Сент-шапель в париже

Парижская часовня Сент-Шапель

Единственная часть прежнего дворца, которая сохранилась в идеальном состоянии, — это часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle) (время посещения ежедневно с 9.00 до 17.00; стоимость 7 евро, с посещением Консьержери 9 евро; метро Cite). Хрупкий на вид шпиль часовни высоко парит над зданиями Дворца правосудия, а значительная по сравнению с длиной высота делает ее похожей на обрубленный церковный клирос.

Часовня частично была разрушена во время Французской революции, когда ее стали использовать в качестве склада муки, в середине XIX века ее скрупулезно отреставрировали, поэтому сегодня — это превосходный образец французской высокой готики, знаменитый своими изысканными витражами.

Часовня была построена Людовиком IX в 1242-1248 годах и предназначалась для хранения священных реликвий, которые монарх приобрёл у разорившегося константинопольского императора по баснословной цене более высокой, чем стоимость возведения самой часовни.

Эти реликвии — предположительно терновый венец Христа и фрагменты Священного креста — сейчас хранятся в соборе Парижской Богоматери. Они выставляются на обозрение прихожан раз в году, в Великую пятницу.

Часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle) фактически состоит из двух часовен. Довольно темная нижняя часовня, с расписанным звездами потолком, предназначалась для слуг, тогда как верхняя часовня, в которую поднимались по винтовой лестнице, была построена специально для нужд короля и его свиты.

Верхняя часовня производит поистине ошеломляющее впечатление. Ее стены почти полностью состоят из великолепных витражей, которые поддерживаются специальными опорами. Для того чтобы опоры казались хрупкими и утонченными, средневековые мастера сконструировали каждую из них в виде нескольких тонких колонн толщиной с карандаш. Сверкание красно-синих витражей создает блики внутри верхней часовни, и у посетителей создаётся визуальное впечатление, что вокруг них порхают мириады ярких бабочек.

Витражи, две трети которых сохранились с прежних времен, наглядно демонстрируют всю библейскую историю: повествование начинается на северной стороне с Книги Бытия и некоторых других книг Ветхого Завета, затем (на восточной стороне) — Страсти Господни, а заканчивается история изображением Апокалипсиса в окне-розе.

Часовня Сент-Шапель (Sainte Chapelle) часто эксплуатируется в качестве зала для концертов классической музыки; здесь можно насладиться музыкой в прекрасных интерьерах часовни. Билеты на концерт лучше покупать заранее, в противном случае придется долго стоять в очереди.

Больше фотографий площади Дофин и часовни Сент-Шапель (Sainte Chapelle) здесь: Фотогалерея

Капелла Сент-Шапель в наши дни

В современном Париже Святая Капелла, к огромному сожалению, практически со всех сторон закрыта от взора более поздними постройками. Но тогда, в 1248-м году она стала центром королевского двора. Архитекторы, получив задачу создать проект здания для святых реликвий, решили создать реликварий (ларец для хранения предметов религиозного поклонения). Сент-Шапель в чем-то схожа с шедевром гениального ювелира, но значительно увеличенном в размере.

Как уже было сказано выше, Святая Капелла — небольшое здание: высота шпиля чуть более 40 метров, а его ширина 36 метров. Уникальность архитектурного здания, построенного в готическом стиле, заключается в отсутствии массивных несущих конструкций, которые противостояли бы боковом распору свода.

Архитекторы решили пойти на эксперимент и использовали в строительстве металлические связи, которые и удерживали тяжелые каменные блоки. На тот период времени это было революционное решение, ведь эпоха железобетона наступит только лишь спустя шесть веков.

Святая Капелла в Париже представляет собой двухэтажное здание, условно разделенное на нижний и верхний уровни, равные по площади и разные по высоте (7 и 20 метров соответственно). Нижняя капелла была освещена в честь Девы Марии: ее посещали дворцовые служащие. Верхний уровень предназначался для особ королевских кровей и высшей знати, а освящен он был в честь Святого Креста. И именно здесь, в верхнем уровне капеллы, на ажурном постаменте, установленном в глубине апсида, некогда и хранился терновый венец, обагренный кровью Христа. Сегодня он хранится в сердце Парижа — Соборе Парижской Богоматери.

Внутри храма находятся три основных нефа: центральный и два боковых, они и должны удерживать тяжесть верхнего храма. Нижний храм поражает большим количеством тонких колонн, которые расположены вдоль всех стен капеллы. По задумке архитектора такое количество возвышающихся колонн должно было зрительно увеличить небольшое внутреннее пространство.

У многих путешественников, которые впервые оказались у входа в Святую Капеллу, складывается ощущение мрачности и даже аскетичности храма. Однако, уже оказавшись внутри, эта мысль в буквальном смысле слова, растворяется. Святая Капелла щедро украшена яркими картинами с доминирующим красным, синим и золотым цветами. Среди них королевские лилии, эмблемы Бланки Кастильской, эмалевые медальоны с изображениями двенадцати апостолов. Там же, где стены не расписаны картинами, они украшены декоративной лепниной и скульптурами.

Безусловно, верхняя капелла по наполнению светом значительно отличается от нижней. Некоторые даже заметили, что именно в этом храме известнейшая средневековая формула «Бог – это свет» воплощена в жизнь. Конструкция настолько продумана и грамотно оснащена просторными окнами с изумительными витражами, заканчивающимися небольшими стрельчатыми башнями, что свет проникает в помещение отовсюду. Когда то даже просчитали общую площадь витражей в Сент-Шапеле: она составила 618 квадратных метров!

Надо заметить, что в храме Сент-Шапель на витражах запечатлены более 1134 библейских и религиозных сюжетов. Более 700 из них сохранились с XIII столетия до наших дней в первоначальном виде, а остальные были реконструированы. Центральные витражи посвящены Христу, Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову. На других можно увидеть разные сцены из Ветхого Завета. Здесь же изображены основатель церкви Людовик IX, его брат Роберт Сицилийский и королева Бланка Кастильская. В Святой Капелле находятся несколько подлинных статуй апостолов, все остальные являются копией поврежденных оригиналов.

Вообще вся капелла является настоящим классическим образцом готического стиля: сводчатые потолки; башенки-шпили; 75-ти метровый главный шпиль, устремленный к небу; кажущиеся бесконечными витражи; тонкие каменные стены с «вплетенными» металлическими скобами; огромное количество скульптур; керамический и живописный декор. Стоит добавить, что Святая капелла в Париже находится на улице Boulevard du Palas, 4, неподалеку от станции метро Cite.

Капелла Сент-Шапель

Капелла Сент-Шапель (1240—1248 гг.) стала вершиной развития стиля «лучистой» готики. Она строилась как часовня-реликварий, и весь ее облик говорит об особом значении этого сооружения. И это действительно так: на протяжении шести столетий здесь хранился Терновый венец Иисуса Христа, в 1239 году привезенный в Париж из Константинополя. Французский король Людовик IX выкупил его у Балдуина II, императора Латинской империи.

Двухэтажную Святую капеллу проектировал и строил архитектор Пьер де Монтрейль, мастер из Амьена, принесший с собой традиции амьенской архитектурной школы. С внешней стороны здание капеллы декорировано многочисленными остроконечными фронтонами над окнами и контрфорсами, украшенными башенками-пинаклями. И то и другое характерно для Амьена и вообще для архитектурных традиций Северной Франции.

Предназначенный для обычных богослужений цокольный зал — низкий, трехнефный, с нависающими сводами и множеством колонн — выступает полной противоположностью просторному высокому верхнему залу, словно сотканному из мерцания мозаик, мягкого сияния витражей и бликов позолоты. Из-за огромного количества украшений как внутри, так и снаружи капеллу нередко сравнивают с ювелирным украшением. Вряд ли отыщется хотя бы одна деталь, не покрытая позолотой или декоративным орнаментом. Здесь почти нет стен — пространство между опорами свода заполняют огромные двухчастные окна, попарно соединенные круглыми шестилепестковыми окнами-розами. Витражи этих окон, сияющие наподобие драгоценных камней, производят завораживающее впечатление. Великолепная, изысканного рисунка роза (XV в.) украшает фасад Святой капеллы.

Капелла Сент-Шапель стала образцом для подражания и вдохновляла многих архитекторов за пределами Франции. В дни Великой французской революции толпы граждан, озверевших от «свободы, равенства и братства», нанесли часовне колоссальный ущерб. Однако хранившийся здесь Терновый венец был спасен и в 1809 году передан на хранение в собор Парижской Богоматери, в котором находится вот уже почти два века.

Все интересное о капелле Сент-Шапель

Церковь Сент-Шапель считают самым изящным произведением витражного искусства и одной из самых красивых готических капелл не только во Франции, но и во всем мире. Ни одно религиозное сооружение не обладает настолько шикарным архитектурным стилем.

Сент-Шапель состоит из двух ярусов:

  • верхний предназначался для короля,
  • нижний – для придворных.

Сегодня посетители могут увидеть всю часовню изнутри. В верхней части хранятся православные реликвии, которые отличаются особым богатством и великолепием.

Интерьер впечатляет легкостью и элегантностью благодаря тонким расписанным колонам, которые выполняют функцию опоры, визуально не утяжеляя помещение. Самыми впечатляющими в этой церкви считаются витражи на библейскую тематику. Они даже расположены в хронологическом порядке, поэтому глядя на них, вкратце можно вспомнить все основные сюжеты их Ветхого и Нового завета. Всего насчитывается 1134 религиозные сцены.

Сегодня в капелле в вечернее время проводят концерты классической музыки. Это не удивительно, так как данное помещение обладает хорошей акустикой, и слушать здесь классику – одно удовольствие. С тематикой вечера можно ознакомиться благодаря программке, которую можно почитать на стенде у входа в церковь.

Устройство

?апелла выстроена в изысканной манере: тонкие каменные стены
усилены металлическими скобами и богато украшены скульптурным,
керамическим и живописным декором. Она поделена на два яруса равной
площади (600 м2), но разной высоты. Нижняя капелла, освященная в
честь Девы Марии, предназначалась для придворных, дворцовой гвардии
и слуг. В верхней, освященной во имя Святого Креста, молилась
королевская семья, приближенные. Там хранились реликвии. Первый из
двух ярусов (нижняя капелла) имеет три нефа и укреплён стройными и
вплотную примыкающими к стенам контрфорсами, которые принимают на
себя распор широкого центрального пролёта. В основной ярус, верхнюю
капеллу, высота которой достигает 20 м, можно было пройти прямо из
главных покоев дворца, и там был устроен небольшой альков для
королевской семьи. Неф верхней капеллы знаменит своими полностью
сохранившимися витражами, в основном 13 в., превращающими интерьер
в настоящую ювелирную шкатулку. В главной апсиде некогда
располагался монументальный реликварий. Наружный портик с западной
стороны, круглое окно-роза и пинакли, а также башенка были
перестроены в эпоху Нового времени.


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Vkontakte User @ Vkontakte


Sainte-Chapelle, Lower Chapel, Paris — notmydayjobphotography @ Flickr


Vkontakte User @ Vkontakte


Exeter College chapel — Lawrence OP @ Flickr

Vkontakte User @ Vkontakte


Dandanidou @ WikiCommons


Conciergerie, Paris — Gilles Messian @ Flickr


St. James Chapel’s stained glass … — eric lee pearson @ Flickr


DXR @ WikiCommons


Sainte-Chapelle — charlesjohne @ Flickr


Vkontakte User @ Vkontakte


Petropoxy (Lithoderm Proxy) @ WikiCommons


Conciergerie, Paris — Gilles Messian @ Flickr

Собор Парижской Богоматери, история возведения

Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. В процессе строительства, которое завершилось только к середине XIV века, первоначальный план собора претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства.

История сохранила имена нескольких зодчих, завершавших строительство храма. В 1257—1270-х годах здесь трудились Жан де Шель и Пьер де Монтрейль. В 1280—1330-х годах строительством руководили Пьер де Шель и Жан Рави. Средства на постройку главного собора Парижа щедро жертвовали король, епископы и простые граждане.

К благородному делу строительства собора подключились даже… парижские проститутки: их сообщество официально запрашивало духовные власти, можно ли им, блудницам, пожертвовать деньги на храм. Им ответили: да, можно, но при условии, что это останется в тайне.

Главный алтарь собора был освящен в мае 1182 года, а в январе 1185 года прибывший в Париж патриарх Иерусалимский совершил в соборе торжественную мессу. К 1196 году храм был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. Во второй четверти XIII века были возведены башни.

Верхний ярус

По узкой винтовой лестнице можно подняться с нижнего яруса на верхний. И возникает резонный вопрос: зачем нужно было его строить? 

Для чего в Сент-Шапель был возведен второй ярус 

Второй ярус или так называемая верхняя капелла выполняла две функции. 

  • Она была предназначена для хранения реликвий, приобретённых Людовиком Святым. На специальном постаменте была установлена специальная рака (небольшой ковчег) для сокровищ.
  • Здесь проходили службы для членов королевской семьи. Раньше от дворца в верхний ярус вела наружная галерея, которая до нашего времени не сохранилась.

Главным украшением верхней капеллы являются огромные витражи. Благодаря им Сент-Шапель и заслужила мировую известность. Цветные стёкла создают в храме непередаваемую игру красок. 

Сложно поверить, но две трети витражей верхнего яруса часовни это подлинники, сохранившиеся с XIII века. Даже по фотографиям видно, что в цветовой гамме тоже доминируют красный и синий цвета.

В чём уникальность витражей Сент-Шапель? Они созданы на основе библейских текстов. Тысяча сто тринадцать панно из цветного стекла с самыми разными сюжетами позволяют проследить историю человечества от сотворения мира до Апокалипсиса.

Когда ты попадаешь на верхний ярус часовни, то оказываешься просто ослепленным, в прямом и переносном смысле, этой неземной красотой. Цвет и свет обволакивают тебя со всех сторон. Они бесшумно проникают в каждую клеточку тела и беззвучно растворяются в самых глубинах души…  

Туристам, которые посещают Сент-Шапель, рекомендуют знакомиться с сюжетами витражей в определенном порядке, перемещаясь от северной стены по ходу часовой стрелки. По моим наблюдениям, мало кто следует этому совету. Большинство посетителей двигается по капелле в режиме броуновской частицы в поисках самых удачных мест для съемки. 

Разумеется, непросто рассмотреть библейские и религиозные сцены, выложенные на окнах. Здесь на помощь приходят специальные экраны. 

В верхней капелле можно увидеть так называемые «розы», то есть круглые оконные проёмы. Это один из архитектурных элементов, характерных для средневековых европейских соборов.  

Смотрите, какое гармоничное сочетание стрельчатых арок, трилистников, перекрытий и самой розы. Такое ощущение, словно огромный глаз наблюдает сверху за всем, что происходит в капелле.

А эта роза выполнена в стиле, который получил название «пламенеющая готика». Присмотритесь: её лепестки чем-то напоминают языки пламени. 

Роза называется «Апокалипсис». По мнению искусствоведов и историков, она является самым настоящим шедевром витражного искусства.

Роза в цифрах 

  • 3 концентрических круга из лепестков идут вокруг центрального окошка-«глаза» 
  • 9 метров — диаметр розы
  • 89 панно составляют композицию. 80 из них были выполнены в XIII веке.
  • 1485 — 1498 гг. — период создания витража из отдельных панно

Иконография

В розе отражен текст «Книги Откровения» Иоанна Богослова. В центре изображен Иоанн у ног Иисуса, окруженого семью светильниками и семью церквями.

В первом круге изображены двадцать четыре старца, снятие семи печатей, символы четырех евангелистов и изображения всадников. Во втором круге представлены семь ангелов с трубами, возвещающие о конце света. В третьем круге — бедствия, которые ждут человечество. Но есть здесь и Солнце, и битва между Царем Царей и Зверем, и Небесный Иерусалим.

На опорных колоннах между окнами установлены статуи апостолов. В руках у них диски с изображением креста, поскольку верхняя капелла как раз и посвящена Кресту Господню. 

Очень интересен пол верхней капеллы. Он выложен плиткой из твердых пород камня и инкрустирован цветной мастикой. В качестве орнамента здесь использован тот же самый кастильский замок 

А ещё встречаются плитки с растительным и животным (анималистическим) орнаментом. 

В глубине просматривается одна из винтовых лестниц. Эти лестницы вели к деревянному балдахину, под которым и находился ковчег с реликвиями. 

Колонны вдоль стен плавно перерастают в стрельчатые арки и трилистиники. В пространство между арками и трилистниками аккуратно вписаны четырехлопастники, то есть элементы в форме листа клевера из четырех лепестков. В них тоже изображены библейские сцены. 

Верхняя капелла

Этот воистину монументальный ковчег получил роскошное убранство. дополняют друг друга скульптуры и витражи, которые восславляют Страсти Христовы и создают впечатление пребывания в Иерусалиме Небесном, купающемся в свете и красках. С момента постройки стеклянные витражи Сент-Шапель способствовали ее прославлению.

1113 сцен, изображенных на 15 витражах, повествуют об истории человечества от Происхождения Мира до Воскрешения Христа. Четырнадцать витражей иллюстрируют сцены из Библии и читаются слева направо и снизу вверх.

Витраж истории реликвия Страстей Христовых

Единственный витраж, который читается . В нижней части стрельчатых арок он повествует о находке реликвий Святой Еленой в Иеруса   лиме и об их прибытие во Французское королевство.

Статуя Святого Петра

Является оригиналом, как и 5 других статуй апостолов. Святой держит ключи от врат рая. Статуи 12 апостолов — «столпов Церкви», символично размещены в нефе на спуске сводов и пересечении стрелок. Они являются свидетельство парижской скульптуры 1240-1260 годов и несут отпечаток гармонии и идеализированных образов святых.

Большая рака

Содержи 22 реликвии Страстей Христовых, среди них обломок Истинного Креста и Терновый Венок, которые некогда были выставлены на кафедре и погибли во время Революции.

Сохранившиеся реликвии сегодня хранятся в сокровищнице Собора Парижской Богоматери.

Западная роза

Иллюстрирует пророческую книгу Иоанна Богослова, Апокалипсис, символически изображенный напротив Страстей Христовых в осевом витраже хора. В центре розы Христос возвращается в славе, чтобы судить живых и мертвых в конце Света.

100 капителей

Капители боковых стен, украшенные орнаментом в виде листьев, не повторяются ни разу.  У ангелы, изображенные в четырехлистных орнаментах, воспроизводят 42 сцены мучений.

Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере

Посещение Сент-Шапель

Сент-Шапель находится по соседству с Консьержери, в восточной части Иль-де-ла-Сите (остров на Сене, где также расположен Нотр-Дам де Пари).

Часовню практически невозможно увидеть с улицы, не входя в нее, но вход четко обозначен, и очереди на вход помогут вам ее найти! (На самом деле есть две отдельные очереди: первая — проверка безопасности, а вторая — очередь на покупку билетов.)

Поскольку часовня находится в стенах Дворца правосудия, все посетители должны пройти обязательный полицейский осмотр. Запрещенные предметы включают металлические и / или острые предметы и мотоциклетные шлемы.

Оказавшись внутри Сент-Шапель, сначала осмотрите нижнюю часовню, которая первоначально использовалась слугами, в то время как королевский двор использовал верхнюю часовню. Декоративные элементы, окрашенные стены и ярко украшенный потолок делают эту часовню очень красивой, и ее стоит посетить самостоятельно. Хотя часовня была отремонтирована в 19 веке, считается, что цвета похожи на оригинальные средневековые цвета.

Затем идите по узкой лестнице в углу, которая поднимается на второй этаж, где можно увидеть главную часовню со знаменитыми витражами. Трудно описать визуальное зрелище, когда вокруг вас так много витражей — всего 15 окон высотой 15 метров, на которых изображено 1113 библейских историй. Фотографии не могут передать всю красоту, но будьте уверены, это очень впечатляющее зрелище! Большинство из витражей все еще являются оригинальными окнами 13-го века, и многие из них связаны с историями из Ветхого Завета.

Время работы Сент-Шапель:

Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Последний вход за 30 минут до закрытия.

  • С 2 ЯНВАРЯ ДО 31 МАРТА — ежедневно 9.00 — 17.00
  • С 1 АПРЕЛЯ ДО 30 СЕНТЯБРЯ — ежедневно 9.00 — 19.00
  • С 1 ОКТЯБРЯ ДО 31 ДЕКАБРЯ — ежедневно 9.00 — 17.00

Билеты в Сент-Шапель:

  • Сент-Шапель: 11,50 €
  • До 18 лет бесплатно
  • Бесплатно с Museum Pass
  • Сент-Шапель + Консьержери: 17 €
  • Сент-Шапель + Консьержери + HistoPad (Аудиогид): 22 €
    • в выходные «Дней Европейского наследия», обычно 3 неделя сентября.
    • в 1 воскресенье каждого месяца с 1 января по 31 марта и с 1 ноября по 31 декабря. С 1 апреля по 30 октября это правило не действует.

Доехать до Сент-Шапель:

  • Sainte-Chapelle
    10, boulevard du Palais 75001 Paris
  • Метро: линия 4, станция Cité
  • Автобусы: 21, 27, 38, 85, 96 и Balabus

Страницы истории

В переводе с французского Сент-Шапель (Sainte Chapelle) означает Святая капелла. Она считается часовней-реликварием. Храм возвели в середине XIII века по приказу французского короля Людовика Святого прямо на территории королевского двора. Сент-Шапель была предназначена для хранения священных реликвий.

А теперь предлагаю совершить небольшой экскурс в историю.

Священные реликвии, для хранения которых была построена Сент-Шапель

В средние века рыцари-крестоносцы периодически совершали поход на Восток. В 1204 году под их натиском пал и был разграблен Константинополь. В 1237 году византийский император Бодуэн II де Куртеней решил продать так называемые Святые реликвии, хранящиеся в Византии. 

В 1239 году король Людовик IX купил у императора Бодуэна реликвии, которые упоминались в Ветхом и Новом Завете. Самыми известными и ценными были три: 

  • Терновый Венец, возложенный на голову Иисусу Христу,
  • частицы Креста Господня, на котором был распят Иисус,
  • наконечник копья, пронзившего Иисуса.

________________________

Возникает закономерный вопрос: для чего Людовик приобрёл эти реликвии? Историки считают, что причины были как религиозные, так и политические.

Во-первых, французский монарх хотел доказать свою преданность идеям христианства и стать примером для других европейских королей. Во-вторых, покупкой реликвий он финансово поддержал Византию, которая к тому времени уже начала приходить в упадок из-за крестовых походов западноевропейских рыцарей.

Для хранения реликвий требовалось специальное помещение. Для его строительства в Париж пригласили (я думаю, вызвали) известного зодчего того времени, который в документах упоминается как «Пётр из Монтрейля». Перед ним была поставлена задача построить часовню-реликварий. Архитектор возвел постройку в виде огромного ларца, который был украшен как изнутри, так и снаружи. 

На фото слева — скульптурное изображение короля Людовика Святого с крестом. А справа — портал Пречистой Девы в нижней церкви. Раньше в простенке между дверями на месте Мадонны была древняя статуя, считавшаяся чудотворной.

Часовня строилась в течение шести лет прямо на территории королевского двора. В документах сохранилась дата её освящения – 26 апреля 1248 года. Храм стоит почти восемь столетий! 

Разумеется, в истории часовни было немало печальных моментов: пожары и наводнения, разрушение шпиля, превращение в склад для архивов. В середине XIX была проведена так называемая Великая археологическая реставрация Сент-Шапель. Именно в этот период был изготовлен новый шпиль, но он стал точной копией шпиля XV столетия. А сейчас перед входом в часовню можно увидеть основания колонн. 

По периметру внешних стен лежат фрагменты архитектурных деталей.

Чего здесь только нет! 

А теперь давайте посмотрим на интерьер часовни, которая состоит из двух ярусов. 

История Сент-Шапель – обрамление священных реликвий

XIII век – разгар крестовых походов. Христианская Европа с особым энтузиазмом искореняет антиклерикальные и еретические течений, а попутно спасает священные реликты, чтобы затем их ревностно хранить. Вывезенный из разгромленного Константинополя во время очередного похода терновый венец вначале принадлежал последнему императору Латинской империи – Балдуину II де Куртене.

Балдуин II де Куртене

Не имея достаточно денег, но лелея амбициозные планы по восстановлению своих владений, Балдуин решает пойти на крайние меры – заложить королю Людовику Святому византийские раритеты, а также все свои владения на территории Франции.

Стремление императора возродить целостность территории было настолько яростным, что он пожертвовал собственным сыном Филиппом, отдав его в качестве залога в Венецию, откуда позже его выкупил король Альфонсо Х.

Среди христианских артефактов был и терновый венец, прибывший в Париж в 1239 году. Через время к нему присоединились Копье Лонгина, частица Креста Господня и прочие свидетельства библейских сказаний.

В летописях сохранились записи о моменте прибытия священных реликвий во Францию. В них описано, как Людовик IX отправился встречать духовные сокровища босиком, облачившись в рубаху из грубой материи, возглавив торжественное шествие под народное ликование. Причем это было не бравадой правящего класса, а естественным порывом. Людовика IX не зря прозвали Святым – во времена своего правления он активно защищал французское духовенство от влияния Рима, прекратив денежные взносы в его пользу.

Также при нем было построено храмов больше, чем при любом другом правителе:

монастырь Ройомон; собор Нотр-Дам в Реймсе, перекликающийся архитектурой с Нотр-Дам-де-Пари; и помимо прочих – церковь Сент-Шапель в Париже, которой была уготована роль хранительницы религиозных святынь. После смерти Людовика его сын поднял вопрос о канонизации короля, и получил поддержку многих влиятельных лиц государства.

Мощи и реликварий

Основными реликвиями, ради которых была построена часовня, были терновый венец, который , как считается, носил Христос во время Его Страстей , и небольшой кусок креста, на котором он был распят. Это был Константинополь, который был захвачен крестоносцами в 1204 году, а затем управлялся Бодуэном II из Кортене. Бодуэн согласился продать корону за 135 000 ливров , которые пошли в основном венецианским банкирам, которым он заложил корону, чтобы заплатить за защиту города. Купив корону, Людовик завоевал престиж, финансировав завоевание Константинополя, а также проявил свою преданность. Корона прибыла в августе 1239 года и была помещена в более раннюю королевскую часовню Святого Николая рядом с дворцом. Два года спустя он дополнительно приобрел у Бодуэна кусок истинного креста и другие реликвии, связанные со Страстями, которые были привезены в Париж в сентябре 1241 года. После этого в каждую Страстную пятницу , в день Распятия, он проводил торжественная церемония в Сент-Шапель, во время которой реликвия была вынесена и показана верующим.

У короля был большой Chasse или реликварий, сделанный для хранения и демонстрации священных предметов. Это был открытый спереди футляр длиной 2,7 метра, сделанный из серебра и позолоченной меди. Каждый из отдельных предметов имел свой футляр из драгоценного металла с драгоценными камнями. Первоначально он был помещен над алтарем, но между 1264 и 1267 годами он был помещен на высокой трибуне в апсиде церкви, где каждый мог его видеть. В 1306 году была добавлена ​​новая священная реликвия: часть черепа самого Людовика, объявленного святым.

Во время Французской революции Chasse и сосуды с реликвиями были разобраны и переплавлены для получения драгоценностей и драгоценных металлов. Фрагмент креста был передан сначала в 1793 году в собрание древностей, а затем передан епископу Парижа. Изготовлен новый ковчег из золота и хрусталя для тернового венца. Со времен Конкордата 1801 года он находился в сокровищнице собора Нотр-Дам-де-Пари , но был спасен от пожара Нотр-Дам-де-Пари 15 апреля 2019 года и с тех пор хранится в Лувре .

История Часовни Сент Шапель

В 13 веке французский король Людовик IX предпринял поездку в Константинополь, чтобы собрать различные реликвии, связанные со смертью Христа. Он купил у византийского императора терновый венец, часть железного копья и кусочек креста. Чтобы сохранить реликвии, нужно было подходящее для этого место. Так возникла идея строительства Святой Капеллы.

И хотя никогда не удавалось узнать имя архитектора, отвечающего за дизайн, тем не менее, наиболее распространенная версия гласит что это был Пьер де Монтрейю, который также брал участие в строительстве собора Нотр-Дам.

Как бы то ни было, всего за семь лет часовня была открыта и сохранилась до наших дней, несмотря на пожары, грабежи и ненастную погоду. Во время Французской революции некоторые витражи были разрушены, а терновый венец перенесли в Нотр-Дам, оставив Сент-Шапель для административного пользования.

Наконец, в конце 19 века часовню отреставрировали и во многом вернули ее первоначальное состояние.

Архитектура Сент-Шапель

Сент Шапель состоит из двух часовен, верхней и нижней, которые в настоящее время соединены лестницей. Однако во времена строительства оба помещения были изолированы. Верхняя часть была предназначена для членов королевской семьи, и войти туда можно было из дворца, расположенного рядом. В нижнюю часовню могли войти только члены Суда.

Нижняя часовня, освященная в честь Девы Марии, имеет потолок необычайной красоты: украшенный сотнями маленьких золотых звезд. Полихромное украшение, которое можно увидеть на ее нефах, датируется 19 веком, когда проводилась реставрация. Вы также найдете очень важные декоративные элементы, такие как геральдическая лилия, символ французской монархии, и замки, которые представляют корону Кастилии (поскольку Людовик IX был кастильского происхождения).

Что касается верхней часовни, то главное место занимают ее витражи: площадью более 600 квадратных метров, которые пропускающих свет снаружи, создавая игру синих и фиолетовых тонов. На витражах изображены религиозные сцены, такие как Бытие, Исход, Младенчество и Страсти Христовы, а также история самих реликвий. Кроме того, окно диаметром 9 метров, в котором изображен Апокалипсис.

Когда вы посетите Сент-Шапель в Париже, мы советуем присесть и посмотреть вверх, чтобы в течение нескольких минут насладиться этим готическим чудом. Это без сомнения один из важнейших памятников города.

Концерты в Сент-Шапель

Если вам нравится классическая музыка, и вы хотите насладиться камерным концертом в уникальной обстановке – можете посетить один из тех, которые проводятся ежедневно во второй половине дня.

Также, при входе в часовню, вам будет предложена информация, напечатанная на нескольких языках (включая русский). А если вы хотите углубить свой визит и узнать больше об истории часовни, то можете взять аудиогид за 4,50 евро.

Практическая информация

Адрес: 10 Boulevard du Palais, 75001 Paris, Франция
Цена: Взрослый: 10 евро Льготный: 8 евро
Время работы: Ежедневно с 09:00 до 19:00 (апрель-сентябрь) Ежедневно с 09:00 до 17:00 (октябрь-март) Закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря.
Вход с музейной картой: Отдельный вход минуя очередь

Как добраться до часовни Сент Шапель?

Метро: линии 1, 7, 11 и 14 (Шатле) и линия 4 (Сите). RER: линия B (Шатле или Сен-Мишель) и линия C (Сен-Мишель). Автобус: № 21, 24, 27, 38, 58, 81, 85 и 96.

Сент Шапель на карте Парижа

Интересные факты о часовне Сент-Шапель

Людовик Святой надавал предпочтение строительству храмов, чем дворцов. Поэтому за деньги, которые потратил на возведение Сент Шапель, можно было построить три десятка замков. Только король, Людвик IX, мог находится возле реликвий в верхней часовне.  Часовня была десакрализована, что означает – она больше не является святым местом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не Анапа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: