Версаль в париже: как добраться, статус музея, экскурсии

Исторические вехи

История Версальского дворца насчитывает немало взлетов и падений, революционных потрясений, вражеской интервенции и периодов относительного затишья. Расскажем кратко об основных исторических вехах бывшей резиденции французских королей.

При малолетнем монархе Людовике XV его регент Филипп Орлеанский принял решение о перемещении французского королевского двора обратно в Париж. Вплоть до 1722 г. Версаль пребывал в упадке, пока повзрослевший Людовик XV вновь не вернулся обратно во дворец со всей своей свитой.

В конце XVIII в. Версаль оказался в центре драматических событий французской истории. Судьба распорядилась таким образом, чтобы именно эта, полная роскоши и шика королевская резиденция стала колыбелью Великой французской революции. В июне 1789 г. депутаты от третьего сословия торжественно поклялись не расходиться до тех пор, пока их требования о политических реформах не будут приняты.

Тремя месяцами позже прибывшая из Парижа толпа революционеров захватила дворец и изгнала из него королевскую семью. За пять последующих лет предместье Версаль потеряло почти половину своего населения.

Во время революционных событий дворцовый комплекс оказался разграбленным, из него была вынесена уникальная мебель и ценности, но архитектура зданий не пострадала.

Версаль неоднократно захватывался прусскими войсками: в период наполеоновских войн (в 1814 г. и 1815 г.) и во время франко-прусской войны. В январе 1871 г. прусский король Вильгельм I устроил в Версале временную резиденцию и провозгласил весть о создании Германской империи.

Точка в Первой мировой войне была поставлена именно в Версале, где в 1919 г. был подписан мирный договор

Это чрезвычайно важное событие стало началом Версальской системы международных отношений

Вторая мировая война нанесла серьезный урон дворцово-парковому комплексу. Жителям Версаля довелось пережить многое: жестокие бомбардировки, гитлеровскую оккупацию, многочисленные жертвы среди местных жителей. 24 августа 1944 г. город был освобожден французскими войсками, и для него начался новый этап развития.

В истории замка был момент, когда судьба его висела на волоске. В 1830 г., после Июльской революции его планировали снести. Вопрос был поставлен на голосование в Палате депутатов. Перевес всего в один голос спас Версальский дворец для истории и потомков.

Мероприятия

В Версале регулярно проходят различные мероприятия, часть из них – на регулярной и постоянной основе в «горячий» туристический сезон.

Музыкальные фонтаны

Каждые выходные, а также в некоторые другие праздничные и не только даты, все фонтаны включаются на полную мощность, устраивается музыкальное шоу. Это время лучшее для посещения Версаля, так как фонтаны XVIII века действительно впечатляют.

Ночное шоу фонтанов

В туристический сезон (с мая по сентябрь) каждую субботу уже после закрытия Версаля для основной массы туристов, устраивается шоу фонтанов с музыкой, подсветкой, а заканчивается все в 11 часов вечера фейерверком над Большим каналом.

Бал

Перед началом ночного шоу в Зеркальном зале устраивается настоящий бал. Музыканты и танцоры исполняют классическую французскую музыку и демонстрируют традиционные для королевских балов танцы. Исторические костюмы, галантные кавалеры и прекрасные дамы, конечно – неотъемлемая часть этого выступления.

Другие мероприятия

Также в Версальском дворце проходят и другие мероприятия. Во-первых, это различные временные экспозиции. В галереях дворца или других постройках на территории комплекса выставляются различные картинные выставки как современных художников, так и авторов прошлого, тематические комнаты и т.д. Во-вторых, в королевской опере с недавнего времени (после реконструкции) ставятся пьесы, даются концерты. Также в Версале проводятся мастер-классы, выступления артистов и т.д., подробности рекомендуется узнавать на официальном сайте.

Автобус 171

Рассмотрим более подробно самый экономичный — автобусный вариант. Кроме невысокой стоимости у этого варианта есть еще преимущества: конечная остановка автобуса находится буквально в двух шагах от Версальского дворца (схема 1), и такая поездка дает возможность как на экскурсии посмотреть на пригороды Парижа.

