Церковь Валь-де-Грас
Церковь Валь-де-Грас (L’église du Val-de-Grâce), расположенная недалеко от Пантеона, в конце улицы Сен-Жак (rue Saint-Jacques, 1), в 5-м округе Парижа, оказалась в этот раз на реконструкции. Попасть внутрь и даже подойти поближе не удалось. Но сооружение действительно достойное. Изящное, в традициях итальянского барокко. Это самая римская из парижских церквей.
Интересна история церкви Валь-де-Грас. Возведение храма началось в 1645 году по приказу Анны Австрийской на территории заложенного ею же в 1624 году монастыря и продолжалось до 1665 года. Первый камень в основание церкви заложил 7-летний наследник, будущий Людовик XIV. Дело в том, что в 1638 году у Анны Австрийской после многих лет бездетного брака наконец родился сын, будущий Людовик XIV (королева дала обет построить здесь великолепный храм, если Бог пошлет ей ребёнка). Строительство церкви было поручено французскому архитектору Франсуа Мансару (François Mansart), но через год его отстранили от работ (из-за непомерной стоимости проекта), так что продолжали строительство Жак Лемерсье (Jacques Lemercier) и другие архитекторы.
Что касается интерьера церкви Валь-де-Грас (своими глазами мне его увидеть не удалось из-за реставрации), то пышное убранство купола и балдахин, созданный по образцу балдахина Бернини в соборе Св.Петра в Риме, делают Валь-де-Грас постройкой, наиболее близкой к римскому барокко. Купол церкви украшен фреской Пьера Миньяра «Слава блаженным» (1663), на которой изображено более 200 персонажей.
Вот панорамный вид на церковь и монастырь со стороны сада, который дает представление о том, как выглядело это место в XVIII в.:
После Великой французской революции здешний монастырь преобразовали в военный госпиталь, а церковь, соответственно, стала больничной. В бывшем здании монастыря сегодня располагается Музей военно-санитарной службы (Musée du service de santé des armées), военно-медицинская школа и библиотека Валь-де-Грас. Современный военный госпиталь Валь-де-Грас (Hôpital d’instruction des armées du Val-de-Grâce) находится на территории бывшего монастырского огорода.
У церкви Валь-де-Грас меня сфотографировал полицейский.
Церковь Сен-Луи д’Антин
Рекомендовать место
Церковь Сен-Луи д’Антин является одним из самых необычных памятников архитектуры в Париже. Внешне скромная и даже незаметная, она обладает роскошным позолоченным интерьером, поражающим своим великолепием. Район, в котором расположен храм, во второй половине XVIII столетия активно застраивался, разрасталось и его население, появлялись увеселительные заведения. Чтобы соблюсти баланс между мирской и духовной жизнью, король Людовик XVI решил построить в новом районе монастырь капуцинов.
Работы по строительству монастырского комплекса были завершены к 1782 году, но вскоре вспыхнула Революция, и монастырь был национализирован. В 1795 году бывшая монастырская часовня стала приходской церковью Сен-Луи д’Антин, а остальные постройки были переданы лицею Кондорсе. Он и поныне располагается в непосредственной близости от церкви и продолжает славные традиции.
Несмотря на свои не слишком внушительные размеры, церковь Сен-Луи д’Антин привлекает внимание многочисленных посетителей своим интерьером, в оформлении которого чувствуется влияние древних христианских храмов. Работавший над проектом архитектор сознательно отказался от модного в те годы барокко и оформил храм по древним архитектурным канонам — строгие геометрически объемы, колонны дорического ордера, голые стены
В XIX веке усилиями почти двух десятков художников храм был покрыт росписями с позолотой, великолепными фресками, а окна украсили прекрасные витражи.
Церковь Сен-Этьен-дю-Мон
Церковь Сен-Этьен-дю-Мон (L’église Saint-Étienne-du-Mont) находится в Латинском квартале, на горе святой Женевьевы, в 5-м округе Парижа, недалеко от Сорбонны и Пантеона. Ее строительство было начато в 1492 году, а завершено в 1622 году, так что церковь представляет собой интересное смешение стилей: доминирующим признается пламенеющая готика, но и ренессансный стиль выражен довольно явно. Это одна из самых необычных церквей Парижа как по внешнему облику, так и с точки зрения интерьера, но при всей своей эклектичности очень гармоничная и изящная, просто чудо.
Амвон (поперечная навесная галерея, которая отделяет неф от хоров) в Сен-Этьен-дю-Мон такой кружевной, я бы даже сказала мавританский. Этот амвон (созданный, вероятно, французским архитектором эпохи Возрождения Филибером Делормом (Philibert Delorme/de l’Orme) (ок.1510-1570)) и винтовые лестницы из белого камня, украшенные ажурной резьбой, создают совершенно неповторимое впечатление. Подобной конструкции не осталось ни в одной из парижских церквей.
В церкви находится деревянная кафедра XVII века, великолепные старинные витражи XVI-XVII века, а также рака св. Женевьевы, покровительницы Парижа, спасшей город от нашествия гуннов в 451 году. Здесь также захоронены Паскаль и Расин. Известный композитор, органист и импровизатор Морис Дюрюфле (Maurice Duruflé) (1902-1986) занимал пост главного органиста церкви Сен-Этьен-дю-Мон с 1929 года до своей смерти в 1986 году.
Суть: о чём роман?
Действие романа «Собор Парижской Богоматери» разворачивается в Париже 1482 года, во время празднования средневекового «Дня шутов» и помолвки знатных королевских особ, которое читатель наблюдает глазами молодого драматурга Пьера Гренгуара. Практически сразу нам представляют всех главных героев романа: отвратительного горбуна звонаря Квазимодо, строгого архидиакона Клода Фролло, обворожительную цыганскую танцовщицу Эсмеральду и капитана королевских стрелков Феба де Шатопера.
Ночью Гренгуар становится свидетелем того, как Квазимодо с таинственным подельником пытается похитить Эсмеральду, но на помощь девушке приходит капитан Феб. После этого драматург попадает в руки нищих, но от расправы его спасает Эсмеральда, которая становится его фиктивной женой на четыре года. Таким образом Гренгуар становится не только наблюдателем, но и активным участником всех будущих событий.
Через некоторое время начинается суд над Квазимодо. Горбуна привязывают к позорному столбу над городской площади, подвергают жестким унижениям, морят жаждой, но в этот момент появляется Эсмеральда, дающая несчастному воды из фляги. Толпа смягчается, и экзекуция заканчивается.
Образуется любовный четырёхугольник. Квазимодо влюбляется в Эсмеральду, не зная, что в неё также влюблён и его воспитатель Клод Фролло, который и был тем самым таинственным подельником горбуна. Однако сама девушка влюблена в своего спасителя – Феба, и верит в то, что он — её судьба, хотя сам де Шатопер не испытывает к ней никаких глубоких чувств.
Однажды ночью танцовщица и де Шатопер тайно встречаются, но следующий за ними архидиакон в приступе ревности набрасывается на Феба и ранит его. Эсмеральду арестовывают, и под пытками та сознаётся во всех обвинениях, включая обвинения в колдовстве и призыве демонов. Ночью перед казнью девушку посещает Клод, обещая ей спасение в обмен на её любовь, но та остаётся верна своему капитану.
Во время казни, за которой равнодушно наблюдал живой и невредимый Феб, начинает действовать Квазимодо, он врывается на эшафот и уносит Эсмеральду в Собор Парижской Богоматери, где по древнему обычаю никто не имеет права тронуть её. Горбун искренне заботится об Эсмеральде и защищает её, поднимая руку даже на своего приёмного отца Фролло. Однако та испытывает к горбуну только страх и отвращение, продолжая мечтать о Фебе.
Через некоторое время спасти Эсмеральду решают нищие Парижа, они штурмуют собор, чтобы вызволить оттуда девушку и спрятать её в городе, но на их пути становится Квазимодо, который решил, что нищие хотят расправиться с его возлюбленной. Король Людовик XI приказывает подавить бунт, и под стенами собора разворачивается кровавая бойня.
Тем временем Фролло и Гренгуар под покровом ночи выводят Эсмеральду из собора. Клод в очередной раз клянётся ей в любви, но та снова отвергает его. Взбесившийся архидиакон оставляет Эсмеральду на попечение затворницы Роландовой башни и направляется за стражей, чтобы лично отдать им девушку. Затворница Пакетта всем сердцем ненавидит цыганскую танцовщицу, так как когда-то цыгане украли у неё дочь, но внезапно выясняется, что Эсмеральда — это и есть давно пропавший ребёнок Пакетты. Несчастная мать прячет дочь в своём убежище, но, к несчастью, та видит капитана Феба и криком выдаёт себя. Эсмеральду хватают, а Паккета, пытаясь её защитить, погибает.
С высоты собора Клод Фролло и Квазимодо наблюдают за казнью Эсмеральды. Когда приговор приводят в исполнение, архидиакон начинает смеяться, и Квазимодо, не говоря ни слова, сталкивает его вниз, и, пока Фролло отчаянно пытается удержаться за водосточную трубу, звонарь молча смотрит на умирающую в петле Эсмеральду. С последними судорогами девушки архидиакон падает и разбивается насмерть.
Спустя несколько лет в склепе Монфокона, куда относили тела всех повешенных преступников, случайно находят скелеты Эсмеральды и обнимающего её Квазимодо. При попытке разъединить их останки горбуна рассыпаются в прах.
Церковь Сент Мерри
Рекомендовать место
1
Строительство этой церкви началось на месте старой часовни в 1520 году и продолжалось в течении 100 лет. Церковь названа сокращенным именем аббата монастыря Сен-Мартен – святого Медерика, который также похоронен в одной из капелл церкви. С течением времени церковь постоянно реставрировалась.
В эпоху Ренессанса на ее месте построили новое здание. Через несколько веков церковь была перестроена в стиле барокко. При короле Людовике XV церковь опять была перестроена.
Внутри нее большая часть интерьера сохранилась с XVIII-XIX века. Но от церкви осталась колокольня, которая относится к XIV веку и является самой древней колокольней Парижа. Кроме того, в этом храме остались витражи XVI века и некоторые архитектурные детали, а также орган XVII века, на котором играл знаменитый композитор – Камилл Сен-Санс.
Амьенский собор
Всего в двух часах езды от Реймса находится Амьен. После того, как был возведен собор в Реймсе, жители Амьена пожелали иметь что-то подобное. И в XIII веке в городе был построен готический собор. Он немного выше, чем в Реймсе. Впечатляющие кантилеверы создают в нефе высокий потолок, что делает его невероятным. Замысловатые изображения святых — еще одна причина посетить прекрасный собор во Франции.
Фото: By Jean-Pol GRANDMONT (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY 3.0)
Фото: By Pierre André, via Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)
Фото: By Benh LIEU SONG (Own work), via Wikimedia Commons (CC BY-SA 3.0)
Базилика Св. Клотильды
Базилика Св. Клотильды (Basilique Sainte-Clotilde) — это первая неоготическая церковь Парижа. Находится она на улице Rue Las Cases, на углу Фобур Сен-Жермен, в районе Сен-Жермен-де-Пре (Saint-Germain-des-Prés) в 7-м округе Парижа.
Торжественное открытие храма состоялось 30 ноября 1857 года, работы продолжались двенадцать лет
Обратите внимание, что это не просто церковь: она носит почетное «звание» базилики. В 1896 году, в честь 1400-летия крещения короля франкского королевства Хлодвига (кстати сказать, именно вторая жена Хлодвига I, христианка Клотильда, позднее причисленная к лику святых, вместе со святым Ремигием сделали всё для того, чтобы убедить мужа перейти в католическую веру — крещение состоялось в Реймском соборе), папа Леон XIII присвоил церкви св
Клотильды почётный статус малой базилики со всеми соответствующими правами и привилегиями.
Интересно, что в церкви св. Клотильды с 1859 года и до конца жизни (1890) на должности органиста работал знаменитый органист и композитор Сезар Франк. В церкви находится торжественно открытый в 1859 году орган работы знаменитого органостроителя, мастера романтической школы Аристида Кавайе-Колля (1811–1899). На этом органе, собственно, и играл все 30 лет своей работы в церкви Сезар Франк.
Небольшой садик перед базиликой с забавными цветами, напоминающими декоративную капусту:
Церковь Сент-Рош
Рекомендовать место
1
Крупнейшая, старинная римско-католическая церковь Сен-Рош находится в 1-ом округе Парижа на улице Сент-Оноре. Возведена она на месте бывшей часовни святой Суссаны, построенной еще 1521 году. Начиная с 1629 года – это приходская церковь под покровительством святого Роха, которая много раз преобразовывалась. Строительство нынешнего собора происходило между 1653-1740 годами. Известно, что первый камень был заложен Людовиком XIV в 1653 году в сопровождении его матери Анны Австрийской, так как он был еще ребенком. Автором проекта, в стиле барокко стал архитектор Жак Ле Мерсье. В разные периоды работы велись под руководством таких мастеров, как Этьен-Луи Буаль, Робер де Котта, Мансар, Пьер Буле.
В память о святой Суссане в обновленной церкви была возведена капелла. В 1690 году завершен хор и доделан трансепт, крыша и фасад. Протяженность церкви составила 126 метров. В 1795 году, во время восстания роялистов, возле церкви Сен-Рош велись бои, после которых потребовалась реставрация храма. Каменный фасад церкви состоит из двух ярусов, нижний венчает изображение дорического ордена, а верхний коринфского. В центре, над входом установлены красивые золотые часы, датируемые 1835 годом. С каждой стороны по две тумбы с колоннами со скульптурами святых Амвросия, Августина, Иеронима, Григория, Женевьевы, Роха и других.
На территории церкви Сен-Рош похоронены Вандом, Гольбах, Корнель, Дидро, Ленотр, Пирон, Гельвеций, Фрагонар.
Церковь Святого Августина
Рекомендовать место
1
1
Церковь Святого Августина, располагается в Париже, она более известна под именем Сент-Огюстен. Это действующий католический храм, объединивший в себе элементы готической архитектуры, ренессанса и византийского стиля. Ранее на этом месте находилась часовня, построенная в 1871. Церковь, главный купол которой возвышается на высоте 80 метров, возводилась более 11 лет, строительство возглавлял знаменитый архитектор Виктор Бальтар. Фасад обложен натуральным камнем, на нем размещены фигуры двенадцати апостолов. Купол храма расписан французским художником Бурго.
У входа в храм расположена треугольная одноименная площадь, главным убранством которой является конная статуя Жанны д’Арк.
Notre-Dame-de-Lorette
Notre-Dame-de-Lorette — церковь Девы Марии Лоретанской. Эта территория стала активно застраиваться в 20-х гг 19-го века. Новому району понадобилась церковь, и в 1832 году был объявлен конкурс на строительство, в котором выиграл архитектор Луи Ипполит Леба. Поскольку церковь тематически связана с Италией, по замыслу архитектора в её облике должны были присутствовать черты итальянского классицизма, а отдельные архитектурные решения подражают римской базилике Санта-Мария-Маджоре. Строилась церковь в период с 1823 по 1836 год. Поскольку отдельной задачей архитектора было впечатляюще замкнуть перспективу улицы Лаффит, фасад с портиком получились немного несоразмерными основному объёму здания. После строительства в 1919 году на вершине Монмартра гигантской базилики Святого Сердца, она полностью затмила собой Нотр-Дам-де-Лорет.
8bis Rue Choron, 75009 Paris, France
Собор Сакре-Кёр
Рекомендовать место
6
1
Практически из любой точки Парижа видно это величественное белое здание. Любой человек, даже впервые попавший в столицу Франции, ни с чем не перепутает этот красивейший собор. Базилика Сакре-Кёр была названа так в честь католического праздника Святого Сердца Христова, а посвящен этот храм памяти жертв франко-прусской войны.
Строительство было начато в 1875 году на холме Монмартр, в самой высокой точке Парижа (130м). Для укрепления фундамента пришлось вырыть 83 шахты, глубина некоторых составляла 33 метра. Сам собор, высотой 94 метра, решили строить из редкого известняка, который при соприкосновении с водой покрывается особым белым налётом. Вот почему Сакре-Кёр обладает таким уникальным цветом.
Особенно хороша базилика, если смотреть на нее снизу. Можно остановиться на площадке у подножья лестницы из 237 ступеней, ведущей на вершину холма, и увидеть храм во всем его белоснежном великолепии. Лестница приведет к главному входу собора, который украшают бронзовые фигуры святого Людовика (слева от входа) и Жанны д’Арк (справа).
С обзорной площадки перед Сакре-Кёр открывается потрясающая панорама Парижа. При ясной погоде вы увидите улочки и бульвары города, а в вечернее время городские фонари и подсветка исторических зданий создадут феерическую картину города-праздника.
Церковь Сен-Медар
Рекомендовать место
1
Средневековая католическая церковь Сен-Медар в парижском квартале Сен-Марсель носит имя святого Медара — французского епископа и святителя, жившего в шестом веке. Первая часовня в его честь была построена здесь еще в девятом веке. Нынешняя церковь, выстроенная в позднеготическом стиле, уже третья возведенная на этом месте. Ее строительство началось в пятнадцатом веке, неоднократно прерывалось религиозными войнами и окончательно завершилось только в восемнадцатом столетии.
С церковью святого Медара связана одна любопытная легенда. В семнадцатом веке церковь стала прибежищем янсенистов — последователей еретического религиозного движения. Один из лидеров янсенистов — дьякон Франсуа Парис — был похоронен на кладбище при церкви. Очень скоро его могила стала местом паломничества, сюда приходили безнадежно больные люди в надежде на чудесное излечение. Узнав об этом, Людовик Пятнадцатый в 1732 году приказал замуровать склеп Франсуа Париса, а кладбище закрыть. Рассказывают, что после этого на воротах церкви появилась надпись: » Король запрещает Богу творить здесь чудеса».