Мероприятия
В Версале регулярно проходят различные мероприятия, часть из них – на регулярной и постоянной основе в «горячий» туристический сезон.
Музыкальные фонтаны
Каждые выходные, а также в некоторые другие праздничные и не только даты, все фонтаны включаются на полную мощность, устраивается музыкальное шоу. Это время лучшее для посещения Версаля, так как фонтаны XVIII века действительно впечатляют.
Ночное шоу фонтанов
В туристический сезон (с мая по сентябрь) каждую субботу уже после закрытия Версаля для основной массы туристов, устраивается шоу фонтанов с музыкой, подсветкой, а заканчивается все в 11 часов вечера фейерверком над Большим каналом.
Бал
Перед началом ночного шоу в Зеркальном зале устраивается настоящий бал. Музыканты и танцоры исполняют классическую французскую музыку и демонстрируют традиционные для королевских балов танцы. Исторические костюмы, галантные кавалеры и прекрасные дамы, конечно – неотъемлемая часть этого выступления.
Другие мероприятия
Также в Версальском дворце проходят и другие мероприятия. Во-первых, это различные временные экспозиции. В галереях дворца или других постройках на территории комплекса выставляются различные картинные выставки как современных художников, так и авторов прошлого, тематические комнаты и т.д. Во-вторых, в королевской опере с недавнего времени (после реконструкции) ставятся пьесы, даются концерты. Также в Версале проводятся мастер-классы, выступления артистов и т.д., подробности рекомендуется узнавать на официальном сайте.
Описание Версаля
Специалисты утверждают, что замок Версаль являл собой место, где монархи, а с ними и королевский двор, отдыхали с большим размахом, плели интриги, заговоры и создавали многочисленные тайны Версаля. Традицию эту основал Людовик XIV – и она успешно была продолжена его потомками, а особых размахов достигла при Марии-Антуанетте, которая очень любила развлекаться с придворными и творить историю Франции, интригуя и создавая тайны Версаля.
Версальский дворец
Это основное здание, в котором обитало несколько поколений французских правителей. Официально попасть в замок можно было через парадный вход – чугунные решётчатые, украшенные золотом ворота с королевским гербом и короной. Перед основным фасадом замка, со стороны Зеркальной галереи, были установлены два одинаково вытянутых бассейна, облицованных гранитными плитами.
С правой стороны от входа была обустроена двухэтажная королевская капелла (второй ярус был предназначен для монарха и членов его семьи, внизу находились придворные). В северной части находились Большие апартаменты короля, состоящие из семи салонов, в южной – покои первых дам.
Одним из наиболее известных помещений является Зеркальная галерея, которая всегда играла в жизни дворца важную роль: здесь проводили значимые приёмы, для чего устанавливали серебряный трон, а также происходили балы и пышные празднества (например, королевское бракосочетание). Здесь же толпились придворные в ожидании короля, когда он направлялся в часовню – это был великолепный случай подать ему прошение.
Зеркальная галерея всегда выглядела примечательно: её семнадцать оконных проёмов, выполненных в форме арки, выходят в сад, между ними находятся огромные зеркала, визуально увеличивающие пространство (всего галерея насчитывает 357 зеркал). Потолок чрезвычайно высок, около 10,5 метра, а само помещение имеет 73 метр в длину и 11 в ширину. Поскольку многие зеркала установлены напротив окон, то создаётся впечатление, будто галерея по обе стороны имеет окна. Интересно, что до 1689 года мебель здесь была сделана из чистого серебра, но потом была переплавлена на монеты, которыми покрыли военные расходы.
Большой Трианон
Замок в классическом стиле, облицованный розовым мрамором. Монархи использовали для самых разнообразных целей: начиная от встреч с фаворитками и заканчивая охотой.
Малый Трианон
Дворец являет собой переход от стиля рококо к классицизму и был построен по инициативе одной из фавориток Людовика XV, маркизы де Помпадур. Правда, она умерла за несколько лет до окончания строительства, а потому в нём обитала другая фаворитка, графиня Дюбарри. Когда королём стал Людовик XVI, он передал замок Марии-Антуанетте, где она отдыхала от дворцовой жизни (даже король не имел права прийти сюда без её разрешения).
Через некоторое время рядом с этим дворцом королева построила небольшую деревню с домиками из соломенной крыши, ветряной мельницей – словом, так как она себе представляла жизнь крестьян.
Парк и сады
Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.
Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».
О билетах
Покупая билеты в Версаль вы получаете доступ в комплекс на целый день. Включены знаменитый Версальский дворец, Трианон, дворец Марии-Антуанетты и сады (за исключением дней проведения шоу фонтанов).
Мы предлагаем официальные билеты в Версаль без наценки с различными вариантами доступа в исторический комплекс.
Доступен бесплатный русский аудиогид для самостоятельного осмотра.
Даже если вы недостаточно знакомы с французской историей, будет интересно познакомиться с королевской резиденцией. Бесплатный аудиогид поведает увлекательные факты о Короле-Солнце и других монархах. Сможете заглянуть во все уголки резиденции и увидеть ослепительную Зеркальную галерею. Пройдитесь по дорожкам парка, полюбуйтесь на ухоженные газоны, старинные скульптуры и фонтаны.
Увидите Большой и Малый Трианон, посетите убежище Марии-Антуанетты, узнаете о развлечениях и отдыхе Короля-Солнца.
В зависимости от варианта купленного билета вы получите:
- проход на шоу фонтанов
- трансфер из Парижа
- завтрак во дворце
- проход без очереди через отдельный вход
Варианты билетов онлайн
|
||
Не придется стоять в очереди, чтобы посетить дворец и прилегающие к нему территории. Спокойно, не торопясь, в удобном темпе сможете познакомиться со всеми достопримечательностями, большим залом, королевскими покоями. Благодаря аудиогиду, многое узнаете о нюансах придворной жизни.
Стоимость билетов
Цены на билеты начинается от 18 €. За эту цену получаете проход в комплекс и сады. С дополнительными опциями будут стоить немного дороже. Покупка онлайн производится на русском языке и занимает пару минут.
Обратите внимание: в стоимость билета не включены услуги гида. О еде и напитках вам также предстоит позаботиться самостоятельно.
Для детей до 18 лет (или до 26 лет, если речь идет о гражданах ЕС) вход в комплекс бесплатный
Бронировать билет не нужно, но с собой обязательно следует взять документ, удостоверяющий личность.
В дни проведения шоу фонтанов вход в садовое пространство за дополнительную плату. В летний период такие показы проводятся в выходные дни, а также в некоторые будние – по расписанию. Заранее уточняйте даты, если не желаете платить больше за посещение Версальских садов.
Место встречи
Palace of Versailles, Place d’Armes, 78000 Versailles
Предъявите ваучер на входе. Чтобы избежать длинных очередей при проверке безопасности в высокий сезон, рекомендуем прибыть на место рано, около 08:45.
При входе предстоит пройти проверку на безопасность. Это обязательная процедура.
В утреннее время на территории могут быть толпы посетителей, поэтому целесообразно начать осмотр с парка, и лишь потом, после обеда, посетить само здание.
Малый Трианон
Рекомендовать место
2
1
Малый Трианон представляет собой шикарный замок небольших размеров, расположенный во Франции на территории Версальского дворца. Строение было сооружено в 1762-1768 годах по приказу Людовика XV в качестве подарка для маркизы де Помпадур. Он выполнен в смешанном стиле эпохи Рококо и Классицизма. Сейчас Малый Трианон считается памяткой Марии-Антуанетты, которая стала его владелицей в 19 лет и приезжала отдохнуть от королевской жизни.
Дворец имеет форму изысканного куба с двумя этажами и пятью окнами на каждой стене. Заданием архитектора было ограничить пересечение гостей с прислугой, о чем свидетельствует наличие особой структуры подвала. В нем слуги должны были накрывать столы и отправлять их лифтом в столовую, но специальное оборудование так и не было изготовлено.
Покои королевы довольно просты, но в то же время элегантны. Спальня обставлена мебелью ручной работы мастеров Жан-Анри Ризена и Жоржа Жакоба, а изобретательное зеркало, которое с помощью обычной ручки поднимается с пола и устанавливается перед окнами комнаты, продолжает удивлять туристов.
Дворцово-парковый ансамбль в Версале, история сооружения
Еще в 1624 г. королем Людовиком XIII здесь, рядом со старинной деревушкой Версаль, был заложен небольшой охотничий замок. В ту пору на месте будущего дворца стояла ветряная мельница, а вокруг расстилались поля и болота. В 1632—1638 гг. полюбившаяся королю загородная резиденция была коренным образом перестроена малоизвестным архитектором Филибером ле Руа (новый, П-образный в плане, дворец из кирпича и камня позже стал ядром огромного дворцового ансамбля). Наряду с постройкой замка началась разбивка большого парка.
После смерти Людовика XIII замок долгое время пустовал. Лишь в 1661 г. Версаль и его окрестности ожили вновь: по распоряжению короля Людовика XIV здесь началось сооружение новой королевской резиденции, которой предстояло затмить своим великолепием все дворцы Франции. Строительство велось на протяжении почти сорока лет, в несколько этапов; в нем приняли участие ведущие французские архитекторы той поры — Луи Лево, Франсуа Д’Орбе, Андре Ленотр, Жюль Ардуэн-Мансар, Робер де Котт. При этом каждый из них стремился к сохранению единого замысла. В результате в ближайших окрестностях Парижа вырос огромный дворцово-парковый ансамбль, на многие десятилетия ставший образцом для подражания. По образцу Версаля строились резиденции монархов и вельможных особ во многих странах Европы, включая Россию.
Вторая половина XVII в. — период развития классицизма во французской архитектуре. Версальский дворец стал наиболее характерным и ярким произведением этого стиля. Вдохновляясь творчеством Палладио и Виньолы, французские мастера создали истинный шедевр, являющий собой замечательный пример синтеза архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства.
Строительство Версаля началось в 1661 г. Перестройкой старого замка занимался Л. Лево (1612-1670), А. Ленотр (1613-1700) сооружал целый город из жилых и вспомогательных построек, где должны были разместиться многочисленный штат дворцовой прислуги и охрана. Население этого города должно было составить тридцать тысяч человек. Три его главных улицы-луча, идущих от Со, Сен-Клу и Парижа, сходились в одной точке: у стен королевского дворца. Эта планировочная идея родилась на сто лет раньше при перепланировке Рима архитектором Доменико Фонтана. Еще более грандиозное использование идеи «трезубца» нашло место в планировке Петербурга в первой половине XVIII в.
В 1668—1671 гг. неузнаваемо преобразившийся замок окружили новые корпуса. Двор старого замка, получивший название Мраморного (он действительно вымощен плитами мрамора), сохранился до сегодняшнего дня. Весь ансамбль был перестроен таким образом, что стены корпусов, образующих Мраморный двор, сохранялись; стены же внешних фасадов замка в значительной степени были уничтожены. В результате этого западный, обращенный к парку фасад дворца увеличился почти втрое (сейчас его протяженность составляет 680 м). Южный и северный фасады тоже удлинились за счет пристройки двух изысканных по формам корпусов. В северной части была устроена парадная лестница Послов, а в южной — лестница Королевы.
Версальский дворец
Рекомендовать место
11
1
Версаль строили под руководством Людовика XVI c XVIII века. Позже ансамбль становится художественно-архитектурным памятником царизма. Он является крупнейшим в Европе и выделяется уникальной полнотой замысла, единством архитектурных форм и измененным ландшафтом.
Начиная с конца XVII века, Версаль являлся идеальной резиденцией для торжественных загородных приемов европейских монархов и аристократии.
До Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. Открылся для публики и признался музеем в 1801 году, а в 1830 году в музейную территорию вошел весь архитектурный комплекс Версаля, также, в скором времени, всего через 7 лет в ансамбле открыли музей истории Франции.
В Конце XX века Версаль с прилегающей территорией был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Именно в Версале произошло множество важнейших событий французской и мировой истории. Здесь в XVII веке подписывали немало международных договоров, даже договор, заканчивающий Войну за независимость США. Также здесь Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина. А в XIX веке, после падения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, захваченном германскими войсками, было объявлено создание Германской империи. В 1919 году заключили мирный договор, который завершил Первую мировую войну и положил начало Версальской системе послевоенных международных отношений.
Версальский дворец
Большой Château de Versailles был построен во второй половине XVII в. по проекту архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэн-Мансара и художника Шарля Лебрена.
Вид на Версальский дворец из парка
Первое строение на месте нынешнего Мраморного двора Версальского дворца – небольшой охотничий домик Людовика XIII, сооружённый в 1623 г. После покупки версальского поместья у парижского архиепископа прилегающая к домику королевская территория существенно расширилась.
Мраморный двор Версальского дворца
Несколько лет Фронды в середине XVII в. побудили короля Людовика XIV инициировать превращение скромного охотничьего домика в великолепный королевский Дворец в стиле классицизма. Более основательной причиной современники называли зависть короля к увиденному им роскошному дворцу Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке. Арестовав министра, король тут же нанял его архитекторов и художника, упомянутых выше. Правда, официальной причиной ареста были финансовые злоупотребления Фуке.
Постройка версальского дворца велась в промежутках между войнами, в которых участвовал Людовик XIV. В результате во дворце появились 3,5 тысячи комнат и залов, занявших 6 га. На прилегающей территории в 800 га были осушены болота и основан красивый сад.
Король перенёс свою резиденцию из небезопасного Лувра, после чего Версальский дворец стал политическим центром Франции. В нём постоянно проживало шесть тысяч приближённых к королю дворян, причём покидавшие дворец лишались своих должностей и привилегий. Так король контролировал своих высокопоставленных подданных.
Масштабные проекты короля потребовали огромных затрат – физических и финансовых. Райскую жизнь для аристократов создавали 30 тысяч строителей, большую часть которых составляли вчерашние крестьяне. Истраченные за полвека строительства средства оцениваются в современные 260 миллиардов евро! Такая расточительность стала одной из причин падения французской монархии столетие спустя. Ещё через полтора века Версальский дворец, благодаря огромному туристическому потоку, станет серьёзным источником национального дохода.
Для сокращения огромных расходов при строительстве пришлось жертвовать функциональностью. Внешне роскошный дворец был малопригодным для жизни, особенно в холодное время года. Половина дворцовых каминов не работала, в дверях и окнах были зазоры, а залы насквозь продувались сквозняками. Во время прогулок короля по парку вода подавалась только в те фонтаны, мимо которых он проходил. Трудно поверить, но во дворце вообще не было туалетов. Король и королева пользовались передвижными кабинками, а придворные выполняли долг перед природой, где придётся. Возможно, поэтому придворных обязали обильно пользоваться духами.
В Шато находятся залы, салоны и спальни, потолок и стены которых украшены фресками, картинами, скульптурами, коврами, золочёной бронзой и тонированным стеклом. Названия салонов носят имена греческих богов. В качестве своего тронного зала «король-солнце» выбрал салон Аполлона (бога солнца). Здесь принимались иностранные делегации, а по вечерам устраивались танцы и представления.
Тронный зал
Самым известным помещением является Зеркальный зал (галерея) площадью 803 м2, занимающий существенную часть фасада, выходящего в сад. Он отражается в 357 зеркалах зала, расположенных напротив 17 окон, создавая иллюзию их наличия с обеих сторон. Кроме зеркал, в зале множество золочёных светильников, хрустальных люстр, ваз и торшеров. На потолке изображены 30 сюжетов, относящихся к первым 18 годам правления Людовика XIV.
Зеркальный зал
Зеркальная галерея вошла в историю франко-немецких отношений. Именно в ней разместился штаб армии, победившей во франко-прусской войне, и было провозглашено создание Германской империи. Но времена переменились: по окончании Первой мировой войны в Зеркальной галерее был подписан Версальский договор с побеждённой Германией.
В настоящее время в Зеркальном зале в высокий сезон воссоздаются средневековые балы.
Бал в Зеркальной галерее
Другие известные помещения – салоны Дианы и Войны, Оперный зал, спальни короля и королевы.
Многие европейские дворцы были сооружены под несомненным версальским влиянием. Речь, в частности, идёт о потсдамском Сан-Суси, венском Шёнбрунне, петергофских, гатчинских и других дворцах.
5 вещей, которые нужно сделать в Версале
- Подняться на поросший лесом холм Сатори и сверху оценить совершенство городской планировки.
- Пройтись по старым кварталам Нотр-Дам и Сен-Луи, не спеша разглядывая бывшие особняки знати и зажиточных горожан.
- Купить полюбившуюся безделушку на местном блошином рынке.
- Подивиться роскоши и помпезности золоченых экипажей, выставленных в Больших конюшнях.
- Выпить чашку фирменного шоколада в одном из местных кафе.
Музей Ламбине (Lambinet)
Осмотр городских диковин стоит начать именно отсюда. Во-первых, этот необычный музей можно с полным правом назвать краеведческим — он изначально задумывался как собрание экспонатов, посвященных истории города. Во-вторых, он вполне может считаться и «Музеем Революции», ведь именно Версаль в 1789 г. стал ее колыбелью. Великим и кровавым событиям тех времен посвещено несколько отдельных залов. В-третьих, музей Ламбине — это еще и музей изобразительных искусств. В его фондах хранятся несколько сотен работ выдающихся мастеров, включая полотна Альфреда Сислея.
Информацию о графике работы, временных выставках и актуальных тарифах можно узнать на официальном сайте (на англ.). Адрес: Boulevard de la Reine, 54.
Церковь Нотр-Дам
Некогда церковь Нотр-Дам имела статус собора, и это неудивительно: ее построили для того, чтобы благородные придворные могли посещать мессу, не слишком удаляясь от дворца. Здание возведено в строгих традициях эпохи классицизма, но архитектор Жюль Ардуэн-Мансар сумел отдать дань уважения и готике — церковь в плане имеет традиционную для средневековья форму креста. В революционную эпоху утварь и детали убранства удалось спасти, поэтому современный турист может сполна насладиться аутентичной атмосферой придворной церкви эпохи Людовика XIV. Адрес: rue Baillet-Reviron, 2.
Прекрасный Версаль
Собор Сен-Луи
Этот храм воздвигли при короле Людовике XV, когда церковь Нотр-Дам уже не могла справиться с возросшим количеством прихожан. Строительство доверили архитектору Жаку Ардуэн-Мансару (внуку придворного архитектора Людовика XIV). Здание получилось большим, но не громоздким — благодаря светлым цветам и изящным украшениям фасадов в модном тогда стиле «рококо». В годы Революции священников изгнали, утварь конфисковали, а саму церковь ненадолго переименовали в «Храм изобилия». При Директории храм вновь стал католическим (в 1805 г. папа Пий VII даже короновал здесь Наполеона), а в середине 19 века церковь Сен-Луи получила статус собора.
Адрес: place Saint-Louis, 4. Веб-сайт (на фр.).
Дворец мадам Элизабет (Domaine de Montreuil)
Королевский дворец — не единственный в Версале. В самом сердце города, посреди ухоженного парка площадью в 8 га расположился дворец Монтрей. Людовик XVI купил это изящное здание в 1785 г. и подарил его своей младшей сестре Елизавете. Сейчас дворец находится в собственности государства, в нем часто проводятся тематические выставки. Парк открыт для свободного посещения с марта по ноябрь, и любой турист может без помех полюбоваться экзотическими деревьями, включая гигантские секвойи. Адрес: Avenue de Paris, 73.
Здесь вершилась история
Королевский двор переехал в Версаль из Лувра в 1682 году, но после этого строительство комплекса продолжалось чуть ли не до самой смерти Людовика XIV с перерывами на периоды войн и безденежья. В целом на протяжении четырёх десятилетий тяжёлого труда в строительстве Версаля были использованы силы 38000 рабочих. Они жили непосредственно на территории строительства в специально построенных деревянных бараках. Надо отдать должное «королю-солнцу», он всё-таки заботился о тех, кто возвеличивал его. Здесь был построен госпиталь, в котором больных рабочих лечили бесплатно, а за полученное на стройке увечье король выдавал рабочим пособие, равно как и жёнам погибших при несчастных случаях. Всего же при жизни Людовика XIV на сооружение роскошного дворцово-паркового комплекса была израсходована сумма в серебряных ливрах, по покупательной способности приблизительно эквивалентная современным 37 миллиардам евро. В 1717 году в Версале останавливался отправившийся в своё второе путешествие по Европе Пётр I. Французы поселили его в «малом дворце» Большой Трианон, изначально предназначавшемся для отдыха короля. Страной в то время уже правил семилетний Людовик XV, чьи регенты и мамки не разделяли прошведских симпатий Людовика XIV. Пётр Великий провёл во Франции 64 дня и поразил тамошнюю знать своей благовоспитанностью, искренним добродушием, любознательностью и спартанскими нравами. Приставленный к русскому государю камер-юнкер по фамилии де Либуа отмечал, что тому было важнее узнавать новое, нежели вести деловые переговоры. Если же Пётр I и вёл таковые, то делал это «за стаканом вина». Русский император был восхищён Версалем и в дальнейшем вдохновлялся им при строительстве Петергофа, но отнюдь не скопировал ни вид, ни стиль, а лишь позаимствовал общую идею. Позже с Версалем было связано множество других значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII столетии королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе и того, что в 1783 году завершил Войну за независимость США. Спустя шесть лет именно в Версале революционное Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во франко-прусской войне, именно в контролируемом немецкими войсками Версале было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, который завершил Первую мировую войну. Он же положил начало так называемой Версальской системе послевоенных международных отношений. В наши дни Версаль — один из крупнейших в мире туристических центров. Его отличает лёгкая транспортная доступность, благодаря чему дворцово-парковый комплекс ежегодно посещает от 8 до 12 миллионов туристов со всего света.
Метки: туризм, Франция, музей, Тайны 20 века, король, Париж, архитектура, резиденция, дворец, Людовик XIV, Версаль