19 век
Мирогой подъезд
В австрийских странах в начале 19 века (к которым тогда принадлежала Хорватия) преобладало строительство в стиле классицизма. В Хорватии самым известным архитектором был Бартол Фельбингер, который также построил ратушу в Самоборе (1826 г.) и замок Янушевац недалеко от Загреба .
Романтическое движение в Хорватии был сентиментальным, нежным и тонким отражением скромных и скромных достоинств буржуазии. В архитектуре использовались простые украшения из неглубоких арочных ниш вокруг окон.
Историзм отмечен строительством трех больших церквей: неороманского собора в Жаково (К. Рознер и Ф. Шмидт, 1882 г.), монументальной приходской церкви св. Петра и Павла в Осиеке (1898 г.) и неоготической перестройкой Загребского собора с глазурованная черепица и башни высотой 105 м ( Герман Болле , 1880–1902). В конце 19 века Герман Болле предпринял один из крупнейших проектов европейского историзма — полукилометровую аркаду в стиле неоренессанс с двадцатью куполами на загребском кладбище Мирогой . В то же время города в Хорватии претерпели существенные изменения в урбанизации: Карловац превратил свои бастионы эпохи Возрождения в бульвар, окружающий весь старый город (как и венский Рингштраже ), а прибрежные города ( Трогир , Задар , Пула , Паг и Шибеник ) заняли вниз по их стенам и открылись морю
Размер и важность городского регулирования в центре Загреба (в основном работа Милана Ленуццио , 1860–1880) были революционными. Между самой длинной улицей Загреба — Илица и новой железной дорогой был построен новый геометрический город с большими общественными и социальными зданиями, такими как неоренессансное здание Хорватской академии наук и искусств ( HAZU , F
Scmidt, 1884), нео-ренессансное здание. Хорватский национальный театр в стиле барокко (HNK, H. Helmer и F. Fellner, 1895 г.), а также очень современный художественный павильон (1898 г.) с монтажной конструкцией из стали и стекла — « Хрустальный дворец » Хорватии и, наконец, шедевр стиля модерн. — Национальная библиотека (Любинский, закончена в 1912 г.). Этот городской план ограничен серией парков и бульваров, украшенных многочисленными фонтанами, скульптурами, проспектами и садами (известными как « Зеленая подкова »), что делает Загреб одним из первых городов, построенных в соответствии с новой европейской художественной теорией «город как произведение» искусства».
Псевдо-здание, которое подчеркивает все три изобразительных искусства, — это бывшее здание Министерства молитвы и просвещения в Загребе (Х. Болле, 1895). Наряду с помещениями в стиле Помпеи и кабинетом эпохи Возрождения, большой «Золотой зал» в стиле необарокко был расписан историческими композициями. «Золотой зал» стал единым памятником своего времени, одним из немногих в Европе.
Раннее средневековье
Церковь Святого Креста в Нине , 9 век
В 7 веке хорваты вместе с другими славянами и аварами пришли из Северной Европы в регион, где они живут сегодня. Они находились на уровне кочевой культуры железного века, поэтому не знали, как пользоваться преимуществами городских городов. Вот почему они сначала заселили городские черты рядом с реками (например, Ядро возле римской Салоны ).
В хорваты были открыты для римского искусства и культуры, и прежде всего христианства . Первые церкви были построены как королевские святилища, и влияние римского искусства было самым сильным в Далмации, где урбанизация была самой густой и здесь было наибольшее количество памятников. Постепенно этим влиянием пренебрегли и появились определенные упрощения, переделка унаследованных форм и даже создание оригинальных построек. Все они (дюжина больших и сотни маленьких) построены из грубо ограненного камня ( исконно называемого ломленак ), оклеенного толстым слоем раствора снаружи. Большие церкви продольные с одним или тремя нефами, как Спаситель у истока реки Цетины , построенные в 9 веке. Церковь имеет мощные полукруглые контрфорсы , создающие ощущение крепости , что подчеркивается мощной колокольней, расположенной перед входом.
Доороманская церковь Св. Доната в Задаре , 9 век
Меньшие церкви часто имеют несколько апсид . Самая большая и самая сложная центральная церковь 9 века — церковь Св. Доната в Задаре . Вокруг его круглого центра — с куполом наверху — расположен неф в форме кольца с тремя апсидами, направленными на восток; эта форма повторяется на втором этаже, образуя галерею . По тем временам по своим размерам и красоте Святой Донат сравним только с часовней Карла Великого в Ахене .
На алтаре заборы и окно этих церквей были богато украшены с прозрачными мелким нитевидным орнаментом , который называется pleter (смысл переплетения) , потому что струны с резьбой и rethreaded через себя. Мотивы этих рельефов были взяты из римского искусства (волны, трехструнное переплетение, пентаграммы, сетка ромбов и т. Д.), Но если в римском искусстве они составляли только каркас скульптуры, то в темные века он заполнял всю поверхность. Иногда рядом с этим украшением появлялись фигурки из Библии, например, Рельеф в Святой Неделице в Задаре, и тогда в них преобладал их узор. То же произошло и с гравюрами ранним хорватским письмом — глаголицей . Вскоре глаголица была заменена латинскими на алтарных оградах и архитравах старохорватских церквей. В этих надписях обычно упоминается, кому была посвящена церковь, кто ее построил и когда был построен, а также кто произвел это здание. Таким образом «пришельцы-варвары» могли поместиться среди романизированных туземцев.
Присоединяясь к Венгерскому государству в XII веке, Хорватия потеряла свою независимость, но не потеряла связей с югом и западом, а вместо этого обеспечила начало новой эры культурного влияния Центральной Европы .
Споры
Католическая церковь в Хорватии подвергается критике со стороны некоторых за продвижение и терпимость к неофашизму в своих рядах:
Каждый год в декабре, католическая церковь в Хорватии проводит ежегодную мемориальную массу посвященного усташея фашистского диктатор Павелич в Загребе и Сплите . Известно, что эти массы привлекают группы сторонников Павелича, одетых в одежду с усташейскими знаками различия.
Во время похорон осужденного командира концентрационного лагеря Усташа Динко Шакича священник Векослав Ласич сказал, что «каждый честный хорват должен гордиться именем Шакича» и что «суд, вынесший приговор Шакичу, также признал виновным Хорватию и ее народ». Эти заявления были решительно осуждены Центром Симона Визенталя и Хорватским Хельсинкским комитетом .
Хорватский монах Лука Прчела раскритиковал президента Хорватии Колинду Грабар-Китарович в прямом эфире за то, что он заявил, что независимое государство Хорватия является преступным государством и не является независимым. Прчела сказал, что Независимое Государство Хорватия «никогда не убивало никого за пределами своих границ» и что бывшие два левых президента Хорватии были «антихорватскими».
Епископ Сисак Владо Кошич был одним из подписантов петиции о введении фашистского движения усташей салют Za dom spremni для официального использования в хорватских вооруженных силах .
1 июля 2017 года Дон Анжелко Качунко провел мессу в память командира Усташского Черного Легиона Юре Францича, на которой он назвал Францича «патриотом, готовым отдать свою жизнь за Родину».
2 июля 2017 года СМИ опубликовали фотографию хорватского католического священника, позирующего для фотографии с группой мальчиков на детском футбольном турнире в Широки-Бриеге , Босния и Герцеговина . Их команда называлась «Черный легион», и все мальчики были одеты в черные футболки, что намекало на печально известное одноименное ополчение усташей.
2 сентября 2017 года, проводя мессу недалеко от города Синь , монах Божо Норац Кляйо уравнял Za dom spremni и Слава Иисусу , сказав, что это «благие намерения, человеческие и древние христианские приветствия, которые не содержат ни капли. ненависти или мести «.
После смерти Славко Гольдштейна , известного хорватского писателя и издателя еврейского происхождения, Мили Пленкович, пастор Хвара , опубликовал сообщение в Facebook, в котором выразил, что он «счастлив, услышав известие о смерти Гольдштейна», потому что, по его словам: «еще один ненавистник Хорватии исчез из этого мира».
Римско-католический [ править ]
Соборы Римско-католической церкви в Хорватии :
-
Собор Святой Терезы Авильской в Беловаре
Собор Святого Креста в Крижевцах
-
Собор Святого Петра в Жаково
Собор свв. Петра и Павла в Осиеке
- Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Дубровнике
-
Собор Пресвятой Девы Марии в Госпиче
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Сене
- Собор Святого Стефана на Хваре
- Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Крке
-
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (Евфразиева базилика) в Порече
Собор Успения Пресвятой Девы Марии в Пуле
- Собор Святой Терезы Авильской в Пожеге
- Собор Святого Вита в Риеке
- Собор Святого Иакова в Шибенике
- Крестовоздвиженский собор в Сисаке
-
Собор Святого Доминуса
Собор Святого Петра в Сплите
в Сплите
- Собор Успения Пресвятой Богородицы в Вараждине
- Соборная базилика Святой Анастасии в Задаре
- Собор Успения Пресвятой Девы Марии, Святых Стефана и Ладислава в Загребе
- Греко-католический собор Святой Троицы в Крижевцах ( хорватский обряд )
- Бывшие соборы
Корчула собор на Корчуле
Тракошчан
Является самым посещаемым замком страны. В настоящее время представляет собой архитектурный комплекс, в который входят: главный дворец, огромная историческая библиотека и подвал, который во времена правления владельца замка был темницей. С XVI по XVIII век принадлежала роду Дашковичей. В течении следующего века здание было заброшено и потихоньку начало разрушаться. В XIX веке здание было перестроено в стиле романтизма, разбит потрясающий сад, присвоено имя прежнего владельца и созданы несколько озер. В 1954 году получил статус музея с постоянной экспозицией.
Туристы уточняют, что время посещения может меняться. Уточнить информацию лучше на официальном сайте.
Lovrijenac
Крепость Ловриенац возведена на самом краю высокого обрыва. Изначально крепость возводилась с оборонительной целью. Ширина стены со стороны моря превышает 12 метров, что на момент ее постройки делало ее непробиваемой для пушечного ядра. Крепость получила свое название в честь святого Лаврентия.
Туристам желающим увидеть старый город непременно стоит посетить крепость. Именно отсюда открывается лучший вид на город.
Княжий двор
Дворец был построен в XV веке. Сегодня дворец выполнен в виде одноэтажного здания. Имеет 4 главных крыла. Внутренний дворик образует прямоугольная форма здания. В здании самого дворца расположился музей.
Рядом с княжескими апартаментами находятся придворная часовня и караульная. Сегодня здесь можно увидеть оригинальную мебель того времени, предметы антиквариата и картины.
Кркский собор
Главное здание собора построено в XII веке. По сей день является действующим католическим собором, в котором проходят ежедневные и еженедельные богослужения. Постройка является всемирным наследием ЮНЕСКО.
В летнее время, а так же осенью, когда наплыв туристов большой храм работает с 9:00 до 19:00.В остальное время, когда наплыв туристов не такой большой, а так же во время рождественских каникул и больших праздников собор работает с 10:30 до 16:00. Уточняется, что храм может самостоятельно регулировать время работы.
Жемчужиной строения является статуя ангела, на башни колокольни. Она видна со всех точек города. Ангел, считается посланником оповестившим людей о вознесении Пресвятой Девы Марии на небеса.
Многие туристы путают данный храм, носящий второе название «Собор Вознесения Пресвятой Девы Марии» с храмом Девы Марии в городе Дубровник. Это два разных храма, хоть и с похожим названием.
Древнее наследие
Находки медного века относятся к культуре Вучедол (названа в честь Вучедола близ Вуковара ). В Вучедоле люди жили на вершинах холмов с частоколами . Дома были наполовину погребенными, в основном квадратными или круглыми (они также были объединены в форме грибов), с полами из обожженной глины и круглыми очагами.
Бронзовая культура иллирийцев , этнической группы с особой культурой и искусством, начала формироваться на территории нынешней Хорватии. Сохранились многочисленные монументальные скульптуры, а также стены цитадели Незакций близ Пулы , одного из многочисленных истрийских городов железного века .
Греческие моряки и купцы достигли почти всех частей Средиземного моря, включая берега сегодняшней Хорватии; там они основали города-государства, в которых жили совершенно изолированно. Торговые города на берегу Адриатического моря, такие как Трагурион (сегодня Трогир ), Салона ( Солин возле Сплита ), Эпетион (сегодня Пореч ), Исса (Вис), имели геометрическую форму и имели виллы , гавани, общественные здания, храмы и театры . Пока на острове процветали греческие колонии , на континенте иллирийцы создавали свои центры. На их искусство сильно повлияло греческое искусство, и они даже скопировали некоторые из них. В дельте Неретвы было большое влияние эллинистического иллирийского племени даоров .
Апсида Евфразиевой базилики в Порече
Римляне покорили греческие колониальные города в 3 веке до нашей эры. Они навязали организацию, основанную на военно-экономической системе. Кроме того, римляне покорили иллирийцев в первом веке до нашей эры и организовали всю прибрежную территорию, превратив цитадели в городские города. После этого история этих мест — это история иллирийских провинций Римской империи . Многочисленные деревенские виллы и новые городские поселения (наиболее впечатляющими являются Вериге в Бриони , Пула и Трогир — бывший Трагурион) демонстрируют высокий уровень римской урбанизации . В Истрии , Либурнии и Далмации было не менее тридцати городских городов с римским гражданством ( civitas ). Лучше всего сохранились сети римских улиц (decumanus / cardo) в Эпетионе (Пореч) и Ядере ( Задар ). Наиболее хорошо сохранившиеся римские памятники находятся в Пола ( Пула ); основан в I веке в честь Юлия Цезаря . Он полон классического римского искусства, такого как: каменные стены, два городских ворот, два храма на Форуме и остатки двух театров, а также арка 30 года нашей эры и храм Августа, построенный в годы 2. до 14 года нашей эры, и, наконец, Флувианский амфитеатр (так называемый — Арена ) 2 века. В III веке нашей эры город Салона стал самым большим (в нем проживало 40 000 жителей) и самым важным городом Далмации. Недалеко от города император Диоклетиан , уроженец Салоны, построил дворец Диоклетиана около 300 г. н.э., который является крупнейшим и важнейшим памятником позднеантичной архитектуры в мире. На его дорожках, подвалах , куполах , мавзолеях , аркадах и дворах мы можем проследить множество различных художественных влияний со всей Империи. В 4 веке Салона стала центром христианства на всех западных Балканах . В нем были многочисленные базилики и некрополи и даже два святых: Домниус ( Дуйе ) и Анастасий ( Сташ ).
Одной из немногих сохранившихся базилик в Западной Европе (помимо базилиок в Равенне ) времен ранней Византии является Евфразиева базилика в Порече VI века. Раннее средневековье принесло великое переселение славян, и этот период, возможно, был темным веком в культурном смысле до успешного образования славянских государств, которые сосуществовали с итальянскими городами, остававшимися на побережье, каждый из которых был смоделирован по образцу Венеции .
Дубровник
Считается самым красивым городом страны. Местные жители утверждают, что увидев Дубровник, можно считать, что увидел всю Хорватию. Для знакомства с колоритом и обычаями страны лучше всего ехать именно сюда.
Дубровник отлично подходит для семейного отдыха с детьми: великолепные пляжи, уникальный климат. Именно сюда рекомендовано отправится в первое путешествие с малышами. Стоит отметить, что помимо пляжей и уникальной природы в городе имеется масса развлечений для маленьких гостей.
Побывав в Дубровнике нужно обязательно не упустить момент и загадать желание. Для этого необходимо найти в городе статую Марину Држичу и сесть к нему на колени.
Сплитский собор
Второе название – Собор Святого Домна. Собор находится в самом центре старого города Сплит. Основную территорию собора занимает мавзолей Диоклетиана. Считается самым древним католическом собором на территории Хорватии. Здание включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Туристы, побывавшие здесь, отмечают, что собор является жемчужиной адриатического побережья и Хорватии, а с колокольни открывается превосходный вид. Стоит отметить, что подъем на колокольню выполнен в виде крутых и высоких железных ступеней. Отмечается, что безопасность поднимающихся лежит полностью на них: на окнах отсутствуют решетки или какая-либо защита, а в промежуток между ступенями может упасть ребенок.
В настоящее время в соборе ведется масштабная реконструкция, из-за чего большая часть экспозиций огорожена строительными лесами. Вход на колокольню, с которой открывается прекрасный вид на город – открыт.
Церковь Святого Марка
Церковь является действующей. По будням в ней проводятся богослужения в 6 часов вечера, в воскресенье посетить службу можно в 11:30. Время субботней службы уточняется, но попасть на нее могут только постоянные прихожане. По договоренности в церкви проводятся венчания и церемонии заключения брака. Данная услуга доступна не только для жителей Хорватии, но и для туристов с других стран.
За время своего существования храм претерпел много реконструкций и ремонтов. Неизменным оставалась только черепичная кладка на крыше. Большинство реконструкций проходили из-за частых землетрясений, церковь пострадала от множества пожаров и несколько раз подвергалась нападкам вандалов.
Добраться до церкви просто. Для этого необходимо доехать на одном из трамваев до остановки площади Бана Елачича. От остановки туристу придется преодолеть крутой подъем в гору длинной около 650 метров.
Романский
В 11 веке монументальные города были построены вдоль всего побережья Далмации . Дома строились из камня. На первом этаже были магазины или таверны (исконно — коноба ), которые сегодня можно увидеть в таких городах, как Пореч , Раб , Задар , Трогир и Сплит . В этих городах самыми важными зданиями были церкви. Они обычно были каменные базилик с тремя нефами, тремя апсидами, колонны, арки, аркадами и деревянными крышами, и были построены вблизи монастырей из бенедиктинского монахов , которые вышли из Италии. Св. Петра в Супетарской Драге на острове Раб (11 век) — это наиболее хорошо сохранившаяся церковь такого типа в Хорватии. На этом же острове находится собор Раба (12 век) с самой большой в Далмации колокольней в романском стиле . Он отличается своими отверстиями, которые умножаются с каждым уровнем пола (латинское: mono-front, bi-fore, tri-fore, quadro-fore). Это типично для романской архитектуры, но также является новаторским с точки зрения архитектуры, поскольку каждый этаж немного светлее, чем нижний.
Собор Святой Анастасии, Задар (изначально — Санкт — Stošija) в Задаре (13 век) отмечен снаружи строкой слепых архи ниш с обеих сторон и на фронтальной стороне , где она также имеет две розы окна с радиальными колоннами и три портала. Он напоминает собор в Пизе . Внутри он имеет три нефа, тонкие колонны, поддерживающие галерею , и плоские фигурные рельефы.
В хорватской романской скульптуре мы видим преобразование декоративного переплетения рельефа (исконно — pleter) в фигуративный, который встречается на каменных потолках. В конце романского периода в Истрии существовали мастерские монументальных фигур. Они имели геометрические и натуралистические черты, напоминающие готику. Лучшие образцы романской скульптуры являются деревянные двери Собор Сплита , проведенные ремесленника Андрия Бувина (c.1220) и каменный портал собора Трогира сделано ремесленника Радована (ок. 1240).