Замок Тоомпеа
Замок Тоомпеа
Все началось в I веке нашей эры, когда территорию, на которой сейчас расположен современный Таллин, заселили финно-угорские племена. Согласно легенде — Линда, жена Калева, героя эстонского эпоса «Калевапоэг» сложила на могиле мужа холм из серых каменных глыб — холм Тоомпеа. На этом холме, возвышающемся вблизи берега моря, на каменистых землях древних эстов позднее и появился город в 11 веке. Здесь были возведены первые оборонительные постройки — деревянные укрепления.
Замок Тоомпеа начали строить на этом месте в 13 веке датчане. На протяжении нескольких столетий здание замка всегда было одним из главных символов правящей власти в стране. В конце 14 столетия в юго-восточной части замкового комплекса появилась 48-метровая наблюдательная башня Длинный Герман. Своим названием она обязана герою средневековых легенд. В то время подобным образом называли самые мощные и хорошо укреплённые крепостные башни. Сегодня на вершине «Длинного Германа» находится государственный флаг Эстонии, а во внутреннем дворе замка Тоомпеа – Парламент Эстонской республики.
История
Первоначально строение принадлежало Большой купеческой гильдии — зажиточным и женатым купцам, ведущим оседлый образ жизни, а общество Черноголовых брало здание в аренду. Днем члены братства работали и проводили деловые встречи, а вечером отдыхали — проводили вечеринки и маскарады, выставки и турниры, а также самые разные развлекательные мероприятия. В XVII веке здание стало полностью принадлежать братству.
Строение имело самый лучший в городе зал с прекрасной акустикой, в котором часто выступали знаменитые музыканты. Нередко сюда приезжали русские цари и царицы: Екатерина II побывала здесь три раза, даря каждый раз на память свой портрет, бывал здесь и Петр Первый. Зал украшали парадные портреты русских и шведских монархов.
В 1895 году общество прекратило свою деятельность как сословная корпорация и было преобразовано в немецкий купеческий клуб, который в 1939 году был расформирован после репатриации этнических немцев.
Во время Второй Мировой войны в результате обстрела строение было разрушено. В 1948 году принимается решение разобрать стоявшее в руинах здание. После получения независимости Латвии площадь стала называться Ратушной и в 1999–2000 годах памятник архитектуры был восстановлен.
Состав[править | править код]
Изначально в состав Братства Черноголовых в Таллине входили преимущественно торговцы, ещё не имевшие возможности вступить в Большую гильдию: холостые, те, кто не был по закону независим или не имел предприятия в Таллине. В состав также могли входить ювелиры, аптекари, литераторы и профессора гимназий. Таллинское Братство Черноголовых управлялось двумя старейшинами, избиравшимися из членов Братства. Старейшие члены таллинского Братства («большая скамья») имели свободный доступ в здание Большой гильдии, где они проводили собрания; но после конфликта, имевшего место между Братством и Большой гильдией в 1540 году, они были изгнаны оттуда.
Архитектура Дома Черноголовых
Размеры современного здания составляет около 17 на 25 метров и совпадают с размерами старинной постройки. Центральной частью здания был зал, под которым находилось несколько помещений. Имелся также подвальный этаж и чердак, служивший складским помещением. Здание неоднократно перестраивалось, а последние изменения были выполнены в конце XIX века.
На фасаде здания можно увидеть надпись, смысл которой — «Если меня разрушат, я восстану вновь». Выше размещены четыре аллегорические скульптуры. По атрибутам в руках статуй, можно узнать образы Нептуна и Единодушия, Мира и Меркурия. Скульптуры указывают, что торговля и экономика могут процветать и развиваться только в условиях мира и единодушия, а Братство Черноголовых является организацией открытой для бизнеса.
Над рядом аллегорических образов изображен герб Риги и гербы тех городов, с которыми она вела экономическое сотрудничество — Бремена, Любека и Гамбурга.
Верхняя часть фронтона украшена вазами с ветвями из кованного железа, на которых мы видим золотых птиц и позолоченные цветы. Фасад украшает металлическая карта с флюгером с небольшой кованной и позолоченной скульптурой Святого Георгия на коне. Ниже на фасаде изображены каменные фигуры львов. На верхнем конце фронтона в круглом медальоне мы видим бюст легендарного короля Артура. Под медальоном — три циферблата астрономических часов, показывающие время, дату и день недели, месяц и год, столетие и тысячелетие.
Боковые части верхнего края фронтона украшают каменные скульптуры воинов с копьями и щитами, напоминающие древних германских правителей.
Переулок святой Екатерины
Лавка в переулке святой Екатерины
Несколько лет назад на карте Таллина появился новый переулок – святой Екатерины. Но на самом деле, он очень древний: существовал в Таллине с самого начала, но назывался просто проходом. Сегодня пассаж, как «гадкий утёнок», превратился из захламлённых задворков в прекрасный уголок древнего города. Пришлось расчистить очень много грязи и ликвидировать завод среди монастырских строений.
Здесь кажется, будто время остановилось, и за средневековыми стенами, как и столетия назад, трудятся гончары, ткачи, мастера по коже и стеклу. Это они, свободные художники, энтузиасты и романтики, своими руками расчистили заброшенные помещения, отремонтировали их и стали творить. В подвальчиках пассажа расположены магазинчики-мастерские, где прямо на глазах у прохожих изготавливают витражи, ювелирные, керамические и кожаные изделия. Особенно красиво здесь бывает зимними вечерами в рождественской иллюминации.
В расположенных среди всей этой средневековой красоты домах по-прежнему живут люди! Они едят, готовят ужин, чистят зубы, занимаются сексом, спят, работают за ноутбуками, паркуют свои машины и, конечно, платят очень высокую арендную плату
Не все подъезды закрыты – Вы можете осторожно подняться на лестничные клетки и полюбоваться высокими потолками
Переулок святой Екатерины
Примечания[править | править код]
- Мяэвяли Сулев. Историко-архитектурные памятники Таллина. — «Периодика», 1981. — С. 50-52.
- ↑ Ранну Елена. Прошлое старого Таллина. — 3-е изд. — Perioodika Publishers, 1993. — С. 23-29. — ISBN 978-5-7979-0470-0.
- ↑
- Friedrich Amelung, Ferdinand Wassermann. Geschichte der Revaler Schwarzenhäupter: von ihrem Ursprung an bis auf die Gegenwart: nach den urkundenmäßigen Quellen des Revaler Schwarzenhäupter-Archivs 1, Die erste Blütezeit von 1399–1557. — Ревель: Wassermann, 1885. (нем.)
- Рюссов, Бальтазар. // Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. — Рига: Типография А. И. Липинского, 1879. — Т. 2. — С. 330—331.