Самые красивые церкви россии: шедевры русской архитектуры

Собор Парижской Богоматери


Википедия

Строился этот собор с 1163 по 1345 гг. Его высота 35 м, длина 130, высота колоколен  69. А вот вес главного колокола Эммануэль в восточной башне составляет 13 тонн. К слову, язык у него тоже немаленький и весит 500 кг. Этот колокол звонит с 17 столетия и всегда возвещал о самых важных событиях города. В соборе соединены два стиля: мощный романский и легкий готический. Он не содержит настенной росписи, а единственным украшением являются стрельчатые окна с витражами. Главным символом считается роза прямо над входом, сохранившаяся еще со времен средневековья: ее непременно можно увидеть на любой фотографии из серии «и я в Париже был». На своем веку собор повидал немало: 80 королей, два императора, две мировые войны и Французскую революцию.

Читай также: «Большая реставрация»: В Украине будут восстановлены 100 объектов

15 апреля 2019 года собор охватило мощное пламя. Была утрачена кровля 12 века, шпиль, часы. Каркас уцелел. По словам французского архитектора Жана-Мишеля Вильмотта, стоимость восстановления здания собора будет варьироваться в пределах миллиарда евро.

Лучшие примеры современной архитектуры

 10 место. Танцующий дом (Прага, Чехия)

Эти два здания олицетворяют танцующую пару. Нет, не глюки и не состояние алкогольного опьянения, а танцующую пару. По-крайней мере, так утверждают хорват Владо Милунич и канадец Фрэнк Гери, которые трудились над созданием этих «танцоров».

Здание было построено в 1996 году. В наше время используется в качестве офисного комплекса.

9 место. Павильон Германии (Барселона)

Одним из шедевров современной архитектуры принято считать павильон немецкого архитектора Людвига Мис ван дер Роэ. На первый взгляд ничего принципиально нового в этой конструкции нет

Но возьмите во внимание, что Людвиг возвел эту постройку для международной выставки еще в 1929 году — до того, как подобные проекты прочно вошли в мировую моду

Со временем следы павильона затерялись где-то в Германии, но в конце 80-х его заново отстроили в Барселоне. Для ценителей современной архитектуры эта конструкция что-то вроде Туринской плащаницы: это уже не просто постройка, и символ эпохи.

8 место. Стадион «Птичье гнездо» (Пекин, Китай)

Этот стадион был построен к летним Олимпийским играм 2008 года в Пекине. Строительство началось в 2003 году и обошлось Китаю в 325 миллионов евро и жизни 3 китайцев, погибших во время строительства.

 7 место. Сиднейский оперный театр (Австралия)

Музыкальный театр в Сиднее, пожалуй, одно из наиболее узнаваемых современных зданий. Театр был открыт в 1973 году, а не так давно ЮНЕСКО отнесло Сиднейскую оперу к числу памятников Всемирного наследия.

Всякие умники утверждают, что это здание — яркий пример экспрессионизма, ну а все остальные просто говорят: «Ооо, класс!»

 6 место. Национальный центр исполнительских искусств (Пекин)

Не стадионом одним: Партия взяла правильный курс в работе над имиджем коммунистической столицы и теперь Пекин может похвастаться гигантским стеклянным «яйцом», в котором изначально планировали устроить оперу на 5 500 мест. Но получился центр искусств. Архитектор — француз Поль Андре.

Китайское общество отнеслось к новинке неоднозначно: до сих пор ведутся споры на тему соответствия «яйца» архитектуре Пекина и подозрительно завышенных издержек во время строительства.

 5 место. Музей искусств в Милуоки (США)

Испанский архитектор Сантьяго Калатрава умудрился спроектировать здание, в котором используется только дерево, бетон, мрамор и стекло. Оно было возведено на берегу озера Мичиган в 1957 году.

В здании разместился музей искусств. По задумке, он должен был стать символом послевоенного возрождения. Учитывая его потрясающую конструкцию, думаю, идея удалась.

 4 место. Концертный зал имени Уолта Диснея (США)

В 2003 году в Лос-Анджелесе была открыта крутая концертная площадка. Мало того, что она выглядела довольно классно и авангардно (спасибо великому архитектору Фрэнку Гери), так еще и получила название в честь Диснея.

