Пале-рояль

Парк Пале-Рояль

Бывший во времена Людовика XIV и его брата одним из самых шумных мест Парижа, ныне парк Пале-Рояль — оплот тишины, неспешности и умиротворения. Сад расположен за зданием дворца и стоит в окружении 4-этажных особняков с аркадами. При герцоге Орлеанском именно здесь располагались знаменитые торговые галереи.

С 1786 по 1911 год ровно в полдень пушка производила выстрел, при помощи остроумного оптического механизма Руссо. А потом Франция перешла на исчисление времени по Гринвичу, и сигнал отменили. Традицию возродили в 1990 году, но случилась другая напасть – в 1998 году пушку украли. С 2011 года новая пушка вновь стала давать залп в полдень, но только по средам. За это ответственен пиротехник Пале-Рояль.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Индивидуальные экскурсии в Париже

Пале-Рояль — грандиозное творение архитектурной мысли, в стенах которого вращались высшие круги Франции. Поскольку исторические интерьеры все равно не сохранились, осмотреть дворец снаружи интереснее всего. Полюбуйтесь классическими фасадами и современными инсталляциями, прогуляйтесь по аллеям сада. Разочарованными вы точно не останетесь!

Приятных прогулок!

Пале-Рояль с 1900 г. до наших дней

Единственная важная трансформация, произошедшая с комплексом в это время, это переделка Орлеанской галереи в 1933 г. С декоративными целями она была уменьшена до боковых портиков; бутики и стеклянное покрытие снесены, тем самым во дворце стало светлее и свободнее.

Торговля в галереях в 20 в. приходила в упадок, но в начале 21 в. опять стала иметь успех. Самым старинным магазином сейчас является бутик декора (Bacqueville, « le duc de Chartres »); он на этом месте со времен Реставрации и стал уже одним из символов Пале-Рояля.

В 1959 г. в крыле Монпансье расположился Конституционный совет, созданный по Конституции 1958 г., а в крыле Валуа – новое министерство культуры.

В зданиях, принадлежащих комплексу, жили такие французские знаменитости, как актриса и писательница Колет и поэт, художник, драматург Жан Кокто.

По инициативе министерства культуры в 1985 г. на парадном дворе появилось произведение современного искусства – колонны Бюрена. Как обычно, новое и оригинальное принесло споры в общество. Сейчас эти колонны составляют часть туристического Парижа. Эта инсталляция состоит из множества разноуровневых мраморных колонн в черно-белую вертикальную полоску, таких «пенёчков» посреди двора старинного королевского дворца, а также подземного фонтана и световых иллюминаций. Композиция называется «Два плато».

В течение последних лет части дворца планомерно реконструируются.

В июне 2015 г. Пале-Рояль был выбран местом для «ужина в белом», который ежегодно проводится в каком-нибудь публичном месте.

Принципы правления Ришелье

Политическая и управленческая деятельность кардинала была направлена на укрепление монархии, подавление сепаратизма и своенравия дворян. Кстати, именно по инициативе Ришелье были запрещены дуэли, происходит борьба с обособленностью территорий, что должны были подчиняться французским властям.

Кардинал сумел создать первую в Европе крупнейшую шпионскую сеть. Он организовал принцип управления на местах, а также приказал всем дворянам, попавших под подозрение в действиях против королевской власти, убрать укрепления у своих замков (дабы они не превратились в оплот оппозиции).

Кардинал Ришелье представляет художника Никола Пуссена Людовику XIII

Как вы понимаете, этим преобразованиям были рады далеко не все. Но сам Ришелье был честен — он отстаивал интересы монархии и стремился к спокойной жизни государства — без войн и мятежей.

Действия и успех Ришелье стали причиной появления массы врагов. Несколько раз на жизнь этого человека покушались, однако удача не отворачивалась от могущественного кардинала. В дальнейшем именно ряд покушений подтолкнул Ришелье к созданию собственной охраны — гвардии, которая в дальнейшем разрослась до целого полка.

Валерий Булат «Ришелье»

Что интересно, оказаться среди гвардейцев кардинала мечтали многие военные. Жалование представители гвардии Ришелье получали из его личных средств, благодаря чему оплата всегда производилась в срок (чего нельзя сказать о службе прославленных мушкетёров).

В “Мемуарах” Франсуа де Ларошфуко отмечается:

Анри-Поль Мотт «Кардинал Ришельё при осаде Ла-Рошели»

Кардинал Ришелье ушёл из жизни в возрасте 57 лет, скончавшись от обострившегося гнойного плеврита. Он до последних дней работал на благо государства. И пусть он действительно был неоднозначной личностью, заслуги Ришелье перед Францией сложно переоценить.

На что посмотреть в Пале-Рояль сегодня

Театр Пале-Рояль

Сад и галереи были открыты для публики и стали одними из главных достопримечательностей в Париже. Их посещали знать, аристократы, средний и низший класс. Аркады приютили в себе 145 бутиков, парикмахерские, книжные магазины, музеи, кафе и рестораны. В Гранд Вефур находится первый ресторан в Париже, который открылся в одном из залов игровых автоматов в 1784 году. Приобретен Жаном Вефуром в 1820 году он все еще работает сегодня. Наполеон и Виктор Гюго были среди известных французов, которые там обедали.

Также в Пале-Рояль входит один из самых популярных театров в Париже – театр Пале-Рояль, который использует труппы Мольера с давнего 1660 года. После смерти Мольера композитор Жан-Батист Люлли взял ношу для создания своей Королевской Академии музыки. Ее официальное название – Парижская опера. На юго-западном углу дворца расположен знаменитый театр Комеди Франсез, спроектированный Виктором Луи и сооружен в период между 1786 и 1790 годов.

Дворец был конфискован в 1793 году и назывался “Пале дю Трибунал”. При реставрации Бурбонов, здание вернулось во владения семьи Орлеана. Во время правления Наполеона III дворец был местом для семьи Бонапарт. Сегодня комплекс Пале-Рояль включает в себя Государственный совет, Конституционный совет и Министерство культуры.

Сад Пале Рояль

Сад в Пале-Рояль

Сад Пале-Рояль – это единственный сад в Париже классифицируемый как “замечательный сад” французского Министерства культуры. Он граничит с Пале-рояль и соседними сводчатыми галереями. Сад – это тихая гавань в столице Франции, не далеко от оживленных магистралей авеню де Л’опера и Рю де Риволи.

С площадью в 20,850 м2, сад возвели в 1633 году Пьером Десгостом для Ришелье и переоборудован по проекту Андре Ленотра в 1674 году. Герцогиня Генриетта хотела, чтобы он был лучшим из декоративных садов столицы. Сад содержит около 500 деревьев, в том числе четыре двойных ряда лип посаженных в 1970-х.

В центральной части сада находится фонтан и водяная струя. Центральный сад имеет два длинных газона, который окружен клумбами, разработанных американским садовником Марком Рудкиным. Большой внутренний двор дворца (курдонер) отделен от сада двойным рядом колонн.  Длинный сад граничит с четырьмя аркадами галерей: галерея Монпансье (Запад), галерея Божоле (север), галерея Валуа (Восток) и галерея Орлеан (юг).

«Комеди Франсез»

Театр был устроен в Пале-Рояле по распоряжению кардинала Ришелье. Для этого архитектор Жак Лемерсье использовал восточное крыло дворца. Открывшийся в 1641 году театр назывался Большим залом Пале-Кардиналь. Здесь в 1660-1673 году, чередуясь с итальянскими актерами, играла труппа Мольера и ставились его комедии. После смерти великого комедиографа в 1763 году «Парижская опера» под управлением Люлли вытеснила мольеровский театр. После пожара 1781 года для оперы было построено другое здание, а дворцовое крыло отстроено заново для театра «Комеди Франсез», основанного Людовиком XIV.

На тот момент в Париже работало два конкурирующих, театра: «Отель Генего», мольеровская труппа, представляющая комедии, и «Бургундский отель», где ставились трагедии. Декретом Людовика XIV обе труппы были объединены в единый театр, который открылся в 1680 году. Сегодня здесь представлен исключительно французский классический репертуар.

Золотой век Пале-Рояль: эпоха Регентства

После смерти Людовика XIV его единственным наследником оказался правнук – пятилетний Людовик XV. Регентом до его совершеннолетия в 1715 – 1723 гг. был назначен племянник Людовика XIV, Филипп, герцог Орлеанский. Пале-Рояль становится в это время центром политический и культурной жизни страны, отодвигая Версаль на второй план.

Филипп Орлеанский переделывает дворец, его совершенствованием занимается архитектор Оппенор, один из основателей стиля рококо.  Дворец того времени состоит из больших покоев, столовой, парадной комнаты, большого кабинета, где принимаются послы, малых покоев регента, покоев герцогини Орлеанской. Галерея Энея, расписанная Антуаном Койпелем, с 14 большими композициями, изображающими сцены из Энеиды Вергилия, считалась одной из главных достопримечательностей французской столицы.

Филипп Орлеанский был большим ценителем искусства, меценатом. Он собирает в Пале-Рояль значительную коллекцию живописи, вторую по ценности после королевской, насчитывающую более чем 500 произведений знаменитых художников. Эта коллекция будет продана в 1788 г. его потомком Филиппом Эгалите.

Официальные и очень шикарные приемы проходят в Пале-Рояль. В то время Опера располагается прямо во дворце. Зимой во дворце даются балы три раза в неделю. Регент развлекается там инкогнито; на празднествах обязательно ношение маски.

Пле-Рояль в 1739

После смерти регента дворец живет спокойной жизнью. Единственное, что предпринимает его наследник, — это реставрация садов. Парк открывают для публики, но для плохо одетых и для прислуги в ливреях вход туда запрещен. Он становится любимым местом для прогулок парижан. Опера, где Сервандони декорирует залы, была местом встреч высшего общества. Она сгорела в 1763 г., пожар затронул и часть дворца. Под давлением герцога Орлеанского король приказал реконструировать Оперу на том же месте. Новая Опера открылась в 1770 г., став шедевром архитектора Глюка, но также сгорела в 1781 г.

В окружении тишины

Добраться до Королевского дворца совсем не сложно. Путь лежит от столичной станции метро Palais-Royal-Musee-du-Louvre. По соседству с замком располагаются четырехэтажные дома, где расположены бутики и магазинчики. Их крохотные витрины наполнены парфюмерией, косметикой ручной работы, антикварными сувенирами и предметами быта. Встречаются и магазины с одеждой, продуманной именитыми дизайнерами до мелочей.

Это место в свое время изобиловало писателями и поэтами, художниками и скульпторами. В частности много лет в окрестностях замка провела известная французская писательница Колетт. Сейчас здесь тихо, людей немного. Это место является популярным местом для первых фотографий молодых семейных пар. Практически ничего не напоминает о порочном прошлом Пале-Рояль, об окружавших его публичных домах, увеселительных заведениях и игорных клубах.

Со времен реконструкции во внешний вид Пале-Рояль не было внесено практически никаких новых элементов. Лишь спустя годы здесь выросли знаменитые колонны. Установление колонн стало причиной многочисленных забастовок и митингов, однако, в конечном итоге, они обрели свое место. Попасть на территорию легендарного дворца возможно. В здание прохода нет, но вот побродить по его пышному саду и посмотреть на величественный фасад вполне реально.

Каждому туристу, собирающемуся в ближайшее время посетить прекрасный город Париж, обязательно стоит внести в свой маршрутный лист посещение Королевского Дворца. Пале-Рояль стал свидетелем событий и людей, вершивших историю. Здесь определялись человеческие судьбы, начиналась и заканчивалась жизнь великих монарших особ. Именно здесь зародился дух Великой Французской Революции, повлекшей огромные перемены в жизни целого народа. Дом прошел путь от владения могущественным кардиналом до перехода в руки особ голубых кровей. Будучи сожжённым, особняк возродился, подобно птице феникс, восставшей из пепла.

Заказать экскурсию по Парижу всегда можно у нас [email protected]

Театр Комеди Франсез

Повествуя о великолепии и богатой истории дворца, нельзя обойти стороной знаменитый на весь мир Театр Комеди Франсез. Легендарный репертуарный театр на содержании муниципалитета со всей труппой располагается в стенах Королевского дворца. Этот театр – один из старейших в истории Франции. Основан был по указу правящего короля Людовика Девятого в 17 веке. Властью монарха две труппы театра трагедии и театра комедии были объединены в одну. Известен театр и под другим названием – Театр Мольера, поскольку именно его трупа выступала в здании ранее.

Во время Французской революции театр был закрыт, а труппа распущена. Позднее, во время правления Наполеона Бонапарта, деятельность театра была восстановлена в полной мере. Именно на основании устава, одобренного императором, театр работает и по сей день. Труппа является гастролирующей. За время своего существования актеры посетили множество стран, в том числе и Советский Союз.

Наследие кардинала

Когда в 1624 году кардинал де Ришелье занял пост первого министра и главы правительства Людовика XIII, он подыскивал достойное своему положению обиталище в непосредственной близости от Лувра. Им стало крупное поместье Анжен с несколькими зданиями, садом и оборонительными сооружениями. Для реконструкции дворца Ришелье привлек одного из лучших парижских архитекторов Жака Лемерсье, который виртуозно соединил элементы классицизма и барокко.

Работы велись с 1633 по 1639 год, а когда строительство было закончено, дворец, получивший название Пале-Кардиналь, составил конкуренцию жилищу французских королей. Площадь Лувра в те времена был в раза четыре меньше, а внешний облик гораздо скромнее нынешнего. Людовик XIII этим обстоятельством был весьма недоволен, но кардинал дипломатично решил инцидент, составив завещание, по которому его дворец переходил в пользу короля.

После смерти Ришелье в декабре 1642 года Людовик XIII полгода владел пышной резиденцией кардинала, дожив до мая 1643 года. Вдовствующая супруга короля Анна Австрийская, регентша пятилетнего Людовика XIV, переезжает с юным королем и его трехлетним братом в Пале-Кардиналь. Королева, вечная противница Ришелье, переименовывает Пале-Кардиналь в Пале-Рояль. Дворец также становится обиталищем кардинала Мазарини, министра Франции и протеже Анны.

Будущий Король-Солнце провел в этих апартаментах все детство, но покинув дворец, он никогда в него не возвращался. Однако один из флигелей монарх предоставил в распоряжение своей официальной фаворитки герцогини Луизы де Лавальер. А в 1680 году, согласно декрету монарха, при Пале-Рояль был основан театр «Комеди Франсез».

Центральные острова

Когда-то островов Парижа было много, но на протяжении веков они были объединены или присоединены к материку. Сегодня есть только два соседних острова, образующих центр Парижа, Иль-де-ла-Сите и остров Сен-Луи , а также искусственный остров Лебедь .

Нотр — Дам де Пари собора

Иль-де-ла-Сите

Самый западный из этих двух островов, Иль-де-ла-Сите, является сердцем и истоком Парижа. Его западный конец занимал дворец с римских времен, а его восточный конец был посвящен религии, особенно после постройки в 10 веке предшественника нынешнего Нотр-Дама . Земля между ними до 1850-х годов была в основном жилой и коммерческой, но с тех пор она была заполнена городской префектурой полиции , Дворцом правосудия , больницей Отель-Дьё и Торговым судом . Только самая западная и северо-восточная оконечности острова остаются жилыми сегодня, и в последней области сохранились некоторые остатки канонических домов 16-го века .

Иль-Сен-Луи

Этот остров является исключительно жилым и первоначально использовался для выпаса рыночного скота и заготовки древесины. Один из первых примеров городского планирования во Франции, он был нанесен на карту и построен из конца в конец во время правления Генриха IV и Людовика XIII в 17 веке . На этом острове есть узкие улочки с односторонним движением и нет станции метро.

Королевский дворец и Людовик XIV

По завещанию кардинала после его смерти дворец отошел к королю. Через год умирает и король, оставляя королем малолетнего сына Людовика XIV. Регентша – мать короля Анна Австрийская – переезжает из неудобного для жизни Лувра в кардинальский дворец. Здесь же есть сад, в котором могут играть дети – король и его брат. Кардинальский дворец становится Королевским.

Здесь восьмилетний король переживет самые страшные моменты своей жизни, которые наложат отпечаток на всю последующую жизнь и предопределят его нелюбовь к Парижу и переезд в Версаль. Мятежи Фронды вынудят королевскую семью в спешке бежать из дворца.

В 1692 г. король отдаст Пале-Рояль своему брату, Филиппу Орлеанскому.

Первые шаги в духовенстве

Но стать военным Арману было не суждено. К тому времени единственным источником доходов для семьи Ришелье становится должность епископа Люсона, которую некогда пожаловал Генрих III. Арман был единственным мужчиной, что мог унаследовать это звание, а потому пришлось сменить шпагу на сутану. Впрочем, вряд ли он сам в дальнейшем жалел о таком жизненном повороте.

Поговаривали, что 17-летний Ришелье, прибыв к Папе Римскому для получения должности епископа, солгал о своём истинном возрасте, добавив пару лет. В дальнейшем юноша раскаялся в содеянном, но уже тогда он понял, что порой не стоит быть слишком избирательным в средствах для достижения цели.

Шарль Эдуар Дело «Ришельё и его кошки»

Что примечательно, при получении духовного звания за юного Ришелье лично ходатайствовал король. Это породило массу самых разных слухов, но сам Арман относился к домыслам и пересудам вполне спокойно.

За несколько лет Люсонская епархия под управлением Ришелье смогла избавиться от нищеты и долгов. Благодаря проведенным реформам были построены кафедральный собор и резиденция епископа. Положение дел начинало явно улучшаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не Анапа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: