Лалибела — Новый Иерусалим
Чтобы рассмотреть все 11 храмов, нужно вскарабкаться по склону горы наверх или подняться на вершину на муле. Кирпично-красный туф, из которого вырезаны церкви, гармонирует с зеленью окружающих холмов и голубым небом. Храмы не построены, а как бы «выкопаны» из толщи песчаника. Вначале мастера вырубали в скалах огромные четырёхугольные отверстия и прямоугольные монолитные блоки, служащие «заготовками» для будущих церквей. Потом из цельной скалы вырезали окна, колонны и скульптуры. Церкви находятся на разных уровнях и связаны между собой подземными переходами.
Церковь Св. Марии
Такое расположение позволяет совершать богослужения круглый год даже в сезон дождей, когда затапливаются отдельные храмы. По преданию, многие святилища Лалибелы имитируют облик зданий Иерусалима. Некоторые объекты в Лалибеле носят библейские названия, здесь есть свой «священный» ручей Иордан. Несмотря на то, что почти все жители исповедуют православие, в настенной живописи и барельефах скальных церквей Лалибелы причудливо переплетаются христианские и языческие элементы. Наряду с греческими и римскими крестами, здесь высечены пентаграммы, символизирующие пять крестных ран Христа, и свастика, характерная для восточных орнаментов.
Бет Амануэль
Самое крупное сооружение Лалибелы — храм Христа Спасителя, достигающий 33 метров в длину и 11,6 метров в высоту, увенчан 28 массивными колоннами. В нём хранится одна из главных святынь Эфиопии — ритуальный крест из железа, латуни и меди, принадлежащий царю-монаху Лалибеле. А в церкви Голгофы покоятся мощи самого святого. Многие паломники стремятся попасть в этот храм, чтобы попросить у Лалибелы покровительства и защиты.
Уникальные христианские церкви в скале в Эфиопии
1 оценило
Лалибэла или Лалибела — это город в Африке на севере Эфиопии, известный своими древними христианскими церквями, высеченными в камне.
Крест Лалибэлы
Далеко, на самом севере Эфиопии есть прекрасный древний город Лалибела. Он славится по всему миру тем, что в нём сохранились великолепные монолитные церкви разных размеров и структур. Как утверждает большинство археологов, побывавших здесь, эти церкви были возведены примерно в 12 и 13 веках.
По замыслу, Лалибэла должна была стать Новым Иерусалимом, так как Иерусалим был захвачен мусульманами в 1187 году. Многие из храмов имеют названия и конструкцию зданий Иерусалима, а протекающую рядом реку называют Иорданом.
Описание церквей Лалибелы
Храм Христа Спасителя
Все церкви города Лалибела высечены из скал и всего в Лалибеле 11 церквей.
Самым красивым и огромным символом этого города является храм Бете Медане Алем. Его украшают большие величественные колонны, а вся церковь просто высечена из одной глыбы огромных размеров. Мастера Лалибелы просто стесали весь лишний камень, сотворив храм.
Также в городе найден необыкновенный чудесный храм Святого Георгия. Снаружи он напоминает Греческий крест, внутри которого выдолблены помещения. Самое интересное в нём то, на вся внутренняя часть храма находится под землёй, а на её уровне находится только крыша. И чтобы опуститься в помещение, нужно было пролезать по специальному лазу на крыше.
Мастерство и тонкость мастеров, создавших этот комплекс, просто поражает. Они были обязаны знать все тонкости и особенности камня, дабы не случилось трещин или обвалов. Ко всему этому, все их рассчёты были абсолютно верны, ведь они не испугались начинать создание этих храмов. Если задуматься, то придёт мысль, что у мастеров была всего лишь одна попытка, а в случае ошибки все годы пошли бы напрасно…
Неоторые храмы Лалибэлы укрыты сверху навесами чтобы не допустить негативного влияния осадков и солнечного света.
Список церквей в Лалибэле
Северная группа:
- Бете Медхан Алем, место нахождения креста Лалибелы
- Бете Марьям, старейшее сооружение
- Бете Голгофа, по преданиям здесь находится могила царя Лалибелы
- Бете МескелБете Денагель
Западная группа:
Бете Гиоргис (церковь Святого Георгия)
Восточная группа:
- Бете Аммануэль
- Бете Меркориос, возможно, бывшая тюрьма
- Бете Абба Либанос
- Бете Габриэль-Руфаэль возможно, бывший царский дворец, соединённая со святой пекарней
- Бете Лехем
Церкви
Карта района Лалибела
Этот сельский город известен во всем мире своими церквями, вырезанными из недр земли из «живого камня», которые играют важную роль в истории каменная архитектура. Хотя датировка церквей точно не установлена, считается, что большинство из них было построено во время правления Лалибелы, а именно в XII и XIII веках. ЮНЕСКО выделяет 11 церквей, собраны в четыре группы:
Северная группа:
- Бите Голгофа Микаэль (Дом Голгофы Микаэля), известный своим искусством и, как говорят, содержит гробницу короля Лалибелы)
- Бите Мескель (Дом крест)
- Бите Денагель (Дом Девственниц)
Западная группа:
Церковь Святого Георгия, считается самой прекрасно оформленной и лучше всего сохранившейся церковью (Здесь 3D Модель Святого Георгия)
Восточная группа:
- Бите Кеддус Меркореус (Дом Святой Меркурий/Дом Марк евангелист), который может быть бывшей тюрьмой
- Бите Габриэль-Руфаэль (Дом ангелов Габриэль, и Рафаэль) возможно бывший королевский дворец, связанный со святым пекарня.
- Бите Лехем («Вифлеем», иврит: בֵּית לֶחֶם«Хлебный дом»).
Дальше лежат монастырь Ашетан Марьям и Церковь Емрехана Крестос (возможно, XI века, построена по аксумскому моде, но в пределах пещера).
Существуют некоторые разногласия относительно того, когда были построены некоторые церкви. Дэвид Бакстон установил общепринятую хронологию, отметив, что «двое из них следуют с большой точностью деталей традиции, представленной Деброй Дамо, измененной в Йемрахане Кристос». Поскольку время, потраченное на вырезание этих структур из живой скалы, должно было занять больше времени, чем несколько десятилетий правления короля Лалибелы, Бакстон предполагает, что работа продолжалась до 14 века. Тем не мение, Дэвид Филлипсон, профессор африканской археологии в Кембриджский университет, предположил, что церкви Меркориоса, Габриэля-Руфаэля и Данагеля изначально были высечены в скале полтысячелетием раньше в качестве укреплений или других дворцовых сооружений в последние дни Королевство Аксум, и что имя Лалибелы просто стало ассоциироваться с ними после его смерти. С другой стороны, краевед Гетачев Меконнен считает, что Гебре Мескель Лалибела, Королева Лалибелы, имеющая одну из высеченных в скале церквей, Биете Абба Либанос, построенный как памятник ее мужу после его смерти.
Вопреки утверждениям, сделанным псевдоархеолог писатели любят Грэм ХэнкокБакстон утверждает, что большие высеченные в скале церкви Лалибелы не были построены с помощью тамплиеров; существует множество свидетельств того, что они были созданы исключительно средневековой эфиопской цивилизацией. Например, хотя Бакстон отмечает существование традиции, согласно которой «абиссинцы прибегали к помощи иностранцев» для строительства этих монолитных церквей, и признает, что «есть явные признаки того, что Коптский влияние в некоторых декоративных деталях »(что неудивительно, учитывая богословские, церковные и культурные связи между Православный Теваэдо и Коптский православный Церквей), он непреклонен в отношении исконного происхождения этих творений: «Но остается существенный факт: церкви в скале продолжают следовать стилю местных застроенных прототипов, которые сами по себе сохраняют явные свидетельства своего в основном аксумского происхождения».
Церкви также представляют собой значительный инженерный подвиг, учитывая, что все они связаны с водой (которая наполняет колодцы рядом со многими церквями), эксплуатируя артезианскую геологическую систему, которая поднимает воду на вершину горного хребта, на котором город отдыхает.
Храм Христа Спасителя
Рекомендовать место
1
1
Храм Христа Спасителя расположен в древнем городе Лалибела, который находится в северной части Эфиопии. Храм уникален тем, что высечен из монолитной глыбы вулканического туфа. Это крупнейшая, из одиннадцати подобных церквей, вырубленных в здешних скалах в XII-XIII веках.
Весь храмовый комплекс был построен по указанию эфиопского правителя Гебре Мескеля Лалибелы из династии Загве, именем которого впоследствии и был назван город. Узнав о захвате Иерусалима мусульманами, царь приказал построить новый Иерусалим, храмы которого заменили бы утраченные христианские святыни.
Строители храма провели колоссальную работу, полностью вырубив из скалы здание в форме креста высотой 11,6 метра. Ученые предполагают, что при его строительстве могло быть задействовано до 40 тысяч человек.Храм включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм Христа Спасителя и другие десять церквей Лалибелы представляют огромный интерес как для ученых, так и для посещающих Эфиопию туристов. Созданный сотни лет назад, монолитный храм и сегодня поражает воображение.
Церковь святого Георгия
Рекомендовать место
3
3
Северная часть Эфиопии, в отличии от юга, привлекательна для туристов, в первую очередь, памятниками культуры. Здесь сохранилось много храмов практически единственной в тропической Африке христианской страны. Лалибела — своеобразный культурный очаг страны. Здесь больше десятка храмов, которые представляют из себя не отдельные строения, а причудливо вырублены в скалах.
Церковь святого Георгия (который покровительствует Эфиопии), пожалуй, самая красивая изо всех. Она находится на небольшом отдалении от Лалибелы и выглядит как погруженный в землю крест. Это впечатляющее зрелище.
По легенде, ревностному христианину Лалибеле явился во сне Бог и сказал: «Вырежи из скал церкви и здесь появится новый Иерусалим». Лалибела так и сделал, за что попал в список местных святых.
На самом деле, конечно, церковь возвели, вернее вырубили, обычные люди с помощью подручных инструментов, затратив на это примерно 25 лет. Произошло это ориентировочно в 12 веке нашей эры. Считается, что это не только самая изящная, но и наиболее сохранившаяся монолитная церковь Эфиопии. В настоящее время она является не только уникальнейшим памятником культуры, но и действующим храмом.
Храм Христа Спасителя
Рекомендовать место
1
1
Храм Христа Спасителя расположен в древнем городе Лалибела, который находится в северной части Эфиопии. Храм уникален тем, что высечен из монолитной глыбы вулканического туфа. Это крупнейшая, из одиннадцати подобных церквей, вырубленных в здешних скалах в XII-XIII веках.
Весь храмовый комплекс был построен по указанию эфиопского правителя Гебре Мескеля Лалибелы из династии Загве, именем которого впоследствии и был назван город. Узнав о захвате Иерусалима мусульманами, царь приказал построить новый Иерусалим, храмы которого заменили бы утраченные христианские святыни.
Строители храма провели колоссальную работу, полностью вырубив из скалы здание в форме креста высотой 11,6 метра. Ученые предполагают, что при его строительстве могло быть задействовано до 40 тысяч человек.Храм включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм Христа Спасителя и другие десять церквей Лалибелы представляют огромный интерес как для ученых, так и для посещающих Эфиопию туристов. Созданный сотни лет назад, монолитный храм и сегодня поражает воображение.
Координаты: 12.02803000,39.04076900
Описание церквей Лалибелы
Храм Христа Спасителя
Все церкви города Лалибела высечены из скал и всего в Лалибеле 11 церквей.
Самым красивым и огромным символом этого города является храм Бете Медане Алем. Его украшают большие величественные колонны, а вся церковь просто высечена из одной глыбы огромных размеров. Мастера Лалибелы просто стесали весь лишний камень, сотворив храм.
Также в городе найден необыкновенный чудесный храм Святого Георгия. Снаружи он напоминает Греческий крест, внутри которого выдолблены помещения. Самое интересное в нём то, на вся внутренняя часть храма находится под землёй, а на её уровне находится только крыша. И чтобы опуститься в помещение, нужно было пролезать по специальному лазу на крыше.
Мастерство и тонкость мастеров, создавших этот комплекс, просто поражает. Они были обязаны знать все тонкости и особенности камня, дабы не случилось трещин или обвалов. Ко всему этому, все их рассчёты были абсолютно верны, ведь они не испугались начинать создание этих храмов. Если задуматься, то придёт мысль, что у мастеров была всего лишь одна попытка, а в случае ошибки все годы пошли бы напрасно…
Неоторые храмы Лалибэлы укрыты сверху навесами чтобы не допустить негативного влияния осадков и солнечного света.
Рекомендации
- ^
- Франсиско Альварес, Пресвитер Иоанн Индийский, переведено Чарльз Фрейзер Бекингем и Джордж Винн Бреретон Хантингфорд (Кембридж: Общество Хаклуйт, 1961), стр. 226. Бекингем и Хантингфорд добавили приложение, в котором обсуждается описание этих церквей Арболесом, стр. 526–42.
- Рассказ де Кастанхосо переведен на английский язык. Уайтвей, Португальская экспедиция в Эфиопию (Лондон: Общество Хаклюта, 1902), стр. 94–98.
- ^ Сихаб ад-Дин Ахмад бин Абд аль-Кадер, Футух аль-Хабаса: завоевание Эфиопии, переведенный Полом Лестером Стенхаусом с примечаниями Ричарда Панкхерста (Голливуд: Цехаи, 2003 г.), стр. 346f.
- Сихаб ад-Дин Ахмад, Футух аль-Хабаша, п. 346н. 785.
- Сихаб ад-Дин Ахмад, Футух аль-Хабаша, п. 346н. 786.
- Дэвид Бакстон, Абиссинцы (Нью-Йорк: Praeger, 1970), стр. 110
- Бакстон, Абиссинцы, п. 108
- «Средневековые дома бога или древние крепости?» Археология (Ноябрь / декабрь 2004 г.), стр. 10.
- Гетачью Меконнен Хасен, Волло, Ягер Дибаб (Аддис-Абеба: Нигд Матемия Бет, 1992), стр. 24.
- Бакстон, Абиссинцы, стр. 103f
Храм Йеха
Рекомендовать место
Древний город Аксум был столицей Аксумского государства еще до рождества Христова. Архитектурные памятники, храмы, священные руины могут многое поведать об истории страны. Однако все эти археологические находки, раскрывая исторические аспекты развития государства на территории современной Эфиопии, часто ставят перед исследователями новые вопросы. Одной из таких загадок стал так называемый Храм Луны, расположенный в 80 километрах от Аксума.
Руины храма находятся в древнейшем городе Эфиопии — Йеха. Из всех эфиопских древностей руины храма Йеха производят наибольшее впечатление. Грандиозное квадратное здание из массивных каменных блоков, как предполагают археологи, было построено примерно в VII веке до н.э., и до принятия христианства в стране служило местом поклонения, скорее всего, богу Луны. Такой вывод был сделан учеными, исходя из внешнего сходства этого храма с сабейскими храмами на Аравийском полуострове. Хотя, конечно, точно сказать, что здесь происходило в то время, не может сегодня никто.
Главная особенность храма — удивительное мастерство и совершенство постройки. Материал строительства — песчаник. Огромные блоки сложены особым образом, без использования какого-либо связующего раствора. Это, так называемая, сухая кладка. Местами она разрушилась, пострадало и внутреннее пространство. Идеально правильная геометрия каменных глыб и исключительно точный расчет — одна из причин, по которым это святилище сохранилось до наших дней. Сегодня этот объект привлекает не только историков и археологов со всего мира, но и исследователей-уфологов, которые убеждены, что без внеземного вмешательства невозможно было создать столь совершенное строение.
Координаты: 14.28571900,39.01913500
Церковь «Mariam tsion»
Рекомендовать место
2
Церковь «Mariam tsion» (Марии Сионской)- это комплекс, состоящий их двух храмов, старого и нового, и часовни, где хранится легендарный Ковчег завета. Это место поклонения христиан Эфиопии. Сюда стекаются тысячи паломников, особенно 30 ноября, когда проводятся празднества в честь Марии Сионской.
Старая церковь была построена в 1635 году на месте храма, датируемого IV веком нашей эры. В XVI веке он был разрушен мусульманами. Согласно свидетельствам португальцев, которые видели собор до разрушения, он был большим, величественным и необычайно красивым. Сегодня можно увидеть только камни от фундамента старой постройки.
В 1635 году при императоре Фасилидасе церковь была восстановлена, расширена и уже в этом виде дошла до наших дней. В оформлении храма видно сирийское влияние — зубчатые стены похожи на крепостные. Внутри они расписаны яркими иконами и фресками. Помещение церкви маленькое, но сюда приходит множество прихожан, которые толпятся во дворе. Женщинам вход категорически запрещен.
Новая церковь Святой Девы Марии — это современная интерпретация старого греко-византийского стиля с сильным эфиопским влиянием. Она украшена яркими росписями, на фронтоне церкви есть картина, изображающая Святую Троицу, Двенадцать Апостолов и Двенадцать колен Израилевых.
Строительством этой церкви последний император Эфиопии отметил 50-летие своего правления в 1955 году.
Часовня с Ковчегом завета — главная притягательная сила для христиан. Сейчас Ковчег надежно хранится в сокровищнице, и никто, включая первоиерархов эфиопской церкви, не допускается в святая святых. Возле реликвии постоянно находится ее хранитель, человек, который до самой своей смерти не может покинуть пределы храма. Своего преемника он назначает сам.
Народ Эфиопии глубоко верит в то, что Ковчег спасает страну от бед и напастей. Как бы то ни было, но Эфиопия — единственная африканская страна, которая за всю свою тысячелетнюю историю ни разу не лишалась независимости и с неизменным успехом отражала нападения любых агрессоров.
Где остановиться[править]
В Лалибэле очень высока доля фаранджей, ищущих жильё, по сравнению с местными: поэтому бюджетных вариантов проживания очень мало, а цены завышены.
В последнее время было построено много гостиниц «туристического класса», но их владельцы и менеджеры часто никогда не были в Аддис-Абебе — не говоря уже о путешествии за границу — и, похоже, страдают заблуждением, что туристы из Европы, Азии и Австралазии не ориентируются в ценах в быррах. Соответственно, они неизменно вначале запрашивают до нелепости высокую цену в долларах.
Указанные ниже цены приведены для мёртвого сезона июня-августа и хозяева гостиниц попытаются взимать гораздо более высокую цену в праздники и другие периоды повышенного спроса.
Большая часть жилья туристического класса сосредоточена в двух зонах:
- Шимбрима (Shimbrima) в северно-западном конце ул. Адебабэй (Adebabay St), многие с замечательным видом на линию гор и плавным подъёмом к экономическому центру города и более крутым спуском к храмовым комплексам
- Гетергие (Getergie) на юго-западном конце города, в районе ул. Гетергие (Getergie Rd) и без замечательных видов на линию гор (но с неплохими видами на окружающие холмы и столовые горы), но вдалеке от автостанции, находящейся в восточной части города. От гостиниц в этом районе крутой подъём к храмовым комплексам и затем такой же крутой подъём к экономическому центру города. Однако, может быть, лучше спускаться вниз к своей койке после целого дня, проведённого на ногах за осмотром достопримечательностей?
Приехавшим на автобусе эта гостиница с базовыми удобствами может сберечь деньги и долгий подъём пешком до самого города:
Церковь Богородицы
Рекомендовать место
1
Церковь Богородицы – это небольшая православная церковь в городе Лалибэла, известным своими монолитными церквями. На его территории находятся 13 церквей, высеченных в скалах, которые являются местом паломничества. Большинство церквей были возведены в течение XII—XIII веков,эфиопскими мастерами-умельцами которые многие годы вручную долбили скалы, создавая шедевры архитектуры.
Церковь Богородицы расположена в одной из стен большого, вырубленного прямо в скале двора, в котором находится и другая, очень известная церковь города Лалибэла — церковь Девы Марии. Церковь Богородицы («Бетэ Дэнагыль») посвящена мукам Пресвятой Девы.
Комплекс церквей Лалибэла внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Координаты: 12.03162500,39.04114700
Подземные храмы Лалибелы
Бет Гиоргис
Церковь Святого Георгия — один из самых известных храмов Лалибелы. Как и большинство скальных святынь, Бет Гиоргис скрывается под землей — ее не заметишь, пока не подойдешь вплотную. Церковь имеет крестообразную форму и составляет с окружающей ее вулканической породой цельный монолит. Фасад достопримечательности украшают карнизы и пилястры, а во внутренний двор туристы и паломники попадают через выдолбленный в скале тоннель.
Бет Медхане Алем
Церковь Спасителя Мира — крупнейший монолитный собор на планете. Его крышу поддерживают семьдесят две колонны: тридцать шесть внутри и столько же снаружи. По своему устройству и экстерьеру Бет Медхане Алем напоминает древнегреческий храм. Стены внутреннего двора этой достопримечательности Эфиопии покрыты разнообразными нишами — одни из них служили могилами, другие были местами обитания отшельников.
Бет Амануэль
Церковь Святого Амануэля — одна из самых посещаемых туристами церквей Лалибелы. Она была построена во времена Аксумского царства. Историки полагают, что Бет Амануэль выполняла роль королевской часовни. Святыня имеет искусно выполненный фасад с карнизами и своеобразными каменными наличниками на окнах. Считается одним из самых скрупулезно вытесанных подземных храмов Эфиопии.
Бет Абба Либанос
От других подземных храмов Лалибелы Бет Абба Либанос отличается тем, что он «вписан» в скалу — средневековые зодчие не стали полностью отделять здание от окружающей его породы. На фасаде церкви высечена имитация кирпичной кладки — создается впечатление, будто храм действительно был построен в природной нише классическим образом и не представляет со скалой единый монолит.
Бет Марьям
Церковь Святой Марии — самая старая скальная церковь Лалибелы. Внешне Бет Марьям выглядит непрезентабельно, но ее интерьер это компенсирует: внутри храм от пола до потолка богато украшен барельефами и фресками — геометрическими фигурами, изображениями животных и птиц, а также сценами из жизни Христа и Марии. За обилие и изящество росписей и резьбы Церковь Святой Марии была любимой у эфиопского монарха Гебре Мескеля.
Бете Голгофа-Селассие
Церковь Бете Голгофа-Селассие — один из самых популярных у эфиопских паломников подземных храмов страны. В ней находится могила царя Лалибелы (основателя города), пыль с которой, по убеждениям верующих, исцеляет больных. Также внутри находятся барельефы четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также условно обозначенные могилы Христа и Адама.
Народная архитектура
В отчете 1970 года об исторических жилищах Лалибелы Сандро Анджелини оценил просторечный земляная архитектура объекта Всемирного наследия Лалибела, включая характеристики традиционных земляных домов и анализ состояния их сохранности.
В его отчете описываются два типа местного жилья, обнаруженного в этом районе. Один из типов — группа, которую он называет «тукулами», круглыми каменными хижинами, обычно двухэтажными. Вторые — одноэтажные здания типа «чика», круглые, построенные из земли и плетня, что, по его мнению, отражает большую «редкость». Отчет Ангела также включал инвентаризацию традиционных зданий Лалибелы, помещая их в категории, оценивающие их состояние сохранности.