Хотя внешний вид здания неоднозначно оценивается критиками, внутреннее устройство зала обладает отличными акустическими свойствами — в этом единодушны все.

 3 место. Штаб-квартира CCTV (Пекин, Китай)

Да-да, опять Пекин. Но, в отличие от «Яйца» или «Птичьего гнезда», это здание строилось не ради помпезности — и это здорово. В нем находится главное телевидение Китая.

Построено оно было в 2009 году. Архитекторы: Оле Шерен и Рем Колхас.

 2 место. Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания)

Музей современного искусства в Бильбао выглядит так, как и должно выглядеть подобное произведение. Кто архитектор? Конечно, Фрэнк Гери — тот самый парень, что создал концертный зал Диснея.

Внешние очертания музея напоминают розу, космический корабль, самолет, супермена и котенка. Ладно, котенка не напоминает, но во всем остальном — так и есть.

 1 место. Город искусств и наук (Валенсия, Испания)

В Валенсия есть река Турия. Однажды часть ее русла высушили и забавный испанец по-имени Сантьяго Калатрава сделал проект постройки города искусств и наук. В него вошли 5 зданий: оперный театр галерея, планетарий/кинотеатр, музей и океанографический парк. И все они — шедевры архитектуры, которые имеют полное право войти в наш рейтинг.

El Museu de les Ciències Príncipe Felipe

Все здания обладают оригинальной архитектурой и представляют собой отличный комплекс для отдыха и досуга горожан. Но вершиной композиции города искусств принято считать оперу El Palau de les Arts Reina Sofía:

 Загрузка …

Кёльнский собор (Германия)

Это один из древних храмов мира. Строился и перестраивался на протяжении нескольких веков — примерно с 1248 по 1880 гг., реконструировался бесчисленное количество раз. Сегодня причислен к числу самых высоких зданий на планете Земля. Основными его «сокровищами» являются: ларь св. Энгельберта с мощами архиепископа, посох св. Петра и его дароносица, ларь с мощами трех волхвов, готический церемониальный крест, серебряные кубки и экспонаты XX века, многочисленные статуи. А также резное изображение Миланской Мадонны, считающееся чудодейственным и почитающееся верующими людьми.

Церковь Лас-Лахас


Википедия

Довольно новое сооружение, по сравнению со многими виновниками этой статьи. Основано в 1916 году. Представляет собой базилику, расположенную в 7 км от города Ипиалес в Колумбии, граничит с Эквадором. Это – один из самых популярных среди посетителей храмов Колумбии. Создан в неоготическом стиле на на мосту.

На месте, неподалеку коего сейчас стоит церковь, по легенде находилась пещера. Она пользовалась у местных дурной славой. Но в 1754 году индейская женщина и ее глухонемая дочерь увидели там Богородицу, которая исцелила девочку, а позже – воскресила после смертельной болезни.

На каменной стене возникло нерукотворное изображение женщины, держащей на руках младенца. Пещера стала считаться местом силы, и возле нее в 1794-м была возведена первая часовня, которую позже заменяли другими храмами, пока не появилась церковь Лас-Лахас.

Орган и музыка

Первый орган был построен в 1463 году Энрике де Колония . В 1537 году Мартин де Кордова построил еще один орган, чтобы составить конкуренцию органу Ла Сео .

Гильермо де Лупе и его сын Гаудиозо реструктурировали больший орган между 1595 и 1602 годами; он проделал то же самое с органом в соборе Спаса Сарагосы в 1577 году.

В 1657 году в церкви было несколько органов разного размера и много возможностей. В результате музыкальная деятельность достигла пика в Золотой век Испании ; однако к концу XIX века он начал снижаться.

В средние века певец аккомпанировал певцам дульцианом . Многоголосие в соборе-базилике Богоматери на Колонне впервые было задокументировано в середине 17 века, когда играли «тенор» и «контрабахон». В конце 1600-х годов оркестр, состоящий из менестрелей, согласился работать в церкви Санта-Мария-ла-Майор, предшественнице собора-базилики.

Стоимость билетов в 2021 году

Чтобы купить билеты в храм Саграда Фамилия необходимо обратиться в кассу, либо приобрести их онлайн на официальном сайте. Туристы советуют заранее покупать билеты, это избавит вас от необходимости стоять в огромных очередях у кассы.

Покупая билеты в официальных источниках вы вносите свой вклад в завершение строительства храма, так как часть суммы от покупки перечисляется в соответствующий фонд.

В некоторые виды билетов включена услуга аудиогида. С помощью этого устройства посетители могут прослушать 45-минутную экскурсию на 12 языках, включая русский. Детям младше 12 лет пользоваться аудиогидом запрещается. Если вы не владеете иностранными языками, вариант с аудиогидом будет идеальным, так как экскурсоводы собора, как правило, не владеют русским языком.

Индивидуальные билеты:

  • Лучшие виды (вход в храм + посещение башни + аудиогид) — 33 евро;
  • Работа и жизнь Гауди (вход в храм + посещение музея Гауди + аудиогид) — 27 евро;
  • Экскурсия с гидом (вход в храм + услуги экскурсовода) — 52 евро;
  • Самостоятельный осмотр с аудиогидом — 26 евро;
  • Самостоятельный осмотр без аудиогида — 20 евро.

Групповые билеты:

  • Экскурсия с гидом, группы до 10 человек (вход в храм + услуги экскурсовода) — 27 евро;
  • Лучшие виды (вход в храм + посещение башни + аудиогид) группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 26 евро;
  • Работа и жизнь Гауди (вход в храм + посещение музея Гауди + аудиогид) группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 23 евро;
  • Самостоятельный осмотр без аудиогида, группы должны сопровождаться учителем, либо уполномоченным представителем — 18 евро.

Для заказа билетов для группы необходимо написать письмо по адресу: [email protected]. Бронирование необходимо осуществлять за 15 дней.

Школьные билеты:

  • Образовательный визит с гидом, для групп от 10 до 40 человек (вход в храм + услуги экскурсовода) — стоимость необходимо уточнять при заказе;
  • Самостоятельный осмотр без экскурсовода (вход в храм + аудиогид) — 9 евро;
  • Самостоятельный осмотр без экскурсовода (вход в храм + посещение башни) — 16 евро.

Руслан Валонен

Бесплатный вход:

  • дети до 11 лет;
  • инвалиды + 1 сопровождающий;

Студенты до 30 лет и пенсионеры могут приобрести билеты со скидкой.

Для получения скидки или бесплатного билета нужно обязательно иметь с собой документ, подтверждающий право на льготы.

Билеты, включающие осмотр башни, имеют ряд ограничений: на башни запрещено подниматься детям до 6 лет и посетителям с ограниченной мобильностью и нарушениями зрения. Дети до 16 лет, могут посетить их только в сопровождении взрослых. Восхождение осуществляется с помощью лифта. В целях безопасности работа лифтов может быть ограничена (при сильном ветре или дожде).

Полная информация о билетах и скидках на официальном сайте

Храм Святого Семейства на картах Google (панорама):

Без храма Саграда Фамилия Барселона не была бы Барселоной. Поэтому сначала требуется купить билеты в храм, желательно на утреннее посещение — меньше народу и лучше освещение. На билетах будет проставлено точное время посещения — например, с 10 до 11. Имея билеты на руках, вы проходите без очереди, показываете билеты девушке в стеклянной будке и покупаете у неё же билеты на лифт (каждый стоит 3 евро). Потом идёте до конца направо, там берёте аудиогид и начинаете слушать его. На кнопку номер 1 можно не нажимать — там просто приветствие и благодарность за посещение храма, начинайте сразу со второй. Когда вы зайдёте в храм, то справа будет лифт — поднимитесь на нём до верхушки одной из башен, впечатлитесь от высоты и спускайтесь пешком — увидите много интересного. Когда спуститесь, снова включайте аудиогид и слушайте, гуляя и рассматривая всё то, о чём он рассказывает. На посещение храма уходит приблизительно 4 часа. Эксперт Мария Белова

Екатерина

Правила посещения храма:

  • на входе вас могут попросить предоставить к осмотру большие сумки, рюкзаки, чемоданы;
  • на территории церкви запрещено шуметь, курить и есть. Употреблять еду и напитки можно только за пределами здания;
  • вход с профессиональным фото-и видеооборудованием запрещен.

Поскольку Саграда Фамилия является действующим храмом, при посещении необходимо соблюдать соответствующий религиозным канонам дресс-код:

  • запрещается посещать церковь в головных уборах, за исключением религиозных и необходимых по медицинским показаниям;
  • нельзя приходить босиком;
  • запрещено приходить в прозрачной одежде, платьях и кофтах с глубокими вырезами, открытой спиной;
  • нельзя входить в шортах и юбках, которые не закрывают, по крайней мере, половину бедра.

Руслан Валонен

Архитектура

Собор святого Петра в Риме – сейчас самый большой храм в христианском мире: 

  • его площадь более 15000 кв. м (длина 186, ширина 137,5 м); 
  • храм вмещает до 15000 верующих; площадь св. Петра – еще около 60000; 
  • богослужение совершается на 44 престолах. 

Над проектами грандиозного здания работали последовательно: 

  • Донато Браманте, обессмертивший свое имя именно этим проектом; собор задумывался по форме так называемого «греческого», равностороннего креста; тем самым архитектор пытался соединить архитектурные традиции католического Запада и православного Востока, воплощая мечту о будущем соединении частей некогда единой Церкви; 
  • Рафаэль Санти, переделавший проект под форму латинского креста с одним длинным концом; 
  • архитекторы Бальдассаре Перуцци и Антонио де Сангалла, принявшие решение о прямоугольной форме здания, так называемой базиликальной; 
  • наконец, Микеланджело Буонаротти, который все же вернулся к греческому кресту, но пристроил ко восточному входу длинный портик со множеством колонн. 

Однако в начале XVII в. архитектор Карло Мадерна все же вернул здание к форме латинского креста. 

Особенности купола 

Купол собора

Купол проектировался Микеланджело как своего рода архитектурная кульминация всего здания. Он окружен 4 куполами меньшего размера и возносится на 138 м. 

Карло Мадерна, правда, изменил замысел купола, сделав смысловым центром фасад, тогда как купол виден входящим лишь издалека

Ныне великолепный вход – практически первое, на что обращает внимание паломник: 

  • поражают 8 мраморными колонн; диаметр каждой из них 3 м; 
  • над входом высятся статуи Христа и апостолов (кроме Петра), высота каждой более 5,5 м; 
  • по центру фасада – так называемая Лоджия благословения, балкон, с которого Папа обращается к верующим. 

Храм Гроба Господня. Израиль

Храм Воскресения Христа в Иерусалиме поставлен, согласно Святому писанию, на месте погребения, а затем чудесного воскрешения сына божьего.

В архитектурном плане храм является вершиной романского стиля с красивейшими арочными сводами, оконными арками, капителями, алтарями и многочисленными реликвиями.

Культовое сооружение разделено между шестью мировыми церквями, поэтому является популярнейшим центром паломничества верующих всего христианского мира. Во избежание конфликтов для представителей различных конфессий строго определены часы посещения и проведения церемониалов.

В известном всему мире храме в канун Пасхи сходит Благодатный огонь.

2

6. Ват Ронг Кхун, Таиланд

Еще один представитель Таиланда в нашем списке известных храмов мира. Ват Ронг Кхун отличается от других религиозных строений в стране наличием мозаики из стекла и белым цветом конструкций. Основателем храма стал известный тайский художник, в течение 20 лет собиравший средства. Ориентир на белый цвет связан с чистотой Будды. Фундамент начали закладывать еще в 1997 году, а по окончанию комплекс должен включать 9 зданий, среди которых часовня, павильон, монастырь и другие. Комплекс еще строится, но уже сегодня Ват Ронг Кхун становится местом паломничества туристов. В Белом храме удалось совместить буддийскую культуру с актуальными дизайнерскими решениями.

Собор Святого Вита в Праге


Википедия

Читай также: Лучшие музеи мира: Где и за сколько окунуться в историю человечества

Главное религиозное сооружение чешской столицы, которое находится на гористом берегу Влтавы в Пражском граде, строилось шесть веков – с 1344 г. до 1929 г. Соответственно, та часть собора, что строилась раньше – классическая готика, а уже ближе к концу строительства – неоготика. Архитекторы сменяли друг друга, каждый добавлял убранству и внешнему виду собора что-то свое, войны и периодически возникающие проблемы со средствами ставили строительство на паузу – сегодня же это один из самых популярных туристических объектов в Праге, погребальница чешских монархов и пражских архиепископов.

Свято-Троицкая лавра в Сергиевом Посаде

Самая почитаемая православная святыня России — Свято-Троицкая Сергиева лавра. Была основана Сергием Радонежским 1337 году на холме Маковец. На ее территории находится несколько самых красивых церквей и храмов России, у каждого из которых своя интересная история.

Троицкий собор является первым храмом лаврского монастырского ансамбля. Именно для него Андрей Рублев написал свою знаменитую «Троицу». Церковь возведена в 1423 году и снаружи представляет довольно аскетичное здание. На стенах собора до сих пор сохранились оригинальные фрески.

В храме хранятся мощи его основателя, Сергия Радонежского.

В 1585 году на территории обители, на месте обветшалых монашеских келий, был выстроен Успенский собор. Возводился храм по личному указу Ивана Грозного, как обычно и множество храмов того времени, в честь взятия Казанского ханства. Пятиглавое кирпичное здание является самым большим и монументальным в обители.

В 1637 году с западной стороны лавры была возведена шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, которая была отведена под больничные палаты монастыря. Выразительное оформление фасада с помощью изразцов делает церковь одним из интереснейших памятников XVII века.

Также одним из самых больших и благолепных в лаврском ансамбле считается Трапезный храм. Он уникален своей цветной росписью, резьбой колонн, парапетом с чередой скульптурных раковин.

Церковь выстроена в 1692 году в модном стиле того времени — барокко. Здание выстроено на большом склоне и возведено на подклет, из-за чего кажется приподнятым над землей.

Над всей монастырской лаврой возвышается 88-метровая колокольня, выполненная в сочетании белого и бирюзового цвета, возведенная в 1770 году. Специально для нее тульский мастер И. Кобылин изготовил часы с курантами, которые проработали беспрерывно 120 лет, позже были заменены более новыми.

С появлением в обители четырехъярусной колокольни монастырский ансамбль получил свое закономерное завершение. После масштабной реконструкции и заново отлитых колоколов звонница находится в своем первозданном великолепии.

История собора Саграда фамилия в Барселоне

Строительство началось в 1882 году, в то время храм находился в 7 км от города. Вместе с тем, вскоре в результате финансового конфликта первый архитектор собора Франсиско де Вильяра отказался продолжить работу и в 1883 году возведение собора было поручено тогда уже известному талантливому зодчему Антонио Гауди.

Архитектор полностью изменил проект и начал возведение храма в соответствии со своим видением и своими оригинальными решениями. С этого времени вся жизнь Антонио Гауди была связана с главным его творением — собором Саграда Фамилия. Храм стал не только его мастерской, но и кровом. Гауди не создавал строения по заранее написанному плану, а все свои мысли носил в голове. Когда же появлялись новые идеи, проект изменялся и собор перестраивался. Это требовало постоянного присутствия архитектора, в результате несколько лет Антонио Гауди жил в своем детище, ночуя в одной из келий.

Первый фасад Рождества, в основном, был построен при жизни архитектора, а полностью завершен лишь в середине 50-х годов XX века.

Архитектор погиб в 1926 году в возрасте 74 лет. Гауди шел на службу в близлежащий храм, задумался и попал под трамвай. После его смерти руководил работами его ученик Доменек Сугранес, а затем в строительстве участвовали многие другие известные архитекторы. Их имена можно прочитать на табличке одного из фасадов храма.

Строительство фасада Страстей, четырех его башен, а также внутренняя и внешняя отделка велось с 1954 года вплоть до конца XX века. Затем началось возведение фасада Воскресения, четырех его башен, а также главной башни Христа и колокольни в честь Девы Марии.

Дата окончания строительства уже несколько раз переносилась. Работы ведутся только на пожертвования верующих людей и поэтому затянулись на такой долгий срок.

Библиография и источники

  • Бризак, Кэтрин (1994). Le Vitrail (на французском). Париж: Мартиньер. ISBN 2-73-242117-0.
  • Дуванель, Морис (1998). La Cathédrale Notre-Dame d’Amiens (на французском языке). Éditions Poire-Choquet. ISBN 2-9502147-5-4.
  • Lours, Матье (2018). Dictionnaire des Cathédrales (на французском языке). Издания Жан-Поль Жиссеро. ISBN 978-27558-0765-3.}}
  • Plagnieux, Филипп (2003). Собор Парижской Богоматери (на французском языке). Éditions du Patrimoine, Центр национальных памятников. ISBN 978-27577-0404-2.
  • Саки, Жан-Батист Морис де (1770). Histoire des évesques d’Amiens (на французском языке). Абвиль: Veuve de Vérité Libraire.
  • Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3.

Библия в камне

Гауди до предела насытил свое творение христианскими символами. Основное средство выражения авторских идей – необычные скульптурные группы и барельефы. Подражая разнообразию природы, скульптор насытил фасады храма фигурами ангелов и птиц, грибов и растений, черепах и фантастических животных.

Внешний вид Саграда Фамилия

Воздушная конструкция собора Святого Семейства состоит из множества интересных деталей: улиток и морских коньков, лиан и цветов.

Высота собора – 170 метров: на 60 см ниже горной вершины, возвышающейся над Барселоной. Архитектор считал, что творение рук человеческих не должно превосходить то, что создал Господь. Каждый из трех фасадов украшен четырьмя криволинейными шпилями высотой 115 метров, так чтобы получилось 12 вершин.

Отличительная черта стиля Гауди – причудливое сочетание природной и рукотворной красоты. Для зодчего это была не просто церковь, а грандиозная книга, созданная в камне. И читать эту книгу призваны все посетители, которые замирают от восхищения, глядя на величественное сооружение.

Центральная, самая крупная башня с сияющим крестом и четырьмя шпилями вокруг, – символ Христа и Евангелистов: Луки, Матфея, Иоанна и Марка. Детали скульптур выполнены максимально реалистично. Вид собора, массивный и величественный, производит неизгладимое впечатление.

Фасад Рождества Христова

Фасад Рождества с башнями-колокольнями веретенообразной формы выполнен в стиле модерн под руководством Гауди. Помпезный, самый светлый и радостный, он рассказывает историю появления на свет Христа. Оформляя этот фасад, Гауди использовал прием готической архитектуры – стремление к небу.

Главное украшение стены – скульптурное изображение трех христианских добродетелей: надежды, веры и милосердия. Четыре остроконечные башни посвящены библейским апостолам: Варнаве, Иуде, Симону и Матфею.

Поверхность фасада покрыта сложнейшим каменным узором: обручение Марии, рождение Иисуса, поклонение волхвов и благовест. На столбах, разделяющих стену на три части, – изображения испанских королей и высеченная в камне родословная Христа. Скульптурные группы, расположенные на фасаде Рождества, изваяны Гауди в натуральную величину.

Врата фасада обильно украшены лепниной – каменными цветами, птицами, насекомыми и животными. Вся природа, по мнению архитектора, радостно встречает пришедшего в мир Спасителя, родившегося в яслях.

Главный портал выполнен в виде ствола пальмы, увитой лентами предков Иисуса. Над порталом – скульптурная группа с изображением Святого Семейства (по-испански Саграда Фамилия).

Фасад Страстей Христовых

Напротив фасада Рождества – юго-западная стена храма, покрытая многоугольными рельефами Страстей Христовых. Центральная фигура фасада – изображение Мессии, распятого на кресте. Здесь же – магический квадрат, сумма цифр которого в любой комбинации равна 33 – возрасту смерти Иисуса.

Барельефы фасада повествуют о главных человеческих грехах, поэтому должны вызывать чувство страха. Измождённые фигуры людей смотрятся особенно ярко при необычной градации света и тени скульптур. Каменные изваяния показывают страдания Христа: Тайную вечерю, Поцелуй Иуды, сцену бичевания Христа.

Выразительны барельефы, связанные со смертью и погребением Спасителя: Суд над Христом, Понтий Пилат, умывающий руки, Путь на Голгофу и Распятие Христа.

Главный вход обозначен бронзовой дверью, на полотнах которой – тексты из Нового Завета. Последователи Гауди, начав возводить фасад Страстей в 1954 году по его проекту, составленному ранее, отдали должное великому архитектору.

Антонио Гауди изображен на фасаде Страстей Христовых в образе старца-евангелиста. Скульптура сделана по последней фотографии мастера за два года до смерти.

Фасад Славы, или Воскресения

Завершается евангельская история в камне главным событием Нового Завета – Воскресением Христовым, победой жизни над смертью. Основной сюжет истории – вечное противостояние человеческих грехов и добродетелей.

Стена Славы, посвященная жизни Мессии на небесах, – заключительный элемент собора Саграда Фамилия. Сюда, на самый крупный фасад, в будущем перенесут центральный вход.

Строители возводят 7-колонный портик – символ даров Святого Духа, и башенные колокольни. Верхнюю часть сооружения украсят скульптурные изображения Троицы и ветхозаветные тексты о Сотворении мира. Прямо над ними – устрашающие картины Преисподней и обычных людей, занимающихся праведным трудом.

Фасад украшают башни, выполненные по принципу жалюзи. Благодаря многочисленным просветам в изящных башнях, звук церковных колоколов волнуется, изысканно переливаясь. Дуновение ветра вызывает в башнях мелодичные звуки.

Легенды и факты

Гауди ответственно подходил к работе, фонтанируя идеями, рисуя абстрактные картины, перестраивая и открывая для себя новые возможности. Он был настолько вдохновлён, что мечтал создавать самые реалистичные объекты. Например, для слепков младенцев он использовал реальных мертворожденных детей, а животных для этой же цели на время усыплял хлороформом.

В 2008 году 400 (!) известных деятелей искусства выступили с резкой критикой строительства, которое, по их мнению, превратилось в туристический аттракцион и уже давно не имеет ничего общего с изначальными задумками Гауди.

Тем более, если подсчитать количество туристов, посещающих достопримечательность, и сложить все потраченные ими деньги, то, возможно, уже можно было бы построить несколько похожих храмов.

Фасад Страстей местные жители называют «Звездными войнами» из-за сходства фигур римских легионеров с воинами из упомянутого фильма. На самом деле похожих персонажей можно наблюдать на крыше здания La Pedrera, также спроектированном Антонио Гауди.

Кафедральный собор Барселоны.

На территории храма во время строительства была возведена школа для детей рабочих, которые были на занятиях рядом с отцами, работающими на одном из самых грандиозных проектов Европы. Впоследствии школу перенесли на другое место.

Саграда Фамилия — не главная церковь Барселоны. Кафедральный Собор находится в другом месте, а Саграда с 2010 года является базиликой и не местом резиденции епископа, то есть обычным храмом (если можно вообще употребить слово «обычный» в отношении подобного архитектурного шедевра).

Каждая из башен, будущих и уже построенных, имеет своё значение. Всего их должно быть 18 и они символизируют 12 апостолов, 4 евангелиста, Деву Марию и самого Иисуса Христа.

Сент-Шапель (Франция)

Святая капелла, расположенная на острове Консьержери, была возведена по указу Людовика Святого в 1242-48 годах для хранения священных реликвий, привезенных крестоносцами из разграбленного Константинополя. Считается одной из красивейших готических церквей небольшого размера. Самые интересные предметы, которые здесь хранятся, это: статуи апостолов и витражи, созданные еще в XIII веке.

Ранее здесь находились «Терновый венец с головы Иисуса Христа», частицы креста Господня и копье Лонгина, но после французской революции они были перевезены в иные места. Сегодня в храме проводятся реставрационные работы, однако это никак не сказывается на популярности достопримечательности у туристов. Они приезжают сюда, чтобы полюбоваться красотой величественных сводов и иллюстрациями сцен из Нового и Старого Завета.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не Анапа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: