, с которой можно насладиться панорамой Парижа. Естественно, вид, открывшийся с 50-ти метровой высоты, не идет ни в какое сравнение с тем, что можно увидеть с Эйфелевой башни, однако и он способен привести в восторг любого туриста. Путешественнику, приехавшему за впечатлениями в Париж, обязательно стоит знать, что добираться до Триумфальной арки лучше всего через многочисленные подземные переходы, так как поток автотранспорта возле нее не останавливается даже глубокой ночью. Подняться на арку можно в любой день недели, она открыта для туристов с 10 утра и до 23-00. Правда, за ознакомление с ней придется заплатить небольшую плату в 10 евро.
Скульптурными группами со стороны авеню де ла Гранд-Арме «Сопротивление 1814 года» скульптора Антуана Этекса
По статистическим исследованиям, проведенным туристическими компаниями, можно сделать вывод, что турист, приехавший в Париж, или даже бизнесмен, посетивший Францию с деловым визитом, в первую очередь направляется либо к Триумфальной арке, либо к Эйфелевой башне. Эти два символа, словно магнит притягивают к себе не только гостей столицы Франции, но и самих парижан. В этом нет ничего удивительного, ведь именно Триумфальная арка является тем местом, которое словно зеркало отражает в себе события, произошедшие не только в столице, но и во всей стране в период с начала 19-го века и по наши дни.
Посещение Триумфальной арки Парижа
Хотя арка видна и доступна пешком, кольцевая развязка, окружающая арку, общеизвестно трудна для навигации и пересечения из-за постоянно интенсивного движения, однако есть метро, которое обеспечивает доступ с Елисейских Полей.
Можно подняться на вершину Триумфальной арки, чтобы полюбоваться видами Парижа с высоты смотровой площадки. Добраться до нее можно пешком или на лифте. Эти виды вдоль Елисейских полей до пирамиды Лувра в одном направлении и до Арки обороны в другом являются главными достопримечательностями при посещении Триумфальной арки.
В День взятия Бастилии Арка является отправной точкой для парада, который проходит по Елисейским Полям. В арке также находится небольшой музей, документирующий ее долгую историю.
Время работы Триумфальной арки:
- Последний вход за 45 минут до закрытия.
- Памятник может принять только определенное количество посетителей. Из соображений безопасности кассы могут закрываться рано в часы пик. В случае досрочного закрытия, доступ к памятнику может быть отказано.
- С 2 ЯНВАРЯ ДО 31 МАРТА — ежедневно 10.00 — 22.30
- С 1 АПРЕЛЯ ДО 30 СЕНТЯБРЯ — ежедневно 10.00 — 23.00
- С 1 ОКТЯБРЯ ДО 31 ДЕКАБРЯ — ежедневно 10.00 — 22.30
- ЗАКРЫТО: 1 января, 1 мая, 8 мая (утро), 14 июля, 11 ноября (утро) и 25 декабря
Билеты на Триумфальную арку:
- Взрослые — 13 €
- Бесплатно: до 18 лет, 18 — 25 с европейской визой или граждане ЕС, инвалиды.
-
Бесплатный вход на Триумфальную арку:
- 1 суббота месяца с 1 ноября по 31 марта
- В выходные «Дней Европейского наследия» (3 выходные сентября)
Для любителей искусства и истории
Перед основным фасадом арки ее нижний уровень украшен скульптурами на пьедесталах. Первый антаблемент состоит из греческого фриза и выступающего карниза. Второй уровень украшен большими прямоугольными каменными рамками с барельефами, над ними – антаблемент под выступающим карнизом. Наконец, третий уровень – аттик с 30 щитами.
4 горельефа высотой 18 метра представляют:
— «Отправление волонтеров в 1792 г.» (также называемое «Марсельеза») скульптура Франсуа Рюде. Горельеф олицетворяет объединение всех французов в защиту Родины на решающую битву. Разнородность французского народа подчеркивается разными персонажами – солдатами, идущими в бой: революционерами, бонапартистами и роялистами, молодыми и в возрасте. Над ними – крылатая Ника – богиня победы, ведущая в бой. Нику очень скоро станут воспринимать как аллегорию Родины. В архитектуре смешан античный стиль и романтизм, характерный для Франции XIX в.
— «Триумф 1810 г.» Жана-Пьера Корто
— «Сопротивление 1814 г.» Антуана Этекса
— «Мир 1815 г.» Антуана Этекса
6 барельефов выгравированы на сторонах арки и изображают сцены времен Революции и Империи. Они расположены над четырьмя скульптурными группами:
«Похороны генерала Марсо 20 сентября 1796 г.» Лямэра
«Битва при Абукире 25 июля 1799 г.» Сёра-старшего
«Битва при Жемаппе 6 ноября 1792 г.» Карло Марочетти
«Переход моста Аркол 15 ноября 1796 г.» Жана-Жака Фёшере
«Взятие Александрии 3 июля 1798 г.» Жона-Этьена Шапоньера
«Битва при Аустерлице 2 декабря 1805 г.» Жана-Франсуа-Теодора Гештера.
Аттик украшен 30 щитами с мечами, на щитах выгравированы названия крупных битв времен Революции и Империи.
Барельеф фриза большого антаблемента представляет
— «Отправление армии» Брюно, Жако и Лэтэ
— «Возвращение армии» Кайуэта, Рюда и Сёра-старшего
В углах больших арок изображены аллегорические фигуры из римской мифологии (богини молвы, стоящие на глобусе, и с трубами в руках и богини победы, держащие лавровые венки) Джеймса Прадье.
На внутреннем стороне колонн выгравированы названия больших битв времен Революции и Империи.
В углах малых аркад представлены аллегорические фигуры, изображающие пехоту (теофила Бра), кавалерию (Аший-Жозефа-Этьена Валуа), артиллерию (Дебэ-отец) и флот (Шарля Эмиля Сёра).
На внутренней стороне малых аркад выгравированы имена государтсвенных деятелей времен Революции и Империи.
Над их именами расположены 4 барельефа с презентацией знаменитых битв времен Революции и Империи.
Площадка вокруг арки окружена 100 столбиками, символизирующими 100 дней (так называется период во французской истории между возвращением во Францию императора Наполеона I 1 марта 1815 г. и роспуском осуществляющей исполнительную власть Комиссии Наполеона II 7 июля 1815 г.).
По замыслу архитекторов арки, она должна была быть увенчана монументальной скульптурной группой. Было представлено множество проектов: Франция-победительница, гигантский орел, Наполеон на сфере, слон и т.д. В 1882 г. наверх водрузили созданный Александром Фальгьером гипсовый макет квадриги, олицетворяющей Францию, побеждающую анархию и деспотизм. Но уже через 4 года он стал разрушаться и был снят.
Дизайн
Памятник
Триумфальная арка Эжен Гальен-Лалу
От Триумфальной арки в Площадь Шарля де Голля, бывшая площадь Этуаль.
Триумфальная арка находится в Париже. Исторический топор, долгая перспектива, идущая от Лувр к Большая арка обороны.
В Astylar дизайн разработан Жан Чалгрин (1739–1811), в Неоклассический версия древнего Римская архитектура. Основной академический скульпторы Франции представлены в скульптуре Триумфальная арка: Жан-Пьер Корто; Франсуа Руд; Антуан Этекс; Джеймс Прадье и Филипп Жозеф Анри Лемер. Основные скульптуры не цельные фризы но рассматриваются как независимые трофеи, применяемые к огромным каменная кладка кладочные массы, похожие на позолоченную бронзу аппликации на Мебель в стиле ампир. Четыре скульптурные группы у основания Арки Триумф 1810 года (Корто), Сопротивление и Мир (оба от Antoine Étex) и самый известный из них, Отъезд добровольцев 1792 г. обычно называемый Марсельеза (Франсуа Руд). Лицо аллегорического изображения Франции, призывающей свой народ на этом последнем, использовалось как пряжка на поясе для присвоения почетного звания. Маршал Франции. После падения Наполеона (1815 г.) скульптура, изображающая Мир интерпретируется как ознаменование Мир 1815 года.[нужна цитата]
На чердаке над богато скульптурным фризом солдат размещены 30 щитов, на которых выгравированы имена крупных французских побед в Великой Отечественной войне. французская революция и Наполеоновские войны. Внутренние стены Памятник перечисляет имена 660 человек, среди которых 558 французских генералов Первая французская империя; Имена генералов, погибших в боях, подчеркнуты. На более коротких сторонах четырех опорных колонн также выгравированы названия основных французских побед в наполеоновских войнах. Сражения, происходившие в период между отъезд Наполеона с Эльбы к его окончательному поражению при Ватерлоо не включены.[нужна цитата]
За четыре года с 1882 по 1886 год монументальная скульптура автора Александр Фальгьер возглавил арку. Названный Триумфальная революция («Триумф революции»), на нем изображена колесница, запряженная лошадьми, готовящаяся «сокрушить анархию и деспотизм». Он оставался там всего четыре года, прежде чем превратился в руины.[нужна цитата]
Внутри памятника создана постоянная экспозиция, задуманная художником. Морис Бенаюн и архитектор Кристоф Жиро открылся в феврале 2007 года. Инсталляция из стали и новых медиа ставит под сомнение символизм национального памятника, подвергая сомнению баланс его символического послания за последние два столетия, колеблющегося между войной и миром.[нужна цитата]
Могила Неизвестного солдата
Могила Неизвестного солдата под Триумфальной аркой
Лоран Фабиус, Министр иностранных дел, с Джон Керри, Государственный секретарь США, под Триумфальной аркой в 2015 г.
Под дугой находится Могила Неизвестного солдата из Первая Мировая Война. Похоронен на День перемирия 1920, это первый вечный огонь горит в Западной и Восточной Европе с Весталки девственницы’огонь был потушен в четвертом веке. Он горит в памяти мертвых, которых так и не опознали (теперь в обеих мировых войнах).[нужна цитата]
Церемония проводится у Могилы Неизвестного солдата каждый 11 ноября в годовщину Перемирие 11 ноября 1918 г. подписано державами Антанты и Германией в 1918 году. Первоначально 12 ноября 1919 года было решено похоронить останки неизвестного солдата в Пантеон, но публичная кампания по написанию писем привела к решению похоронить его под Триумфальной аркой. Гроб был помещен в часовню на первом этаже Арки 10 ноября 1920 г. и поставлен на место последнего упокоения 28 января 1921 г.[нужна цитата] На плите сверху есть надпись ICI REPOSE UN SOLDAT FRANÇAIS MORT POUR LA PATRIE 1914–1918 («Здесь лежит французский солдат, погибший за отечество в 1914–1918 годах»).
В 1961 году президент США Джон Ф. Кеннеди и первая леди Жаклин Кеннеди выразили свое почтение у Могилы Неизвестного солдата в сопровождении президента Шарль де Голль. После 1963 г. убийство президента КеннедиМиссис Кеннеди вспомнила о вечном огне у Триумфальной арки и попросила поставить вечный огонь рядом с могилой ее мужа на Арлингтонское национальное кладбище в Вирджинии. Президент Шарль де Голль отправился в Вашингтон на государственные похороны и стал свидетелем того, как Жаклин Кеннеди зажгла вечный огонь, вдохновленный ее визитом во Францию.[нужна цитата]
История триумфальной арки в Париже
Как уже говорилось выше, архитектор Жан Шальгрен, разработавший проект Триумфальной арки, умер практически сразу после закладки фундамента будущего строения. Возведение сооружения постоянно приостанавливалось, так как император стал терпеть поражения на полях боев. Именно по этой причине арка строилась так долго.
Не дожил до своего великого Триумфа и сам Наполеон: все работы над аркой были завершены в 1836 году, уже в то время Францией правил Луи Филипп. Работами руководил новый архитектор Абель Блуэ. Однако мечта великого воина, или, как многие его называют, тирана, все же воплотилась в реальность. В декабре 1840 года под сводами арки проехал кортеж, везущий гроб, в котором покоились останки Наполеона Бонапарта, скончавшегося далеко от Парижа на острове Святой Елены еще в начале мая 1821 года. Такой чести был удостоен не только Наполеон: под сводами арки, призванной отмечать Триумф, позднее делали остановку гробы с телами Виктора Гюго, Гамбетта, Лазаря Карно и других не менее известных личностей.
Триумфальная арка в Париже вид сбоку
Триумфальная арка в Париже, увы, стала символом триумфа не только для выдающихся военных начальников, писателей и правителей Франции. В 1940 году через Триумфальную арку прошло шествие фашистских захватчиков, которым Париж сдался практически без сопротивления, чтобы хоть как-то сохранить бесценные памятники истории и архитектуры. Гитлер прекрасно знал значение слова «триумф» и то, что значит для французов легендарная Триумфальная арка и Елисейские поля.
Диктатор и злой гений 20-го века отдал приказ своей армии, чтобы она демонстративно прошла через Триумфальную арку и затем победным маршем прошествовала по Елисейским полям. Таким образом, фашисты в очередной раз насладились собственным триумфом, за который миллионам людей пришлось заплатить своими жизнями. Но это уже история, которую, к слову, парижане не любят вспоминать, ведь для них тот парад был ничем иным, как унижением и позором.
Скульптурная группа со стороны авеню де ла Гранд-Арме «Мир 1815 года» скульптора Антуана Этекса
Описание Триумфальной арки
Монумент представляет собой высокое архитектурное сооружение, которое имеет античный стиль исполнения. Параметры памятника следующие:
- Высота составляет примерно 50 м.;
- Ширина около 45 м.;
- Высота свода составляет приблизительно 23 м.
На арке имеются барельефы, а также скульптуры, которые рассказывают о великих победах французского полководца. Также стены арки отображают покоренные императором города. Кроме этого, на стенах монумента увековечены имена полководцев.
Отметим! Над аркой углы занимают барельефы с изображениями дев, трубящих в фанфары. Это есть не что иное, как скульптурное олицетворение триумфальных французских побед, а соответственно назначение этого исторического монумента.
Архитектура
Как уже указывалось выше, архитектура монумента представлена четырьмя скульптурными композициями и шестью барельефами. Многие русские города французский император считал, что взял в честном бою, но это было не всегда так. Например, великое Бородинское сражение не было уж настолько великим.
На самом деле, французы атаковали уже почти пустую деревню Бородино. Русские полководцы отступали поспешно, дабы не терять больше солдат. Кстати, деревня Бородино вовсе не указана на монументе. Вместо нее вписана Москва. Бородино находилось вблизи этого города, поэтому архитекторы, полководцы посчитали правильным указать нынешнюю столицу России.
Триумфальная арка «от и до» прославляет французскую армию. Подтверждение этому сцены из разных битв, обозначенные барельефами.
Скульптуры и гравюры
Скульптурные композиции располагаются с двух сторон французского памятника, а именно со стороны:
- Центральной улицы Парижа – Елисейских Полей;
- Авеню Гранд-Арме.
Скульптурные группы показывают наиболее значимые победы, события того времени:
1. «Триумф 1810 г.». Здесь речь идет о подписании между Австрией и Францией мирного договора после завершения Австро-французской войны. Договор был заключен в Шёнбруннском дворце в Вене.
Судя по его содержанию, Австрия лишалась очень многого:
- Населения на несколько миллионов людей;
- Большой части территории – около 100000 км 2;
- Денежных средств – должна была выплатить больше 80 млн. франков Франции;
- Военных сил.
- Последний пункт договора Австрия не выполнила.
2. «Выступление волонтеров» — «Марсельза». Это название гимна, который был написан во время французской революции. Его написал военный инженер Клод Жозеф Руже де Лиль. Песня была исполнена в Париже, когда в него вошел Марсельский добровольческий батальон. Это был победоносный ход.
3. «Мир 1815 г.». Скульптурная группа тоже посвящена Венскому мирному договору, восстанавливающему абсолютизм в европейских странах.
4. «Сопротивление 1814 г.». Этот год был для французов самым тяжелым. Наполеону пришлось добровольно отречься от престола при входе на территорию Франции войск противников.
Барельефы расположились на стенах монумента выше скульптурных композиций. Названия барельефов также отображают военные события наполеоновского времени:
- Это 15 ноября 1796 — битва при Арколе;
- 3 июля 1798 — битва за египетский Каноб;
- 6 ноября 1792 — Жемаппе;
- Аустерлицкая битва 1805 года;
- Барельеф, изображающий пленного начальника военных турецких сил, который показывает представление Наполеону;
- «Похороны генерала Марсо 20 сент.1796 года».
Когда исполнилось ровно 100 дней со дня правления Наполеона Бонапарта, то вокруг арки были установлены декоративные каменные полустолбы, соединенные цепью. Их количество ровно 100.
Триумфальная арка выполнена таким образом, что каждый сегмент рассказывает о истории ее создания, важных событиях, происходивших во Франции, а также церемониях, проводившихся здесь.
Петр I — ворота в Европу
Традиция возводить триумфальные ворота относится ещё к римским временам: через арку в город вступал полководец-триумфатор и его войско, вернувшееся из дальнего похода. Во времена империи возводятся каменные арки, некоторые из которых сохранились по сей день. Эти величественные сооружения прославляли гений того, кому они были посвящены будь то Тит, Траян, Адриан или Константин. Стремясь подражать античным образцам триумфальные ворота появляются и в европейских столицах, а после восшествия на престол царя Петра Алексеевича и в России. Справедливости ради стоит сказать, что триумфальным воротами отчасти можно считать «Золотые ворота» в Киеве и Владимире, построенные при Ярославе Мудром и Андрее Боголюбском соответственно, однако при Петре I возникает совершенно новая традиция строительства многочисленных триумфальных арок для встречи победоносных войск царя на европейский и античный манер.
Великолепные деревянные ворота, украшенные резьбой и золотом, строятся в Москве после взятия Азова: царь с армией подобно античному принцепсу проходит через ворота. В 1705 году Доменико Трезини возводит триумфальные ворота в только что взятой Нарве, затем по просьбе царя повторяет их в Петербурге, а после переводит в камень — сейчас это Петровские ворота Петропавловской крепости. После Полтавской баталии в Москве и Петербурге устанавливается сразу несколько триумфальных арок, для празднования Гангутской победы строится большая трёхпролётная арка на Троицкой площади и отдельная морская арка в устье Невы. Несмотря на такой размах строительства от петровских времён нам достались лишь одни «праздничные» ворота — каменные Петровские, в то время как остальные обветшали и со временем были разобраны. Та же участь постигла арки анненского и елизаветинского времени, что десятки лет украшали Невский проспект, напоминая о победах над турками и шведами.
Вторыми каменными триумфальными воротами Петербурга стали Лифляндские или Екатерингофские ворота, находившиеся по любопытному совпадению на Нарвской дороге. Помимо прославления успехов русского государства при Екатерине Великой и в частности побед над турками во время войны 1768−1774 годов, ворота ещё и функционировали как въездные, так как в то время было принято решение оградить от проникновения в столицу разных нежелательных элементов, для чего начали рыть Обводный канал и насыпать вал рядом с ним. Лифляндские ворота были самыми парадными, именно с них начинался путь императрицы в Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум и Кронштадт. Завершённые в 1784 году ворота простояли почти полвека и были разобраны лишь в конце 1820-х, что связано с историей ещё одних триумфальных ворот.
Василий Стасов — архитектор-новатор
В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами. Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.
За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.
Не обошлось без происшествий: 2 января 1832 года у ворот вспыхнул пожар, уничтоживший леса, построенные вокруг арки для установки медных листов, и повредивший гранитный цоколь постройки, что потребовало ремонта и некоторых переделок и серьёзно отдалило завершение строительства. И всё же к сентябрю 1833 года арку удалось «одеть в медь», что было несомненным успехом самого Стасова и его горячего сторонника Алексея Николаевича Оленина — президента Академии Художеств, стараниями которого необычная идея по обшивке кирпичных ворот медью была претворена в жизнь.
Основание арки было украшено фигурами воинов, на аттике разместилась скульптурная группа: колесница, запряжённая шестью лошадьми, выполненных малоизвестным тогда скульптором Петром Клодтом, управляемая Славой, работы прославленного Пименова. На самой арке нанесена надпись на русском и латыни: «Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное отечество в 17 д. августа 1834», причём на латыни вместо слова «преторианцы» было использовано слово «легион», чтобы лишний раз не напоминать императору Николаю об обстоятельствах его восшествия на престол.
Ворота были открыты на двадцатилетнюю годовщину Кульмского сражения, где гвардейские полки сражались героически, сумев спасти союзную армию от уничтожения, а русского и австрийского императоров от плена. На открытие ворот была выбита памятная медаль на аверсе которой изображены сами ворота и выгравирована дата открытия, а на реверсе Всевидящее Око в лучах славы и годы Отечественной войны и Заграничного похода. На церемонии присутствовал сам государь, а под аркой прошли гвардейские полки, названия которых выгравированы на пилонах ворот, возглавляли шествие дворцовые гренадёры, рота которых была учреждена несколькими годами ранее из наиболее отличившихся и заслуженных ветеранов войн с Наполеоном.
Любопытно, что изначально архитектор планировал разместить в помещениях ворот залы особого музея, посвящённого Отечественной войне и гвардии, однако его желание сбылось лишь спустя два века: сейчас там размещена экспозиция мемориального музея «Нарвская застава». А сами ворота ещё немало повидали на своём веку: 9 января 1905 года они стали немыми свидетелями расстрела рабочей манифестации, вошедшей в историю под названием «Кровавое воскресенье», осенью 1941 года через ворота проходили полки Ленинградского фронта, отправлявшиеся на передовую, летом 1945 — части Ленинградского гвардейского стрелкового корпуса, вернувшиеся из Прибалтики и принявшие участие в Ленинградском Параде Победы