Строительство
Два оригинальных обелиска , как это было в 1832 году. Тот, что справа, сейчас находится в Париже и известен как Луксорский обелиск .
Луксорский храм был построен из песчаника из района Гебель-эль-Сильсила , который расположен на юго-западе Египта. Этот песчаник называют нубийским песчаником. Он использовался для строительства памятников в Верхнем Египте, а также в ходе прошлых и текущих реставрационных работ.
Как и в других египетских постройках, обычно использовалась символика или иллюзионизм. Например, для египтян святилище в форме шакала Анубиса на самом деле было Анубисом . В Луксорском храме два обелиска (меньший, ближе к западу, сейчас находится на площади Согласия в Париже), обрамляющие вход, не были одинаковой высоты, но они создавали иллюзию того, что они есть. При планировке храма они кажутся равными по высоте, но, используя иллюзионизм, они увеличивают относительные расстояния, делая их одинаковыми по размеру для стены за ними. Символично, что это визуальный и пространственный эффект, подчеркивающий высоту и расстояние от стены, усиливая уже существующий путь.
Луксорский храм
Рекомендовать место
13
2
Луксорский храм — величайшее архитектурное творение древнеегипетской цивилизации, воздвигнутое в честь бога Амона, также известного как Ра.
Храм известен красотой своих рельефов, покрывающих стены его сооружений: рельефы, изображающие битву Рамсеса при Кадеше, стены процессионной колоннады при Тутанхамоне были украшены сценами праздника опет, внутренние помещения покрыты сценами эпохи Аменхотепа III.
Кстати, о празднике Опет. Его проведение было одной из главных функций храма. Во время праздника жрецы несли из Карнакского храма три священные ладьи Амона, Мут и Хонсу и совершали тайные ритуалы, посвященные празднику урожая.
Рекомендуем для туристов:
✓Tripster — крупнейший сервис онлайн-бронирования экскурсий в России.
✓Travelata.ru — поиск самых выгодных туров среди 120 надежных туроператоров.
✓Aviasales.ru — поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.
✓Hotellook.ru — поисковик отелей по всему миру. Сравнивает цены по многим системам бронирования, находя лучшее.
✓Airbnb.ru — самый популярный в мире сервис аренды жилья от хозяев (часто это выходит удобней и дешевле отеля). Перейдите по этой ссылке и получите в подарок на первое бронирование – 25$.
✓Сравни.ру — туристическая страховка онлайн, в том числе для визы.
✓Kiwitaxi.ru — международный сервис бронирования автомобильных трансферов. 70 стран и 400 аэропортов.
Информация для туристов
Луксорский храм – главная достопримечательность Луксора, расположен в центре города. Экскурсии из разных городов Египта здесь проходят ежедневно. Приобрести тур на осмотр достопримечательностей можно в местных отелях или в экскурсионных агентствах.
Храмовый комплекс принимает посетителей с 7.00 до 21.00 по местному времени. Стоимость билета лучше уточнить на месте, если вы совершаете самостоятельное путешествие. Если же в составе группы, то цена, как правило, включена в туристическую услугу. Многие путешественники и гиды говорят о том, что особое впечатление храм производит в вечернее и ночное время. Подсвечиваемый со всех сторон, он не оставит равнодушным никого!
Неподвластный времени
Три главных храма было в этой стране. Это комплекс, посвященный Птаху, в городе Мемфис, сооружение Ра-Атума в Гелиополисе и Амона в Карнаке. Так нам сообщают древнегреческие историки. Но только один из них устоял перед временем, войнами и политическими пертурбациями и продолжает радовать нас своим изяществом и роскошью. Ради него большинство туристов едет сюда, в центральный Египет – Луксор. Карнакский храм входит в обязательную программу всех экскурсий по городу. Он находится на северной окраине Луксора. Он был любимым святилищем царской семьи. Этот храм представляет собой идейное и архитектурное продолжение луксорского и является посвященным Амону, культ которого из местного божества постепенно разросся до общеегипетского и слился с почитанием Ра. Комплекс огражден огромной стеной, внутри которой находятся основные здания. Это святилище Амона-Ра, затем – чуть меньше – храм другого божества, Хонсу, а также сокровищница. Комплекс имеет несколько осей и аллей, по обе стороны которых стоят монументальные колонны из песчаника (их более ста), и аллеи из сфинксов с бараньими головами. Он разделен внутренними дворами и пилонами. Порталы украшены резьбой, которая прославляет военные победы фараонов. Каждая династия считала своим долгом внести свой вклад в строительство этого храма. Все его статуи считались настолько священными, что, когда они приходили в негодность, их не выбрасывали, а складывали в специальной тайной яме.
Современное святилище
Луксорский храм по сей день находится в очень хорошем состоянии, неплохо сохранились многочисленные постройки, в удовлетворительном состоянии изображения и барельефы на стенах и колоннах храма. С течением многих веков культовое сооружение перестраивалось и дополнялось новыми архитектурными деталями.
Храмовый комплекс сохранился, во многом благодаря значительным слоям земли, засыпавшим постройки и надежно сохраняющим святилище многие века. К сожалению, до наших дней не сохранилась оградительная стена, возведенная Рамзесом. Она служила защитой от посягательств чужих глаз на великолепные постройки Луксорского храма.
Гробницы знати
Гробницы знати.
Одна из интереснейших достопримечательностей Египта – Луксорский некрополь, включающий более 400 захоронений. Гробницы, высеченные в скалах на западном берегу Нила, принадлежали знатным египтянам со времен 6-й династии до греко-римского периода – губернаторам, управляющим, военачальникам и прочим представителям мелких дворян.
В отличие от роскошных, но немного однообразных росписей в храмах и усыпальницах фараонов, в гробницах знати можно увидеть изображения, дающие более полное представление о повседневной жизни древних египтян.
Зачем посещать:
Все гробницы, открытые для посещения, по-своему интересны своими живописными детальными росписями и барельефами с изображением сцен повседневной сельской жизни, подношений, праздников, застолий, производства вина, охоты, рыбной ловли, похоронных ритуалов и т. д.
Наибольший интерес вызывают гробницы представителей знати при правлении Тутмоса III, знатных египтян времен 18-й династии, а также гробницы Рамоса, Узерхета, Кхаемхета и Рекмира. В 1915 году при раскопках были обнаружены гробницы Неферронпета, поражающие своими яркими росписями и сложными геометрическими орнаментами на потолке.
Адрес: Могилы дворян, Египет.
Религиозное значение Луксорского храмового комплекса
Луксорский храм был возведен в честь самой главной фиванской триады божеств: бога Солнца Амона Ра, богине Мут – его супруги, и Хонсу – его сына. Он был связующим звеном между царем, власть которого считалась божественной, и богами. Иными словами, храм являлся олицетворением божественной природы власти фараона Египта.
Помимо этого, Луксорский храмовый комплекс был местом проведения ежегодного религиозного праздника разлива Нила, который проходил здесь на протяжении тысяч лет, пока Египет не оказался захваченным войском Александра Македонского. А уже во времена Византийской империи некоторые из помещений комплекса были превращены в христианские святилища.
Великий Храм Амона
Великий Храм Амона
Великий Храм Амона — главное здание храма Карнака, и, как почти все сохранившиеся памятники Египта, храм видел дополнения и улучшения руками многих фараонов на протяжении веков. Но форма храма, которую вы видите перед собой сейчас, в основном связана с фараоном Тутмосом I, который сделал Фивскую столицу Нового Королевства и расширил здесь первоначальный скромный храм, поскольку он больше не казался адекватным силе бога и короля. Большая часть вашего времени в Карнаке будет проводиться внутри этого впечатляющего здания, но не ошибайтесь, думая, что это все, что может предложить комплекс Карнак.
- Прочитайте больше:
- Изучение Великого Храма Карнака Амуна, Луксора
Храм Меренптаха
Рекомендовать место
8
2
Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.
Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.
За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.
Информация для туристов
Луксорский храм – главная достопримечательность Луксора, расположен в центре города. Экскурсии из разных городов Египта здесь проходят ежедневно. Приобрести тур на осмотр достопримечательностей можно в местных отелях или в экскурсионных агентствах.
Храмовый комплекс принимает посетителей с 7.00 до 21.00 по местному времени. Стоимость билета лучше уточнить на месте, если вы совершаете самостоятельное путешествие. Если же в составе группы, то цена, как правило, включена в туристическую услугу. Многие путешественники и гиды говорят о том, что особое впечатление храм производит в вечернее и ночное время. Подсвечиваемый со всех сторон, он не оставит равнодушным никого!
Храм царицы Хатшепсут
Рекомендовать место
13
7
Храм царицы Хатшепсут находится в Египте, в Луксоре, у подножия скал Дейр эль-Бахри. Роскошный, величественный храм, построенный для упокоения души первой и единственной в истории древнего Египта женщины-фараона являл собой не только сосредоточение роскоши и изящества, но и служил хранилищем тайн, многие из которых не раскрыты по сей день.
Правление царицы пришлось на 1525-1503 гг. до нашей эры. Строить храм начали еще при жизни Хатшепсут, как было принято в то время.За 22 года ее правления в Египте сохранялся мир, велось активное строительство, была снаряжена экспедиция в далекую страну Пунт. Хорошее, спокойное время было для египтян, и они славили и почитали свою царицу в многочисленных изваяниях.
Храм поражает своим великолепием. Остановитесь, закройте глаза и представьте — от могучего Нила к храму ведет аллея Сфинксов, сам храм состоит из трех террас, на которых переливаются, играют на солнце чистейшие водоемы. А вокруг все утопает в зелени деревьев, слышно пение райских птиц, и дух захватывает от ароматов и невероятной красоты растений и цветов. Храм, казалось, был вырезан в скале, украшен статуями Хатшепсут в облике Осириса, рельефами, стены покрыты богатыми росписями, над всем этим великолепием высится, высеченная из камня, голова богини Хатхор.
Отдых на популярных курортах Египта
|
|||
|
|||
|
Отели всех курортов |
|
|
СВЕТ И ТЕНИ АМОНА-РА
Как большинство монументальных памятников Древнего Египта, храм Амона-Ра в Луксоре сохранился не в первозданном виде. Но и то, что осталось, свидетельствует: это был наполненный множеством символических смыслов ритуальный комплекс.
Ипет Ресет (Южный храм), каковым считалось Луксорское святилище в Древнем Египте в период Нового царства (1550-1069 гг. до н. э.), был вторым по своей сакральной значимости после Карнакского храма Ипет Сет (Северный храм) . Оба храма были посвящены богу АмонуРа и по большому счету составляли единый грандиозный архитектурный ансамбль в «Городе Амона» (отметим, что Фивы — это греческое название столицы Верхнего Египта, появившееся после завоевания Египта Александром Македонским, а сами египтяне называли его Нот-И мн — город Амона (в Библии Фивы именуются Но-Амон, или Но), а самое древнее название города — Уасет или Уаст). Кроме того, храмы были посвящены еще двум персоналиям «фиванской триады» — богине-матери, покровительнице материнства Мут, супруге Амона, и их сыну Хонсу, божеству Луны. Дорога, или Аллея, сфинксов, общая для двух храмов, раздваивалась: правая ее часть сворачивала к храму Мут, левая — к храму Хонсу.
Честь основания храма древнеегипетские и древнегреческие источники отдают великой женщине-фараону XVIII династии Хатшепсут (1490/ 1489- 1468 гг. до н. э., 1479-1458 гг. дон . э. или 1504-1482 гг. дон . э.) и ее приемному сыну и преемнику на троне Тутмосу 111 (1479-1425 гг. до н. э. или 1490-1436 ГГ. до н. э.). Они создали здесь небольшое святилище Амона, к которому в дни важнейшего для египтян праздника Опет, или Ипт, длившегося от двух до четырех недель, прибывали украшенные цветами лодки из связок папируса со статуями Амона, Мут и Хонсу на борту в сопровождении жрецов, выступавших в ролях певцов и музыкантов.
При фараоне Аменхотепе 111 (1388-1353/1351 гг. дон. э.) той же династии началось уже капитальное строительство храма под руководством великого зодчего — жреца Аменхотепа, сына Хапу. Материалом служил песчаник из каменистой пустыни к западу от Фив. Строительство, расширение и украшение храма продолжилось при фараонах Тутанхамоне (правил примерно в 1332-1323 гг. дон . э.) и Рамзесе 11, фараоне уже XIX династии (правил примерно в 1279-1213 гг. дон. э. ). Первыми сооружениями храма при Аменхотепе 111 стали гипостильный зал с колоннами в виде пучков папируса с бутонами цветов в виде капителей, вестибюль и святилище — внутренние помещения. Затем — внутренний двор (перистиль) с папирусовидными колоннами в более поздней, гладкой форме и без каннелюр. Последний фараон XVIII династии Хоремхеб возвел процессионную колоннаду — двойной ряд, каждый из 7 массивных колонн — между внешним двором и двором Аменхотепа. Колонны были высотой 19 м и имели завершение в виде распустившихся цветков папируса, их украшали раскрашенные рельефы , рассказывавшие о торжествах в честь Амона. Сначала колоннаду покрывала крыша и окружали стены, создававшие сумрак в ней.
Рамзес II, как полагают одни исследователи, обнес храм внешней оградой с 74 колоннами, другие придерживаются мнения, что она появилась раньше, возможно, еще при Тутмосе 111. А вот то, что великолепные статуи установил Рамзес, несомненно. Среди них были скульптурные воплощения самого царя и его супруги Нефертари. Рамзес действовал не без того, чтобы со свойственной ему бесцеремонностью сбить картуши — таблички с именами тех, при ком появились те или иные статуи, и оставить там автограф себя, несравненного.
Неизвестно, был ли таков замысел Аменхотепа-строителя или ориентация храма с северо-запада на юговосток играет здесь свою роль, но все формы храма поданы так, что здесь возникают резкие, почти мистические по ощущениям контрасты света и тени. На западной стороне перистиля между колоннами стоят шесть царских статуй, у которых одна нога выставлена вперед, они словно выходят из тьмы к солнцу, воплощаемому Амоном-Ра.
Это интересно: 226,Древняя Индия — кратко
Город мертвых
После знакомства с Луксорским храмами переправляемся на противоположный берег Нила. Здесь находятся усыпальницы египетских фараонов и цариц.
Вид на город мертвых с набережной Луксора:
Вид на пилоны Луксорского храма с Нила:
Долина царей и Долина цариц
Долина царей появилась в период Нового Царства, когда египтяне убедились в том, что пирамиды ненадежно защищают своих фараонов: разграблению пирамид нужно было положить конец. Так появились гробницы на западном берегу Нила. К погребальной камеры вела запутанная система ходов, входы маскировались, но и это не спасло их от грабителей. Мне все-таки кажется, что лучше посещать самостоятельно, чтобы не наступали на пятки туристы из вашего автобуса. )))
Легендарные колоссы Мемнона высотой почти 18 метров встречают туристов, приехавших в Долину царей.
На самом деле это две статуи фараона Аменхотепа III, которые стояли у его погребального храма. От храма сейчас почти ничего не осталось, а вот колоссы — это один из самых ярких и величественных объектов Долины царей.
Сразу после колоссов можно будет увидеть Рамессеум. Если вам повезет, и ваш гид сделает здесь остановку, вы сможете увидеть пилон с изображением битвы при Кадеше, астрономический потолок и танцующую Нефертари.
В стандартную экскурсию входит посещение трех гробниц, гробница Тутанхамона — за отдельную плату. Артефакты из гробниц находятся в египетском музее, в самих гробницах остались только фрески на стенах и в некоторых случаях — саркофаги.
Самое главное разочарование — в гробницах нельзя фотографировать, поэтому показать все интересности не представляется возможным. А их там много. Особенно хороши настенные фрески. Все самые интересные объекты я отметила на карте:
Историческая справка
Храм в Луксоре пережил много эпох, связанных с правлением великих царей Египта, завоеваниями, религиозными противостояниями, при этом в его антураж добавлялись все новые детали. На территории комплекса расположен храм Александра Македонского, считавшего себя сыном египетского бога Амона.
Римские завоеватели серьезно занялись в Луксоре реконструкцией храмового комплекса под крепость. По их задумке, мощные пилоны несли функцию входных ворот в крепость. Сам храм был поделен на две части, римляне возвели перегородки и построена капелла, неотъемлемая часть существовавшего тогда на территории Римской Империи культа императора. На стенах появились изображения правителя и легионеров.
Также на территории храма существует христианская часовня, датированная 1 веком нашей эры. Когда арабы завоевали древние Фивы, они построили мечеть Абу-эль-Хагаг. Это сооружение располагается на крыше храма. Такое необычное расположение мечети объясняется тем, что за долгие годы храм сильно был засыпан песком и землей, и его верхняя часть использовалась как основание для последующих построек.
Луксорский храм имеет четкие симметричные пропорции и форму вытянутого вдоль Нила прямоугольника. Главное центральное здание имеет длину порядка 190 метров. В храме расположено множество колонн, находящихся в залах, вестибюле и в главной колоннаде, украшенных рельефными изображениями цветка папируса и военных побед царей Египта. Также на территории комплекса располагается множество статуй в стоящем и сидячем положении. Величественность храма впечатляет.
Священное озеро
Священное озеро
К югу от ограждающей стены Рамзеса II вокруг Храма Амун лежит Священное озеро, На арабском языке он известен как Birket el-Mallaha («Озеро соленого пан»), так как вода озера слегка засолена. Стены, окружающие озеро, хорошо сохранились на западе, юге и северной стороне, из которых ступени ведут к воде. С северной стороны — структура, построенная Тутмосом III.
Рядом с северо-западным уголком находятся руины здания, построенного Тахаркой, а на краю озера находится большой гранитный скарабей, посвященный Аменофисом III богу солнца Атум-Хепри, который был представлен в виде скарабея.
Гипостильный зал храма
Гипостильный зал ведет в третье помещение, которое было построено Аменхотепом III. Далее открывается вход в зал Тутмоса I, где находятся два обелиска. Предположительно, во время его правления арка зала служила главным входом в храм. К сожалению, целым остался только один обелиск 19 м в высоту и около 310 т в весе. Обелиски и колоннада зала Тутмоса I были построены уже позже после того, как единственная женщина — фараон Египта Хатсепшут взошла на престол. Одна из колонад сохранилась в первоначальном виде, 29,5 м в высоту, 322 т в весе. Сделана она была из красного гранита.
После смерти царицы Хатшепсут, король Тутмос III построил высокую длинную стену вокруг этих двух обелисков, чтобы скрыть их. Пятый пилон Карнакского Храма построен Тутмосом III. В нем находится святилище, восстановленное Филиппом Арридеем, сводным братом Александра Македонского. Святилище построено из гранита и посвящено лодке Амона Ра. За святилищем находится широкий внутренний двор. Скорее всего, на этом месте был расположено старое здание храма, начиная со времен Среднего царства.
Повернув налево от шестого зала Карнакского храма, мы входим в двор седьмого пилона. В 1902 году французский египтолог Легрен Жорж обнаружил эту драгоценную коллекцию статуй, скрытую под землей этого зала. Пересекая седьмой зал Храма можно увидеть две большие статуи Рамзеса II и Тутмоса III. 8-й пилон был построен царицей Хатшепсут и украшен Тутмосом III, а затем восстановлен Сети I. Сцены на фасаде зала изображают Хатсепшут в различных религиозных сценах с различными божествами.
С левой стороны помещения, между 9 и 10 пилонами можно увидеть остатки Хеб-Сед, который был построен Аменхотепом II и украшен при Сети I. Пилон 9 Карнака в Луксоре был построен Хоремхебом, и в настоящее время сильно поврежден. Он принадлежал к Атон храму, который построен Аменхотепом VI (Эхнатоном) во времена правления 18-й династии и разрушен более поздними царями, которые пытались уничтожить все следы истории этого царя Египта. Храмовый комплекс завершается 10 пилоном, возведенным королем Хоремхебом, в который включаются также ворота Птоломея II в передней части помещения, посвященного культу Мут.
Немного истории
Самые первые свидетельства о реальном существовании в древнеегипетских Фивах культа бога Амона-Ра принадлежат эпохе Среднего царства. Наиболее ярким из них является восьмиконечная колонна, возведенная во времена фараона одиннадцатой династии Иниотефа II и размещенная ныне в небезызвестном Луксорском музее. А самое старое среди всех сохранившихся зданий знаменитого храмового комплекса было построено во времена фараона двенадцатой династии Сенусерта I – это извлеченная из блоков в прочной кладке третьего пилона Белая капелла (так называют построенный из белого известняка храм-киоск).
Наибольшего размаха строительные работы достигли уже в эпоху Нового царства. Самым первым к столь масштабной деятельности по возведению уникальных храмов приступил Тутмос I, фараон восемнадцатой династии – именно по его приказу были возведены небольшой зал, колонный двор, три пилона (четвертый, пятый и шестой), а также два обелиска из великолепного асуанского красного гранита (один обелиск стоит на своем месте и сейчас). Старые памятники были окружены мощной стеной, и к ним перед воротами были пристроены два здания из песчаника – четвертый и пятый пилоны. А при Тутмосе II, преемнике Тутмоса I, появился еще один, восьмой пилон.
Существенным обновлениям храм подвергся благодаря дочери Тутмоса, царице Хатшепсут – эта величественная женщина-фараон расширила храм богини Мут, возвела восьмой пилон и добавила Красную капеллу в самый центр. Красной капеллой называется святилище божественной барки Амона-Ра, выполненное из черного и красного гранита.
Каждый последующий фараон тоже старался по максимуму внести свою лепту в строительство Карнакского храма, благодаря чему этот храм неоднократно достраивался и перестраивался.
Заключение
Грандиозность Карнака потрясает. Ввысь вздымаются колонны гипостильного зала, почти до неба дотягиваются сохранившиеся колонна киоска Тахарки или обелиск Хатшепсут. Древние стены храма отражаются в зеркале священного озера, по которому некогда скользили храмовые ладьи. Овноголовые сфинксы стерегут аллею, по которой ходили жрецы и фараоны, а теперь прогуливаются туристы со всех стран света.
Огромный храмовый комплекс Карнака был воздвигнут в эпоху расцвета стовратных Фив, великого и прекрасного города древности. Не один и не два века возводились храмы, статуи, пилоны, киоски, обелиски на территории Карнака. Каждый фараон вносил свой вклад в расширение великого города-храма, посвященного главному богу Фив Амону и его божественным спутникам. Только один гипостильный зал строился несколькими царями!
Так что по истории застройки Карнакского комплекса можно изучать историю Нового царства. Интересно, что в постройках отразились даже внутренние интриги двора: например, ненависть Тутмоса III к мачехе Хатшепсут и попытки стереть с лица земли все упоминания о женщине-фараоне (безуспешно!). Отражают стены храмов Карнака и войны фараонов, и смену династий. Карнакский город-храм просуществовал, постоянно расширяясь, вплоть до последних Птолемеев — до самого конца истории Древнего Египта.
По Карнаку можно ходить часами и не увидеть сотой доли его чудес. Это поистине целый город, более того, это несколько эпох в истории Древнего Египта: Новое царство, Позднее царство, эпоха эллинизма. И надо думать, еще много веков и тысячелетий будет восхищать туристов величайший из храмовых комплексов планеты.
Поделиться ссылкой