История
Нынешнее кладбище заменило старое кладбище ( l’ancien cimetière communal de Passy , расположенное на улице Лекаен), которое было закрыто в 1802 году.
В начале 19 века по приказу французского императора Наполеона I все кладбища в Париже были заменены несколькими крупными новыми кладбищами за пределами столицы. Кладбище Монмартр было построено на севере, кладбище Пер-Лашез на востоке и кладбище Монпарнас на юге. Кладбище Пасси было пристроено позже, но берет свое начало в том же указе.
Нынешний вход был построен в 1934 году по проекту Рене Бергера. Подпорная стена кладбища украшена барельефом (Луи Жантиаль) в память о солдатах, погибших в Первой мировой войне .
Комната Z
Пустующие подземелья часто служили домом для тех, у кого никакого дома не было. А в 20-м веке такие глубокие подземные ходы, конечно, приспособили под бомбоубежища. Самое первое было построено в 1934 году. А во время немецкой оккупации Парижа под землей был секретный немецкий бункер. Он находился далеко в конце одного из тоннелей, поэтому получил название комната Z.
Это был далеко не единственный бункер в катакомбах. Гораздо позже после войны любители подземелий, составляя подробную карту, выяснили, что между бункерами фашистов и сопротивления было всего 500 м! Слышимость под землей совершенно никакая, поэтому они не могли друг друга обнаружить.
В 70-е, когда волна панк-культуры захлестнула Париж, в комнате Z проводили нелегальные вечеринки. Она хорошо для этого подходила, редко где в катакомбах найдешь 4-метровые потолки, а немецкие надписи на стенах добавляли колорит.
Кладбища (11)
по алфавиту
по популярности
Русское кладбище Кокад73
Ницца |
Кладбище Кокад – второе по размерам русское кладбище во Франции (после парижского Сен-Женевьев-де-Буа). На нём нашли упокоение более трёх тысяч русских. Многие из этих имён составляют гордость России.
Церковь и кладбище Сен-Маклу44
Руан |
Церковь Святого Маклу и прилегающее к ней бывшее чумное кладбище – не самое приятное место в Руане. Несмотря на прекрасный облик самой церкви, построенной в стиле «пламенеющей готики» с обилием декоративных элементов и напоминающей горящую свечу, посещение внутреннего двора, где и находится бывшее чумное захоронение, может оставить мрачное впечатление, хотя и не обязательно.
Кладбище Батиньоль37
Париж |
Кладбище Батиньоль – четвёртое по величине в Париже, но не такое популярное
среди туристов, как Монмартр или Монпарнас. Открыто оно было в 1833 году для
нового городка Батиньоль-Монсо и занимало тогда несколько акров.
Русское кладбище37
Ментона |
Русское кладбище в Ментоне расположено в том самом месте, где некогда стоял замок, давший начало всему городу. Замок был построен в IX веке графом Вентимилья по имени Отон на холме, который вскоре стали называть «горой Отона», и это название впоследствии преобразовалось в слово «Ментона».
Кладбище Монпарнас31
Париж |
Кладбище Монпарнас, расположенное в одноименном южном районе Парижа,
напоминает скорее не место захоронения, а городской парк – здесь гуляют, через
кладбище свободно проходят, «срезая углы». Размеры его невелики, известность –
куда значительнее.
Кладбище Пер-Лашез31
Париж |
Пер-Лашез – самое большое кладбище Парижа. Здесь покоится прах знаменитых
ученых, писателей и художников, военных и политиков.
Сейчас Пер-Лашез – одно из самых известных в мире мест захоронений. В средние
же века здесь, на задворках столицы, лежал бедняцкий криминальный район.
Кладбище Гран-Жас22
Канны |
Кладбище Гран-Жас – одно из самых красивых во всей Франции. Расположенное на холме возле авеню де Грас, оно уступами спускается в сторону моря. На множестве террас раскинулся самый настоящий некрополь с многочисленными памятниками, склепами, богатыми надгробьями.
Кладбище Монмартр22
Париж |
Кладбище Монмартр было открыто после того, как власти Парижа запретили
хоронить в черте города. В начале XIX века вокруг Парижа открывают сразу четыре
новых кладбища: Пасси на западе, Пер-Лашез на востоке, Монпарнас на юге и
Монмартр на севере.
Кладбище Пасси21
Париж |
Кладбище Пасси, открытое в 1820 году, располагается в богатом районе на
правом берегу Сены, неподалёку от Елисейских полей. Естественным образом оно
сразу стало местом захоронения парижской аристократии.
Замковое кладбище14
Ницца |
Замковое кладбище Ниццы – невероятной красоты погост, лежащий на руинах древней цитадели, что на Замковом холме. Море и город остаются внизу, здесь царит тишина, и над могилами простирается глубокое небо.
Русское кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа12
Париж |
Русское кладбище в пригороде Парижа Сен-Женеьев-де-Буа ведет свою историю с
1927 года, когда княгиня Мещерская основала здесь «Русский дом» для престарелых
эмигрантов. Именно тогда на кладбище городка появились первые русские могилы.
Пэр-Лашез, Париж, Франция
Зачем посещать? Если хочешь угаситься ЛСД и пойти на поклон к Джиму Моррисону, то записывай адрес: Париж, 20-й муниципальный округ, Восточное кладбище. Да-да, на самом деле самое посещаемое в мире кладбище скучно называется Восточным. Хотя сами парижане называют его не иначе как «Город мертвых». Пер-Лашез (дословно «отец Лашез») называется так, потому что давным-давно здесь стоял дом отца Лашеза, духовника «Короля-Солнце».
48 гектаров могил и красивых деревьев. Вот уже 200 лет это не только самое престижное кладбище Парижа, но и самый зелёный район города. Какая ирония: самое свежее место вокруг далеко не свежих людей. А ведь когда-то это был один из самых убогих и бедных районов средневекового Парижа
Нечистот и преступности здесь было столько, что вряд ли кто-нибудь обратил внимание на этот район. Однако предприимчивые монахи-иезуиты подружились с королём, согнали всю бедноту и разбили здесь шикарный парк с гротами, прудами и прочими прелестями
Потом, правда, орден обеднел, всю красоту засыпали и начали закапывать людей. Для поднятия престижа здесь перезахоронили отца французской басни Лафонтена и отца современного театра Мольера. И понеслась… Теперь здесь спит вечным сном Оскар Уайльд, о могиле которого ходит слух, будто, если прошептать желание и поцеловать сфинкса, высеченного на надгробии писателя, желание сбудется. Бальзак, Эдит Пиаф, Модильяни тоже завалялись под красивейшими саркофагами и надгробиями.
Действительно, в плане архитектуры это одно из самых красивых мест в Париже. Хаотично выстроенные аллеи иногда напоминают целый город. Только улицы и авеню, застроенные не многоквартирными домами, а похожими на них многоярусными колумбариями и коттеджами – роскошными могилами и склепами. Да и движение на могильных улицах не менее оживленное, чем в центре Парижа – место отнюдь не тихое. Здесь играют дети, носятся туристы, и даже устраивают пикники. Самый буйный пикник, конечно же, – у могилы Моррисона. Любвеобильные фанаты в экстазе от наркотических средств не только до безобразия разрисовали могилу героя, но и украли бюст. В перерывах между вандализмом они мочатся на могилу, как когда-то её хозяин мочился на барную стойку, устраивают оргии и горланят песни. Однако, согласно легенде, могила абсолютно пустая, а Джим Моррисон работает уборщиком в Burger King. Но вот лежащим рядом Шопену, Бизе и Россини должно быть обидно и неприятно, что их вечный сон нарушается безумными выкриками, отдалённо напоминающими «Take it as it comes». А может, просто завидно.
В чем прелесть быть захороненным? Немало людей связывают некрополь с Россией. Здесь были похоронены жена Есенина Айседора Дункан, князья Демидовы и тот самый батька Махно, умерший в полной нищете, но зато в Париже. А в 1814 году здесь отдыхали казаки, выбившие оборонявших город студентов. Ну и, конечно, добропорядочное соседство с великими не может не привлечь будущего покойника. А уж тот факт, что кладбище напоминает проходной двор, дает надежду, что после смерти тебя не забудут! Правда, очень дорого здесь лежать, проще купить погост в Белгородской области.
L
Могила Урбена Леверье
- Бернар Лакост (1931–2006), президент швейной компании Lacoste , сын Рене Лакоста.
- Жан-Батист Ламарк (1744–1829), естествоиспытатель и зоолог (обнаружен в 1834 году, утерянное тело)
- Поль-Жильбер Ланжевен (1933–1986), музыковед
- Анри Ланглуа (1914–1977), специалист по сохранению фильмов
- Пьер Ларусс (1817–1875), автор энциклопедии Larousse Gastronomique
- Анри Лоран (1885–1954), скульптор, гравер.
- Пьер Лаваль (1883–1945), премьер-министр.
- Альфонс Лаверан (1845–1922), врач, паразитолог
- Морис Леблан (1864–1941), создатель Арсена Люпена , романист
- Шарль Мари Рене Леконт де Лиль (1818–1894), поэт
- Александр Ленуар (1761–1839), археолог
- Филипп Леотар (1940–2001), педагог, актер, поэт, певец
- Урбен Леверье (1811–1877), астроном и математик
- Андре Лот (1885–1962), художник и скульптор
- Жак Лисфранк (1790–1847), гинеколог и хирург
- Эмиль Литтре (1801–1881) лексикограф, философ
- Бальтасар Лобо (1910–1993), испанский скульптор
- Сильвия Лопес (1931–1959), актриса
- Герберт Лоттман (1927–2014), американский биограф
- Луи Лушер (1872–1931), государственный деятель
- Пьер Луис (1870–1925), поэт, романист
Склеп
Откуда в катакомбах кости
Одновременно с обширной сетью подземелий, в Париже назревала другая проблема — переполнение городских кладбищ. По христианской традиции умерших следовало хоронить на землях, принадлежавших церкви. Эту традицию всячески поддерживали представители духовенства, получая прибыль за ритуальные услуги.
Самое известное парижское кладбище «Невинных» принимало в свои земли усопших почти со всего города. Туда же хоронили жертв эпидемии бубонной чумы и Варфоломеевской ночи.
В результате, к 1763 году, когда вышел запрет на захоронения в черте города, на кладбище было захоронено около двух миллионов человек. И это на площади в 7000 кв. м. — всего лишь квадрат 84Х84 метра. Тела в могилы складывали в несколько уровней друг над другом. Так как площадь была ограничена, а расти кладбищу куда-то надо было, оно росло вверх. Уровень земли на кладбище поднялся на два метра над городскими улицами, а слой трупов в некоторых местах доходил до десяти метров. Понятно, что это способствовало ухудшению санитарной обстановки в городе. А каково было жителям ближайших домов.
Точки кипения ситуация достигла в 1780 году, когда гниющая масса тел из склепа в стене кладбища вывалилась. Жители этого не стерпели — по их требованию кладбище закрыли. В настоящее время от него ничего не осталось. В современном Париже, на месте кладбища «Невинных» устроен небольшой сквер с фонтаном.
В 1785 году начались работы по переносу останков с кладбища «Невинных» в бывшие каменоломни, которые продолжались 15 месяцев. Кости чистили, дезинфицировали и спускали под землю. Часто просто сбрасывая их в шахту. После очистки кладбища Невинных кости собирали и с других мест.
Сейчас в том месте, где лежат останки с кладбища Невинных установлена табличка с соответствующей надписью.
В результате, в настоящее время в парижских подземельях находятся останки шести миллионов человек. При этом в современном Париже проживает примерно 2,2 миллиона жителей. Некоторым костям в склепе уже более тысячи лет.
На старых фотографиях работы по обустройству парижских катакомб:
Работы в Катакомбах парижа
Рабочий везет телегу с костями
Легенды парижских катакомб
Теперь поговорим о легендах. Специально сделал эту тему в самом низу, чтобы не отпугнуть впечатлительных читателей. Такое место как Катакомбы Парижа не может не обрастать легендами. Оно привлекает толпы поклонников черной магии, сатанизма и прочей нечисти. Кроме них есть диггеры и катафилы — любители парижских катакомб. Все они находят собственные пути под землю и изучают тоннели, не предназначенные для туристов. Для массового посещения открыта только малая часть целого подземного мира — тёмного, запутанного и опасного. Тоннели ветвятся, света нет, сыро, холодно, кругом человеческие кости — представили обстановочку? И входы в этот мир есть не только через кассы и обустроенную экспозицию, а через канализационные коллекторы и тоннели метро.
Истории пропавших
Рассказов о пропавших в катакомбах людях накопилось множество за годы их существования. Многие из них пересказаны уже столько раз, что понять, что правда а что нет уже не возможно, да и звучат они уже больше как сказки. Поэтому мы нашли легенду, в которой есть ядро здравомыслия.
Однажды в одном из тоннелей нашли видеокамеру. На записи было видно, как человек осматривает катакомбы. В какой-то момент он начинает идти быстрее, потом ещё быстрее. Слышно тяжелое дыхание. Потом он побежал и уронил камеру. В кадре видно его ноги — он убегает дальше по тоннелю. Что случилось — никто не знает. Его так и не нашли. Может он просто выбрался и пошел домой, а может и нет — потерялся в бесконечной сети тоннелей, как многие до него.
Видео с этой камеры попало в руки группы энтузиастов, которые попробовали пройти по следам того человека. Они сделали свой фильм. К сожалению, только на английском, но речь разборчивая — понять можно.
Кино конечно сделано так, что нагоняет жуть на человеческий разум. Ролик, снятый той камерой, показан в самом начале первой части. Что случилось с его автором? Я не знаю — скорее всего он просто запаниковал и не смог справиться с эмоциями. В таком месте паника может привести к печальным последствиям.
Интересный факт. В одном из подземных коридоров (не доступных туристам) сохранилась надпись сделанная в 1854 году. Это фамилии полицейских, которые искали здесь контрабандистов.
Примечания
Открытое в 1820 году в дорогих жилых и коммерческих районах Правобережья недалеко от Елисейских полей , к 1874 году небольшое кладбище Пасси превратилось в аристократический некрополь Парижа. Это единственное кладбище в Париже с отапливаемым залом ожидания.
Кладбище, защищенное каштановыми деревьями, находится в тени Эйфелевой башни .
На кладбище когда-то стояла статуя Дуниковского под названием «Душа, покидающая тело» . Он находился на торжественной могиле Антонио Черпликовского . Статуя была известна многим, но ее сняли после расчистки могилы в 2004 году.
Он известен как небольшое, но хорошо посещаемое кладбище (Petit mais bien fréquenté).
C
Могила Хулио Кортасара .
- Рене Капитан (1901–1970), юрист и государственный деятель
- Роджер Кайлуа (1913–1978), автор
- Жан Карме (1920–1994), актер
- Изабель Каро (1982–2010), модель
- Эжен Каррьер (1849–1906), художник- символист
- Рене Кассен (1887–1976), юрист, лауреат Нобелевской премии. Позже его останки были перенесены в Пантеон .
- Серхио де Кастро (художник) (1922–2012), аргентинский художник, музыкант и поэт
- Корнелиус Касториадис (1922–1997), греческий философ с французским гражданством
- Аристид Кавай-Коль (1811–1899), строитель органов
- Эммануэль Шабрие (1841–1894), композитор
- Рене де Шамбрун (1906–2002), юрист, бизнесмен.
- Чемпион Оноре (1846–1913), издатель
- Клод Франсуа Шово-Лагард (1756–1841), юрист, защитник Марии-Антуанетты
- Мари-Доминик Чену (1895–1990), католический богослов
- Жак Ширак (1932–2019), политик, премьер-министр Франции , мэр Парижа , президент Франции , соправитель Андорры.
- Эмиль Чоран (1911–1995), румынский философ
- Андре Ситроен (1878–1935), основатель французского автомобильного завода Citroën.
- Антони Клаве (1913–2005), художник
- Ив Конгар (1904–1995), католический богослов
- Франсуа Коппе (1842–1908), поэт и прозаик
- Гаспар-Гюстав Кориолис (1792–1843), математик
- Маргарет Коссакану- Лаврийе (1893–1980), скульптор
- Хулио Кортасар (1914–1984), аргентинский писатель
- Антуан Огюстен Курно (1801–1877), экономист
- Морис Кув де Мервиль (1907–1999), бывший премьер-министр Франции
- Бруно Кремер (1929–2010), актер
- Адольф Кремье (1796–1880), юрист и государственный деятель
- Чарльз Крос (1842–1888), поэт и изобретатель
Самостоятельная экскурсия по катакомбам
Возвращаемся в наши дни.
От кассы в сторону уходит коридор из которого винтовая лестница ведет на 20 метров под землю. Спускаясь вниз заметно холодает. Круглый год в подземельях сохраняется постоянная температура +14 градусов. Воздух очень влажный.
Куртки пришлось надевать сразу как спустились, хорошо хоть взять их догадались.
Дальше идем по длинному узкому коридору, который периодически куда-то поворачивает, соединяется с другими коридорами. На стенах написаны названия улиц под которыми проходит тоннель. Сейчас в катакомбах Парижа заблудиться не возможно, все лишние проходы перегорожены, но до того как из них сделали музей такие случаи бывали. Пройдя несколько небольших залов, коридор выводит ко входу в склеп, где начинаются длинные галереи заполненные останками жителей Парижа.
Вход в склеп обрамлен двумя колоннами черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Балка поддерживающая потолок между колоннами содержит надпись:
В склепе установлено множество табличек с надписями, отражающими хрупкость человеческой жизни.
Ряд костей, который обращен к проходу, аккуратно уложен и образует стену общей протяженностью 780 метров и высотой почти до потолка подземелий. Поначалу, кости просто бросали в кучу. В 1810 году Генеральная инспекция Катакомб оформила останки в виде стены из аккуратно уложенных берцовых костей. Эта стена обращена к туристам. Местами её даже украсили узорами из черепов. Остальные кости по-прежнему свалены в кучу позади.
На поверхности земли, мы не замечаем того, насколько всему живому необходим свет. Но здесь, единственные источники света это небольшие прожекторы. В их лучах появляется жизнь. Мох на стенах тоннелей растёт точно в форме луча света от прожектора.
На выходе из катакомб досматривают сумки, что бы ни кто не прихватил с собой «сувенир» на память. Когда выходишь на свет, появляется мысль: «Где я?». Перед глазами стена какого-то здания, солнце слепит глаза и непонятно в какую сторону идти. Там рядом есть магазин с сувенирами, но он бестолковый, можно купить мультяшный пластмассовый череп.
Во время Второй Мировой Войны в катакомбах, в паре километров друг от друга, одновременно находились секретный бункер фашистов и штаб французского сопротивления.
История и описание
В отличие от многих других Венское центральное кладбище не развивается медленно. Решение о создании нового большого кладбища для Вены было принято в 1863 году, когда стало ясно, что из-за индустриализации население города со временем вырастет до такой степени, что существующих общинных кладбищ окажется недостаточно. Руководители города ожидали, что Вена, тогдашняя столица большой Австро-Венгерской империи , вырастет до четырех миллионов жителей к концу 20-го века, поскольку никто не предвидел краха империи в 1918 году. Поэтому городской совет выделил территорию, находящуюся далеко за ее пределами. границ города и такого большого размера, что этого хватило бы на долгое время. В 1869 году они решили, что на равнине в Зиммеринге должно быть место будущего Центрального кладбища. Кладбище было спроектировано в 1870 году; согласно планам франкфуртских ландшафтных архитекторов Карла Йонаса Милиуса и Альфреда Фридриха Блунчли, получивших награду за свой проект per angusta ad augusta (от ужасного до возвышенного).
Кладбище было открыто в День всех святых в 1874 году. Однако освящение кладбища не обошлось без разногласий: межконфессиональный характер нового кладбища — различные религиозные группы хоронят на одной земле — встретил ожесточенное сопротивление, особенно в консервативной среде. кружки Римско-католической церкви .
Этот аргумент стал еще более агрессивным, когда город объявил, что не хочет официального открытия нового кладбища католиками, но выделил значительную сумму денег на строительство отдельной еврейской части. В конце концов, группы достигли соглашения, в результате которого католические представители открыли Центральное кладбище с небольшой церемонии. Из-за отказа от широкой публики, новое кладбище было открыто почти незамеченным ранним утром 31 октября 1874 года мэром Вены бароном Каетаном фон Фельдером и кардиналом Йозефом Отмаром Раушером, чтобы избежать эскалации общественной полемики. Официальное открытие Центрального кладбища произошло на следующий день. Первым был захоронен Якоб Зельцер, за которым в тот же день последовали еще 15 захоронений. Могила Якоба Зельцера до сих пор существует рядом с административным зданием у кладбищенской стены.
Кладбище занимает площадь 2,5 км 2 (620 акров) с 330 000 захоронений и до 25 захоронений в день. Это также второй по величине кладбище, после 4 км 2 (990 акров) из Гамбурга «s Ohlsdorf кладбище , который является самым крупным в Европе по количеству погребений и области.
Венская шутка гласит, что Центральное кладбище «половина размера Цюриха , но в два раза больше удовольствия», ( немецкое : ! HALB так groß Wie Zürich — Абер doppelt так Люстиг IST дер Винер Zentralfriedhof ). Умершее население Центрального кладбища почти вдвое превышает число ныне живущих жителей Вены .
Напротив главных ворот кладбища, через улицу Зиммерингер Хауптштрассе, находится первый крематорий Вены Feuerhalle Simmering , построенный Клеменсом Хольцмайстером в 1922 году в стиле восточной крепости.
Церковь в центре кладбища — кладбищенская церковь Св. Карла Борромео . Раньше он назывался Dr. Karl- Lueger — Gedächtniskirche (Мемориальная церковь Карла Люгера) из-за склепа бывшего мэра Вены под главным алтарем. Эта церковь в стиле модерн была построена в 1908–1910 годах Максом Гегеле. Склеп австрийских федеральных президентов находится перед церковью. Под саркофагом находится усыпальница с лестницей, ведущей в круглую комнату, стены которой выложены нишами, где можно похоронить умершего в урне или гробу.
Веселое кладбище, Сэпынца, Румыния
Зачем посещать? Если ты думал, что наиболее иронично к смерти относятся мексиканцы, которые моют после смерти кости своих родственников в канун Дня Смерти, то после этого кладбища становится понятно, что румыны – впереди планеты всей. Если не веришь, что помирать надо с улыбкой, то обязательно посети румынское Весёлое кладбище, надгробия которого больше напоминают какой-то лубочный парк деревянного зодчества, а рисунки на надгробиях – комиксы Хоана Корнельи.
Находится оно в селе Сэпынца, недалеко от границы с Украиной. В самом селе этнический состав не менее пестрый, чем цвета надгробий: есть и украинцы, и венгры, и румыны, и всё, что их объединяет, пестрое надгробие. Кому пришла в голову эта идея? Местному резчику по дереву, который, видимо, не мог смириться с тем фактом, что стебаться над покойниками грешно. Вот и начал вырезать кресты, украшать их шаржами из жизни покойников и жизнеутверждающими фразами, прекрасно иллюстрирующими жизнь простых сельских бабников, алкоголиков, недотёп и даже уважаемых людей. Надписи вроде «Покойный был горьким пьяницей и забиякой. Постоянно досаждал соседям, пока не был задавлен машиной на радость всей деревне», подробно отраженные в надгробных памятниках, где отображено всё: и алкоголизм, и особенно процесс попадания под машину, заставляют относиться к смерти как к чему-то естественному и обыденному.
В чем прелесть быть захороненным? Тем, кто хочет, чтобы на их похоронах пели и веселились, как в фильмах Кустурицы, нужно срочно бронировать себе место. Кстати, стоит подобное надгробие 200 евро, хотя каждый случай рассматривается отдельно, может, тебе за глаза скинут евриков десять, а может, наоборот, накинут. В любом случае с такой могилой родственники не будут делать из тебя ангела после смерти. И слава богу, не заслужил.
Катафилы – любители катакомб
Такое колоритное место, да еще и окутанное неизвестностью, неизбежно привлекает внимание. Кто-то стремится найти там что-то ценное, другой идет за острыми ощущениями
Люди, не страдающие от боязни темноты и закрытых пространств, получили прозвище катафилы.
Сам Наполеон III любил спускаться в катакомбы, проводить там собрания, встречать важных гостей. Пытался ли он смутить тех, с кем встречался? Возможно. Удивить, наверняка!
Катакомбы имеют много выходов на поверхность, часто через подвалы зданий. В 1955 году бесконтрольное хождение в подземелье на всякий случай запретили, множество ходов замуровали. Катафилы оказались вне закона, но их это не очень тревожит.
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Le Petite Ceinture: заброшенная железная дорога в Париже
Висящие гробы, Китай; Сагада, Филиппины
Зачем посещать? Кто-то закапывает своих родичей в землю, но чтобы вешать гробы на скалу – это очень странно. В Китае подобным уже не занимаются, однако давным-давно на юго-западе Поднебесной проживал мистический народ Бо, который подвешивал свои могилы с помощью деревянных свай к скале. Местные поговаривают, что люди Бо умели летать, и потому это для них особого труда не составляло. Так это или не совсем – проверить трудно, ибо это происходило 4000 лет назад, и никого из Бо не осталось, всех их вырезала династия Мин, целый народ, в 16 веке. Чем так не угодил странный Бо, непонятно, однако после торжеств с ритуальными песнями, плясками и возлияниями все напились и заснули воистину мёртвым сном. Войска Мин со всех сторон напали на спящий лагерь, в результате чего весь народ Бо был уничтожен. Все 40 000 человек. Вот такая славная смерть. Любят китайцы спящих умерщвлять.
Висячие гробы народа Бо высекались из цельного куска дерева нану, их не окрашивали. Вес гроба составлял примерно 200 кг, размеры – примерно 2 метра в длину и 0,7 метра в ширину. Тело и крышка гроба скреплены. После того как покойника помещали в гроб, его поднимали на скальные уступы или в пещеры, находящиеся на высоте до 100 метров. Гробы чаще всего располагались группами. Известно три способа захоронения: в скальных пещерах, на деревянных сваях, вставленных в (искусственные?) отверстия в скале, на скальных уступах или втиснутых в скалу. В любом случае переть подобную хреновину на себе было делом неблагодарным. Очень неблагодарным. Местные утверждают, что народ умел летать, однако более вероятна версия, согласно которой гробы поднимали на вбитых сваях.
В чем прелесть быть захороненным? Подобные захоронения есть и в Филиппинах, в долине Сагада. Только, в отличие от китайцев, здесь всё ещё можно зарезервировать себе место. В основном, резервируют местные старейшины, так что вряд ли ты удостоишься чести висеть на стене после смерти. Хотя… Родственники погибшего даже иногда желают отнести труп в ожидающий его на стене утеса гроб, чтобы пропитаться флюидами тела, в которых якобы хранятся талант и удача покойного. Рядом с гробом для тебя повесят твой любимый стол, а толпы туристов будут гадать, на хрена ты так высоко залез. Старые ленивые дети и друзья будут жаловаться, что к тебе на поминки приходится лететь на край света и карабкаться по скалам, а крики: «Витя, слезай! Задолбал!» – будут нарушать вечный покой. Так зачем так высоко забираться? Ответ прост: древние считали, что так будет проще добраться до неба. Ничего они не понимают.
История парижских Катакомб
Как появились сами тоннели
Первые подземные разработки начались в 12-13 веках, на территории современного Люксембургского сада.
Париж рос, дворцы и новые соборы требовали большое количество известняка. Его как раз и добывали в этих подземельях. В частности, из этого камня построен Собор Парижской Богоматери. С увеличением Парижа росли и катакомбы. К 17 веку подземелья оказались в черте города, и некоторые дома буквально висели над тоннелями. Кое-где случались обвалы.
В 1777 году, по приказу Короля Франции Людовика XVI, была создана Генеральная инспекция каменоломен, которая, кстати, существует и по сей день. Она следит за состоянием подземелий уже более двухсот лет.
С появлением инспекции начались масштабные работы по укреплению каменоломен.
Для предотвращения обвалов опасные тоннели заполняют бетоном. Этот способ прост и надежен. Благодаря бетонированию городские улицы перестали проваливаться, но с другой стороны часть катакомб исчезла. В частности, полностью утрачены гипсовые разработки на севере Парижа.