Отправляется автобус № 171 от небольшой автостанции, расположенной недалеко от станции парижского метро Pont de Servres.

На метро до Pont de Servres

Станция Pont de Servres является конечной на линии метро № 9. На карте ее легко найти на юго-западной окраине Парижа, в излучине реки Сены у моста Pont de Servres, название которого и носит станция.

На станции метро Pont de Servres есть несколько выходов, расположение которых показано на схеме 2.


Схема 2. Выходы метро Pont de Servres

По подземному переходу от станции метро можно выйти непосредственно на платформу автостанции, от которой отправляется автобус № 171.

Для этого надо идти по указателю «Château de Versailles».

Указатель «Château de Versailles»

Автобусная станция у Pont de Servres

Небольшая автостанция, от которой отправляется автобус, показана на схеме 3.


Схема 3. Автостанция у Pont de Servres

На ней можно увидеть расположение выходов из метро на платформах автостанции и места остановки автобусов. На платформе место остановки обозначено красной табличкой с указанием номера автобуса № 171 и конечной цели Château de Versailles. Эта же информация высвечивается на электронном табло автобуса.

Остановка автобуса № 171

В зависимости от дня недели и времени суток расписанием предусмотрено от 4 до 9 рейсов в час.

Стоимость билетов до Версаля

Для проезда в автобусе используются такие же билеты, что и в метро: типа «t+» для поездок в зонах 1–2 Парижа. Вам понадобятся два билета в одну сторону: один для метро и один на автобус.

На некоторых сайтах пишут, что в автобусе можно использовать билет, по которому вы уже проехали в метро. Это неверная информация. На сайте парижского метрополитена подробно написано, при каких пересадках в метро действует билет «t+»:

  • в течение 2 часов при пересадках на всех линиях метро и RER в границах Парижа;
  • в течение полутора часов при пересадках в автобусах и трамваях.

При пересадках метро/автобус и наоборот для оплаты проезда нужен дополнительный билет.

Цены «t+»: один билет — 1,90 евро; 10 билетов (Carne) — 14,90 евро.

Поэтому туристам рекомендуется заранее приобретать комплект «Carne» (Карне), что позволяет сэкономить больше 4 евро на 10 поездках. В этом случае путь в Версаль (туда и обратно) обойдется в 5,96 евро.

Билет, приобретаемый у водителя автобуса, стоит 2 евро, и недействителен при пересадках на другие маршруты, о чем предупреждает табличка (см. фото).

Валидатор в автобусе

На фото выше показан валидатор, в который надо вставить билет при посадке.

Поездка до конечной остановки Château de Versailles занимает около получаса. Остановка автобуса № 171, который идет обратно из Версаля в Париж, находится через дорогу, напротив.

Малый Трианон

От Большого Трианона к Малому ведет ухоженная парковая аллея. Здесь расставлены скамейки, на которых можно передохнуть. Неплохо представить, как в тени деревьев наслаждался покоем и уединением сам Солнце. Этот замок строил для своей фаворитки наследник Короля Солнца. Но мадам де Помпадур умерла, не дождавшись подарка. Поэтому дворец сначала получила новая фаворитка, а затем – Мария-Антуанетта (после смерти царственного супруга). Интерьеры не такие пышные, как в официальной резиденции, скорее, аскетичные. Кажется, что цель архитектора – предотвратить случайные встречи.

На эту мысль наталкивают изгибы коридоров, внезапные повороты и тупики, узкие, похожие на бойницы, окна. И обстановка довольно скромная, отличная от других королевских резиденций. Здесь нет и помина вызывающей роскоши Версаля, интерьер довольно аскетичный. Но от осмотра остается впечатление умиротворения. Для того, чтобы оценить все здания, расположенные в парке, стоит приобрести билет, у которого срок действия 2 дня. Тогда величие главной резиденции не сможет затмить скромное обаяние малого Трианона.

Королевские залы

Королевская спальня находится в центральной части Версальского дворца на втором этаже.  Окна ее смотрят на Мраморный двор. Перед спальней расположилась знаменитая и часто упоминающаяся в исторической литературе комната “Ой-де-Бёф” (l’Oeil de boeuf, «Бычий глаз”), получившая название по овальному окну в крыше.

На схеме обозначены:

  • Большие апартаменты короля, Grand appartement du Roi (темно-синий)
  • Частные помещения короля, Appartement du roi (умеренно-синий)
  • Малые апартаменты короля, Petit appartement du roi (светло-синий)
  • Большие апартаменты королевы, Grand appartement de la reine (желтый)
  • Малые апартаменты королевы, Petit appartement de la reine (красный)

В Версальском дворце впервые с размахом реализовали анфиладную систему залов. Если в предыдущих резиденциях французских королей личные покои оформлялись в интимном, камерном ключе, то здесь жизнь монарха впервые выставлена напоказ.

Личные покои: спальня, кабинет, приемные – все вместе должны были создать незабываемое впечатление о неимоверном богатстве Франции.

Людовик XIV занимал комнаты, выходившие окнами на Мраморный двор в центральной части. Королевская спальня располагалась на оси симметрии. Именно здесь “Король-солнце” и скончался 1 сентября 1715 года в возрасте 72 лет

При Людовиках XV и XVI спальня использовалась для традиционных церемониалов lever (“вставание”) и coucher (“отход ко сну”). Слева от спальни находится “Ой-де-Бёф”. А справа – располагался кабинет короля, откуда он управлял Францией. При Людовике XV помещение расширили и превратили в Зал советов.

Версальский дворец

В мире пока нет правительственной резиденции, превосходящей по роскоши дворец Версаль. А начиналось все с того, что королю Франции, Людовику 13, понравились охотничьи угодья вокруг деревушки Версаль, куда он приезжал охотиться во владения выходца из Флоренции Гонди. Людовик немедленно приказал отстроить рядом охотничий домик. После смерти Гонди все окрестные земли стали принадлежать короне. Охотничий домик чуть расширили и значительно укрепили, после чего он стал напоминать небольшую крепость. Именно здесь жил Людовик 14 с 5-летнего возраста и до начала своего официального правления.

Людовик опасался жить в столице, предпочитал отлично укрепленную загородную резиденцию. Ее положение было на редкость удачным: до Парижа всего 20 км. Находясь в отдалении, король одновременно держал аристократов под наблюдением. Но Людовику 14 не чужды и вопросы престижа: он понимал, что величественность дворца позволит ему поднять авторитет у собственных подданных и у соседей, поэтому денег из казны на обустройство Версаля не жалели.

Дворец расширяли, а территорию вокруг благоустраивали, создавали садово-парковый ансамбль. После ареста министра финансов Фуке в дело пошло все конфискованное состояние, а достраивать королевскую резиденцию поручили архитекторам Лево, Лебрену, Ленотру, работавшим над дворцом Фуке: монарха поразила роскошь резиденции опального министра. Даже войны, которые вела Франция, не служили препятствием для ведения работ: строительство лишь приостанавливалось, а затем продолжалось.

Потомки Людовика 14 тоже продолжали улучшать дворец, но масштабы уже были совсем другие. Работы, в основном, касались переделок интерьеров и ландшафтного дизайна. Дворец Версаль – центральная часть города, где вынуждены были селиться аристократы Франции, чтобы не отставать от короля. И каждый строил более или менее пышные апартаменты, которые теперь украшают пригород Парижа.

Все лучшее — королю

История роскошного Версальского дворца началась в 1623 со скромного кирпичного домика. Именно тогда Людовик XIII выкупил участок земли для охоты и возвел на нем небольшой замок. Людовик XIV использовал охотничьи угодья в основном для встреч со своей любовницей, Луизой де Лавальер. В 1661 году король посещает устроенный в честь него праздник в замке Во-ле-Виконт.

Людовика обозлила пышность апартаментов, принадлежавших сюринтенданту финансов Фуке. Через две недели после торжества король приказал Фуке арестовать, а сам принялся вынашивать планы по постройке роскошного дворца, для чего вызвал архитекторов, работавших над созданием Во-ле-Виконт. За основу взяли дворец Людовика XIII, расширили его и основательно обносили. Над хоромами в стиле классицизма трудился Луи Лево, а садами и парками занялся Андре Ленотр. В итоге дворцово-парковый комплекс раскинулся на территории площадью больше 900 гектаров! Это была прекрасная сцена для короля и его придворных, устраивавших в прекрасных комнатах дворца и в тени аллей бесконечные праздники.

После Бурбонов

Версаль стал свидетелем, как абсолютной власти Бурбонов, так и их падения. В 1789 г. началась Революция. Версаль был захвачен, короля и королеву вывезли в Париж и казнили. Дворец остался без присмотра.

Картины, скульптуры были отправлены в Лувр, который стал музеем. Часть ценностей была разграблена. Через несколько лет продали дворцовую мебель, самые ценные предметы купила Англия.

Королевская опера в Версале

Были призывы разрушить Версаль, как символ королевской власти. Крестьяне вместо цветов сажали в садах Версаля лук и картофель. В Малом Трианоне открыли трактир, а в Королевской опере проходили революционные собрания. Дворец использовался как склад для хранения изъятого имущества. Версаль стал музеем в 1795 г.

Когда Наполеон стал императором, Версаль был передан в его собственность. Наполеон использовал Большой Трианон. Императору из музеев доставляют гобелены и скульптуры для украшения резиденции. Были у Наполеона и планы по реконструкции Трианона, но осуществить их он не успел.

Во время войны с Пруссией, в Версале располагается прусский штаб. Зеркальный зал используют как госпиталь. Награждения военных проводят у статуи Короля-Солнца. Именно в Версале объявили о создании немецкой империи.

Через год руководство государством осуществляет Парижская коммуна. Руководящие органы размещаются в Версале. В опере проходят заседания Национальной ассамблеи, а в оранжерее содержат более 20 000 арестованных. Большинство из них позже будут расстреляны в Версальском парке.

Огород короля

Людовик 14 знал толк в изысках кухни. А для того, чтобы наслаждаться всем этим, требовалось постоянное снабжение дворца свежими овощами и фруктами. Но огород не состоялся бы, если бы не подвижник Жан-Батист де ла Квинтини. Сначала он не предполагал заниматься огородничеством: учился на юриста. После окончания курса Квинтини успешно практиковался по специальности, пока его не пригласил для воспитания сына министр счетной палаты.

Квинтини не только образовывал наследника, но ирасширял свой кругозор: путешествуя по Италии, он узнал о новых сортах растений, изучил технологию возделывания овощей и фруктов. По возвращении во Францию, Квинтини забросил судебное делопроизводство и начал заниматься ботаникой. Его занятия не укрылись от внимательного взгляда Людовика 14. Монарх пригласил ученого заняться огородом. Квинтини оказался талантливым инженером: он продумал подземный подогрев грядок, после чего овощи стали спеть круглогодично.

Людовик выбрал абсолютно неподходящее для огорода место: болотистая низина с бедной торфянистой почвой. Квинтини решил и эту проблему: место осушил и удобрил навозом из конюшен. Скоро неуемный монарх пожелал иметь на столе бананы и ананасы. Квинтини построил несколько теплиц. Затея с огородом пошла на пользу не только членам королевской фамилии: знатные сеньоры стали выращивать овощи рядом со своими домами. Сегодня огород существует. Здесь по-прежнему выращивают экзотические фрукты и местные овощи, но масштабы уже совсем другие.

Королевская Опера

Эта уникальная постройка конца 18 века долгое время находилась в полуразрушенном состоянии и была практически забыта. А ведь с момента открытия опера поражала изысканными интерьерами и новаторскими постановками. Техническое оснащение зала было самым современным. Балконы были лишены перегородок, благодаря чему удалось разместить большее количество зрителей: 700 человек. Зал освещал огромный плафон, выполненный в виде Аполлона, коронующего выдающихся деятелей искусств.

Окружают центральный светильник 12 лампионов с амурами, их размер меньше. Гордость архитекторов: изумительная акустика. Зритель в 1 и последнем ряду слышал одинаково хорошо. Но скоро музыку и танцы в опере сменили пылкие речи политиков: монархия пала, утвердилась республика. А потом и вовсе забросили. Во время гитлеровской оккупации здание сильно пострадало. О театре вспомнили в 20 веке. Но для того, чтобы вернуть ему утраченный облик, потребовалась реконструкция.

Она завершилась только в 2009 году. Реставраторы поработали на славу: Королевская опера имеет первоначальный облик. Интерьеры восстановлены полностью. Техническое обеспечение спектаклей самое современное. Королевская опера принимает у себя мировых знаменитостей. С репертуаром можно ознакомиться на официальном сайте.

Оранжерея Версаля

Король Солнце желал лидировать во всем, в том числе, и ботанике. По его поручению садовники содержали огромную коллекцию цитрусовых, которые (как и на родине) одновременно цвели и плодоносили. Для этого применялась специально разработанная система поливов, прищипываний и подкормок. Особым достижением являлось то, что растения содержались в кадках с землей и помещались в оранжерею только в холодное время года. В весенние и летние месяцы померанцы выставлялись в сад (в партер).

Здание построено очень грамотно: свет проникает сквозь огромные южные окна, потолок имеет сводчатый профиль. Все сделано для того, чтобы аккумулировать поступающее внутрь тепло. Но оранжерея была не только модным дополнением парка: здесь труппа театра королевы Марии-Антуанетты давала спектакли, пока велось строительство постоянного помещения. А во времена коммуны оранжерею использовали для содержания заключенных.

Когда наступили холода, узников казнили, чтобы (по традиции) внести внутрь кадки с померанцами. Сегодня в оранжерее можно посмотреть на огромный бассейн из мрамора. Это все, что осталось от Банного павильона. Ванну-восьмиугольник глубиной 1м и длиной граней 8м выкупили для дворца. А поместилась она только в оранжерею. Предположительно, Король Солнце ополаскивал в бассейне усталые ноги, возвратясь с охоты.

Версальский дворец, резиденция «короля-солнца»

Несмотря на разновременность строительства, дворец поражает своею цельностью, хотя его фасады заметно отличаются друг от друга. В дворцовый комплекс позднее были включены два особых по назначению сооружения — придворная капелла и Оперный театр. Здание капеллы с вестибюлем и высокой церковью сооружено в первом десятилетии XVIII в. по проектам архитекторов Мансара и Робера де Котта, а поразительный по роскоши и изобретательности декоративной отделки оперный зал — блестящее произведение архитектора А.-Ж. Габриэля.

Первые сады на месте будущего Версальского парка были разбиты еще при Людовике XIII Жаком Буассо и Жаком де Менуар. Когда молодой Людовик XIV в 1661 г. избрал Версаль своей резиденцией, то вверил парковое хозяйство известному архитектору Андре Ленотру. К 1664 г. разбивка садов была завершена, и король устроил праздник под названием «Наслаждение волшебного острова». Позже эта традиция стала регулярной. Праздники в версальских садах гремели на всю Европу.

Свой окончательный облик Версаль приобрел с приходом Жюля Ардуэн-Мансара (1646— 1708), крупнейшего французского архитектора 2-й пол. XVII столетия. Под руководством Мансара к главному зданию дворца были пристроены два огромных — длиной по пятьсот метров каждое — крыла, стоящие под прямым углом к центральному корпусу.

Мансар построил также соединенные золоченой решеткой два корпуса Министров (1671 — 1681), которые образовали так называемый «двор Министров». Авторству Мансара принадлежит и знаменитая Зеркальная галерея, протянувшаяся вдоль западного фасада дворца (1680— 1886). Этот великолепный парадный зал (длина 73 м, ширина 10,6 м, высота 12,8 м) служил для торжественных приемов, балов, празднеств. В Зеркальной галерее каждое утро собирались придворные в надежде увидеть короля, когда он направлялся в часовню (этим моментом часто пользовались для подачи прошений).

Холодный голубоватый цвет мраморной отделки подчеркивает строгую величественность зала. Одна из стен зала образована рядом из семнадцати высоких арочных окон, открывающихся в парк; противоположная стена составлена из семнадцати расположенных симметрично таких же по форме и размерам зеркал. Благодаря этому приему создается ощущение безграничной ширины зала, а массивный свод, покрытый фресками Лебрена, привносит ощущение подчеркнутой пышности — впрочем, обычной для Версаля.

С обеих сторон Зеркальную галерею замыкают Зал Мира и Зал Войны. Созданный Лебреном Зал Войны посвяшен победам Франции над соседними державами во время Голландской войны. Громадный овальный рельеф, изображающий Людовика XIV в образе античного воина, мчащегося на коне, выполнен Антуаном Куазевоксом (1640— 1720).

Интерьеры дворца выполнены по рисункам Берена и Вигарани, расписаны Миньяром и Лебреном. ШарльЛебрен (1619—1690), придворный живописец Людовика XIV и директор Академии, пользовался особым расположением монарха и был фактическим руководителем французского искусства той поры. Для отделки покоев Версаля им были привлечены крупнейшие живописцы, скульпторы, медники, резчики, по заказам Лебрена работала целая гобеленная мануфактура.

Наибольшей роскошью отличаются парадные апартаменты — шесть роскошно декорированных залов, в число которых входит Зеркальная галерея. Центральная часть дворца служила для торжеств и приемов, а в огромных крыльях располагались стража и придворные. Парадные комнаты королевской семьи занимали второй этаж. Каждая комната была посвящена различным античным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи. В убранстве комнат в основном была использована позолота на белом фоне; переливчатой игры красок здесь почти не встретишь.

Сохранить для потомков достояние нации

Современным правителям не чужды амбиции — в самом лучшем смысле этого слова.

В 1981 г. президент Франции Франсуа Миттеран предложил превратить Лувр в самый грандиозный музей мира и соорудить на входе огромную стеклянную пирамиду. Кстати, пирамида эта фигурирует в романе Джона Брауна «Код да Винчи». По сюжету, именно под ней была спрятана гробница Марии Магдалины и Священный Грааль.

Спустя два десятка лет другой французский президент Жак Ширак стал инициатором не менее амбициозного проекта – широкомасштабного плана реставрации Версальского дворца, сравнимого по затратам с проектом обновления Лувра.

Бюджет проекта по реставрации дворцово-паркового ансамбля Версаля составляет 400 млн. евро и рассчитан на 20 лет. Он включает в себя обновление фасадов дворцовых зданий, внутренней части Оперы, восстановление изначальной планировки садового ландшафта.

Когда реставрация будет закончена, туристам откроют бесплатный доступ в те части замка, куда сегодня можно попасть лишь в составе организованных экскурсий.

Адрес: Place d’Armes, 78000 Versailles, Франция.

Карта расположения:

Собор Парижской Богоматери

  Эйфелева башня – самый известный символ Парижа

Похожие публикации:

Пирамида Лувра

Эту размещенную на территории луврского дворца-музея созданную из стекла, алюминия и стали пирамиду, сооружение которой продолжалось на протяжении пяти лет, торжественно открыли в конце марта 1989 г.
Имея почти 22-х метровую высоту и занимая площа…

Елисейские Поля

У французов (и не только) есть не очень честный, но эффектный и эффективный способ «пустить пыль в глаза» потенциальным партнёрам, покупателям, клиентам. Они арендуют за несколько сотен евро почтовый ящик — на Елисейских полях (Champs-Élysées). Эпи…

Остров Сите – старейшая часть Парижа

Отправляясь знакомиться с многочисленными достопримечательностями французской столицы, следует, в первую очередь, обратить свое внимание на исторический центр города, точнее, старейшую его часть – остров Сите (Île de la Cité). Именно здесь можно не..

Опера Гарнье (Гранд-Опера, фр. Opéra Garnier, Grand Opéra)

…Приглушён свет. В зале опадает шум. И за мгновение до занавеса, до вихря и экстаза танца, за мгновение до чьей-то новой любви сумрак в ложе № 5 сгущается и мрачнеет… Эрик снова пришёл.
Он пришёл за Ней. Но время оказалось сильнее всех сил на свет…

Река Сена

Сена начинается в Париже. Не символически, а буквально. Ключ реки «размыкает» землю в еловом парижском лесу и устремляется в путь — из Парижа — в Париж — в Ла-Манш, в океан…
За 290 километров от столицы Франции, на бургундском плато Лангр (Langres…

Поделиться ссылкой:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не Анапа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: