Неканонические структуры
- Кафолическая православная церковь Франции (Église catholique orthodoxe de France) — западнообрядная юрисдикция, в некоторое время пребывала в составе РПЦЗ, Румынского патриархата
- Французская православная церковь (фр.)русск. (Église orthodoxe française)
- Македонская православная церковь (Европейская епархия)
- Православная церковь галлов (фр.)русск. (l’Église Orthodoxe des Gaules)
- Кельтская православная церковь (фр.)русск. (l’Église Orthodoxe Celtique)
- РПЦЗ (В-В) (Марсельская и Западно-Европейская епархия)
- РПЦЗ (Агафангела) (Лионская и Западно-Европейская епархия)
- РИПЦ (Западно-Европейская Епархия)
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам-де-Пари – это один из самых известных храмов во всем мире, уникальный архитектурный памятник. На его популярность повлиял и известный роман Виктора Гюго, который помог разжечь в жителях Франции любовь к собору. Она проявлялась и ранее, главным образом в том, что во время Великой Французской Революции французы встали на защиту храма перед Робеспьером, который хотел его снести. Разрушить собор у него не получилось, но все же здание несколько пострадало. Его реконструкцию начали спустя 10 лет после выхода романа Виктора Гюго. Она позволила восстановить первозданный вид храма, а также в ходе ее проведения здесь появилась всемирно известная галерея химер.
Собор Парижской Богоматери во Франции строили практически 200 лет – с 1163 года по 1345. Но это только сделало его еще более популярным, потому как в архитектуре здания присутствует несколько стилей. Начиналось строительство, когда еще господствовал романский архитектурный стиль, а заканчивалось уже с включениями особенностей готической стилистики. Именно это позволило собору получить свой уникальный облик, который сделал его одной из главных достопримечательностей страны и всего мира. Именно поэтому рекомендуется обязательно включить Собор Парижской Богоматери, будучи в Париже во Франции, в собственную экскурсионную программу. Вам гарантированы непередаваемые эмоции, которые обязательно вызовет величественное строение, увековеченное в романе Гюго.
В завершение отметим несколько интересных фактов, которые связаны с рассматриваемым храмом:
- по нему написан одноименный роман;
- каждый год собор принимает более 14 миллионов человек, потому как считается самым известным памятником в Европе;
- здесь хранится Терновый венец Иисуса Христа – главная из списка великих христианских реликвий;
- в честь 850-летия собора для него было отлито девять новых колоколов.
Это основные моменты, которые следует знать тем, кто желает побывать во всемирно известном соборе. Остальное вы увидите своими глазами.
История строительства
Идея возведения величественного католического храма возникла после франко-прусской войны 1870–71 гг. как дань памяти жертвам военного конфликта. Вокруг выбранного на Монмартре места строительства долгое время велись споры. Протест простых граждан был вызван тем, что именно здесь происходили драматические события, связанные с падением Парижской коммуны, а появление на вершине холма ассоциировалось ими как увековечивание памяти тех, кто отдал приказ на разгром народного восстания.
Конные статуи, Елена Шишкова
Тем не менее, в 1873 году городские власти приняли решение о строительстве базилики на 130-метровой вершине Монмартра. Это было связано с несколькими событиями, произошедшими в давнем прошлом. Прежде всего, архиепископ Парижа — кардинал Жозеф-Ипполит Гибер напомнил депутатам парламента, что холм с незапамятных времен являлся местом поклонения. В период гонений на христиан верующие использовали местные каменоломни в качестве убежищ, а первый парижский епископ Дионисий и его последователи приняли здесь свою мученическую смерть.
Проект базилики Сакре-Кёр разработал потомственный французский архитектор Поль Абади. Он стал победителем проведенного в первом полугодии 1874 года конкурса, в котором участвовало более 70 известных и молодых архитекторов. К тому времени Абади уже занимал ведущие позиции в Париже и успел внести свой вклад в реконструкцию собора Парижской Богоматери. Печально, что мастер так и не смог увидеть свое детище во всей красе. После него эстафету по очереди принимали еще шесть зодчих, оставивших свой след во внешнем и внутреннем облике культового здания.
Строительство базилики Сакре-Кёр продолжалось с 1875 г. по 1914 г.
Главный фасад, Екатерина
Хронология основных событий:
- 16 июня 1875 г. — установка закладного камня (его можно увидеть в нижней правой части ступеней перед бронзовой дверью);
- 3 марта 1876 г. — открытие небольшой часовни;
- 1881 г. — начало внутренних работ;
- 5 июня 1889 г. — первое богослужение в церкви;
- 20 ноября 1895 г. — водружение главного колокола Савойярд;
- 6 апреля 1912 г. — окончание строительства колокольни;
- 16 октября 1919 г. — освящение базилики;
- 1903–20 гг. — оформление витражей;
- 1900–22 гг. — работы над мозаикой центральной апсиды.
Возведение культового здания сопровождалось трудностями, связанными с наличием в теле холма целой сети заброшенных каменоломен. Пришлось проводить работы по укреплению основания и фундамента, что значительно увеличило продолжительность строительства базилики. Для устройства свай было вырыто 83 шахты глубиной 33 метра, а между ними — сделаны арочные подпорки.
Освящение базилики Сакре-Кёр наметили на 1914 год, но Первая мировая война внесла свои коррективы. Торжественное мероприятие провели спустя 5 лет.
Боковой фасад, Сергей Архипкин
Раскол среди православных во Франции преодолён с основанием Корсунской епархии Московского патриархата
Преодоление раскола в православном мире Франции началось с создания «Православного братства».
Его цель — общее свидетельство о православии народам Западной Европы.
1971
в этом году в Аннеси состоялся первый конгресс «Православного братства»
Кроме этого, в целях преодоления раскола создан в 1967 году Епископский Комитет.
Он объединил всех 8 православных епископов, проживающих во Франции.
Первый конгресс «Православного Братства» состоялся в Аннеси в 1971 году.
Епархиальный съезд духовенства Корсунской еапархии. После основания в 1960 году Корсунской епархии Московского Патриархата все распри в русской православной общине Франции прекратились
Окончательно все распри внутри православия во Франции преодолены после основания в 1960 году Корсунской епархии Московского Патриархата. Она вошла в состав бывшего Западноевропейского экзархата РПЦ, который функционировал до 1990 года.
Кроме того, на 2016 год пришлось открытие в Париже Российского духовно-культурного центра. В его составе работает собор Святой Троицы, библиотека, русская школа.
Долгая история Монмартра
До приезда художников холм Монмартр уже имел долгую историю и пережил решающие события для судьбы Парижа. Это основные вехи его истории:
Римские храмы. Римляне построили на этом холме два языческих храма: один посвящен Марсу (богу войны), а другой Меркурию (богу торговли), и назвали его «Монте-де-Марте».
250 год – мученичество Сен-Дени. Около 250 года на горе был замучен вместе с двумя сподвижниками, Сен-Дени, первый епископ города. По этой причине в средние века холм стали называть «горой мучеников».
V век – Часовня мученичества. Вероятно, это была Геновева, покровительница и защитница Парижа, которая построила часовню в V веке на месте мученической смерти Сен-Дени.
Средневековье – Женский монастырь. В раннем средневековье на вершине холма была построена церковь. В 1133 году король Франции Людовик VI Толстый купил эту старую церковь и прилегающие земли, построил новую церковь и основал женский монастырь вместе со своей женой Аделаидой Савойской.
1534 г. – «Рождение» Общества Иисуса. Игнатий де Лойола и шесть товарищей дают свои первые обеты в часовне мученичества Сен-Дени.
1611 г. – Открытие часовни. В начале XVII века во время некоторых реконструкционных работ в монастыре, была обнаружена примитивная часовня мученичества (построенная Геновевой), которая была скрыта последующими постройками. Это событие возобновило массовые паломничества.
1789 г. – Французская революция. Монмартр простоял 7 веков, до Французской революции, которая принесла полное его разрушение. В настоящее время от него осталась только небольшая церковь Сен-Пьер-де-Монмартр, построенная Людовиком VI.
1860 г. – присоединение к Парижу. Во время Второй империи Наполеона III город Париж разширялся. Он поглотил все соседние муниципалитеты. Поэтому Монмартр был включен в состав Парижа в пределах 18-го округа.
1871 г. – Колыбель Коммуны. В марте 1871 года именно на Монмартре загорелась искра, которая зажгла Парижскую Коммуну, когда люди отказались передать правительству 227 орудий, хранившихся там, после капитуляции города пруссаками.
1874-1914 гг. – Сердце Богемии. Художники начинают стекаться на Монмартр.
1875 г. — Строительство базилики Сакре-Кёр. Строительство огромного храма, видимого из любой точки города, длилось более 40 лет. Открытие состоялось в 1923 году.
Святая гора
Религиозный характер холма отмечен мученической смертью Сен-Дени и двух его товарищей (Рустико и Элевтерио) в 3 веке.
Первый епископ Парижа, Сен-Дени, является одним из покровителей города. Его обычно изображают с головой в руках, как это видно на фасаде Нотр-Дама и в многочисленных церквях города. Согласно средневековой легенде, сразу после обезглавливания святой взял свою голову и прошел 6 км до места, где он хотел быть похоронен, в нынешней базилике Сен-Дени. Статуя в небольшом парке на Монмартре увековечивает память этого святого, в честь которого холм получил свое название.
Часовня Мучеников
Часовня Мучеников, построенная в 5-м веке, была весьма почитаемым местом, но исчезла с разрушением средневекового монастыр. В 19 веке были проведены исследования и раскопки, чтобы узнать ее местонахождение, и на том же месте была построена новая часовня. Адрес: 11 Rue Yvonne le Tac (открыта по пятницам с 15 до 18).
Храмы Монмартра
От примитивных римских храмов, посвященных Марсу и Меркурию, осталось всего несколько колонн. Они размещены внутри церкви Сен-Пьер-де-Монмартр, в апсиде, рядом с входной дверью.
Посещение этой средневековой церкви с покатыми стенами – одно из самых приятных впечатлений на Монмартре. В то время как туристы любуются базиликой Сакре-Кёр, немногие проходят в тихую гавань Сен-Пьер-де-Монмартр. В ней до сих пор хранятся надгробия некоторых аббатис и королевы-основательницы, которые были похоронены в апсиде церкви.
Рядом со средневековой церковью стоит Сакре-Кёр, искупительный храм, возникший в результате всенародного голосования. Тесно связанный с обстоятельствами французской истории в конце XIX века.
Сакре-Кёр, известный в то время своей эклектичной эстетикой и высокими куполами, завоевал популярность среди туристов и парижан. Этому очень способствовали художники, раз за разом изображавшие его на своих полотнах. Его белый фасад, словно светящийся маяк, привлекает внимание из любой точки города
Saint-Eustache
Saint-Eustache — церковь св. Евстафия расположена в центре Парижа. Это одна из последних готических церквей города, в которой уже проявляются ренессансные формы и классический фасад. Строительство церкви началось в 1532 году по плану архитектора Лемерсье, взявшего за пример Собор Парижской Богоматери. Были возведены неф, северные капеллы и южный фасад. В XVII веке достроены южные капеллы и своды нефа, — но уже под влиянием стиля ренессанс. В XVIII веке фасад был перестроен по новой моде в стиле классицизма, ради чего был разрушен первый пролёт церкви с двумя капеллами.
Церковь знаменита своим органом: у него больше труб, чем у любого другого органа во Франции (около 8000). Современный вариант органа был смонтирован в 1989 году, при монтаже использовалась часть труб старого инструмента.
2 Impasse Saint-Eustache, 75001 Paris, France
Посещение базилики Сакре-Кёр в 2021 году
Двери храма открыты для всех желающих ежедневно с 06:00 до 22:30. После 23:00 в Сакре-Кёр проходит ночное Евхаристическое Поклонение. Принять участие в нем могут лица, прошедшие предварительную регистрацию на конкретную дату и остановившиеся в гостевом доме.
Начиная с 1 августа 1885 года, молитвы в базилике проходят беспрерывно.
