240,египетская архитектура в эпоху среднего царства: расписываем по пунктам

Облик Гора

Как выглядит Гор? Я неспроста использовала определение “бог-сокол” – оно очень подходит ему. На самых разных скульптурах и фресках Гор изображён человеком с соколиной головой. Порой он показан маленьким ребёнком, что сидит на троне между своими родителями, а иногда предстаёт в птичьем облике. 

Я уверена, вам не раз приходилось видеть египетские амулеты в виде глаза. Это то самое Око Гора, что в древние времена считалось мощным оберегом. Египтян часто носили его на теле, а в захоронениях нередко встречаются драгоценные варианты Глаза Гора. Люди верили, что их светлый бог поможет душе человека защититься от мрачных чудовищ и духов, желающих причинить ей зло.

Бог Гор рядом с фараоном. Фрагмент фрески

Описание

?рам имеет длину 137 и ширину 79 м при высоте пилонов в 36
м. Ось его идет с юга на север, «от Ориона к Большой Медведице».
Пилон украшен со всех сторон надписями и изображениями. Птолемей
Дионис символически приносит в жертву Хору и Хатхор врагов и
молится местным божествам; здесь же за царем и царицей идет
процессия представителей разных стран, несущих в храм дары. На
верхнюю платформу пилона ведут две лестницы по 242 ступени с 14
площадками.


Renhour48 @ WikiCommons

За пилоном следует большой четырёхугольный двор с 32 колоннами;
на стенах его — надписи о построении и размерах (47,25 м
длина, 42 м ширина). Далее следует гипостильный зал с 18
колоннами; направо от входа — помещение для библиотеки (на
стене начертан её каталог), налево — для молитвы царя; потолок
украшен астрономическими изображениями. Следующая зала, с 12
колоннами, называлась процессионной; в одной из комнат находилась
храмовая лаборатория (на стенах надписи — рецепты благовонных
мазей). В следующей зале находился жертвенник; затем следовала
главная часть — святая святых, по бокам и сзади которой,
отделенные узким коридором, шли 10 приделов для различных божеств.
Архитектура храма, сочетающая античные и древнеегипетские формы,
отмечена чертами эклектизма.

На всех стенах внутри и снаружи имеются многочисленные надписи и
изображения: миф о Хоре, покоряющем врагов, изображенных в образах
крокодилов и гиппопотамов, во главе с Сетхом (внутренняя часть
западной ограды); гимны Хору (внутренняя часть северной стены);
отчет о постройке; календарь и устав местных праздников;
дарственные записи и т. п.


Renhour48 @ WikiCommons

В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска,
сокола, иногда человека с головой сокола. В надписях Эдфу он
был также Хором-Ра (Ра-Хорахти). Храмовые рельефы подчеркивают
тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и супругой
Хатхор (Хатор), статуя которой ежегодно привозилась в процессии по
Нилу из
Дендеры. Строго говоря, Хор представлен на рельефах в трёх
лицах, иногда появлявшихся на изображениях одновременно: собственно
Хор Бехдетский, Хор-Ра и Хор, сын Осириса и Исиды.


TEMPLO DE HORUS EN EDFU EGIPTO 5556 15-8-2018 — Jose Javier Martin Espartosa @ Flickr

Надписи храма Эдфу имеют большое значение для египетской
филологии, так как представляют собой одно из самых больших
собраний иероглифических текстов греко-римского времени. Их полный
перевод осуществляют немецкие специалисты из
Edfu-Project.

Город сокровищ

Асуан, когда-то являвшийся южным пределом Египта и воротами в Африку, является местом абсолютной красоты — здесь нет туманных, нечетких линий или рассеянного света. Город Нубийского Нила предлагает свои цвета: охру, желтый для пустыни, ртутный для Нила и лазурь для бесконечной дуги неба.

Эта древняя своеобразная столица Верхнего Египта хранит сокровища древности.

Комплекс Храм Филе, включенный в список всемирного наследия, тоже находится здесь. Он был перенесен на холм до завершения строительства Асуанской плотины в 1970 году и во время наводнения вода затопила два острова, на которых стоял храм.

Есть остров Слоновий, наполненный царскими святынями и храмами. И еще есть большие каменные карьеры, теперь признанные археологическими памятниками, которые когда-то давали красный, серый и черный гранит для обелисков античного Египта и многих из его саркофагов, памятников и скульптур. Баржи перевозили гранитные блоки для Великих пирамид Гизы на 700 километров вниз по Нилу от Асуана.

Древний цех под открытым небом

Незаконченный Асуанский Обелиск, лежащий в северном карьере Асуана, примерно в полутора километрах от города, дает частичное представление о том, как обелиски были вырезаны и подняты. По мнению учёных, возвести обелиск сложнее, чем построить пирамиду. Есть еще вопросы, связанные с тем, как люди в древности создавали такие монументальные каменные плиты. Обелиск, о котором идёт речь, заказала женщина-фараон Хатшепсут.

Три стороны были завершены до того, как работы прекратились. Этот уникальный тяжелый кусок камня был заброшен, все еще частично прикрепленный к скале. Можно только вообразить условия труда рабочих, втиснутых в узкое пространство для обработки и шлифовки скалы.

Те, кто посетит южные карьеры, увидят лежащего в форме мумии колосса, а также каменные гробницы, предназначавшиеся для преемников фараонов Птолемеев, но так никогда и не доставленные в Александрию.

Прикосновение к граниту, когда-то обработанному представителями древней цивилизации, действительно волнует.

Третий промежуточный период

В третьем промежуточном периоде произошла фрагментация Египта, когда фараон правил на севере, а верховные жрецы Амона правили в Фивах. Северные короли , кажется , не построили ничего , и добавил немного к сложным, но первосвященники продолжали украшать храм Хонсу, особенно Херихор и Пинеджем I .

Двадцать вторая династия

В ливийские цари 22 династии , кажется, планировали макет площади к Второй пилон с колоннадой и новый шлюз (который впоследствии был заменен первым пилоном). Это новое сооружение окружало барочные святилища Сети II и Рамсеса III. Между этим более поздним храмом и вторым пилоном Шошенк I ознаменовал свои завоевания и военные кампании в Сирии и Палестине, построив Портал Бубастис .

Двадцать пятая династия

Аллея сфинксов

Тахарка — единственный царь, который сделал дополнения к комплексу, построив здание Тархаки на переднем дворе между Первым и Вторым пилонами. Это означало, что Аллея Сфинксов была перенесена в стороны от двора, где они находятся до сих пор. Он также добавил колоннаду в район Монту.

Поднебесная

К тому времени, когда фиванские цари одиннадцатой династии стали правителями всего Египта, область Карнак уже считалась святой землей, некоторая форма культового сооружения для поклонения Амону, вероятно, существовала до воссоединения, и, похоже, она находилась где-то в пределах Карнакский район. Объединение Египта принесло Амону (племенному богу региона) усиление и богатство, и он постепенно слился с богом солнца Ра , став Амоном-Ра . Белая часовня из Сенусерта I и являются ранними остатками зданий в районе храма. Рядом со Священным озером раскопки обнаружили запланированное поселение.

Важнейшим сооружением этой эпохи была планировка двора Среднего царства.

8.

Луксорский Храм
Луксорский Храм расположен на восточном берегу реки Нил в древнем городе Фивы. Он был основан в 1400 до н.э во время Нового Королевства. Храм был посвящен трем египетским богам Амуну, Муту и Хонсу

Храм был центром фестиваля Опет — самого важного фестиваля в Фивах. Во время ежегодного фестиваля статуи трех Богов переносились из храма Амуна в Карнаке в храм Луксора вдоль дороги сфинксов, соединяющей 2 этих храма

Сегодня Луксор является главным местом назначения для путешествующих по Верхнему Египту, а также важной остановкой во время большинства Нильских речных круизов. Среди выдающихся храмов Древнего Египта Луксор всегда занимал особое место.

Структура комплекса

В результате строительных работ, длившихся в общей сложности 13 столетий, комплекс получил не только грандиозные масштабы, но и довольно сложную планировку с десятками построек и тысячами статуй.

Древнеегипетский храм в Карнаке – это ансамбль, состоящий из трёх частей, посвящённых разным божествам фиванской триады:

  • верховному богу Амону-Ра;
  • его супруге, царице Мут;
  • их сыну Хонсу, богу Луны.

Святилище Амона-Ра

Самая масштабная часть ансамбля в Карнаке – это храм бога Амона, территория которого имеет форму четырёхугольника со сторонами 530, 515, 530 и 610 метров.

В храм ведёт Священный путь – так называется аллея с бараноголовыми сфинксами (бараны считаются одним из воплощений Амона). На этом месте есть достопримечательность, о которой известно далеко не всем гидам: она не броская, но очень важная в археологическом отношении. Речь идёт о набережной, защищавшей сооружения от затопления при разливе Нила. На её стенах делали пометки о высоте разлива – сейчас эти данные активно используются учёными для лучшего понимания истории Египта.

Аллея с бараноголовыми сфинксами приводит к первым, самым массивным воротам (пилону) храма, имеющим форму усечённой пирамиды высотой 44 и шириной 113 метров. Это едва ли не самое молодое сооружение ансамбля, строительство которого было начало в 340 г. до н.э.. За пилоном расположена просторная прямоугольная площадь размером 85 х 100 метров.

Если от входа повернуть направо – будет храм Рамзеса III, считающегося одним из величайших фараонов Древнего Египта. Деяния Рамзеса III описаны на стенах постройки, а внутри стоят изображающие его статуи.

Колонный зал

Немного влево от входа в храм Рамзеса III располагаются ещё одни ворота – Бубаститские. Именно за ними помещается один из знаковых объектов храма Амона-Ра в Карнаке – поражающий воображение величественный Колонный зал, создание которого начиналось при фараоне Хоремхебе, а декорирование и покрытие надписями состоялось уже при Сети I и Рамзесе II. Изначально Колонный зал имел крышу, сейчас же остались лишь колонны, поражающие своей грандиозностью. Всего их 134, и они выстроены в 16 рядов: центральные поднимаются в высоту на 24 метра и имеют в обхвате 10 метров, остальные немного поменьше.

Ботанический сад и другие достопримечательности

Пилоны, которые располагаются за Колонным залом и ведут вглубь святилища бога Амона, показывают, как расширялась территория. Полуразрушенные стены сформировали величественный лабиринт с многочисленными сфинксами, статуями фараонов и обелисками. В той части Карнакского храма в Египте, которая посвящается богу Амону, располагается ещё много интересного:

  • Красная капелла – на её стенах изображены сцены жертвоприношений и религиозных празднеств египтян;
  • маленький дворик Аменхотепа III, приютившийся между третьими и четвертыми воротами, с одиноко стоящим обелиском;
  •  «священная барка» Рамзеса II;
  • за четвёртым пилоном – 30-метровый гранитный обелиск, посвящённый царице Хатшепсут.

За третьими и четвёртыми воротами храма Амона в Карнаке расположены Солнечные залы, самый красивый из них – Ботанический сад. Такое название зал получил за выгравированные рисунки растений и зверей, в изобилии покрывающие его стены. Среди изображений встречаются представители флоры и фауны долины Нила, а также экзотические представители животного мира из завоёванных Тутмосом III земель.

Неподалёку от северной ограды стоит скромный храм бога  Птаха, сооружённый при Тутмосе III. Внутри здания есть красивая гранитная скульптура, изображающая богиню Сохмет.

Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы

Статуя скарабея у Священного водоёма

Немного южнее центральной части храма бога Амона когда-то был Священный водоём (120 х 77 м). Рядом с ним стояла постройка, в которой содержали гусей – в Египте они считаются священными птицами бога Амона. Сейчас озеро пересохло, гусей больше не держат, и постройки тоже нет.

Зато есть огромная гранитная статуя жука скарабея, установленная Аменхотепом III. В Египте скарабея называют священным насекомым, он символизирует воскресение и бессмертие, поскольку, по мнению египтян, может самовозрождаться наподобие Амона и других богов.

Храмы Асуана

Храмовый комплекс на острове Филе – один из трех, вместе с Эдфу и Дендера, наиболее сохранившихся архитектурных сооружений времен птолемеев. Филе (Филэ, или Филы) был самым крупным среди трех островов, которые на юге завершали скальную гряду, формировавшую первый порог Нила. Длина острова – 400 метров и ширина – 135 м. Особенность географического положения Филе отражена и в его имени: Пилак, как он назывался в древних текстах, означает “угловой остров”, или “последний остров”.

Из двух других островков Биге (сегодня частично затонувший) считался особенно священным, т.к. был местом вечного сна Осириса, и поэтому запретным для любой человеческой деятельности. Лишь жрецам дозволялось приплывать сюда на лодках с Филе: они совершали здесь священные ритуалы на 360 столах с дарами, символизировавшими место захоронения Осириса. Его супруге Исиде, которая силой своей любви воссоединила рассеянные по земле части тела супруга и воскресила его, были посвящены храмы, воздвигнутые на Филе. Культ богини на этом острове восходит к древнейшим временам, и было традицией, по крайней мере, раз в году совершать паломничество на священный остров.

Храмовый комплекс включает павильон Нектанебо, монументальный храм Исиды с прилегающими постройками, грациозный павильон Траяна и небольшой храм Хатор.

Храм Исиды был построен около 350 г. до н.э. как главное культовое сооружение. Передняя площадка храма окружена колоннадой. Большие изображения Птолемея ХII украшают стены первого пилона. Прекрасные барельефы храма сильно пострадали от наводнений, которые продолжались 9 месяцев в году и причиной которых стала старая Асуанская плотина.

Постройка Большой Асуанской плотины создавала для Филе еще более тяжелую проблему: священный остров должен быть включен в затопляемую зону. Поэтому в 1972-80 гг. храмы были разобраны и вновь собраны на островке Аджилкия (где была точно воссоздана топография Филе), значительно выше уровня искусственного озера.

Дважды в день на острове Филе проходит красочное светомузыкальное представление, рассказывающее о прошлом расположенного на нем замечательного храмового комплекса.

Архитектура храма

Холм Эдфу примыкает с запада к храму Хора эпохи Птолемеев. На вершине холма с восточной и южной стороны расположены дома современного Эдфу.

Под храмом был найден фундамент древнего культового здания, существовавшего до времен Тутмоса III. Большой двор храма оказался вымощен плитами, происходящими из еще более древнего сооружения (блоки Сехемра Сементауи — фараона начала XVII династии и блоки юбилейных врат одного из эфиопских царей…). Как следует из рисунков Вивана Денона (Voyage, pl. 56, 1–3; 57, 1 f; 58, 1) и Описания Египта (Description de l’Egypte I, pl. 48–49), в начале XIX в. храм птолемеевского времени был наполовину погребен песками, а на его крыше располагались дома феллахов. Благодаря работам по его расчистке, предпринятым Мариеттом, из песка поднялся великолепный храм, сохранившийся лучше всех храмов Древнего Египта. Его строительство продолжалось с перерывами в течение 180 лет. Судя по сохранившимся текстам, его фундамент был заложен при Птолемее Эвергете I 23 августа 237 г. до н. э. Архитектор носил то же имя, что и строитель ступенчатой пирамиды Джосера — Имхотеп. Работы продолжались еще при Неосе Дионисе и были закончены в 57 г. до н. э.
На стенах храма высечен знаменитый список разных названий Эдфу: Айн, Хебену и Месен. Среди прочих названий чаще всего встречается Бехдет — второе имя Хора, главного бога Эдфу. Его культ прослеживается также в одном из очень древних нижнеегипетских святилищ, упомянутом на одной из стел Джосера (Montet, Geographie II, p. 34; Alliot, Le culte d’Horus a Edfou au temps des Ptolemees).

В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, порой человека с головой сокола. В надписях Эдфу он был также Хором-Ра; храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и Хатхор (имя этой богини буквально означает «дом Хора»). Он был также супругом последней и ежегодно она прибывала к нему с торжественной процессией из Дендеры. Кроме того, мы находим в Эдфу Хора Доблестного, Золотого Хора, Хора Хенти-Хети, а среди прочих богов — Мина, Птаха, Шу и Тефнут, Монту, Хонсу. Хотя большой священный текст Эдфу не называет ни одного праздника, в упомянутом выше списке их насчитывается более двадцати.

Храм имел классический план размером 137 на 79 м, его пилоны достигали в высоту 36 м. За пилонами находился двор, с трех сторон окруженный колоннами. Капители колонн были разными: из трех соседних колонн ни одна не походила на другую, но каждой соответствовала аналогичная колонна на другой стороне портика. За двором находились два зала: гипостильный и зал явлений, затем — зал приношений (из него вела лестница на крышу), зал, вероятно, предназначавшийся для священной барки, и, наконец, собственно святилище с гранитным наосом, высеченным из цельного блока. От второго гипостиля и далее вокруг следовала серия малых залов, назначение которых пояснялось надписями. Среди них был, например, «зал тканей» и небольшое помещение без названия, в котором сохранились надписи с рецептами приготовления благовоний и ароматических паст, необходимых для культовых церемоний. Были здесь также часовни, посвященные разным богам, в том числе Птаху, Осирису и Хонсу (S. Cauville. La theologie d’Osiris a Edfou. Cairo, 1983).

Между храмом и внешней стеной шел коридор. Все стены храма, включая внешние, покрыты рельефами и надписями, опубликованными в 15-томной работе «Храм Эдфу» (M. de Rochemonteix, E. Chassinat, Le temple d’Edfou. Paris, 1892. Cairo, 1918–). К наиболее важным относятся рельефы с культовыми сценами, религиозными церемониями, а также знаменитая сцена битвы Хора и Сета, где Хор поражает гарпуном Сета, изображенного в облике гиппопотама.

Маргарет Мюррей «Египетские храмы», 2006 г., Центрполиграф
«Description de l’Egypte, ou, Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Egypte pendant l’expédition de l’armée française. Atlas géographique». 1818 н.э.

Борьба с главным врагом

Подросший Гор узнал о судьбе своего отца, о кознях Сета, что приходился ему дядей. Бог-сокол решил восстановить справедливость и наказать подлого врага. Он вызвал Сета на бой, но силы были неравны. Молодой бог оказался уязвим, и в определённый момент лишился глаза. 

Око Гора имело огромную магическую силу, защищавшую своего обладателя. Зная об этом, Сет вырвал глаз у своего противника. К счастью боги во главе с добрым наставником Анубисом пришли на помощь своему соратнику. Глазом Гора стала богиня Уаджет, которая в облике кобры стала символом защиты и кары для врагов фараонов.

Вернув зрение, Гор победил Сета, изгнав того в пустыню. Он занял законный престол Египта, подарив людям счастье и свет. В честь победы Гора на земле устроили шумный праздник, который впоследствии египтяне проводили ежегодно, чествуя своего бога-сокола. 

Что интересно, борьба Гора с Сетом происходила не только в мифологические древнейшие времена – её каждый из нас может видеть каждый день. Народ Древнего Египта верил, что свет и тьма находятся в бесконечном противостоянии. Словно Гор и его коварный враг, они меняются местами, но рассвет неизменно приходит на небо, что означает победу светлых сил.

Храм Калабша

Рекомендовать место

2

1

Храм Калабша или храм Мандулиса — древнее египетское сооружение. Первоначально он был расположен в Баб эль-Калабша (примерно в 50 километрах к югу от Асуана). Это еще один из ярчайших примеров древнеегипетской архитектуры в Нубии.

Храм был посвящен нубийскому богу солнца Мандулису по аналогии с храмами Аменхотепа II. Размеры храма — 76 х 22 метра. Первоначальный храм Калабша был построен около в 30 до н. э. в ранний период римского владычества над Египтом. Строительство началось при Октавиане Августе, но так и не завершено. Несмотря на то, что храм возводился в римский период, он выдержан в традиционном древнеегипетском стиле, а на стенах сохранились исторические надписи. Например, одна из записей наместника Египта Аврелия Безариона, вырезанная в 250 году, запрещает появляться свиньям в храме. Спустя некоторое время, в период введения христианства храм использовался как церковь.

В 60-е годы ХХ века во время строительства Асуанской плотины при финансовой помощи Германии древний храм Калабша вместе с другими памятниками был перенесен к югу от Асуана, чтобы предотвратить их затопление. Процесс переноса храма длился более двух лет.

Большой колонный зал

Наиболее значимая с точки зрения архитектуры и вместе с тем самая красивая часть храма – большой колонный зал, проект которого был подготовлен во время правления Рамзеса I. Это очень впечатляющая часть комплекса. На 500 квадратных метров стоят 132 опорные колонны, размещенные в 16 рядов. Их высота достигает 23 метров (что эквивалентно 8 этажам современной многоэтажки). Для того чтобы обхватить одну колонну полностью, понадобится как минимум 6 человек. В античные времена зал предназначался для ритуалов, торжественных мероприятий и зрелищ.

Невооруженным глазом видно, что нижние ярусы гигантских колонн находятся в плачевном состоянии. Это объясняется тем, что храм находится рядом с рекой, влага которой постепенно разрушает камень. Когда Нил выходил из берегов, вода поднималась до уровня нижних ярусов колонн. В это время, по замыслу, храм должен был походить на обмелевшую реку, на побережьях которой рос высокий тростник, используемый тогда для производства древнеегипетского папируса.

Многие храмовые стены украшают изображения военных побед правителей. Тут можно рассмотреть сильные войска фараонов, которые в многочисленных битвах регулярно громили своего противника. Если внимательно присмотреться, то можно заметить поверженных маленьких человечков, которые просят фараона-победителя оставить им жизнь и смилостивиться над ними.

Интересен тот факт, что имена фараонов вырезались на камнях очень глубоко. Этому есть логичное объяснение. Каждый новый правитель хотел затмить своим величием всех предыдущих египетских царей, поэтому старался избавиться от других имен на каменных стенах храма. Чтобы подобное «художество» впоследствии ни у кого из правителей не получалось, фараоны стремились вырезать свое имя в каменной стене как можно глубже. На остальные изображения эта «уловка» не распространялась.

По храмовым стенам можно ознакомиться с древнеегипетской историей. Это крупнейший археологический памятник из ныне известных миру, который помог ученым восстановить картину событий тех времен. Здесь есть изображения царских баталий, походов и наград, есть истории враждебных взаимоотношений с соседями. На одной из стен высечен текст Кадешского мира с хеттами – древнейшего мирного соглашения, которое известно человеку. Сегодня саму табличку из глины, на которой был вырезан текст документа, можно увидеть в стамбульском музее Древнего Востока.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не Анапа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: