Взбалмошный характер
Несносный мальчишка, объект постоянных упреков со стороны родителей и соседей, а для одноклассников – задира и хвастун. Таков был Сальвадор в юношестве. Он не мог жить обычной жизнью отрока и подростка – это было чуждо его природе. Родители пытались неуемную энергию сына «впихнуть» в рамки приличия и благопорядочности. Но маленький «чертенок» не мог мириться с тем, что на него долго не обращают внимания и заставляют себя вести образцово-показательно. Чтобы завладеть центром внимания Дали был готов на любые взбалмошные поступки, причиной коих были многочисленные комплексы и фобии ребенка, заложенные родителями.
10-летним подростком Дали отдали в государственную художественную школу изобразительного искусства. Через несколько лет он поступил в Академию Сан-Фернандо. Но даже при поступлении Сальвадор умудрился «отличиться». Он нарисовал рисунок, который понравился преподавателям, но был недостаточного размера, чтобы его приняли. Тогда преподавательский состав дал юноше шанс — нарисовать точно тоже самое, но больших размеров. Дали сделал с точностью до наоборот – второй рисунок был еще меньше первого. Преподаватели же, видя, что перед ними не простой молодой человек, а очень талантливый, все же приняли его в Академию. Помогли еще и деньги папаши-нотариуса.
Через год Дали переехал в Мадрид – там продолжается его учеба, — где знакомится с Федерико Гарсиа Лоркой, которого будет почитать и уважать всю жизнь, и даже в очень преклонном возрасте он его не раз вспомнит, как настоящего друга. В Мадриде Дали пробует свои силы в новых течениях живописи: кубизме и дадаизме.
Музей-театр Сальвадора Дали в Фегерасе
Итак, вернемся в музею-театру Дали. Сейчас это второй по популярности музей Испании, после музея Прадо в Мадриде. Найти в Фегерасе музей просто, так как весь небольшой городок живет благодаря ему.
Вы увидите большое розовое здание с огромными куриными яйцами на крыше. Яркий фасад здания украшен желто-бежевыми выпуклыми фигурками, обозначающие молекулы. Не зная этого, можно подумать, что кондитер решил украсить дом кремом из кулинарного мешка.
До посещения музея у нас оставался час, поэтому мы прогулялись вокруг. Фегерас небольшой и уютный испанский городок, где все крутится вокруг имени Дали. Все достопримечательности собраны в одном месте: и Собор, где крестили Сальвадора Дали, и Театр-музей и сокровищница.
В одном из многочисленных магазинов я купила книгу-путеводитель по музею Дали, но читать, конечно, ее времени не оставалось. Кстати, сам Дали был против проведения экскурсий по музею, как людьми, так и при помощи аудиогидов. Он считал, что человек должен самостоятельно погрузиться в мир сюрреализма, отдаться фантазиям, прочувствовать самостоятельно без подсказки шаблонных экскурсий.
Наверняка, многие задумываются, стоит ли посетить музей Сальвадора Дали?
Мне кажется, что однозначно стоит, даже, если вы не любите живопись и музеи в принципе. И даже, если вы не любите сюрреализм. У такого эпотажного гения сюрреализма не могло бы получиться создать простую выставку картин. У Дали получился гораздо больше театр, чем музей, с ним самим в главной роли ( в прямом смысле, даже могила Дали находится здесь, в музее).
При входе в музей, посетителей шокируют сразу.
Например, над входом, расположен скафандр ( означающий начало погружения в подсознание) и скульптуры с хлебом на голове. Хлеб — это вообще отдельная тема в творчестве Дали. Перед посещением, настоятельно рекомендую почитать его биографию.
Зрелые годы
В 1937 году он отравляется в Италию. Знакомство с произведениями мастеров эпохи Ренессанса нашло отражение и в работах Дали. Он стал использовать более четкие и правильные пропорции человеческого туловища, однако сюрреалистические фантазии никуда не делись: они составляли основную концепцию картин.
Начало Второй мировой войны повлияло на переезд Дали с Галой в США. Там они жили в течение 8 лет, где художник выпустил автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Теперь уже и писатель, Дали познакомился с Уолтом Диснеем и начался еще один виток своей жизни – кино. Он участвовал в создании сюрреалистического мультфильма Диснея, а затем работал с Альфредом Хичкоком в качестве декоратора к фильму «Завороженный».
После США, художник еще какое-то время жил в Каталонии, а в 1965 году возвратился в Париж, чтобы снова покорить его своей неординарностью. Он поражает публику сюрреалистическими фотографиями, созданными собственноручно, короткометражными фильмами в стиле арт-хаус, снимается в рекламах. Во всем, к чему прикасается Дали, чувствуется собственное мнение и рука гения – мастера эпатировать и удивлять.
В 1968 году Дали приобрел замок для Галы, порог которого он имел право переступать только с ее «разрешения». Отношения с Галой были сложными, но благодаря этой удивительной женщине, он никогда не был без дела, не страдал творческим кризисом. Гала ему давала «пищу» для творчества. Если не было заказов на картины, он работал в другом направлении.
Фасад… Музей с яйцами…
Великий мастер искажённой реальности лично принимал участие в обустройстве музея, и группа профессиональных архитекторов блистательно воплощала в жизнь идеи художника, выполненные в рисунках и набросках на бумаге.
Дали считал яйцо первоисточником всего живого на Земле, и потому в его картинах нередко можно встретить этот круглый образ. Так и в архитектуре театра, по периметру крыши, которую венчает огромный купол, вставлены яйца.
Окончательный вариант здания стал чем-то средним между средневековым замком и огромным свадебным тортом, но на то он и сюрреализм, чтобы удивлять и загадывать загадки.
Выгодное соглашение и открытие музея…
В 1961 году на пост мэра Фигерасе избирается образованный и любящий культуру человек, поставивший цель поднять престиж города. Он и сделает его курортным и культурным центром Каталонии.
За помощью мэр обратился к великому уроженцу Фигераса и попросил Дали подарить городу и его жителям одну из его работ. В ответ Дали предложил создать необычный музей-театр, в котором будут не только произведения живописи, но и вся архитектура и интерьер пропитаны духом сюрреализма. В стенах театра будут проводиться и театрально-музыкальные представления.
Чиновники из Управления изящных искусств долго сопротивлялись, но в 1971 году всё же выделили средства на строительство музея. Четыре года ушло на восстановление здания старого театра, размещение коллекции и обустройства фасада и внутреннего интерьера.
Музей-театр торжественно открыл двери первым своим посетителям 28 октября 1974 г., став первым в мире музеем подобного типа.
Знакомство с Парижем
В 1926 году эксцентричного молодого человека выставляют вон из Академии: за высокомерие, проявленное к преподавателям. Дали уезжает в Париж, и знакомится там с Пабло Пикассо. Знаменитый график, скульптор и живописец произвел на Дали огромное впечатление, которого молодое дарование считало его своим творческим отцом. Пытаясь найти собственное «я» в картинах и под влиянием творчества мэтра, Дали создает несколько интересных работ. Тогда же он познакомился с Луисом Буньюэлем и работал вместе с ним над проектом фильма «Андалузский пес».
Одной из ярких и судьбоносных встреч в Париже для Дали стало знакомство с Еленой Дмитриевной Дьяконовой. Тогда она была женой поэта Поля Элюара, однако это не остановила пылкого мужчину, чтобы сблизиться с ней. Елена стала Музой и женой Сальвадора Дали, известной миру, как Гала. Впрочем, она была музой еще и для других поэтов и художников – в мире богемы это не возбранялось. Связь с Галой приводила отца Дали в негодование: их частые конфликты привели к провокационному поступку Сальвадора, из-за чего Дали-старший выставил «нерадивого» сына из отчего дома. Это не помешало обвенчаться Дали с Галой, правда много позже – в 1958 году.
Ссора с главой семейства обратным образом отразилась на творчестве Дали: оно приобрело индивидуальность, художник стал демонстрировать свои работы на выставках, и быстро завоевывает популярность публики. Более того, в живописи сюрреалиста явно просматривались его политические взгляды. Так, в картине Загадка Вильгельма Телля, он изобразил главного героя в образе Ленина с тощей длинной «задницей», которую подпирает костыль. В руках герой картины держит младенца, которого собирается съесть. За эту картину, которую посчитали карикатурой на революционного идола, художника чуть не исключили из рядов сюрреалистов. Однако, как и в любом произведении Дали, в этой картине тоже просматриваются детские страхи — жестокость и недовольство властного родителя, попиравшего формирование личности и индивидуальности подростка.
Как доехать до музея Сальвадора Дали из Барселоны, Салоу, Ла Пинеды
На автомобиле:
Платное шоссе-АР 7 (Барселона – Ла Жонкера) выезд на Фигейрас
Национальное шоссе номер II (Барселона- Франция)
Общественным транспортом:
Маршрут: жд вокзал Барселона – Портбоу, станция Фигерас.
Удобнее всего до Фигераса доехать из Барселоны на поезде (электричке). Время в пути от центрального вокзала Барселоны до Фегераса составляет от 1,5 до 2 часов. Стоимость билета туда-обратно обойдется примерно 24 евро на человека.
Если вы отдыхаете на одном из курортов Каталонии, недалеко от Барселоны, например, в Салоу, Лапинеде, Камбрильсе, то доехать до Фигераса без пересадки не получится, в любом случае, сначала придется добраться до Барселоны.
Вот , где можно посмотреть расписание электричек и купить билеты онлайн.
Если вы поедете в Барселону из курортного города, можете , погулять по городу, переночевала, а утром отправиться в Фегерас. Вечером вернуться в Барселону, сесть на электричку и поехать в курортный город, в отель.
Для тех, кому такая схема кажется невыполнимой, остается воспользоваться услугами экскурсионного агентства ().
Мы с Ниной отдыхали в Салоу, поэтому воспользовались услугами агентства Busplana и купили у них экскурсию Сальвадор Дали + . В Барселоне мы до этого прожили итак 2 дня (отель бронировали заранее). В прочем, об этой истории я уже писала: нам вообще стоило жить все время в Барселоне, а не с Салоу ().
Фото и описание
Парижский Музей Сальвадора Дали на Монмартре – крупнейшее во Франции собрание работ знаменитого сюрреалиста. Здесь сосредоточено более трехсот его произведений – картин, скульптур, оригинальных графических листов.
Испанец (в Испании его считают каталонцем) Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Пуболь – один из великих мастеров XX века. С Парижем его связывали десятилетия творчества, тесное общение с такими гениями, как Пабло Пикассо и Бунюэль, и любовь всей жизни – жена Гала (Елена Дьяконова, бывшая жена поэта Поля Элюара).
Приехав в Париж впервые в 1926 году, в высшей степени склонный к провокации и эпатажу Сальвадор Дали органично влился в столичную богему. В 1929 году он примкнул к группе сюрреалистов Андре Бретона. Семью годами позже, после прихода к власти в Испании каудильо Франко, художник поссорился с группой, стоящей на левых позициях. Когда его исключили из сообщества, Дали заявил: «Сюрреализм – это я». И это было правдой.
Дали жил и работал во Франции, в Испании, в США. Его скандальное творчество эволюционировало: посетив Италию, он обратился к академизму, хотя полотна по-прежнему были полны сюрреалистических фантазий. В 1965 году он вернулся в Париж и снова покорил город блестящими работами и безумными поступками. Он прогуливал по Елисейским полям муравьеда на цепочке, снимал причудливые короткометражные фильмы, разрабатывал товарные бренды, нарисовал обертку для чупа-чупса.
Музей Дали был открыт в 1991 году при поддержке мэра Парижа Жака Ширака и министра культуры Жака Ланга. Каждый год музей-пространство Дали посещают более 150 тысяч туристов и парижан.
Основу коллекции музея составляют скульптуры и гравюры гения сюрреализма. Тут экспонируется полный набор гравюр мастера, подписанных им собственноручно. Здешняя коллекция его скульптур – одна из самых полных. Выставлен, например, мастерски выполненный «Космический слон» невероятных пропорций.
Универсальный энциклопедист, Дали особо интересовался литературой, религией, мифологией. В музее представлены серия его работ «Моисей и монотеизм», а также множество иллюстраций к Библии и классическим произведениям — «Алисе в стране чудес», «Ромео и Джульетте», «Дон Кихоту», к сказкам Лафонтена (графика, похожая на детские акварели). Сильное впечатление производят скульптуры из особого стекла с застывшими внутри пузырьками воздуха
Неизменным вниманием посетителей пользуется знаменитая антропоморфная мебель Дали: красный кожаный диван, повторяющий форму губ скандально известной звезды Бродвея Мэй Уэст, обшитый уникальным розовым сатином диван «Визави»
Осмотр произведений проходит в полумраке и сопровождается фантасмагорической музыкой и голосом самого мэтра. Кроме постоянной экспозиции, тут устраиваются тематические выставки, позволяющие познакомиться с гранями таланта художника: Дали и мода, голограммы живописца, его ювелирные изделия.
Есть в музее творческие мастерские, где с миром великого сюрреалиста знакомятся дети. Дали создавал свои скульптуры животных как бы из конструктора. В ходе мастер-класса в музее дети придумывают собственных фантастических животных, вдохновляясь примером Дали, а также лепят автопортреты и создают коллажи.
Музей Дали чем-то похож на самого мастера: он так же ярок, эпатажен и театрален.
История здания…
Здание театра возвели в курортном Фигерасе в 1849 г. по проекту испанского архитектора Жозепа Рака-и-Броса. В 1918 году начинающий живописец и скульптор Сальвадор Дали вместе со своими друзьями, такими же целеустремлёнными и неординарными, как и он, выставлял в здании свои первые творческие работы. Сальвадору на тот момент было всего 14 лет.
В 1934 году молодой Дали обращается в муниципалитет Фигераса с предложением давать в пустующих стенах театра музыкальные представления, но получает отказ.
В 1936 году в Испании начинается Гражданская война, ввергнувшая в свой кровавый вихрь и небольшой уютный городок в Каталонии. В ходе уличных боёв здание театра сильно пострадало, а в 1939 г. солдаты армии Испании полностью сожгли оставшиеся развалины.
Внутренний интерьер…
Техника сюрреализма стирает грани между реальностью и потусторонним миром, расширяет пространство. Вот так и в музее пространство разделено на пять разноуровневых площадок, в которых посетитель оказывается, как бы внутри произведения искусства.
Стены залов расписал сам мастер, а ещё их украшают великолепные репродукции его картин.
Посетитель, проходя по залам, может наблюдать стеклянные стены, за которыми, впрочем, ничего не видно, оказаться в трёхмерной реконструкции картины Дали, а также забрести в коридор, заканчивающийся тупиком.
По задумке самого мастера пространство внутри помещения искажается, создавая иллюзию пребывания в иной реальности, где все предметы выглядят, как будто во сне.
Внутренние террасы здания наполнены скульптурными экспозициями, позволяющими раскрыть внутренний мир художника, прочувствовать монументальность и великолепие сюрреализма.