Для исповеди и духовного собеседования отведены определенные часы. Священник присутствует в исповедальне днем с 10:00 до 12:00 и с 14:30 до 18:00, а также вечером с 20:15 до 21:45.
Ночная подсветка, sacre-coeur-montmartre.com
Услышать звучание Большого органа можно:
- по пятницам — на 15-часовой мессе;
- по воскресным дням — на службах, проходящих в 11:00, 18:00 и 22:00;
- на единственном в году органном концерте 24 декабря — в 22:00.
Вход на смотровую площадку купола расположен слева от центрального фасада. Доступ предоставляется ежедневно:
- с мая по сентябрь — с 08:30 до 20:00;
- с октября по апрель — с 09:00 до 17:00.
Режим посещений может меняться в зависимости от погодных условий. Вход платный. На террасе имеется обзорный бинокль.
Обзорный бинокль, артем семагин
Крипта и колокольня базилики Сакре-Кёр для посещений закрыты.
После осмотра достопримечательностей или в процессе знакомства с архитектурой и убранством храма, с 09:15 до 17:30 туристы могут посетить церковную лавку, где продаются:
- религиозные сувениры и подарки;
- иконы и распятия;
- открытки и гравюры;
- четки и медали;
- путеводители по Сакре-Кёр на нескольких языках.
В книжном магазине имеется большой выбор книг для взрослых и детей на темы религии и жизни святых. Он работает каждый день, кроме понедельника и первой половины дня вторника.
Интерьер, sacre-coeur-montmartre.com
Правила поведения
Важно знать, что внутри базилики:
- не проводится никаких экскурсий;
- не разрешается делать фото- и видеосъемку;
- можно воспользоваться бесплатным аудиогидом;
- запрещается громко разговаривать, шуметь, приходить в вызывающей одежде.
История
Первое упоминание о пребывании православного священника в Париже относится к 1727 году, когда в Париж прибыл иерей Даниил Яковлев, сопровождавший русского посланника. В 1738 году по просьбе посла был назначен постоянный священник иерея Андрея Геневский. 1757 году в Париж послана походная церковь, соответствующая уровню посольства: «утварь серебряная, ризы из дорогой парчи», иконостас на «голубом атласе с самыми лучшими на золоте красками».
В 1820 году в Марселе был основан первый греческий приход во Франции. В 1845 году состоялось освящение греческого храма Успения Божией Матери в Марселе, первого православного храма, построенного на территории Франции.
В 1853 году в Париже появилась первая румынская домовая церковь (22, rue Racine, Paris 75006).
Согласно статистике к 1998 году во Франции насчитывалось 240 тысяч из православный верующих различных поместных православных церквей. Хотя эти верующие являются гражданами Франции, по этническому происхождению они — выходцы из стран с традиционным православным присутствием: России, Украины, Греции, Румынии, Болгарии, бывшей Югославии, Ливана и др[источник не указан 1710 дней
Внешнее убранство
На центральном барельефе Родина по-матерински вручает своим детям венцы. Слева ее дар принимают граф и масон Мирабо, писатель и богослов Фенелон, адвокат Мальзерб, морской министр Монж, небезызвестный генерал Карно, публицист и политик Манюэль, а также химики Лаплас и Бертоле. За ними в очередь выстроились естествоиспытатель Кювье, живописец Давид, лекарь Биша и философ Руссо.
Париж (Пантеон), внешнее убранство!
Справа венки раздаются воинам империи и республики, среди которых генерал Бонапарт, а не прославленный император; привалившийся к своему ружью престарелый гренадер и юный барабанщик из Акрополя.
Под портиком красуются скульптурные группы авторства Мендрона. Одна композиция посвящена Святой Женевьеве в момент, когда она взывает к Аттиле с мольбой помиловать Париж-Лютецию. Вторая изображает крещение царя Хлодвига.
Как добраться
Капелла Сент-Шапель располагается на острове Сите, в первом округе Парижа, рядом с Дворцом Правосудия, который может служить туристам ориентиром. Если вы предпочитаете перемещаться на такси, то любой водитель знает сюда дорогу. В Париже существует единый телефон для всех служб такси +33 (0)1 45 30 30 30. Самые популярные TaxiG7, Taxis Bleus, Alpha Taxis. Если вы ловите такси на улице, то лицензионные авто могут быть любого цвета, но обязательно с табличкой Taxi на крыше.
