Карлов мост в праге: история, адрес, легенды и фото

Святой Иво

Св. Иво, Карлов Мост, Прага. Первая фигура слева

Первая скульптура слева — Sv. Ivo.

Оригинал скульптуры изготовил Матиас Браун (Matyáš Bernard Braun) в 1711 году по заказу Карлова университета. Он, как и остальные скульптуры, хранится в лапидариуме Национального музея, а эту копию, которую мы сейчас можем наблюдать на мосту, изготовил в 1908 году Франтишек Гергесел.

Кстати, сам Матиас Браун называл свою работу «Святой Иво в обществе Фемиды». И действительно, аллегория Правосудия изображена слева, а справа мы видим женщину, старика и ребёнка, просящие правозащиты.

Кем был этот святой? Иво Бретонский из Кермантена получил юридическое образование и исполнял обязанности церковного судьи. Чаще всего он выступал в защиту простых людей, за что получил прозвище «адвоката бедных». Также он организовал несколько больниц для бедняков, приютов для сирот и бездомных. Отсюда становится понятна фигура Фемиды, богини правосудия и справедливого воздаяния.

Св. Иво, Карлов Мост, Прага. Первая фигура слева

Так как Святой Иво был покровителем адвокатов, то создание этой скульптуры финансировалось юридическим факультетом Карлова Университета.

Кржижовницкая площадь

Кржижовницкая площадь – это и есть тот небольшой пятачок, окруженный со всех сторон монументальными постройками:

Согласитесь, что маленькое пространство площади просто зажато со всех сторон. На фотографии со стороны Влтавы изображены Староместская мостовая башня, костел Св. Франтишека и в глубине просматривается костел Св. Сальватора. Остался за кадром комплекс королевских бань, подступающий к площади с южной стороны, и который прекрасно виден на предыдущем фото.

Доминирует, безусловно, Староместская готическая башня

Мостовым башням посвящена отдельная статья, где можно узнать подробную информацию об этом готическом сооружении, поэтому сейчас ограничимся только отдаленным осмотром башни и уделим внимание другим достопримечательностям площади

Памятник Карлу IV к этому времени уже был установлен на площади. Он появился в честь 500-летия основания университета в 1848 году:

Проект монумента разработал немецкий скульптор Эрнст Хенель, создав 4-метровую статую короля и окружив его образами, соответствующими четырем факультетам Карлова университета.

Напротив готической мостовой башни расположен костел Святого Сальватора, за которым протянулась территория барочного комплекса Клементинум. Костел Св. Сальватора был первым объектом в создании Клементинума монахами иезуитского ордена. Его строительство растянулось на 25 лет и завершилось в 1602 году.

Обратите внимание, что в правой части фотографии у стен костела виднеется просвет. Это знаменитая Карлова улица, которая, извиваясь змейкой, приведет на Староместскую площадь

И это ваш дальнейший интерес, если вы следуете в направлении от Пражского Града и Малой Страны в Старе Место.

Это интересно: 1223,Достопримечательности Рима, описание

Мост Карла в Праге: интересные факты

Начнем знакомство с Карловым мостом с основных параметров. Протяженность моста 520 м, его ширина – 9,5 м и поддерживается он 16-тью арками.

Друзья, сразу же замечу, что, когда вы будете прогуливаться по легендарной переправе, вы удивитесь, как коротки эти полкилометра…

И ранее в этом же месте были переправы, но они не смогли противостоять сильным наводнениям. Наиболее прочным оказался мост Юдифи – каменный мост, прослуживший с 1172 по 1342 год, но и его разрушили воды непредсказуемой Влтавы.

Исторический Бородач

Часть опор Юдифина моста сохранились до сих пор. В основном, они находятся под водой. Однако небольшой фрагмент старинной переправы можно увидеть под Кржижовницкой площадью (которая примыкает к Староместской мостовой башне).

Если спуститься с названной площади к маленькой пристани, откуда отчаливают прогулочные лодки, то на вертикальной стене внимательные путешественники обнаружат барельеф Бородача.

По легенде, Бородач изображает итальянского мастера, который строил Юдифин мост в XII веке. Барельеф прикрепили на первой арочной опоре не только в память о первых строителях, но в качестве водомера. Когда воды Влтавы поднимались до уровня бороды, это служило знаком, что пора эвакуировать жителей Старого Места.

Нынешний Бородач является копией древнего, но прикреплен он на сохранившейся старинной опоре на том же уровне. Ищите оригинальный водомер в арке с причалом.

Копию Бородача создал в 2005 г. Петр Вани — скульптор, чьими стараниями вернулась Марианская колонна на Староместскую площадь.

Как мост стал Карловым

Когда в 1346 году во главе Чехии стал Карл IV, перед ним стояла важная задача возведения нового моста. Дело было поручено Петру Парлержу – молодому талантливому архитектору, которого Карл IV пригласил ко двору для продолжения строительства собора Святого Вита.

Учитывая угрозу наводнений, Парлерж сконструировал мощнейшие арки, которые должны выдержать напор воды любой силы. Факт это или выдумка, но существует информация, что для прочности моста при его строительстве добавляли в раствор вино и яйца.

Для снижения давления на опоры моста потоков воды и его защиты от паводковых льдин перед мостом установлены волнорезы-ледоколы:

История Карлова моста начиналась с другого названия. Король изначально посвятил мост Святому Виту. Позднее за мостом закрепилось название Пражский. А в 1870 году благодарные потомки присвоили этому историческому объекту имя его основателя — Карла IV.

К тому времени у Староместской мостовой башни уже был установлен памятник самому знаменитому королю Чехии:

В 1848 году монумент был открыт в честь 500-летия основания Пражского университета. Карл IV за годы своего правления обеспечил столько достижений, что, наверное, не так просто было решить, где разместить главную скульптуру короля. Но рядом с таким популярным мостом памятник его основателю установлен весьма кстати.

Видение св. Луитгарды

Видение Святой Луитгарды, Карлов Мост, Прага. Двенадцатая скульптура слева.

Двенадцатая фигура слева —  Sv. Luitgarda neboli Sen Sv. Luitgardy.

Луитгарда родилась в Бельгии в 1182 году. Её отдали в бенедиктинский монастырь Святой Екатерины, а в двадцать три года стала настоятельницей общины. В 1208 году она присоединилась к ордену цистерианцев. К этому времени она уже прославилась своими дарами пророчества и исцеления. Последние одиннадцать лет она была слепой, что не мешало ей продолжать помогать людям. Умерла в 1246 году.

В её житии говориться, что перед смертью Луитгарде явился Христос. Он склонился над монахиней, чтобы она смогла поцелуем исцелить его раны-стигматы. Далее говориться, что потом они обменялись сердцами. А после этого сообщил ей о скорой смерти.

Вот этот момент и воплощён в скульптуре на Карловом Мосту. На самом деле эта скульптура и та, что напротив, со св. Каэтаном, являются самыми красивыми на Карловом Мосту. Эту скульптуру изготовил в 1710 году будучи ещё 26-летним парнем чешский скульптор Матиас Бернард Браун (Matyáš Bernard Braun).  Работу финансировал аббат одного из цистерианских монастырей. В силу того, что скульптура представляет большую историческую ценность, оригинал хранится в Лапидариуме, а на Мосту выставлена копия, изготовленная в 1995 году Я. Новаком и Б. Раком.

После смерти Луитгарду причислили к лику блаженных и назначили покровительницей… Ну в те времена употребляли слова типа «калеки и немощные», ещё при Советской власти незазорно было говорить об инвалидах, а сейчас, в эпоху оголтелой политкорректности мы говорим о людям с ограниченными возможностями. Считается также, что Луитгарда оберегает мать и дитя при родах.

Костел Святого Франтишека

С северной стороны Кржижовницкая площадь завершается костелом Святого Франциска. Это территория ордена госпитальеров или, другими словами, крестоносцев красной звезды. Деятельность этого духовного ордена всегда была связана с заботой о престарелых и больных. Поэтому их символом является красный крест в сочетании с шестиконечной звездой:

Здание храма стоит ниже площади Крестоносцев, примыкая к опорам Юдифина моста, предшественника нынешнего Карлова.

Костел святого Франтишека возводили в 1679-85 годах. В то время еще не было насыпной площадки, на которой установлен монумент Карлу IV. Но был костел Святого Духа, который и стал основой при перестройке здания. На фасаде храма в нишах установлено пять статуй святых:

В этом храме систематически проходят концерты органной и классической музыки. Во всяком случае, когда бы я не оказывалась на Кржижовницкой площади, в те дни в костеле проходили музыкальные мероприятия. Интересна традиция ознаменовывать начало концерта звучанием каких-то необычных духовых инструментов:

Иногда трубачи выходят в парадных костюмах, что выглядит еще более торжественно. Посещение костела с экскурсией не предусмотрено, поэтому осмотреть его отделанный мрамором интерьер можно во время присутствия на концерте.

Карлов мост в Праге

Полезная информация для туристов

Как добраться

Приехать на Карлов мост можно на общественном транспорте:
• на метро (зеленая ветка) до станции Староместска или Малостранска;
• автобусом №№194,192 до остановки Староместска или Малостранска;
• трамваем №№ 2,5,7,13,14, 15,17,18, 20,22,23,41,93,97 до Карлова моста или Малостранска площадь.

Транспорт ходит по расписанию с небольшими интервалами. Посещение Карлова моста бесплатное.

Существует поверье, что если дотронуться рукой до любой статуи на мосту, загадав при этом желание, то оно исполнится обязательно. Особенно помогает в этом фигура Иоанна Непомуцкого. В исполнении желаний помогают поцелуи на мосту.

Посмотреть Карлов мост и его достопримечательности лучше всего с 3 часов ночи до первых петухов, если вы поклонник мистического и таинственного. Остальным лучшее время – с утра до обеда. Во второй половине дня и до ночи мост оккупирован музыкантами, художниками, уличными артистами, торговцами. И толпами туристов.

История Карлова моста

Каменный мост назван в честь императора Римской империи Карла IV, который положил первый камень при строительстве в 1357 году. Здесь не обошлось без магии. Придворные астрологи рассчитали время для начала строительства: 09.07.1357 в 5.31 утра. Последовательность цифр несет особую энергетику, читается одинаково в обоих направлениях. Это гарантирует благополучие, долговечность, силу и выносливость, а также богатую яркими событиями историю. Именно в это время Солнце, Сатурн и Земля выстроились в один ряд.

Архитектор моста Петр Парлерж, его творением является собор святого Витта в Злате Праге. Открытие моста произошло в 1380 году, однако строительство башен продолжалось до 1402 года. Именовался он тогда «Каменным» или «Пражским». Лишь с 1870 года писатель Йозеф Рудл назвал мост «Карлов». Название прижилось. Скульптурные композиции были установлены в17-18 веках.

Одно из преданий гласит, что жители местечка Велвар сварили яйца вкрутую, опасаясь, что они не доедут целыми. А из городка Угношть доставили не только яйца и молоко, но и сыр, творог и даже вино, чтобы задобрить злых духов. Другое предание о прочности связано с мечем Брунцвика, заложенным в кладку моста. Про Тадж-Махал читайте здесь.

Как бы то ни было, мост на протяжении нескольких веков выдерживает наводнения. Нагрузка на мост была значительная. По нему до начала XX века ездили всадники и экипажи, конки, трамваи, автомобили. И лишь с 1965 года мост Карла IV стал пешеходным.

Техническая характеристика строения:

  • протяженность — 520 м;
  • ширина — 9,5 м;
  • высота — 13 м;
  • монолитных арок – 16;
  • башен – 3;
  • скульптурных композиций– 30;
  • туристов, ежегодно посещающих мост – 12 000 000 человек.

Статуи, исполняющие желания

Украшением моста являются скульптурные композиции. Первоначально они были выполнены из песчаника. Поскольку это материал подвержен разрушению, оригиналы заменили на копии. Сами статуи находятся в Национальном музее.

Старейшая скульптура «Распятие» создана в 1657 году. Позднее создавались статуи Иисуса Христа, Богородицы, святых Витта, Фомы Аквинского, Иоанна Непомуцкого, Бернхарда. Материалом для фигур служил мрамор или камень. Лишь скульптура Иоанна Непомуцкого выполнена из бронзы.

Это самый почитаемый и любимый святой Карлова моста. По приданию он был брошен в реку с этого моста по приказу короля Вацлава IV за отказ раскрыть тайну исповеди королевы. После казни святого над водой засверкали пять звездочек. По этому знаку горожане нашли его тело и предали земле. На 8 опоре моста памятной доской обозначено место казни. Статуя святого Иоанна установлена в 1683 году между 9 и 10 опорами.

Скульптурная композиция короля Карла IV с сыном Вацлавом IV и святым Виттом расположена в нише Староместской мостовой башни. Башня древняя, строилась одновременно с мостом. Это самое красивое готическое сооружение Праги и всей Европы. Башня была триумфальной аркой к резиденции короля, поэтому ее богато декорировали.

Башни, охраняющие мост

Несмотря на свою красоту и парадность с 1621 по 1631 год в Староместской башне была тюрьма.
История башни хранит печальную память о 12 казненных мятежниках. Их головы на протяжении 10 лет висели в металлической клетке на галерее крыши для устрашения народа. Неупокоенные души казненных появляются ночами в виде призраков, раздается невнятный шепот.

По другую сторону Карлова моста, на левобережье Влтавы стоят две башни, соединенные аркой. Это Юдитина высотой 29 метров и Высокая, ее высота 43.5 метра. Юдитина башня построена в XII веке, а Высокая в 1464 году. Объекты строились для защиты от нападений неприятеля, поэтому не декорированы.

Карлов мост

История

Сначала Карлов мост называли Пражским, но позднее его название связали с именем короля Чехии, который лично в июле 1357 года заложил первый камень в месте строительства моста.

Строительство моста длилось 45 лет, но в 1432 году из-за сильного наводнения он был поврежден. В 1496 году случилось еще одно происшествие с мостом – один из его столбов опустился, и третья арка сильно деформировалась, ремонт моста был закончен только в 1503 году.

В 1621 году, после восстания против Габсбургов, было публично казнено 27 лидеров движения сопротивления, а их головы, выставленные на мосту, напоминали остальным участникам движения о жестокой расправе, которая их ждет при дальнейших попытках восстания.

Мост также ознаменовался боевым сражением в 1648 году, когда шведы во время Тридцатилетней войны, заняв западный берег Влтавы, хотели продвинуться вглубь Праги. Во время сражения была повреждена стена мостовой башни с ее причудливыми готическими узорами и лепкой. В начале 17 века мост украсили скульптурами в стиле барокко. В 1784 году даже сильное наводнение не смогло нанести вред аркам моста, хотя 5 столбов все-таки было повреждено, из-за чего движение по мосту стало ограниченно.

В 1884 году была заменена лестница, ведущая на остров Кампа. В 1848 году во время революции мост избежал разрушения, были повреждены только несколько статуй. В 1866 году на мосту установили в качестве освещения газовые фонари, позднее их заменили электрические. В конце 19 века через мост проложили дорогу общественного транспорта, а старые башни были реконструированы.

В сентябре 1890 года в Праге случилось сильное наводнение. Различные балки и бревна, плавающие строительные материалы были прибиты к мосту течением воды и создавали препятствие движению реки. Из-за большого давления разрушились несколько арок, опора моста и статуи святой Ксавьер и святого Игнатия Лойолы. Позднее им на замену установили скульптуры Святых Кирилла и Мефодия. Реконструкция моста обошлась городскому бюджету в 665 тысяч крон и заняла почти 2 года, мост открыли только в ноябре 1892 г.

В начале 20-го века оживилась транспортная городская сеть. В 1905 году по Карлову мосту проложили трамвайные пути, которые заменили конную транспортную линию, а в 1908 году по мосту начали свое движение автобусы. После Второй мировой войны полная реконструкция моста завершилась к 1978 году. Опорная конструкция моста была укреплена, асфальт, рассчитанный для проезда общественного транспорта, полностью демонтировали. Карлов мост стал доступен лишь для прогулок пешеходов, транспортная линия была полностью убрана. Стоимость реконструкции моста составила 50 миллионов крон.

В начале 90-ых годов группой экспертов было решено продолжать реконструкцию Карлова моста. Однако существенных предпосылок для начала нового этапа восстановления не было. Даже после наводнения 2002 года мост не спешил деформироваться и не требовал срочных мер по реконструкции. Все же было решено провести ремонт нескольких столпов, которые после наводнения 1890 года не были отреставрированы. Ремонт не сильно мешал прогулкам по мосту и перекрывал движение лишь частично.

В 2008 году на протяжении двух лет проводились работы по совершенствованию системы гидроизоляции и укреплению опоры моста. В это же время появилась необходимость привести в порядок тротуары, камни на стенах моста портили эстетичный вид и требовали замены. К реконструкции моста приступила группа работников, которая не имела опыта по восстановлению памятников архитектуры, в итоге результат их работы был подвергнут критике экспертов. Оказалось, что новые камни не подходят по структуре и характеристикам к старинным камням, из которых сделан Карлов мост, количество новых камней значительно превосходит требуемое, близлежащие старые камни были сколоты и повреждены, а материал, который соединяет новые камни, не являлся пригодным для данного памятника культурного наследия.

Как и следовало ожидать, Комитет ЮНЕСКО в 2010 году сделал официальное заключение о том, что реконструкция Карлова моста в Праге проводилась без соблюдения необходимых предписаний, связанных с сохранением технологии строительства культурного объекта.

Скульптуры на Карловом мосту

Туристы на Карловом мосту

На мосту установлены 30 скульптур, которые были изготовлены в разное время. Список скульптур на Карловом мосту:

  1. Святой Иво (1711, М. Б. Браун);
  2. Мадонна со святым Бернардом (1708 — 1709, М. В. Якель);
  3. Святые Варвара, Маргарита и Елизавета (1707, Ф. М. Брокофф);
  4. Мадонна со святым Домиником и Фомой Аквинским (1708, М. В. Якель);
  5. Пьета (1859, Й. Макс);
  6. Распятие — самая первая скульптура, установленная в 1629, (Х. Хиллингер);
  7. Святой Иосиф (1854, Й. Макс);
  8. Святая Анна (1707, М. В. Якель);
  9. Святой Франциск Ксаверий (1711, Ф. М. Брокофф);
  10. Святые Кирилл и Мефодий (1928, К. Дворжак);
  11. Святой Христофор (1857, Э. Макс);
  12. Святой Иоанн Креститель (1857, Й. Макс);
  13. Святой Франциск Борджиа (1710, Ф. М. Брокофф);
  14. Святые Норберт, Вацлав и Сигизмунд (1853, Й. Макс);
  15. Святая Людмила (1720, М. Б. Браун);
  16. Святой Ян Непомуцкий (1683, Я. Брокофф);
  17. Святой Франциск Асизсский (1855, Э Макс);
  18. Святой Антоний Падуанский (1707, Я. О. Майер);
  19. Святой Винсент Феррарский и святой Прокопий (1712, Ф. М. Брокофф);
  20. Святой апостол Иуда Фаддей (1708, Я. О. Майер);
  21. Святой Николай Толентийский (1708, И. Коль);
  22. Святой Августи8 (1709, И. Коль);
  23. Святая Лютгарда (1710, М. В. Браун);
  24. Святой Каэтан (1709, Ф. М. Брокофф);
  25. Святой Войтех (1709, Й. М. Брокофф);
  26. Святой Филипп Беницкий (1714, М. Б. Мандл);
  27. Святые Жан де Мата, Феликс де Валуа и Иван Чешский (1714, Ф. М. Брокофф);
  28. Святой Вит (1714, м. Б. Мандл);
  29. Святой Вацлав (1859, Й. К. Бем);
  30. Христос Спаситель со святыми Космой и Дамианом (1709, Я. О. Майер).

В настоящее время на мосту установлены 28 из 31-й статуи — точные копии оригиналов, которые в XX веке перенесли в Национальный музей. Это сделано потому, что скульптуры были изготовлены из недолговечного песчаника и разрушались.

Возле одной из опор из моста также установлена скульптура Брунсвика — работа неустановленного скульптора начала 16 века.

Норберт, Сигизмунд и Вацлав

Св. Норберт, св. Вацлав и св. Сигизмунд, Карлов Мост, Прага. Седьмая фигура справа.

Седьмая скульптурная композиция справа — Sv. Norbert, Václav a Zikmund.

Сейчас на Карловом мосту мы можем увидеть лишь третью версию скульптур. Первый вариант в 1708 году был создан Яном Брокоффом, и тогда святой Норберт стоял в окружении святых Андриана и Иакова. Уже в 1764 году они были заменены изваяниями Платцера, и в ней святой Норберт стоял вместе с ангелами. Наконец, третью версию сделал Йозеф Макс (Josef Max) в 1853 году. Она выполнена в неоготическом стиле.

Святой Норберт родился в 1080 году либо в Ксантене на территории современной Германии, либо в в Геннепе (Нидерланды). В любом случае, оба города в XI веке принадлежали Кёльнскому архиепископству. Перемена в его жизненном пути произошла после того, как испугавшись грома его лошадь понесла. К счастью, всё обошлось благополучно, хотя Норберт всё-таки спасся лишь чудом и воспринял ситуацию, как знак свыше.

После этого случая Норберт стал вести благочестивую жизнь и даже пожертвовал часть своего состояния на основание аббатства. После определённых перипетий и политики папа Геласий II уполномочил его быть  странствующим проповедником. В 1120 году Норберт основал Орден премонстрантов.

О святом Вацлаве я описал в заметке к пятнадцатой фигуре слева, где он изображён в одиночку.

Сигизмунд был королём Бургундии и ещё в этом качестве покровительствовал православному духовенству. В 522 году по наговору второй жены в приступе ярости он убил сына. Когда же он пришёл в себя, то ужаснулся и ушёл в основанную им же самим обитель св. Маврикия, где помогал бедным и страждущим. На эту обитель он пожертвовал часть своего состояния. В результате проигранной Бургундией войны Сигизмунду пришлось скрываться в обители под видом простого монаха, но всё-таки его обнаружили, перевели вместе с семьёй в Орлеан и там казнили.

История Карлова моста

Карлов мост – одно из старейших сооружений. Первоначально, ещё до его постройки, через Влтаву был переброшен Юдитин мост. Но он рухнул в начале 14 в, весной, не выдержав давления воды и льда. Новый мост решено было воздвигнуть на несколько десятков метров ниже по течению. За строительство взялись во второй половине 14 в, согласно приказу, отданному императором Карлом IV. Дата наиболее благоприятного начала строительства была определена звездочётами, и император сам заложил в основание первый камень. С тех пор именно по этому мосту будущие монархи ехали на церемонию коронации. С простых горожан за переход через мост брали плату.

Два рыцарских ордена «контролировали» мост. Один орден ведал содержанием моста в чистоте и ремонтом при необходимости. Второй брал пошлины за провоз товаров по Влтаве. Обоим орденам были выделены земли вблизи Карлова моста, на этих участках шла активная застройка. Мост быстро стал средоточием жизни чешской столицы. Здесь проходили ярмарки, и рыцари сражались на турнирах «за короля и прекрасных дам». Во время революций, потрясших Европу в 1848 году, мост перегораживали баррикады. А во время Второй мировой войны чехи приносили сюда свежие цветы и клали их у ног скульптур, изображающих святых, прося избавить родную землю от захватчиков.

Начиная с конца 19 в. через мост ходил трамвай. Только в 1974 году Карлов мост был полностью отдан пешеходам. С тех пор здесь разместился своеобразный «Чешский Арбат». Художники продают тут свои картины и рисуют портреты, а ремесленники торгуют сувенирами. Кроме того, на мост приходят многочисленные гости Праги – посмотреть на прекрасные скульптуры, прикоснуться к истории, которая будто оживает тут, и загадать желание. Чехи уверяют, что, если желание доброе – оно непременно сбудется. Рядом с мостом находится музей. Если вы посетите его, то узнаете историю этого знаменитого сооружения более подробно, посмотрите документы, рисунки и фотографии. Почти до конца 19 в мост назывался Пражским, но затем, по воле чешского народа был переименован в Карлов.

Особенности строения Карлова моста в Праге

Длина моста, построенного из песчаника, 515 метров, а ширина 10 метров. Представляет собой конструкцию из 16 опорных столбов, соединенных арочными пролетами.

Со стороны Старе-Места и Малой-Страны на мосту установлены могучие башни — все в готическом стиле, хотя и сделаны в разные эпохи. Староместская башня представляет собой массивное сооружение оборонного характера. Она богато украшена скульптурой, в том числе парадными портретами Карла IV, его сына Вацлава IV и изображением Святого Вита. Внутри башни — обзорная площадка. Малостранские башни соединены между собой стеною с воротами, а низкая южная башня является уцелевшей частью старого моста Юдифи.

Пороховая башня, закрывающая улицу Целетную, была построена в 15 в. и служила въездными воротами Старого Города. Рядом с ней находится Муниципальный дворец («Обецни дум»), который считается самым красивым зданием стиля модерн в Праге. Сам мост начинается у двух (романская и большая готическая) башен на малостранском берегу и заканчивается Пороховой башней на староместском берегу. Последняя башня была построена в конце XIV века Петром Парлержем и до сих пор считается «самыми красивыми воротами Центральной Европы». Башня раньше была частью романского укрепления, защищавшего подступы к мосту. Рядом с ней расположен бывший монастырь ордена крестоносцев «красной звездой» и бывший иезуитский колледж Клементинум.

На мосту водружены многочисленные скульптуры, принесшие ему всемирную славу. К самым старым монументам относят Распятие (установлено в 1630 году) и статую Святого Яна Непомуцкого (необыкновенно чтимого в Праге мученика, утопленного во Влтаве по велению короля Вацлава IV). Ян Непомуцкий был личным исповедником королевы, и король, приревновав, повелел наемным убийцам сбросить его с моста в реку, что они и сделали. Через несколько дней его тело вытащили сетями рыбаки. Вокруг головы утопленника сияло 5 звездочек (после того, как его канонизировали, он везде изображается с 5 звездами). На том месте, где он был сброшен, есть крест, а фигура стоит на правой стороне чуть дальше (по направлению к Мала-Страна). Говорят, что если прикоснуться к этой статуе на мосту и загадать желание, то оно непременно сбудется. Туристы выдумали легенду, будто прикосновение к собачке у его ног приносит здоровье их домашним питомцам.

Кроме этих традиций, есть еще одна, благодаря которой этот мост еще называют мостом «тысяч поцелуев». Считается, что если возлюбленные поцелуются на середине моста, то они никогда не расстанутся.

На противоположном парапете от Малой-Страны можно увидеть статую князя Вацлава, группу «турок на мосту» (скульптура Св. Яна Матского и Св. Феликса, вызволяющих христианских пленников из агарянского плена), а также статую святителя Адальберта. За лестницей со спуском к острову Кампа — статуя Св. Николая Толентинского, Св. Викентием Феррером и Св. Прокопием, изваяние Св. Франциска Ксаверия со скульптурным автопортретом выдающегося ваятеля эпохи барокко Брокоффа.

Сегодня большинство статуй заменены копиями, а оригиналы находятся в Лапидариуме (филиале Национального музея).

Сейчас мосту требуется серьезная реконструкция. Воды Влтавы, подмывая Карлов мост снизу, угрожают ему разрушением. Значительный урон, к сожалению, приносят туристы. Ежедневно по Карлову мосту проходят тысячи людей. На полный ремонт моста требуется около 6 миллионов долларов. Не располагая подобной суммой, мэр чешской столицы предложил организовать всенародный сбор средств. Предполагается, что к 2010 году Карлов мост будет полностью отреставрирован.

Переправы старой Праги

Мало о каком мосте мира существует столько мифов, легенд и историй, как о Карловом мосте. Находится он в столице Чехии, Праге, и соединяет два района, разделённые рекой Влтавой – Пражский малый град (Малу Страну) и Старый Город.

Построен он был в XIV в. по приказу императора Карла IV и должен был заменить своего разрушенного предшественника – Юдитин мост, который, хоть и каменный, просуществовал недолго, около двух веков. Разрушило его сильнейшее наводнение, когда захваченная водой древесина и глыбы льда не смогли пройти между опорами моста, застряли и заблокировали путь плывущим деревьям, балкам, обломкам забора и т.п. Те, в свою очередь, скопившись возле сооружения, благодаря сильнейшему напору воды, прорвали блокаду – и из 24 опор конструкции устояло лишь шесть.

Естественно, без моста, соединяющего собой две части одного города, Прага обойтись не могла. Прежде всего, это отображалось на финансовом благополучии столицы, поскольку отсутствие нормального сообщения негативно сказывалось на торговле. Город также с него имел неплохую прибыль, поскольку за переход платили практически все.

Легенды о строительстве

По одной из легенд Парлерж почему-то решил, что цемент, замешанный на яичном белке, крепче держит. А потому гонцы с королевским приказом отправились собирать куриные яйца по всей Богемии.

Другая легенда является общей о строительстве храмов и соборов по всей центральной Европе. Она повествует, что Пётр Парлерж заключил сделку с чёртом. Рогатый помогает инженеру наводить мост, а тот взамен отдаёт душу первого прошедшего по нему.

Первым хотел быть сын Парлержа, но отец его вовремя удержал и запустил чёрного петуха. Боевитая птица, которой приписывали магические свойства со времён Пифагора, ловко разобралась с нечистым.

У другой версии этой легенды был более мрачный конец.

История

Когда-то берега Влтавы соединял другой мост, сооруженный к 1172 году по приказу короля Владислава II. Назывался он — Юдитин мост. Он исправно служил нуждам города пока наводнение 1342 года не разрушило его.

Тогда Карл IV, правивший в этот период, решил что старый мост ещё пригодится, но новой растущей Праге нужен более надёжный и более современный мост.

Был сделан проект и заложена основа, недалеко от Юдитина моста. Новое сооружение было готово к началу XV столетия. Карл Карл IV к этому времени уже умер, но в память о любимом короле, мост назвали Карловым.

Согласно легенде, дату начала строительства Карлу IV подсказали астрологи. Если разложить число на цифры, то получится восходящая и нисходящая последовательность из нечетных чисел. Считалось, что заложенный именно этого числа мост простоит века.

Есть еще одна интересная легенда, связанная с новой переправой. По преданию, именно оттуда сбросили в реку святого Яна Непомуцкого. А там, где его тело погрузилось в воду, образовался ореол из пяти звезд. С тех пор святой непременно изображается с нимбом из пяти звезд.

Но мы немного отвлеклись от истории. До начала XX века Карлов мост был приспособлен исключительно для езды на лошадях. С 1905 года по нему стал ходить трамвай.

  • Эта переправа была свидетелем многих важнейших для Праги событий.
  • Здесь проходила Королевская дорога
  • По этим плитам гуситы вошли на Малую Страну
  • Отсюда шведы атаковали Градчаны.
  • На его мостовой башне 10 лет висели головы участников Сословного восстания.

Вид на мост со смотровой площадки Пражского Града

Облик

Рассказ о современной жизни самой популярной достопримечательности Праги начнем с формальных характеристик. Без них рассказ о каменном гиганте будет не полон:

  • Длина моста — 520 метров
  • Ширина 9,5 метров.
  • Вся эта нехилая конструкция стоит на 16 арках, облицованных песчаником.

Со стороны Старе Место стоит Восточная мостовая башня или Староместская мостовая башня. Она украшена фигурной пластикой, гербом Римской империи а также изображением зимородка.

На втором этаже башни скульптура покровителя моста – Святого Вита, а также Вацлава IV и Карла IV.

Наверху располагаются скульптуры покровителей страны: Сигизмунда и Войтеха.

Западные Малостранские мостовые башни были построены не одновременно. Приглядитесь и вы заметите разницу. Долгое время башни с разных концов переправы были ее единственным украшением. Пока в период барокко не были установлены скульптуры.

Скульптуры на мосту

На мосту сейчас всего около 30 скульптур.

Самая впечатляющая — скульптурная группа «Видение св. Луитгарды»

Видение Святой Луитгарды

Самая древняя – группа «Распятие», она была установлена в 1657 году.

Турок на мосту – самая популярная из местных скульптур. Она изображает турка, стерегущего плененных христиан.

Композиция Пражский турок

Еще одна знаменитая работа, «Дева Мария с младенцем и святая Анна» принадлежит скульптору М. В. Якулы.

Мадонна является центральной фигурой и другой композиции под названием «Мадонна со святым Бернардом».

Есть здесь и скульптура Яна Непомуцкого. Именно к ней спешит большинство туристов.

Если прикоснуться к барельефам, которые расположены у подножия скульптуры и загадать желание, оно всенепременно сбудется. Судя по натертым до блеска фрагментам скульптуры, в это верят многие. Мы вот тоже.

Натираем фигурки

Большая часть фигур, украшающих мост, была создана выдающимися скульпторами М. Бернардом Брауном, Я. Брокофом при участии их сыновей.

Святой Филипп Бениций

Еще одним украшением моста служит неоготическая лестница, ведущая на остров Кампа. Она была построена вместо своей деревянной предшественницы в 1844 году.

Единственная статуя, которая стоит не на мосту, а на его опоре со стороны Малостранских мостовых башен – легендарный рыцарь Брунцвик.

Скульптура рыцаря Брунцвик

Здесь всегда много торговцев, музыкантов, художников, которые рады развлечь туристов, а заодно немного подзаработать.

На площади перед Карловым мостом находится Клементинум. Советуем заглянуть туда.

Во-первых, там интересно. Во-вторых, — красиво. В-третьих, в Клементинуме есть смотровая площадка, с которой открываются виды на Тынский храм, Ратушу и красные, как из сказки, крыши Праги.

На трамвае №№ 17, 18 до остановки Karlovy lázně.

Пешком от Староместской площади.

Адрес: Karlův most, 110 00 Praha 1

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не Анапа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: