Что посмотреть в Палдиски обязательно – главные достопримечательности города
Даже несмотря на всё ещё сохраняющуюся тенденцию превращения Палдиски в унылый город-призрак, и притом в самой обозримой перспективе, в нём есть на что посмотреть.
Итак, основные достопримечательности Палдиски:
- Маяк, самый высокий в Эстонии, а рядом – остатки прежнего, петровских ещё времён.
- Опять-таки остатки земляных работ, по которым легко распознать контуры крепости, некогда заложенной самим Царём-Реформатором.
- Здание бывшей петровской таможни, в котором в настоящее время располагается кафе.
- Православная церковь во имя святого великомученика Георгия Победоносца, её здание постройки 1784 – 1784 годов принадлежит теперь Эстонской митрополии Константинопольского патриархата.
- Памятник экипажу подлодки М-200.
- Православный храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского – Эстонской православной церкви Московского патриархата.
- Саркофаги атомных реакторов, в советское время использовавшихся в качестве своего рода тренажёра для обучения подводников.
Как добраться
С этим всё просто – проще некуда. Удобнее всего, конечно, добираться до Палдиски от Таллина по одноимённому Палдискому шоссе – что называется, с ветерком, на официально разрешённой на всём протяжении этой трассы предельной скорости 90 км в час, минуя соседний Кейла, от которого до Палдиски останется всего ничего – 26 км.
А ещё от Таллина можно запросто добраться на электричке туземного железнодорожного оператора Elron – так выйдет даже ещё быстрее. Опять-таки через Кейлу. Билеты можно приобрести прямо у кондуктора, что очень удобно. Электропоезда ходят несколько раз в день.
Можно и рейсовым автобусом – прямиком от таллиннского Балтийского вокзала.
Город Палдиски на карте Эстонии
С 1922 года Балтийский (Порт) стал именоваться на эстонский манер – Палдиски, что является ничем иным, как несколько видоизменённой, точнее, искажённой формой прежнего русского названия этого небольшого провинциального городка, в котором, как не крути, а слышатся стальные нотки.
Так и чудится сейчас это самое эстонское пресловутое растянутое, на распев «Па-а-а-а-лти-и-и-и-ски-и-и-и». Как в том старом анекдоте про эстонский хутор в лесу, крестьянина Петера и его, извините, оторванные части тела.
Кстати. По состоянию на 2012 год в Палдиски проживали 4081 человек и, что самое любопытное, большая (с ударением на первый слог) из них часть, 67% – этнические русские. Более свежих данных о демографии Палдиски у нас, к сожалению, нет.
Нынешний Палдиски является административным центром уезда Харьюмаа и его же, Палдиски, юрисдикция распространяется на вышеупомянутые острова Финского залива Рогге, которые теперь также называются по-новому – Пакри.
Типичный постсоветский Палдиски, бывшая секретная учебная база атомного подводного флота Советского Союза, хотя и находится в северной части «суверенной» Эстонии, на самом берегу Финского залива, а выглядит сейчас так, как если бы он находился, ну скажем, в ближнем Подмосковье. Как какая-нибудь там Яхрома, Дмитров или, например, Раменки – эдакий ПГТ в статусе райцентра: та же стандартная архитектура серых многоквартирных коробков и те же не пойми какие дороги, тот же заросший травой стадион, та же городская котельная, одна-единственная на весь город, и так далее и тому подобное. И даже свой городской бассейн здесь есть. Разницы, в общем, никакой.
Впрочем, разница есть – современное Подмосковье-то как раз выглядит не в пример лучше, чем в недалёком ещё прошлом, гораздо лучше.
Откровенно говоря, эстонский Палдиски – это та самая что ни на есть глубокая европейская жо… кхе-кхе… то бишь глубокое подполье, а до стольного града Таллина, прежнего русского Ревеля, между тем, отсюда совсем уж рукой подать – всего каких-то 52 км или 44 минуты на авто. То есть по московским меркам вообще ничего.
Ещё несколько слов о географии и месте этого, чего уж греха таить, постепенного загибающегося (даже несмотря на наличие в нём нефтеналивного терминала) «города невезения» на карте Эстонии: Палдиски граничит с волостями Кейла, Вазалемма и Падизе упомянутого уезда Харьюмаа.
Окрестности[править]
Старый маяк Пакри
Берег островов Пакри
Заброшенный военный городок в Клооге
Полуостров Пакри интересен своим скалистым берегом, который является западной частью Балтийско-Ладожского уступа (глинта). Лучший вид на море и разбивающиеся о скалы волны открывается с крайней части полуострова, где установлен маяк Пакри 1 — один из важнейших балтийских маяков, основанный по указу Петра I в 1722 году. Невнятное каменное сооружение, стоящее на самом краю обрыва, это старый маяк XVIII века, а современный маяк высотой 52 м стоит чуть поодаль и с архитектурной точки зрения совершенно неинтересен. Также можно пройти несколько сот метров вдоль обрыва в сторону Палдиски: там есть неприметная лестница, позволяющая спуститься к воде и посмотреть на скалы снизу. В остальном полуостров Пакри это просто приятное место для уединённых прогулок, но помните, что берег не огорожен, и здесь нередки оползни, поэтому подходить слишком близко к обрыву не стоит.
- Как добраться: общественного транспорта нет, машин тоже мало. От города до маяка 4 км по улице Rae.
Острова Пакри находятся в Балтийском море в нескольких километрах западнее Палдиски. Они были заселены шведами в 1345 году и использовались для выращивания ржи, откуда и пошло шведское название Rågöarna. Население островов, остававшееся преимущественно шведским, выросло до пяти деревень, которые были полностью выселены советскими властями в 1939 году при строительстве военной базы. В Советское время острова использовались как военный полигон для учебных бомбардировок. Сейчас они очищены от неразорвавшихся снарядов и доступны для посещения. Здесь можно насладиться безлюдьем, морем, выветренными скалами и суровой северной растительностью. Обрывистые берега похожи на скалы полуострова Пакри. Также сохранились руины заброшенных деревень, колокольня старой церкви и военные артефакты. Острова Пакри превращены в ландшафтный заказник, который одновременно выполняет функцию туристического центра и ведёт учёт посещения островов.
- Как добраться: вплавь. Заказник предлагает услуги моторной лодки, связывающей острова с деревней Курксе (Kurkse) на материке.
Клоога (Klooga) — посёлок на железной дороге в 10 км восточнее Палдиски. В сосновому лесу к северу от посёлка находился немецкий концлагерь, где в сентября 1944-го перед наступлением советских войск были убиты более двух тысяч евреев. Сейчас здесь мемориал 2 . Ещё один мемориал есть в соседней деревушке Põllküla 3 , где захоронены финны, которых нацисты принудительно переселяли из Ингерманландии. Сама Клоога тоже имеет грустную историю: в начале XX века она была дачным посёлком, после войны здесь разместились офицеры советской армии и появилась характерная застройка военного городка 4 . Сейчас всё это заброшено и заросло травой. Гарнизонный дом офицеров, школу и другие здания в сталинском стиле ищите в восточной части посёлка.
- Как добраться: электрички на Палдиски останавливаются в Клооге. Мемориал находится рядом с остановкой Klooga-Aedlinn.
Понять[править]
Палдиски | |
эст. Paldiski | |
Деревянный вокзал в Палдиски | |
Полезная информация | |
Население | 4081 (2012) |
Телефонный код | +372 67 |
Часовой пояс |
UTC+2 / UTC+3 |
Па́лдиски находится на вдающемся в Балтийское море полуострове Пакри. Место это особенное, потому что море здесь не замерзает — в отличие от Таллина, где в суровые зимы залив покрывается льдом. Ценность полуострова первыми поняли шведы, поселившиеся здесь ещё в XIV веке, а затем идею перенял Пётр Первый, который велел построить на полуострове крепость и даже приезжал руководить строительством лично. Крепость была названа шведским именем Рогервик. Впрочем, она оказалась не слишком востребованной и уже к концу XVIII века пришла в упадок, став местом каторги (здесь, в частности, закончил свои дни Салават Юлаев). В 1762 году крепость с возникшим вокруг неё городом получает название Балтийский порт, а в 1870 году из Санкт-Петербурга сюда приходит железная дорога, ставшая осью развития всей Северной Эстонии. Во времена Российской империи порт в Палдиски совмещал торговую и военную функции. Здесь находилось мореходное училище, а в годы Первой Мировой войны рядом с городом даже произошло небольшое морское сражение.
С установлением независимости Эстонии Балтийский порт переименовывают в Балтиски и затем в Палдиски, а после присоединения Эстонии к Советскому Союзу здесь немедленно — ещё до начала Великой Отечественной войны — разворачивается военная база. После войны Палдиски стал закрытым военным городом. С начала 60-х здесь находится крупнейший в Союзе учебный центр подводного флота с действующими реакторами атомных подводных лодок и, разумеется, крупной военной базой. Город оставался закрытым и после распада СССР, до 1994 года, когда все военные части и корабли были выведены из Эстонии, а атомные реакторы захоронены внутри специального саркофага (саркофаг находится в лесу в нескольких километрах восточнее Палдиски; к нему можно подойти, но ничего интересного вы там не увидите). После этого город впал в глубокую депрессию, из которой его уже 20 лет пытаются вывести строительством нового торгового порта и массовой реконструкцией жилых домов.
Сейчас Палдиски производит смешанное впечатление: в порту работает нефтеналивной терминал, приходят на разгрузку большие корабли, но сам город остаётся в каком-то сонном состоянии, продуваемый ветрами и окружённый ветряными электростанциями, которых здесь едва ли не больше чем во всей остальной Эстонии. Древности разрушены войной, следы советского прошлого сметены независимостью, поэтому ехать сюда стоит в основном за природными и этнографическими впечатлениями — пройтись по обрыву над морем, да посмотреть вблизи на работу торгового порта. Население города в основном русское, эстонцев всего 25%, но языковая ситуация больше похожа на Таллин: по умолчанию языком общения является эстонский, и лишь некоторые надписи сделаны на двух языках.