Ближайшая станция метро — Cite. Выйдя на поверхность, вам необходимо будет пройти мимо Консьержери и через 2–3 минуты вы будете на месте. Если вы едете на электричке RER, то тогда вам нужна станция St-Michel.
Чтобы добраться до Сент-Шапель на наземном общественном транспорте вам нужна остановка «Cité — Palais de Justice» и автобусы № 21, 27, 38, 85, 96.
Витражи Сент-Шапель
Дуб с католической часовней внутри ствола (Франция)
Во французской деревушке Алувиль-Белефос (Allouville-Bellefosse) в Нормандии находится «Дуб-часовня» под названием – « Chêne d’Allouville », и это не просто какая-то созданная человеком декорация под дуб, а настоящий дуб, которому насчитывается от 800 до 1000 лет и по легенде, посажен он был еще в 911 году, в честь основания Нормандии. Хотя ученые говорят, что ему даже больше чем 1200 лет.
Идея построить такую часовню пришла где-то 400 лет назад, местному аббату Де Труа, настоятелю местного церковного прихода, после того, как в дуб попала молния, которая расколола и сожгла дерево, но оно по Божьей воле выжило и стало расти дальше, покрывшись зелеными листьями. После такого чуда, аббат Де Труа со воим другом, отцом Фатэ Дю Серко построили в образовавшейся после молнии полости две комнатки-часовни. Нижняя называлась – Notre Dame de la Paix (Часовня Девы Марии), которая стала местом паломничества, а верхняя – Chambre de l’Ermite (Часовня Отшельника), в которой отец Дю Серко прожил отшельником до смерти, внутри даже помещалась небольшая кровать, на которой он спал.
Высота дуба составляет около 20 метров, а окружность – около 16 метров. Часовня “Девы Марии” имеет размеры: 1,75 м в длину, 1,17 м в ширину и около 2,3 м в высоту. Вокруг дуба извивается винтовая лестница, по которой можно забраться в часовню Chambre de l’Ermite. На вершине часовни даже была небольшая колокольня и небольшой крест. Колокольня, к сожалению, к нашим дням не сохранилась, а об ее существовании напоминает только гравюра Геацинта Ланглуе на вершине часовни, на ней выгравирован Дуб-часовня с колокольней и крестом на верхушке. На стенах часовни “Девы Марии” висят образы святого Иосифа и Девы Марии, а по центру помещения расположен жертвенник с двумя свечами и люстрой на потолке.
Во время французской революции часовню пытались сжечь, как символ религиозного поклонения, но к счастью местный учитель спас Дуб-часовню, повесив на него табличку с надписью – «Храм Благоразумия». В 19 веке французская императрица Евгения, жена Наполеона ІІ, подарила этой часовне деревянную позолоченную статую Девы Марии, которая в данных момент хранится в местной церкви Святого Квентина Алувильского.
Об этом знаменитом дубе даже сняли фильм – «Дуб Алувиль», это сделал режиссер Серж Пенард в 1981 году, главные роли в котором сыграли – Жан Лефевр, Бернард Менез и Генри Гюйбет. В фильме рассказывается о том, как жители города защищали Дуб-часовню от разрушения, которое затеяли чиновники во главе с мером для осуществления своего проекта по расширению города.
Ныне дуб-часовня Chêne d’Allouville является историческим памятником и охраняется, а также реставрируется. Часовне, для обеспечения надежности в 1988 году был сделан металлический каркас, а трещины в коре дуба заделаны с помощью рыжей черепицы и металла, также к дубу были прикреплены металлические распорки. В 2007 году винтовая лестница была заменена на металлическую, а в 2008 году, у основания дуба была заменена гравийная подсыпка и доски. Дуб-часовня очень популярное место у туристов, в год это место посещает около 40 тысяч туристов. Каждый год 15 августа на это место съезжаются верующие со всего мира, чтобы отпраздновать праздник который у католиков называется – “восхождение на небеса Девы Марии”, а у православных – “Успение Пресвятой Богородицы”.
Неримокатолические соборы
собор | Архиепископия или епархия | Место нахождения | Преданность | Церковь | Изображение |
---|---|---|---|---|---|
Русский православный собор, Ницца Cathédrale orthodoxe Russe Saint-Nicolas de Nice | Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе (при Константинопольском Патриархате ) | Отлично | Святой Николай | Русская Православная Церковь | |
Американский собор в Париже или собор Святой Троицы Cathédrale de la Sainte-Trinité de Paris | Созыв Епископальных Церквей в Европе | Париж, авеню Жоржа V | Святая Троица | Епископальная церковь | |
Армянский апостольский собор, Париж, Собор Апостольской армии Сен-Жан-Батист де Пари | Епархия Армянских Апостольских Церквей Франции ( Diocèse des Eglises Apostoliques Arméniennes de France ) | Париж, Rue Jean-Goujon | Святой Иоанн Креститель | Армянская Апостольская Церковь | |
Армянский католический собор Cathédrale Sainte-Croix-de-Paris | Армянско-католическая епархия Сент-Круа-де-Пари | Париж, Rue du Perche | святое распятие | Армянская Католическая Церковь | |
Греческий православный собор, Парижский собор Сент-Этьен де Пари | Митрополия Франции (под экуменическим Патриархатом Константинополя ) | Париж, Rue Georges Bizet | Святой Стефан | Греческая Православная Церковь | |
Маронитский собор, Парижский собор Нотр-Дам-дю-Либан-де-Пари | Маронитская католическая епархия Девы Марии Ливанской Парижской | Париж, Rue d’Ulm | Богоматерь Ливана | Маронитская церковь | |
Русский православный собор, Париж Cathédrale Saint-Alexandre-Nevski de Paris | Архиепископия Русских Православных Церквей в Западной Европе (при Константинопольском Патриархате ) | Париж, Rue Daru | Святой Александр Невский | Русская Православная Церковь | |
Украинский католический собор, Париж Cathédrale St.Volodymyr-le-Grand de Paris | Апостольский экзархат во Франции, странах Бенилюкса и Швейцарии для украинцев | Париж, бульвар Сен-Жермен | Святой Владимир Великий | Украинская Католическая Церковь |
Руанский собор
Руанский собор примечателен тем, что его строительство продолжалось около 7 веков. Главным архитектурным стилем является готический, но можно видеть и нотки древней романской стилистики. Одной из основных особенностей храма являются красивейшие полотна импрессиониста Клода Моне. В общей сложности их насчитывается более 50.
Если говорить об истории, то она тянется еще с IV века. В это время на месте Руанского собора Франции стояла небольшая базилика. В IX веке она была полностью разрушена, после чего в X веке началось ведение работ по строительству нового храма. Изначально за основу был взят романский стиль, но с течением времени архитекторы и строители начинали использовать более современные мотивы, добавляя сюда дополнительные пристройки и архитектурные элементы. Так, самым старым архитектурным элементом храма называют башню Сен-Ромен, строительство которой пришлось на XII век.
Архитектура
По замыслу архитектора часовня должна была напоминать драгоценный ларец, в котором хранятся святые реликвии. Поэтому Сент-Шапель совсем небольшая. Размеры церкви 36 метров в длину и 17 в ширину. Высота 42.5 метра. У капеллы всего один неф. Но миниатюрность капеллы не бросается в глаза, наоборот она даже кажется больше, чем есть на самом деле благодаря архитектурным решениям и уловкам. Один из пролетов укоротили на 35 см и таким образом за счет его нестандартного размера создается перспектива, неф кажется длинней, а круглый витраж больше. Также пространство визуально расширяется и создается впечатления простора благодаря слепым аркадам вдоль стен и изящным колоннам по периметру капеллы. Нижний ярус хоть и предназначался для слуг, но тем не менее его декоративное убранство многоцветно и нарядно, тем самым не создается ощущения темноты и мрачности.
Нижний ярус часовни, Лариса Киселева
Изящный деревянный шпиль часовни достигает в высоту 75 метров, а по периметру крыши располагаются химеры, наподобие тех, что украшают Собор Парижской Богоматери.
Купить билет в Сент-Шапель
Посетить Сент-Шапель можно самостоятельно или с экскурсией по нескольким достопримечательностям Парижа.
Базилика Сакре-Кёр — история
Строительству храма Сердца Христова предшествовал ряд испытаний, через которые довелось пройти французам. Сегодня базилика считается двойным памятником: политическим и культурным. Жителями города он воспринимается как символ покаяния за поражение во Франко-прусской войне 1870 г и социалистическую Парижскую коммуну 1871 г. Воплощая в себе консервативную мораль ордена культа Святого Сердца, базилика увенчала наиболее мятежный район, в котором во время коммуны располагался крупнейший артиллерийский парк.
Культ Святейшего Сердца Иисуса Христа подразумевал видение любящего и всепрощающего Христа, потому не удивительно, что базилика была посвящена именно ему. Пленение Наполеона III прусаками, крах армии, расстрел архиепископа и смерть тысяч человек во время попытки революции — всего за два года парижанам пришлось пережить множество испытаний, за большую часть которых ответственность лежала на самих французах.
Базилика Сакре-Кёр холм МонмартрБазилика Сакре-Кёр -строительство 1882 год
Интересно, что идея построить базилику была принята не сразу — в 1871 году предложение строительства храма в память о жертвах недавно завершившейся войны было раскритиковано. Однако в 1873 году, когда события были переосмыслены, предложение поддержало необходимое количество депутатов. Интересно, что строительство Сакре-Кёр велось не на средства государственной казны — деньги удалось получить с помощью общественной подписки.
Кстати, парижане были традиционно против строительства монументального сооружения. Изначально ее называли «провокацией для революции», потом — «национальным тортом». Эмиль Золя в своем выступлении окрестил проект «всеподавляющей каменной массой». Социалисты, в том числе и в XX веке, считали храм «построенным на костях братьев-коммунистов».
Проект архитектора Поля Абади, в «резюме» которого к тому моменту значилось несколько серьезных реставрационных работ (в том числе в Нотр-Даме), подразумевал создание базилики в римско-византийском стиле. В 1875 году начались строительные работы, однако возвести храм быстро не получилось. Практически сразу после закладки фундамента автор плана скончался, его дело продолжили еще пять архитекторов. Чуть позже работы приостановили, чтобы укрепить почву Монмартра. В итоге, строительство было завершено лишь в 1914.
Несмотря на то, что за возведением собора Абади наблюдать не смог, ему принадлежит важнейшее решение — выбор материала. Для строительства был предпочтен травертин, добываемый во Франции только в Шато-Ландон. Главной его особенностью является «обеление» при соприкосновении с водой. Сегодня, когда стены церкви омыты многочисленными дождями, кажется, что она светится изнутри.
Базилика Сакре-Кёр — колокольняБазилика Сакре-Кёр
Судьбоносные моменты прошлого
Точная дата, когда был заложен краеугольный камень в основание Сент-Шапель, не известна, однако день ее освящения в летописях сохранился – 26 апреля 1248г.
Капелла Сент Шапель
Нижний ярус окрещен именем Девы Марии, верхний – во имя Святого Креста, и после торжественной церемонии в традицию вошло каждую пятницу выносить распятие для поклонения.
Другие цифры тоже вызывают интерес. Например, на строительство было затрачено 40 000 ливров. Для сравнения – в те времена за 1 200 ливров могли построить роскошный графский замок, а во время покупки тернового венца Людовик Святой заплатил просто немыслимо астрономическую сумму в 135 000 ливров! Имея солидный 8-вековой возраст, на памяти капеллы немало незабываемых событий.
Она несколько раз подвергалась реставрациям, иногда косметическим, иногда глобальным. Видела наводнения и пожары, в XV столетии поменяла круглый западный витраж и башенный шпиль, а французская революция XVIII века чуть не лишила нас возможности любоваться настоящим шедевром средневекового зодчества.
Недовольные властью монархии и церкви, народные массы пустились во все тяжкие. Забыв о человеческих и исторических ценностях, потеряв важные ориентиры жизни, люди не задумывались, что наносят невосполнимый урон собственному будущему.
Процветало мародерство, вандализм и грабежи – мебель, священные реликвии, религиозную утварь и все, что можно было вынести, вынесли, остальное били и сжигали. Частично уникальные расписные стеклянные панно раскололи, шпиль сломали, тимпаны разбили, многое изуродовали, а трехметровую раку, выполненную из серебра и позолоченной меди, просто отправили на переплавку.
Но нашлись и те, кто во всеобщем хаосе не потерял голову и, понимая всю тяжесть преступления против духовных ценностей не только нации, а всего христианского мира, попытался спасти бесценные сокровища, найдя им новое хранилище. Таким образом, повезло органам, которых приютили в церковных стенах Сен-Жермен-л’Осерруа, а археологу Александру Ленуару удалось вывезти и спрятать несколько статуй, позже вернувшихся домой.
Когда в 1803 г. церковь превратили в архив, некоторые витражи Сент-Шапель постигла печальная участь – нижний ярус был снят, часть из них была просто разбита, а часть продана. Позже их отыскали, и отправили в музеи Клюни, Виктории и Альберта в качестве экспозиций.
Феликс Луи Жак Дюбан
В 1830-1860 годах зодчие Виолле-ле-Дюк, Лассюс и Феликс Луи Жак Дюбан возглавили грандиозные реставрационные работы, и им пришлось ликвидировать колоссальный ущерб, нанесенный зданию не только людьми, но и природой.
Наводнение практически полностью уничтожило настенную роспись, и ее воссоздавали заново. Деяния рук человеческих тоже привело часовню в полный упадок, и чтобы вернуть прежнее великолепие, реставраторам понадобилось несколько лет и 10 млн. евро. После завершения всех трудов капелла Сент-Шапель стала не только историческим памятником Франции, но и охраняемым достоянием ЮНЕСКО.
Хотя многие реликвии безвозвратно утеряны, в соборе Парижской Богоматери удалось сохранить терновый венок, который является составляющей его сокровищницы и сегодня. Другие не менее важные жемчужины религии пребывают в Национальной библиотеке Парижа на левом берегу Сены.
Страсбургский собор (Strasbourg Cathedral)
Страсбургский собор иногда называют Розовым собором. Собор построен из песчаника, который придает ему розовый оттенок. Несмотря на то что значительные его части возведены в романском стиле, он считается одним из лучших примеров высокой, или поздней, готической архитектуры. В соборе Страсбурга до сих пор продолжаются католические церковные службы, которые вы можете посетить.
Участок, на котором стоит Страсбургский собор первоначально был занят римским храмом, затем романской церковью, которая была построена в 1015 году, а затем разрушена в результате пожара. Настоящий Собор был завершен в 1284 году.
Уникальный, не имеющий аналогов, шпиль Страсбургского собора был самым высоким в христианском мире в течение четырех столетий.
Церковь Сен-Жермен-л’Осеруа
Судьбу церкви Сент-Эсташ отчасти разделяет церковь Сен-Жермен-л’Осеруа — она тоже находится в тени Лувра и ее мало кто посещает. А ведь на улице Риволи стоит здание, долгое время верно служившее придворным храмом для французских королей в те времена, когда они проживали в Лувре.
Церковь Сен-Жермен- л’Осеруа, фото Pline
Первую церковь на этом месте выстроили еще в VII веке нашей эры, потом ее неоднократно перестраивали. Наибольшие изменения в ее облик внесли строители XII века, экспериментировавшие с набиравшим популярность готическим стилем. Отличительная черта церкви Сен-Жермен-л’Осеруа — вычурный внешний вид, получивший определение «пламенеющая готика» и богатый декор по всему фасаду. Внутри тоже есть на что посмотреть, одни только уникальные витражи чего стоят. Также интерес представляют многочисленные произведения искусства на религиозную тематику.
Дополнительным штрихом к значению этой забытой туристами церкви будет упоминание о трагической роли, которую она сыграла в истории: звуки колокола Сен-Жермен-л’Осеруа дали сигнал к началу массовой резни гугенотов, ставшей известной как Варфоломеевская ночь.