Карлов мост

Юдитин мост

Прошлое Чехии словно пирог, в котором события наслаиваются друг на друга. Но даже на фоне периодических перемен легко заметить стремление к постоянству. Это касается и переправы, которая не возникла спонтанно, а стала правопреемником прежних построек.

Ее историю принято начинать с упоминания Юдитина моста, заложенного при короле Владиславе II в 1170 г., обеспечивающего переход между старой и новой Прагой. Однако он тоже не был тут первым, еще раньше люди перебирались на другой берег по закрепленным деревянным балкам, так называемым порогам.

Однако частые наводнения периодически разрушали ненадежную дорогу, и когда в 1157 г. стихия устроила очередную оргию разрушения, пришлось принимать радикальное решение. Каменная кладка стала единственно полноценной заменой устаревшему во всех смыслах помосту.

Строительство Юдитиного моста в 1158 г. стало чем-то вроде ноу-хау. Он был первой каменной переправой в Чехии и одним из самых длинных в Европе, имея протяженность 514 м, 6,8 м ширины и 27 арок, которые его удерживали.

Жена Владислава, Ютта (Юдит) Тюрингская, принимала личное участие в проекте, выступая инициатором в приглашении итальянского архитектора и покровительствуя его идеям, отчего впоследствии сооружение и было названо в ее честь.

Это был не просто переход с одного берега на другой. На тот момент это выглядело настоящим произведением искусства с вереницей скульптур, изображающих коронацию Владислава II.

Хотя позже крестоносцы значительно укрепили Юдитин мост, он не устоял перед ледоходом 1342 г., и полностью был разрушен. Но нет худа без добра, ведь к тому времени он тоже устарел. Будучи основным соединительным путем двух берегов Влтавы, пролет стал маловат для бойких торговых караванов и оживленных потоков обывателей.

От прежнего сооружения осталось совсем немного, и остатки арок порой встречаются в подвалах старых пражских домов по улице U Lužického semináře. Одна из них находится в подвальном помещении Кржижовницкого монастыря в Старом Граде, а в музее Карлова моста разместилась Юдитина башня, известная также как Малая мостовая. Также остатки арок на дне Влтавы обнаружили водолазы в 2009 г.

Фото и описание

Карлов мост – одно из немногих хорошо сохранившихся средневековых сооружений, переход через реку Влтаву. До 1870 года назывался Пражским, получил имя в честь короля Карла IV, отдавшего распоряжение о его строительстве и заложившего первый камень.

Изначально для пересечения реки использовались многочисленные броды возле Пражского замка, а через некоторое время был построен деревянный мост, разрушенный в 1157 году наводнением. Под протекторатом епископа пражского Даниила, поддержке короля Владислава и королевы Ютты в 1158-1172 был выстроен каменный мост, опиравшийся на 27 арок. Переход был стратегически важен, ибо он единственный соединял два берега города.

Мост украшали скульптуры, а с двух концов были выстроены башни. Большой ледоход и низкие арочные пролеты стали причиной полного разрушения моста в феврале 1342 года. Сохранилась до наших дней одна мостовая башня на Малостранской стороне моста и несколько его арок, а также основания на дне реки.

Мост Карла IV

В июле 1357 года, в 5.31 утра, чешский правитель Карл IV поместил первый камень в кладку нового моста. Дата и время закладки были выбраны по рекомендации астрологов, должны были способствовать прочности и долговечности сооружения. Руководил работами чешско-немецкий архитектор Петр Парлерж. Завершили строительство в начале 15-го века при Вацлаве IV.

При строительстве был учтены предыдущие просчеты — мост Карла был выше, шире, располагается южнее относительно предыдущего. Кроме того, зодчие мастера Парлержа возвели Староместскую мостовую башню.

В 1432 году Прагу настигло наводнение, были разрушены пять мостовых арок. Ремонт был начат в том же году и проводился до 1503-го. Штурм Праги немцами в 1611 году и бои на мосту разрушили несколько опор и скульптуры, они были восстановлены. Ледоход 1784 года повредил пять подпорок моста, они был укреплены и выстроены заново.

По Пражскому мосту был проложен один из первых трамвайных маршрутов, до электрификации в 1905-м это была конка, а после, до 1908 – трамвай с подачей тока снизу.

Архитектурные особенности

Староместская башня по проекту Парлержа построена в едином стиле с собором Св. Вита, с характерными балдахинами. Через ее свод проходили парадные процессии чешских правителей при коронации. Известно, что с в 20-х годов 17-го века на башне для устрашения были выставлены отрубленные головы предводителей восстания сословий.

Отделка строения – скульптуры 1400 года в готическом стиле, выше – гербовые щиты земель в составе Чехии. На галереи башни ведут 138 ступеней, перекрытие – сетчатый свод. В настоящее время в башне находится смотровая площадка и Музей Карлова моста.

Малостранские башни служили защитными сооружениями. Низкая башня – наследство от предыдущего моста, перестроена в 1591 году, Высокая – закладка датируется 1464 годом, во время правления Ирижи Подебрада, ремонт, отделка и модификация – 1648 годом. Рельеф, обнаруженный в 19 столетии в замурованной нише, относится к чешской скульптуре романского периода. Соединяют две башни готические ворота 15-го века.

Скульптуры моста

Карлов мост украшают тридцать скульптур на религиозную тематику, большая часть была установлена в 1683–1714 гг. Правом поставить статую обладали религиозные ордена, университетские факультеты и др. Всего здесь находится 30 статуй, самая старая и знаменитая – статуя Яна Непомуцкого, пражского архиепископа, которого в 1393 году сбросили в Влтаву именно с Карлова моста.

Большая часть скульптур была выполнена из песчаника, неустойчивого к влиянию внешней среды и заменена на копии. Оригиналы находятся в Национальном музее и музее «Горлица» в Вышеграде.

История постройки Карлова моста

Король Карл IV лично курировал строительство моста, впоследствии названного в его честь. 9 июля 1357 года в 05:31 утра он заложил первый камень нового сооружения. К выбору даты подошли со всей «серьёзностью» — её определили на основании астрологических прогнозов. В цифровом варианте дата представляет палиндром — ряд нечётных чисел от 1 до 9 и обратно до 1.


палиндром даты закладки моста

Архитектором моста был назначен лучший пражский мастер своего времени — Петр Парлерж. Одновременно осуществлялась постройка восточной башни, сегодня известной как . Считается, что использоваться новый мост начал в 80-х годах, хотя последние строительные работы завершились только в начале XV века при Вацлаве IV. появилась в середине XV века. 30 скульптурных композиций на мосту установили в период с 1683 по 1714 годы (некоторые обновили или заменили в XIX веке).

Карлов мост необходимо было регулярно поддерживать в рабочем состоянии, а в случае серьёзных природных катаклизмов — ещё и ремонтировать. Также кто-то должен был контролировать уплату пошлин за перевозку грузов и товаров по реке. Эти важные задачи поручили двум рыцарским орденам. Западная часть моста была отдана , который более известен как Мальтийский орден, а восточная — .

Каждый орден рядом со своей частью моста получил большие участки земли для постройки монастырских комплексов. Первый возвёл целый район, центром которого были современные Мальтийская и Велкопржеворская площади, а второй застроил квартал вокруг площади Крестоносцев.

С конца XIX века через Карлов мост проходила линия первого общественного транспорта, известного сегодня как конка. Затем его сменил трамвай с нижним токосъёмом, однако через пару лет городские власти одумались и перестали проверять мост на прочность. Нужно отметить, что до 1870 года он назывался Пражский мост, а был переименован лишь на волне национального возрождения XIX века.

Староместская башня

Староместская мостовая башня (Staroměstská mostecká věž) — восточная башня Карлова моста; является символическими воротами в район Старе Место. Её начали строить одновременно с мостом под руководством Петра Парлержа, а закончили в 1380 году. Староместская башня считается самой красивой средневековой башней в Европе (из сохранившихся). И это при том, что в 1648 году скульптурные украшения восточной стороны башни были уничтожены шведским артиллерийским обстрелом, когда мост, как единственная переправа на правый берег Влтавы, стал местом .

В Средние века крыша Староместской башни была покрыта позолоченными листами. Также золотыми были самые важные элементы скульптурных композиций. В наше время фасад башни украшен гербом района Старе Место, над которым расположен горизонтальный ряд гербов земель чешского королевства в период правления Карла IV. Над ними возвышаются статуи королей, при которых строился Карлов мост, — Карла IV и Вацлава IV. Между ними (на небольшом возвышении) находится статуя , духовного покровителя моста. На уровне третьего яруса башни расположены скульптуры покровителей чешской земли — святые и . Кроме того, на фасаде башни (в четырёх разных местах) можно увидеть барельефы птицы зимородка, символа Вацлава IV.

В начале XVII века на Староместской мостовой башне в течение десяти лет висели 12 отрубленных голов лидеров , казнённых на Староместской площади. В наше время в башне функционирует обзорная площадка и небольшая историческая галерея. Рядом с башней находится Музей Карлова моста.

Малостранская башня

Малостранская мостовая башня (Malostranská mostecká věž) — высокая западная башня Карлова моста. Из всех трёх башен она была построена последней — в середине XV века во времена правления короля Йиржи из Подебрад. В первом же доме от башни (ул. Мостецкая, 1) находится Klub Za starou Prahu — гражданская ассоциация, которая с 1900 года ведёт деятельность по охране памятников в Праге.

Юдитина башня

Юдитина башня (Juditina věž) — самая маленькая, но при этом самая старая башня (датируется XII веком). Её построили ещё во времена первого в романском стиле, а в 1591 году перестроили по подобию двух других башен. В городской хронике сохранилась запись о трагическом происшествии, связанном с Юдитиной башней. Сообщается, что в 1250 году отколовшийся кусок камня упал на голову рыцарю по имени Pertolt. Несчастный, полностью облачённый в доспехи, но снявший шлем, упал замертво.

Малостранская мостовая башня и Юдитина башня соединены воротами, на которых изображены гербы пражских районов Мала Страна и Старе Место, а также региона Богемия.

Мостовые башни и скульпторы

Стоящую на восточном берегу Влтавы Староместскую башню выстроили в 1380-1390 годах в традициях готики. Над ее проездной аркой можно увидеть изображение зимородка. Каменное здание декорировано гербами государств, земли которых охватывала Священная Римская империя. На втором этаже помещены скульптурные изображения почитаемых в Чехии королей, а также памятник Святому Виту.

Вид на южную сторону моста

Наверху башни можно увидеть скульптуры святых, имеющих статус покровителей Чехии – Сигизмунда и Войтеха, а проездная арка оформлена изящными сетчатым сводом. За великолепно выполненный декор и изящество пропорций эту башню считают одной из самых красивых барочных построек Европы.

Наверху Староместской башни существует популярная у туристов смотровая площадка. Она открыта для посещений с июня по сентябрь с 10.00 до 22.00; в октябре и с марта по май с 10.00 до 19.00. А в зимние месяцы площадка работает до 17.00.

Башни, стоящие на противоположном, западном берегу реки, возведены в разное время. Более старой является приземистая башня. Первоначально ее построили в романском стиле, но во время проведенной в 1591 году реконструкции здание переделали в традициях Ренессанса.

Вид на мост со смотровой площадки Староместской башни

Высокую башню заложили в 1464 году. Она очень похожа на Староместскую башню, поэтому считают, что ее строительством занимались зодчие из мастерской архитектора Петера Парлера. Во время правления короля Вацлава IV между этими двумя башнями соорудили проездные ворота. В наши дни наверху высокой башни существует смотровая площадка. Кроме того, здесь выставлена экспозиция, рассказывающая об истории Карлова моста.

Чуть позже, в период расцвета барокко, мост украсили галереей скульптур, которые создали лучшие скульпторы и резчики по дереву своего времени — Матиаш Б. Браун, Матей Вацлав Еккель, Ян Брокоф, а также сыновья Брокофа. Сегодня мост украшает около 30 скульптурных изображений. Большая часть из них появилась в конце XVII – начале XVIII века. Все скульптуры глубоко символичны. Сюжетами для них стали библейские темы, а также религиозные предания, связанные с городом и Чешским государством. Часть стоящих здесь скульптур – копии, а их подлинники тщательно хранятся в коллекции Национального музея.

Вид на Староместскую башню

В архитектурном комплексе средневекового моста есть любопытная деталь — небольшая лестница, которая спускается на остров Кампа, расположенный на реке Влтава. Первоначально она была сделана из дерева, но в 1844 году на остров выстроили неоготическую лестницу в камне.

Достопримечательности Карлова моста

Скульптурные группы Карлова моста

Начиная с 1683 года мост стали украшать, в те далёкие времена появились первые статуи. Сегодня скульптур более 30 (если считать Брунсвика и бородатую голову).

Большая часть скульптурных групп имеет религиозную тематику. По этому поводу был даже громкий межконфессиональный конфликт, он вышел за рамки приличия, и власти приняли решения написать объяснительную. Объяснительная в виде мемориальной таблички, так же увековечена под одной из мостовых скульптур.

Несомненно, каждый турист «привязывается» к какой-то одной из скульптур и считает её своим талисманом. Мне из всей этой честной компании больше всего нравится рыцарь Брунсвик.

Пражский рыцарь Брунсвик

Список фигур:

Христофор с младенцем Иисусом на плечах

Св. Христофор, Карлов Мост, Прага. Шестая фигура слева.

Шестая скульптура слева — Sv. Kryštof.

Эту статую создал уже в 1857 году Эмануэль Макс (Emanuel Max) на средства бургомистра В.Ванки. Изначально на её месте находилась сторожевая будка, но в 1784 году этот пилон был подмыт, и будка обрушилась во Влтаву. Все пятеро стражников в ней погибли. Позже решили будку не восстанавливать, а установить скульптуру святого Христофора.

Святой Христофор — покровитель мореплавателей, путешественников и скитальцев.

Согласно одной легенде, Христофор был великаном из племени киноцефалов (псиглавцев), по другой, он был очень красив, но не хотел поддаваться искушению, а потому выпросил у Бога собачью голову. В любом случае тогда его звали Офферусом.

Однажды Господь попросил его переправить группу пилигримов на противоположный берег реки, и великан Христофор каждого из них переносил на своих плечах. Последним был младенец, но с каждым шагом Христофор чувствовал, что дитя тяжелеет, и псиглавец по тяжестью сгибался всё ниже, и последнюю часть прошёл уже, погрузившись с головой в быстрый поток.

Наконец, берег был достигнут. Поставив младенца на землю он сказал ему: «Как будто я нёс не маленького мальчика, а целый мир», на что ребёнок ответил: «Потому что ты нс не только целый мир, но и того, кто его создал, я — Иисус Христос». Так Спаситель крестил Христофора и дал ему это имя, которое с греческого так и переводится «несущий Христа».

Кстати, считается, что каждый раз, когда Христофор втыкал свой посох в землю, тот обрастал пальмовыми листьями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не Анапа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector