Церкви
Карта района Лалибела
Этот сельский городок известен во всем мире своими церквями, вырезанными из недр земли из «живого камня», которые играют важную роль в истории высеченной в скале архитектуры . Хотя датировка церквей точно не установлена, считается, что большинство из них было построено во время правления Лалибелы, а именно в XII и XIII веках. ЮНЕСКО выделяет 11 церквей, объединенных в четыре группы:
Северная группа:
- Бите Голгофа Микаэль (Дом Голгофы Микаэль), известный своим искусством и, как говорят, содержит гробницу короля Лалибелы)
- Бите Мескель (Дом Креста )
- Бите Денагель (Дом Девственниц)
Западная группа:
Церковь Святого Георгия считается самой прекрасно оформленной и лучше всего сохранившейся церковью (здесь 3D-модель Святого Георгия )
Восточная группа:
- Biete Qeddus Mercoreus (Дом Святого Меркурия / Дом Марка Евангелиста ), который может быть бывшей тюрьмой
- Бите Габриэль-Руфаэль (Дом ангелов Габриэля и Рафаэля ), возможно, бывший королевский дворец, связанный со священной пекарней .
- Бите Лехем (« Вифлеем », иврит : בֵּית לֶחֶם «Хлебный дом»).
Дальше находятся монастырь Ашетан Марьям и церковь Емрехана Крестос (возможно, XI века, построенная по аксумскому стилю, но в пещере ).
Есть некоторые разногласия относительно того, когда были построены некоторые церкви. Дэвид Бакстон установил общепринятую хронологию, отметив, что «двое из них с большой точностью следуют традиции, представленной Деброй Дамо, измененной в Йемрахане Кристос». Поскольку время, потраченное на вырезание этих структур из живой скалы, должно было занять больше времени, чем несколько десятилетий правления короля Лалибелы, Бакстон предполагает, что работа продолжалась до 14 века. Однако Дэвид Филлипсон , профессор африканской археологии в Кембриджском университете , предположил, что церкви Меркориоса, Габриэля-Руфаэля и Данагеля изначально были высечены в скале полтысячелетием раньше, как укрепления или другие дворцовые сооружения в последние дни. из Королевства Аксум , и это имя Лалибеле просто стало ассоциироваться с ними после его смерти. С другой стороны, местный историк Гетачев Меконнен считает, что Гебре Мескель Лалибела , королеве Лалибелы , построила одну из высеченных в скале церквей, Бьете Абба Либанос , как памятник ее мужу после его смерти.
Вопреки утверждениям писателей- псевдоархеологов, таких как Грэм Хэнкок , Бакстон утверждает, что великие высеченные в скале церкви Лалибелы не были построены с помощью тамплиеров; существует множество свидетельств того, что они были созданы исключительно средневековой эфиопской цивилизацией. Например, Бакстон отмечает существование традиции, согласно которой «абиссинцы прибегали к помощи иностранцев» для строительства этих монолитных церквей, и признает, что « в некоторых декоративных деталях явно прослеживаются признаки коптского влияния» (что неудивительно, учитывая богословские, церковные и культурные связи между православными Теваэдо и коптскими православными церквями), он непреклонен в отношении исконного происхождения этих творений: «Но остается существенный факт: скальные церкви продолжают следовать стилю местных застроенных прототипов, которые сами сохраняют явные свидетельства своего в основном аксумского происхождения «.
Церкви также представляют собой значительный инженерный подвиг, учитывая, что все они связаны с водой (которая наполняет колодцы рядом со многими церквями), эксплуатируя артезианскую геологическую систему, которая поднимает воду на вершину горного хребта, на котором город отдыхает.
Как добраться[править]
На автомобилеправить
Дорога до небольшого городка Гашены, к югу от Лалибэлы, заасфальтирована от Бахр-Дара и Гондэра на западе и от Уольдыи на востоке. Оттуда, от Гашены, — 1-2 часа по грунтовой дороге, кроме последнего участка от аэропорта Лалибэлы до города. Поездка от Бахр-Дара занимает ок. 7-8 часов, а от Гондэра — ок. 10-11 часов. Как в Бахр-Даре, так и в Гондэре можно нанять водителя-частника примерно за 2-4 тысячи бырр, в зависимости от умения торговаться, места и водителя. Также в Лалибэлу ведёт грунтовая дорога с севера, но даже если ехать из Аксума и Адуа, то всё равно быстрее и легче будет поехать по асфальтированной дороге через Адиграт и Уольдыю.
На автобусеправить
Ежедневно ходит автобус из Аддис-Абебы. Дорога занимает два дня с остановкой на ночь в Дэссе. Автобус проезжает Уольдыю утром и при наличии места подбирает пассажиров на местной автостанции. Ещё один автобус ежедневно ходит из Уольдыи, отправляясь рано утром. Автобусы в Уольдыю и в Аддис-Абебу отправляются из Лалибэлы в 06:00.
Обычно можно доехать до Бахр-Дара или из него на автобусе за один день, пересев на другой автобус в Гашене, потресясь час или два от Лалибэлы, в зависимости от интенсивности движения и погоды. Если же вы едете в Гондэр или из него на автобусе, то вам, как правило, придётся где-то переночевать.
Поездка из Аксума наиболее приемлемым образом потребует две ночёвки с остановками в Мэкэле и Уольдыи. Однако если повезёт, то вы сможете поймать маршрутное такси в Мэкэле, которое довезёт вас по шоссе 1 до Уольдыи. На следующий день вы можете поймать автобус на Бахр-Дар, который делает остановку на перекрёстке в Гашене, где придётся подождать другой автобус или машину до Лалибэлы. На это может уйти несколько часов.
Мнение учёных
Учёные предположили, что могущественный орден тамплиеров помогал православным христианам в строительстве Нового Иерусалима. Тем более, в XIII веке этот орден был очень силён. Но теория была отвергнута, обоснованием служили орнаменты на храмах, больше относящиеся к коптской культуре.
Другие исследователи склонны считать, что храмы возводились на уже имеющихся основаниях. Лалибэле оставалось только достроить их.
Как бы там ни было, но первые храмы датируются на 500 лет раньше, чем другие. Они могли служить военными укреплениями или дворцовыми службами в предыдущих правлениях.
Церковь Геннет Марьям, Ласта
Ласта — это городок, недалеко от которого находится упомянутая церковь. Это — самый старый в Эфиопии, и один из старейших в мире вырубленных в скале храмов. Высекли его еще в 13 веке.
Тогда же, в 13 веке, его стены и потолок украсили цветными фресками с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Очень мало сохранилось в мире фресок, датированных этим временем. Тем они в первую очередь и ценны.
Это, разумеется, далеко не все вырубленные в скалах эфиопские храмы. В одном только городе Лалибэла, как было сказано, их целых одиннадцать. Мы рассказали лишь о самых знаменитых. С остальными, как будете в Эфиопии, можете познакомиться самостоятельно.
«Эфиопский» взгляд на мир
Всякий из этих храмов в той или иной степени является истинной жемчужиной общечеловеческой культуры. Причем — практически все эфиопские храмы ничуть не похожи на привычные для нас аналогичные здания в других странах — хотя бы даже и у нас в России. У эфиоплян издревле был свой особенный взгляд на этот мир и свое место в нем. И этот взгляд нашел выражение в их культуре.
В частности — в строительстве храмов. Большая часть эфиопских храмов расположена в рукотворных каменных нишах и пещерах. Другими словами — высечена в камне. Можно только представить, каких трудов это стоило древним безымянным строителям. Но, повторимся, таковы особенности неповторимой эфиопской архитектурной культуры.
Пчелиный рой — благая весть
Город назван в честь царя-праведника — Лалибелы. По легенде, когда будущий царь родился, его колыбель окружили тучи жужжащих пчёл, но ни одна из них не ужалила младенца. Его мать, удивлённая примерным поведением насекомых, воскликнула: «Лалибела!», что в переводе означает «пчёлы покорились его власти».
Церковь Спасителя Мира
В древней Абиссинии существовало поверье, что пчёлы предвещают младенцу великое будущее, поэтому царевичу и дали имя Лалибела. Старший брат царевича, претендовавший на престол, решил отравить своего соперника. Но Лалибела не умер, а впал в летаргический сон, во время которого он был взят ангелом на небеса и предстал перед Всевышним.
Бог повелел царевичу построить Новый Иерусалим — город из высеченных в скалах церквей. В этом богоугодном деле Лалибеле помогали ангелы, посланные на землю Св. Георгием Победоносцем. До сих пор монахи Лалибелы разводят пчёл, пчелиный рой символизирует сонм ангелов. А царь-праведник Лалибела за свои деяния во славу Господа причислен к лику святых.
Бет Абба Либанос
Мифы о строительстве храмов
По поводу сооружения храмов существуют несколько легенд.
Сами православные эфиопы предпочитают считать, что храмы строили ангелы по ночам, присланные в помощь. Было подсчитано: чтобы соорудить такое количество строений за короткий промежуток времени, понадобилось бы 40 000 рабочих рук. Поэтому без помощи свыше никак было не обойтись. Днём строили рабочие, а по ночам ангелы, трудившиеся в два раза быстрее.
Сохранилась легенда, что императору Лалибэле приснился Иерусалим или было видение, после которого он решил построить новый город на эфиопской земле.
Ещё одна версия гласит, что ему удалось побывать в древнем городе ещё до восшествия на престол, и там он был вознесён на небеса, где увидев небесные церкви и захотел сотворить подобные им на земле.
Достопримечательности[править]
Схема расположения церквей Лалибелы
В храме Бет Медхане Алем
Лалибэла известна во всём мире своими храмами, целиком высеченными в естественной скальной породе — кирпично-красном вулканическом туфе, большинство из них были построены в правление эфиопского царя Гебре Месхеля Лалибэлы из династии Загве, когда он перевёл сюда свою столицу, задумав сделать её «вторым Иерусалимом». В противовес некоторым вымышленным мифам в их сооружении не принимали участия храмовники-тамплиеры: это целиком заслуга средневековой эфиопской цивилизации. Однако в отношении датировки сооружения церквей мнения расходятся. Некоторые учёные считают, что церкви были высечены задолго до Лалибэлы, а тот лишь дал им своё имя. В 1978 г. эти храмы были внесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Совсем неплохо встать ещё до рассвета и быть у билетной кассы, когда она откроется в 6 часов утра. Тогда вы услышите глубокие басовые ритмы церковных барабанов и незабываемые песнопения священников и прихожан во время службы. При этом будет меньше назойливых мух и приставал, набивающихся вам в гиды. Эфиопские птицы очень красочны, многие из них порхают по соседству с вами сразу после восхода солнца. Отличное время для посещения церквей — воскресное утро, когда сотни людей спускаются в церкви на традиционное богослужение эфиопской православной церкви. Если же будильник подведёт вас, не расстраивайтесь — заглянув в церкви после 10 утра, вы мало кого побеспокоите, а упущенную возможность понаблюдать за птицами с успехом возместят шныряющие по камням ящерицы с красными, жёлтыми и голубыми головками.
Могила Адама
Все 11 скальных церквей сосредоточены в трёх группах, но все они — в пешей доступности друг от друга.
Северо-западная группа из 6 храмов:
Юго-восточная группа состоит из 4 храмов, отделённых от других рекой Иордан:
К Юго-западной части относится один стоящий наособицу храм:
Храмы открыты: 06:00-12:00, 14:00-17:00. Вход во все стоит 50 долл. США для взрослых, и 25 долл. США для детей 9-13 лет (билет действителен в течение 5 дней). Вход бесплатный для детей младше 9 лет и для эфиопов без иностранного паспорта. Лицензированных гидов предоставляет туристическое бюро в Лалибэле за 200 бырр в день. Эти гиды хорошо обучены, прекрасно знают церкви и находятся в хороших отношениях со священнослужителями. По всему городку к вам будут подходить нелицензированные гиды, но часто они мало что знают о церквях, поэтому их лучше избегать.
Перед входом в храм нужно снимать обувь. Поскольку церквей много, вам придётся делать это множество раз. Будет легче надеть шлёпки, вроде сланцев. Скальная порода между храмами каждой группы, хотя и неровная, с веками сгладилась от ног, поэтому вполне можно взять с собой пластиковый пакет, куда сложить обувь, и перемещаться между церквями босиком, как это делают многие паломники.
В отдалении от города лежат монастыри Наакуто Лааб и Ашетан Мариам, а также церковь Имрехане Кристос.
История
До 19 века
Во время правления Гебре Мескеля Лалибелы , члена династии Загве, правившего Эфиопией в конце 12-го и начале 13-го веков, нынешний город Лалибела был известен как Роха . Святой-царь был назван потому, что, как говорят, рой пчел окружал его при его рождении, что его мать восприняла как знак его будущего правления в качестве императора Эфиопии . Названия нескольких мест в современном городе и общий план самих высеченных в скале церквей, как говорят, имитируют имена и образцы, которые Лалибела наблюдал в то время, когда он был юношей в Иерусалиме и на Святой Земле .
Считается, что Лалибела, почитаемый как святой, видел Иерусалим, а затем попытался построить новый Иерусалим в качестве своей столицы в ответ на повторное взятие старого Иерусалима мусульманами в 1187 году. Каждая церковь была вырезана из цельного куска скалы, чтобы символизировать духовность и смирение. Христианская вера вдохновляет многие черты библейскими названиями — даже река Лалибела известна как река Иордан. Лалибела оставалась столицей Эфиопии с конца 12-го по 13-й век.
Первым европейцем, увидевшим эти церкви, был португальский исследователь Перо да Ковильян (1460–1526). Португальский священник Франсиско Альварес (1465–1540) сопровождал португальского посла во время его визита к Давиту II в 1520-х годах. Он описывает уникальные церковные сооружения следующим образом: «Мне надоело больше писать об этих зданиях, потому что мне кажется, что мне не поверят, если я напишу еще … Клянусь Богом, в Чьей силе я нахожусь, что все Я написал это правда ».
Эфиопские православные священники проводят шествие в Лалибеле
Хотя Рамузо включил планы некоторых из этих церквей в свое издание книги Альвареса в 1550 году, автор этих рисунков остается загадкой. Следующим европейским посетителем Лалибелы был Мигель де Кастанхозу , который служил солдатом при Кристоване да Гаме и покинул Эфиопию в 1544 году. После де Кастанхозу прошло более 300 лет, прежде чем следующий европеец, Герхард Рольфс , посетил Лалибелу где-то между 1865 годом. и 1870 г.
Согласно Футуху аль-Хабаша Сихаб ад-Дина Ахмада, Ахмад ибн Ибрагим аль-Гази сжег одну из церквей Лалибелы во время своего вторжения в Эфиопию. Однако Ричард Панкхерст выразил свой скептицизм по поводу этого события, указав, что, хотя Сихаб ад-Дин Ахмад дает подробное описание высеченной в скале церкви («Она была вырезана из горы. Его столбы также были вырезаны из горы. «) упоминается только одна церковь; Панкхерст добавляет, что «особенность Лалибелы (как известно каждому туристу) заключается в том, что здесь расположены одиннадцать или около того скальных церквей, а не одна — и все они находятся примерно в двух шагах друг от друга!»
Панкхерст также отмечает, что Королевские хроники , в которых упоминается, что Ахмад аль-Гази опустошил этот район в период с июля по сентябрь 1531 года, ничего не говорят о том, что он разорил легендарные церкви этого города. В заключение он заявляет, что если Ахмад аль-Гази сжег церковь в Лалибеле, то, скорее всего, это была Биете Медхане Алем ; и если мусульманская армия ошибалась или вводилась в заблуждение местными жителями, то церковь, которую он поджег, называлась Ганната Марьям, «в 10 милях к востоку от Лалибелы, у которой также есть колоннада из столбов, вырезанных из горы».
21-го века
В рамках Тигра войны , , в Тигре сила обороны (TDF) провела успешную военную кампанию, начиная с Alamata ( Тыграйте ), двигаясь на юго — запад вдоль гористой второстепенной дороги Коба — — Муджа — — аэропорт Лалибела и далее в сторону Гашены . Сам город Лалибела сначала обошел юг. 5 августа 2021 года ИВС также контролировали город Лалибела.
Мнение учёных
Учёные предположили, что могущественный орден тамплиеров помогал православным христианам в строительстве Нового Иерусалима. Тем более, в XIII веке этот орден был очень силён. Но теория была отвергнута, обоснованием служили орнаменты на храмах, больше относящиеся к коптской культуре.
Другие исследователи склонны считать, что храмы возводились на уже имеющихся основаниях. Лалибэле оставалось только достроить их.
Как бы там ни было, но первые храмы датируются на 500 лет раньше, чем другие. Они могли служить военными укреплениями или дворцовыми службами в предыдущих правлениях.
Мифы о строительстве храмов
По поводу сооружения храмов существуют несколько легенд. Сами православные эфиопы предпочитают считать, что храмы строили ангелы по ночам, присланные в помощь. Было подсчитано: чтобы соорудить такое количество строений за короткий промежуток времени, понадобилось бы 40 000 рабочих рук. Поэтому без помощи свыше никак было не обойтись. Днём строили рабочие, а по ночам ангелы, трудившиеся в два раза быстрее.
Сохранилась легенда, что императору Лалибэле приснился Иерусалим или было видение, после которого он решил построить новый город на эфиопской земле.
Ещё одна версия гласит, что ему удалось побывать в древнем городе ещё до восшествия на престол, и там он был вознесён на небеса, где увидев небесные церкви и захотел сотворить подобные им на земле.
Вооружённые силы
Эсминец «Асэб»
Многоцелевой истребитель И-80, российского производства
Вооружённые силы Эфиопии — государственная военная организация Эфиопии, совокупность видов вооружённых сил, предназначенная для защиты свободы, независимости и территориальной целостности Эфиопии как государства, а так же защиты государственных интересов и проведения международных операциях за рубежом. Эфиопии обладает ядерным оружием и средствами его доставки. ВС состоят из сухопутных войск, военно-морских, военно-воздушных сил и воздушно-десантных войск.
Комплектование вооружённых сил Эфиопии производится по смешанной системе. Военнослужащие контрактной службы служат от 5 до 10 лет. Призывники проходят срочную службу в течении 6 месяцев. Большая часть призывников, более 75%, проходит срочную службу в сухопутных войсках.
Общая численность вооружённых сил составляет около 560 тысяч человек личного состава. ВС Эфиопии оснащены вооружением как собственно производства, так и зарубежного, в основном русского.
Состав Вооружённых сил:Сухопутные войска — являются самым многочисленным видом вооружённых сил и предназначаются для обороны страны как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами ВС, а также для действий в составе многонациональных формированиях при проведении миротворческих операций под эгидой международных организаций.
Военно-морские силы — военный флот Эфиопии, ответственный за морскую оборону и поддержание суверенитета в территориальных водах Эфиопии, а также защиты государственных интересов и участие в международных операциях за рубежом.
Военно-воздушные силы — воздушные силы Эфиопии, предназначенные для отражение агрессии в аэрокосмической сфере и защита от ударов средств воздушно-ракетно-космического нападения противника, поддержки сухопутных сил и флота, а так же обеспечение целей национальной безопасности в международных операциях за рубежом.
Воздушно-десантные войска — род войск Вооруженных Сил, являющийся резервом Верховного Главнокомандования и предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника и выполнения других задач.
Достопримечательности городов-соседей Лалибелы
Аддис-Абеба
Крупный промышленный и экономический центр Эфиопии, а также известный курорт, богатый историческими достопримечательностями. Культурная программа, которую предлагает своим гостям Аддис-Абеба, весьма разнообразна. Здесь есть несколько музеев, среди которых стоит выделить Художественный и этнографический, открыт Национальый театр, разнообразные выставочные центры и галереи. Наиболее … Открыть »
Джибути Сити
Джибути начал принимать гостей из других стран совсем недавно, здесь еще не так много туристов, поэтому можно в полной мере насладиться тишиной и живописной природой. Величественные вулканы, чистейшие озера и фантастические равнины, похожие на сюжеты из марсианских хроник. Любителей пляжного отдыха порадуют просторные побережья, где совсем немного посетителей, дайверы будут поражены … Открыть »
Джибла
Западная часть Аль-Мювеса была занята мечетью, где королева могла помолиться. А чтобы попасть в свою святыню Арва проходила по мощенной «дороге султана», которая была проложена в удивительном на то время саду. В окрестностях великолепного здания находились жилища приближенных правительницы, а также йеменская тюрьма. Для чрезвычайных ситуаций был прорыт туннель, по нему можно был из … Открыть »
Сана
В начале девятого века был возведен восточный минарет, западный появился спустя три столетних периода. Наводнения, которые неоднократно накрывали город, наносили святыне серьезный ущерб, после чего ее приходилось реконструировать. Враги, ворвавшиеся в Сану в одиннадцатом году десятого столетия, сильно повредили здание. Только спустя двести лет королева Арва ибн Ахмад приказала … Открыть »
Мекка
Путешественникам Мекка известна как место расположения уникальных религиозных достопримечательностей. Это самый посещаемый город Саудовской Аравии, значительную часть гостей которого составляют паломники из числа приверженцев мусульманского вероисповедания
Важно отметить, что священный город мусульман закрыт для приверженцев немусульманского вероисповедания, здесь находится … Открыть »
Джидда
Крупный политический, торговый и промышленный центр, один из самых красивых городов страны
Уникальный облик старых кварталов, большое количество зданий самых различных стилей и эпох, современные рестораны и центры развлечений — все это сделало город привлекательным в глазах путешественников. Уже много лет Джидда принимает гостей, и каждый из путешественников остается в восторге от ее … Открыть »
Транспорт[править]
Вы можете сбросить пару килограмм, расхаживая вверх и вниз по улицам (некоторые покрыты булыжником, некоторые грунтовые), поскольку обычных такси мало, и Лалибэла приятно свободна от жужжащих моторов моторикш. Вы можете нанять микроавтобус, чтобы возил вас по городу примерно за 25 бырр с носа (минимум 50 бырр). В отличие от более крупных городов Эфиопии по Лалибэле не курсируют сине-белые маршрутки.
По городку можно ходить без опаски (причём люди будут приветствовать вас, а многие захотят попрактиковаться в английском или русском или предложить свои услуги или товары). Школьники попытаются подружиться с вами, следовать за вами везде, возможно, попрошайничать. С 2010 г. правительство пытается запретить попрошайничество, и сейчас ситуация гораздо лучше чем раньше, но многие по-прежнему попрошайничают после долгой беседы или приглашают вас к себе домой, где можно выпросить что-либо с большим успехом.
Как строились храмы?
Вырубленные в красном туфе церкви несут в себе следы различных архитектурных стилей. Среди деталей присутствуют греческие колонны и арийская свастика, звезда Давида, египетские арки, арабские окна.
Храмы вырубались ниже поверхности земли на глубину 40-50 метров. В некоторых случаях для них использовались природные пещеры, которые приходилось расширять. Освещались солнечным светом, поступающим через прорубленные крестообразные отверстия в стенах. Спускались в храмы по лестнице, прорубленной в скалах.
О процессе строительства гипотезы расходятся. По одной из них вокруг большого блока туфа высекались отверстия. После полного отделения от скал, каменотёсы начинали оформлять под внутренние помещения.
Другой вариант предполагает, что вырубались храмы сверху вниз. После внешних грубых работ начинались внутренние, более деликатные, отделочные. Структура мягкого камня позволила высекать все части здания: колонны, купола, окна, двери.
Церковь святой Марии
Самая почитаемая Церковь носит имя Девы Марии (Бете Мариам). Её окна вырублены в форме плетёных римских или греческих крестов, а также древней свастики. В церкви иконы традиционно стоят на полу.
Это единственный из всех храмов, в котором присутствуют росписи и золотая отделка. На них изображены солнце и символика плодородия, а напольные плиты покрыты фигурами животных.
Церкви принято посещать босиком, поэтому здесь снимают обувь при входе.
Церковь Спасителя Мира
Считается самой большой из построенных церквей. Предполагается, что это копия храма Св. Марии Сионской в Аксуме. Здесь уникальные внешнее и внутреннее убранства.
Стены украшены изображениями апостолов. Внутри до сих пор хранится золотой крест, принадлежавший царю Лалибэле. Подземными переходами храм соединяется с Бете Марьям, Бете Голгофа, часовней Селассие и могилой Адама.
Покупки[править]
Банкомат имеется в «Дашен Банке» (Dashen Bank) на первом этаже гостиницы «Аман» (Aman Hotel) рядом с офисом Ethiopian Airlines, другой банкомат неподалёку в «Коммерческом банке Эфиопии» (Commercial Bank of Ethiopia). Банкомат в Дашене выдаёт за раз до 2000 бырр с возможностью неоднократного повторения операции в один день в пределах суточного лимита по карте. Принимается только Visa. У владельцев других банковских карт единственная возможность (помимо просить знакомых перевести деньги через Western Union) — обратиться в гостиницу Mountain View Hotel, где снимают деньги с карт MasterCard с 10% наценкой и выдают вам бырры.
Даже в Аддис-Абебе эфиопские «супермаркеты» уступают некоторым подмосковным продовольственным магазинам по ассортименту. Самый большой магазин в Лалибэле — «WOW Supermarket» на западной стороне крутой улочки Сэбат Уойра (Sebat Woyra Road) примерно в 200 м от её пересечения с ул. Адебабэй (Adebabay Street) у гостиницы «Семь олив» (Seven Olives Hotel).
Абуна Гебре Микаэль
Это — один из красивейших монолитных храмов Эфиопии. Находится он далеко в горах, название которых — Геральта. К нему, по сути, нет дороги. Чтобы попасть в храм, нужно проделать немалый и тяжелый путь в горах, перепрыгивая с одной скалы на другую.
Но зато когда вы доберетесь до места, то сможете полюбоваться удивительными фресками, которыми украшены стены храма. Выполнены эти фрески в конце 18 века и изображают всяческих святых, а также сцены из Библии. Цветовая гамма фресок — неподражаема. Сами сцены и портреты выполнены в голубом, оранжевом, фиолетовом и сером цвете с оттенками коричневого и желтого. Даже каменный пол в храме и тот имеет такие же цвета.
Крепость Фасил-Гебби
Среди достопримечательностей Эфиопии следует отметить и крепость Фасил-Гебби, которая служила домом императорской семьи с семнадцатого до восемнадцатого века. За стенами толщиной в 900 м возведен целый комплекс замков, храмов и дворцов. Архитектура этого места демонстрирует уникальное разнообразие стилей и культур. Так, здесь прослеживаются элементы нубийской и индийской архитектуры, а также стиль барокко. Названная крепость занесена в список наследия ЮНЕСКО.
В летописях можно проследить историю этой достопримечательности Эфиопии. Когда-то, крепость называлась Катама, что означает «укрепленный лагерь». По традиции, царская семья отправлялась в путешествия с крестьянами. С традицией кочевать порвал император Фасилидас, основав город Гондэр, который стал столицей страны Эфиопии.
Территория вокруг крепости была огорожена высочайшей стеной с двенадцатью воротами, а следующие императоры строили свои замки, дворцы и храмы вокруг нее. Многие из строений сохранились по сей день.
Крепостной комплекс потерпел первые разрушения после землетрясения в 1704 году. В XIX в. резиденцию разграбили суданские монахи. Часть предметов из крепости была, к сожалению, полностью утрачена.
Сейчас комплекс отреставрировали и открыли для посещений. Здесь можно посмотреть замки Ментавеб и Фасилидас, Иясу и Бакаффу, банные палаты, три церкви, банкетные залы.