Балтийское море

Балтийский «Титаник»

В 1994 году в ночь на 28 сентября в море случилась катастрофа, тайна которой остается загадкой и сегодня. Вечером 27 сентября из Таллина паром «Эстония» отправился в свой последний рейс. На борту было около 1000 пассажиров и членов экипажа. Судно совершало давно регулярный рейс в Стокгольм. Трасса знакомая, никаких непредвиденных ситуаций на маршруте не предполагалось. Море штормило, но ни пассажиров, ни членов экипажа это не беспокоило. Обычная балтийская осень, считалось, что для судна данного типа шторм не страшен.

Ближе к полуночи шторм усилился, но пассажиры были спокойны и готовились ко сну. К тому времени паром отошел от порта на 350 км. В это время паром встретился со встречным судном «Мариэлла». После часа ночи с парома поступил сигнал бедствия, после судно исчезло с радаров. К месту трагедии поспешила «Мариэлла» и судна, находящиеся рядом. К трем часам ночи к месту крушения подоспели спасательные вертолеты. Многим потерпевшим помощь уже не требовалась — смерть наступила от переохлаждения. Всего спасли около 200 пассажиров, еще 95 были опознаны и официально признаны погибшими.

Источники и основные проблемы

Высокоразвитые промышленность и сельское хозяйство государств, расположенные по его берегам, являются уже много лет основными источниками загрязнения вод.

Обновление вод Балтийского моря очень затруднено. Для полного обновления воды необходимо до 50 лет. Потому загрязняющие вещества, попадающие в него со стоками предприятий, тепловых станций и канализационных систем населенных пунктов долго остаются в воде и накапливаются. От чего предельная концентрация таких тяжелых металлов, как ртуть, свинец, медь, кобальт и никель, превышает допустимые нормы.

Большую опасность представляют вещества, содержащие азот и фосфор, поступающие в море вместе с ливневыми и талыми водами с сельскохозяйственных земель. Они создают условия для гниения и разложения органических остатков, а не их переработке редуцентами. В результате возникает опасный для живых организмов сероводород.

Крупные порты и судоходство – источник попадание в Балтику нефти и продуктов ее переработки. Нередки аварийные их разливы.

Особо следует отметить загрязненное Балтийск дно. По решению Потсдамской конференции 1951 года, на дне Балтики были захоронено более 300 тысяч тонн химического оружия. Пролежав на дне более 50 лет, герметичность контейнеров, в которых оно было упаковано, значительно пострадала. Началась утечка ядовитых и отравляющих веществ. Обнаружение сгустков иприта участилось. В общей сложности его было обнаружено уже более 1 кг. А сколько еще на дне?

Кроме отравляющих веществ, терпели крушения и тонули суда, перевозящие взрывчатые вещества, оружие и боеприпасы.

Утилизация этого «наследия» на сегодняшний день невозможно, даже по техническим причинам.

Экологические проблемы Балтийского моря: загрязнение опасными веществами

Из всех опасных веществ, загрязняющих Балтийское море, самая высокая концентрация у PBDE и ртути. Подробнее ситуацию с загрязнением опасными веществами можно изучить на карте ниже. Положительной тенденцией является уменьшения уровня загрязнения многими опасными веществами (например, свинцом). Некоторые из них, например, ДДТ, уже не считаются угрозой. С другой стороны, появляются новые загрязнители, например, фармацевтическая промышленность

Поэтому важно не выбрасывать лекарства в общий мусор, с которым они могут попасть в сточные воды и затем в водосбор Балтийского моря, а собирать их отдельно. Куда сдать лекарства в Минске, можно почитать здесь


Карта загрязнения Балтийского моря опасными веществами HELCOM

Особенности природы Балтийского моря.

Балтийское море в марте 2000-го года(NASA) Балтийское море находится в пределах материкового шельфа. Средняя глубина моря 51 метр. В районах отмелей, банок, около островов наблюдаются небольшие глубины (до 12 метров). Имеется несколько котловин, в которых глубины достигают 200 метров. Наибольшая глубина Балтийского моря зафиксирована в Ландсортской котловине – 470 метров. На климат

Балтийского моря оказывает влияние его нахождение в зоне умеренных широт, близость Атлантического океана и расположение большой части моря внутри материка. Погода на Балтике во многом обусловлена воздействием Исландского минимума, Сибирского и Азовского антициклонов. В зависимости от того, чье воздействие является доминирующим, различаются сезонные особенности. Осенью и зимой Балтийское море оказывается под влиянием Исландского минимума и Сибирского максимума. В результате этого море оказывается во власти циклонов, которые распространяются осенью с запада на восток, а зимой на северо-восток. Для этого периода характерна пасмурная погода с большими юго-западными и западными ветрами. В Балтийское море несут свои воды примерно 250 больших и маленьких рек. За год они отдают морю около 433 км3, что составляет 2,1% от общего объема моря. Наиболее полноводными реками являются: Нева, которая вливает 83,5 км3 в год, Висла (30,4 км3 в год), Неман (20,8 км3 в год) и Даугава (19,7 км3 в год). Зимой воды Балтийского моря покрываются льдами. Но в продолжение одной и той же зимы лед может по нескольку раз таять и вновь сковывать воды. Полностью это море никогда не покрывается льдом. В Балтийском море практически не наблюдаютсяприливы . Приливы в Балтийском море — полусуточные и суточные, но их величина не превышает 20 сантиметров. Течение, затрагивающее поверхностные воды, возникает под воздействием ветров и речного стока. Большее значение имеютсгонно-нагонные явления — колебания уровня моря, которые могут достигать у берегов 50 сантиметров, а в вершинах бухт и заливов — 2 метров. В вершине Финского залива при некоторых метеорологических ситуациях возможны подъёмы уровня до 5 метров. Годовая амплитуда колебаний уровня моря может достигать у Кронштадта 3,6 метра.

Хозяйственное использование

Порт в г. Турку (Финляндия). Фото А. И. Нагаева

Рыб­ные ре­сур­сы скла­ды­ва­ют­ся из пре­сно­вод­ных ви­дов, оби­таю­щих в рас­пре­снён­ных во­дах за­ли­вов (ка­рась, лещ, щу­ка, су­дак, го­лавль), бал­тий­ско­го ста­да сём­ги и чис­то мор­ских ви­дов, рас­про­стра­нён­ных пре­им. в центр. час­ти мо­ря (трес­ка, са­ла­ка, ко­рюш­ка, ря­пуш­ка, шпрот). В Б. м. ве­дёт­ся рыб­ный про­мы­сел са­ла­ки, шпро­та, сель­ди, ко­рюш­ки, реч­ной кам­ба­лы, трес­ки, оку­ня и др. Уни­каль­ный объ­ект рыб­но­го про­мыс­ла – угорь. На по­бе­ре­жье Б. м. рас­про­стра­не­ны рос­сы­пи ян­та­ря, до­бы­ча ве­дёт­ся близ Ка­ли­нин­гра­да (Рос­сия). На дне мо­ря об­на­ру­же­ны за­па­сы неф­ти, на­ча­та пром. раз­ра­бот­ка. До­бы­ча же­лез­ной ру­ды ве­дёт­ся у бе­ре­гов Фин­лян­дии. Ве­ли­ко зна­че­ние Б. м. как транс­порт­ной ар­те­рии. По Б. м. осу­ще­ст­в­ля­ют­ся боль­шие пе­ре­воз­ки жид­ких, на­ва­лоч­ных и ге­не­раль­ных гру­зов. Че­рез Б. м. осу­ще­ст­в­ля­ет­ся зна­чит. часть внеш­ней тор­гов­ли Да­нии, Гер­ма­нии, Поль­ши, Рос­сии, Лит­вы, Лат­вии, Эс­то­нии, Фин­лян­дии, Шве­ции. В гру­зо­обо­ро­те пре­об­ла­да­ют неф­те­про­дук­ты (из пор­тов Рос­сии и со сто­ро­ны Ат­лан­ти­че­ско­го ок.), уголь (из Поль­ши, Рос­сии), ле­со­ма­те­риа­лы (из Фин­лян­дии, Шве­ции, Рос­сии), цел­лю­ло­за и бу­ма­га (из Шве­ции и Фин­лян­дии), же­лез­ная ру­да (из Шве­ции); важ­ную роль иг­ра­ют так­же ма­ши­ны и обо­ру­до­ва­ние, круп­ны­ми про­из­во­ди­те­ля­ми и по­тре­би­те­ля­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся стра­ны, рас­по­ло­жен­ные на бе­ре­гах и в бас­сей­не Б. м. Круп­ней­шие пор­ты Б. м.: С.-Пе­тер­бург, Ка­ли­нин­град (Рос­сия), Тал­лин (Эс­то­ния), Ри­га (Лат­вия), Гданьск, Гды­ня, Ще­цин (Поль­ша), Рос­ток – Вар­не­мюн­де, Лю­бек, Киль (Гер­ма­ния), Ко­пен­га­ген (Да­ния), Маль­мё, Сток­гольм, Лу­лео (Шве­ция), Тур­ку, Хель­син­ки, Кот­ка (Фин­лян­дия). В Б. м. мор­ское пас­са­жир­ское и па­ром­ное со­об­ще­ние: Ко­пен­га­ген – Маль­мё, Трел­ле­борг – За­сниц (ж.-д. па­ро­мы), Нор­те­лье – Тур­ку (ав­то­мо­биль­ный па­ром) и др. На юж. и юго-вост. по­бе­режь­ях мно­го ку­рорт­ных мест.

Хозяйственное значение Финского залива

Финский залив имеет важное хозяйственное значение не только для России, но и для Эстонии и Финляндии. На его берегах находится большое количество портов

Самый большой находится в Санкт-Петербурге, также порты есть в Таллине, Турку, Котке, Высоцке, Выборге, Усть-Луге, Приморске, Ханко. Здесь ежегодно перевозят огромное количество грузов.

Есть несколько регулярных паромных линий, услугами которых ежегодно пользуются десятки, а то и сотни тысяч людей. Паромные линии затрагивают практически все города, которые имеют свои порты. Кроме того, из Санкт-Петербурга паромы ходят и в другие государства Северной Европы.

Достаточно развито рыболовство, в Финском заливе ежегодно вылавливают от 2 до 2,5 тысяч тонн рыбы. Промысловое значение имеют лишь несколько видов: лещ, корюшка, плотва, окунь, килька. Однако стоит отметить, что количество выловленной рыбы сокращается. В 1980-х года в Финском заливе вылавливали в среднем в 10-11 раз больше рыбы.

По дну проходит газопровод Северный поток, планируется строительство второй нитки. Также есть планы у Финляндии и Эстонии о прокладке собственного газопровода. Он также пройдет по дну Финского залива и соединит Финляндию с Балтийскими странами.

Что посмотреть в окрестностях

Кроме традиционного «палаточного» или пляжного отдыха, непременно нужно успеть побывать в городах, расположенных на берегу Финского залива. Санкт-Петербург – хоть и знаковое место, но не единственно интересное. Вот далеко не полный список городов, включенных в обязательные туристические маршруты: Стрельна, Выборг, Ломоносов (он же Ораниенбаум) и т.д.

Финский залив

В водах залива находится множество живописных островов-шхер. Но есть здесь и рукотворные острова: около 20 небольших старинных фортов и крепостей. Одна из таких насыпей была создана в начале 18 века Петром, а позже по его же приказу на ней был сооружен огромный маяк. Кстати, и по сей день, он находится в рабочем состоянии. При желание можно добраться и до Ладожского озера, которое так же порадует потрясающими пейзажами.

Стоит посмотреть и на грозные «ворота» дамбы, прорезающей Котлин. Именно они закрываются при первых же признаках наводнений, тем самым спасая Петербург от бедствий. Здесь же неподалеку расположился знаменитый Кроншатдт. Ежегодно тысячи туристов застывают от восторга при виде его мрачных фортов, напоминающих знаменитый Форт Боярд, Гостиного двора и Никольского собора.

Финский залив

Финский залив с его природными красотами и богатой историей – это настоящая «Мекка» для туристов. Здесь, без преувеличения, должен побывать каждый. И только приехав сюда, можно понять, почему Петр решил строить свой «Град» именно на этих берегах. Ведь это место – одно из тех, куда хочется возвращаться снова и снова.

Основные характеристики

Море Балтики расположено в пределах материка Евразия. Дно покрыто многочисленными отмелями с углублениями до 51 м, а также продольными ущельями, где минимальная глубина составляет 20 м. Наиболее глубокой впадиной считается Ландсортская. Ее глубинный показатель достигает 470 м. Еще один глубокий объект находится у берегов о. Готланд (249 м).

В южных областях рельеф плоскогорный, а в северных — неровный с большим количеством скал, возвышенностей и впадин. По береговой линии дно полностью песчаное. В других участках оно состоит из глинистого ила зеленоватого или коричневого цвета.

Низкая соленость Балтийского моря связана с его характеристиками, размещением и источниками. В водоем впадает множество пресноводных рек. При этом минерализированная вода направлена в Северное море или Датский пролив. Из-за таких особенностей Балтика массово снабжается полноводными речными стоками, что способствует опреснению.

Когда на море замечается штормовая погода, ключевые течения меняют свое направление В результате происходит смешивание вод двух морей — Балтийского и Северного. Существует два типа приливов, которые замечаются в водоеме:

  1. Продолжительностью 1 сутки.
  2. Полусуточный.

Они относительно невысокие — до 20 см. При этом на воде присутствуют нагонные явления, когда ее уровень резко снижается или поднимается. Так, в одном регионе море может омывать практически всю береговую линию, а в другом — отступать на несколько десятков метров от берега.

Поскольку водоем располагается в северных широтах, его средний температурный показатель летом варьируется в пределах + 14−15 °C в Ботническом заливе и +16−18 °С в других участках. Зимой, при максимально низких температурах, море может замерзать.

Если провести исследование Ботнического залива, то показатель составит всего 3%. Наиболее пресноводным участком является Финский залив. Уровень содержания солей в этой акватории сосредоточен в пределах 2%. У самого дна значение поднимается до 13%. Если в ближайших государствах произойдет экологический кризис, связанный с нехваткой пресной воды, ее можно будет получать непосредственно из моря.

Экологические проблемы Балтийского моря: избыточная рыбная ловла (оверфишинг, overfishing)

Человечество вылавливает слишком много рыбы. Установленные уровни допустимого количества вылавливаемой рыбы превышают уровни, рекомендуемые учёными (в 2020 году уровень, рекомендуемый учёными — 26,9 тысяч тонн, допустимый законодательно уровень — 36, 9 тысяч тонн). Реальный уровень до 2009 года составлял ещё больше допустимого, а после этого снизился — но не потому, что добытчики внезапно решили прислушаться к советам учёных. Это означает, что рыбы стало так мало, что её трудно вылавливать даже промышленными способами.

Второй проблемой является то, как мы вылавливаем рыбу. Доминируют траулеры, а небольшие рыболовецкие хозяйства, которые не оказывают большого влияния на окружающую среду, перестают существовать из-за того, что это экономически невыгодно. Всё больше рыбы вылавливается не для пищи людей, а для пищи других рыб в хозяйствах, которые занимаются их разведением.

Третья проблема — побочный вылов. Траулеры вылавливают не только те виды, для которых они предназначены, но и другие. В том числе в сети попадают и дельфины, и тюлени, и птицы, и часто погибают от полученных повреждений. Рыболовецкое снаряжение повреждает морское дно (а значит, и среду обитания морских существ). При этом рыба испытывает такой стресс, что постепенно меняется её генетика: выживают особи маленького размера (а значит, компании будут пытаться выловить ещё больше рыбы). Также меняется базовая структура экосистемы, когда исчезают хищники.

Kanstancin Chykalau

Какие могут быть решения? Добыча рыбы должна быть экологически устойчивой. Предпочтение стоит отдавать хозяйствам малого масштаба, а также таким способам добычи рыбы, при которых побочный вылов и влияние на окружающую среду минимальны. Также необходимо создавать больше охраняемых безопасных зон для рыбы и других морских обитателей.

Подробнее о том, как правительства стран Балтийского региона устанавливают квоту на добычу рыбы выше рекомендуемой учёными, можно почитать в расследовании New Economics Foundation. На уровне отдельных людей уменьшение оверфишинга означает выбор в пользу той рыбы, которая находится ниже в пищевой цепочки (не хищников), отказ использовать молодую рыбу (baby fish), выбор в пользу устойчивых рыболовных практик и хозяйств

Важно узнавать, какого происхождения рыба, которую вы потребляете и оказывать давление на политиков, чтобы они устанавливали научно обоснованные квоты. Подробнее на сайте кампании StopOverfishihng

Гидрология:

Особенностью гидрологического режима Балтийского моря является большой избыток пресной воды, образовавшийся за счёт осадков и речного стока. Солоноватые поверхностные воды Балтийского моря через Датские проливы уходят в Северное море, а в Балтийское море поступают с глубинным течением солёные воды Северного моря. Во время штормов, когда вода в проливах перемешивается до самого дна, водообмен между морями меняется — по всему сечению проливов вода может идти как в Северное, так и в Балтийское море.

Циркуляция поверхностных вод моря направлена против часовой стрелки, хотя сильные ветры могут нарушать характер циркуляции.

Приливы в Балтийском море — полусуточные и суточные, но их величина не превышает 20 сантиметров.

Большее значение имеют сгонно-нагонные явления — колебания уровня моря, которые могут достигать у берегов 50 сантиметров, а в вершинах бухт и заливов — 2 метров. В вершине Финского залива при некоторых метеорологических ситуациях возможны подъёмы уровня до 5 метров. Годовая амплитуда колебаний уровня моря может достигать у Кронштадта 3,6 метра, у Вентспилса — 1,5 метров. Амплитуда сейшевых колебаний обычно не превышает 50 сантиметров.

По сравнению с другими морями волнение на Балтийском море незначительно. В центре моря встречаются волны высотой до 3,5 метров, иногда выше 4 метров. В мелководных заливах высота волн не превышает 3 метров, но они круче. Однако не редки случаи образования больших волн, высотой более 10 метров, в условиях, когда штормовые ветра формируют волны, идущие с глубоководных районов к мелководью. Например, в районе банки Эландс-Седра-Грунт инструментально зафиксирована высота волны 11 метров. Небольшая соленость поверхностного слоя способствует быстрому изменению соcтояния моря. В зимних условиях плавания судам угрожает обледенение. Данные особенности Балтики наряду с высоким уровнем судоходства, большим количеством навигационных опасностей делают навигацию в этом море довольно сложной.

Прозрачность воды уменьшается от центра моря к его берегам. Наиболее прозрачна вода в центре моря и Ботническом заливе, где вода имеет голубовато-зелёный цвет. В прибрежных районах цвет воды — жёлто-зелёный, иногда коричневатого оттенка. Самая низкая прозрачность наблюдается летом из-за развития планктона.

Морской лёд появляется сначала в заливах в октябре — ноябре. Побережье Ботнического и значительная часть побережья (кроме южного берега) Финского залива покрываются припаем толщиной до 65 сантиметров. Центральная и южная части моря обычно льдом не покрываются. Лёд стаивает в апреле, хотя на севере Ботнического залива дрейфующий лёд может встречаться и в июне. Часто встречается всплывший донный лёд.

Как добраться до Финского залива

Чтобы попасть на берега Финского залива, нужно, прежде всего, приехать в Санкт-Петербург. Сюда можно добраться и на поезде, и авиатранспортом, и на автомобиле. Далее необходимо добраться до парка «300-летия» Северной столицы.

Сделать это можно на общественном транспорте в несколько несложных этапов:

  • На метро доехать до «Черной речки»;
  • Выйдя из метро, сесть на трамвай до «Меркурия» (ул. Савушкина);
  • От ТЦ «Меркурий» перейти дорогу к заливу.

Некоторые едут иным путем: сразу от «Черной речки» до станции «Приморская». Считается, что наиболее живописен Финский залив со стороны Петергофа.

Сюда можно приехать даже на маршрутке:

  • №224;
  • №300;
  • №424.

Особенности

Желающим посетить пляжи Финского залива, нужно знать, что за вход на некоторые нужно будет заплатить, как и на Черном море. Как альтернатива есть бесплатные оборудованные пляжи, либо дикие. Большинство территорий описываемого места находится под охраной, так как является местом обитания редких животных. Поэтому нужно вести себя максимально культурно, не оставляя после себя никаких следов своего пребывания.

Финский залив

За выброс мусора в воду или на почву может последовать административное наказание в виде солидного штрафа. К примеру, для юридического лица это может обернуться 2 млн рублей. Ежегодно местные организации прилагают огромные усилия, чтобы сохранить флору и фауну «Финки» в должном состоянии. Поэтому нужно вести себя здесь с должной ответственностью.

На просторах залива всегда ветрено. Этот факт также нужно учитывать, отдыхая здесь. Кроме того, балтийский климат довольно дождлив. Летом здесь больше пасмурных дней, нежели солнечных. Однако даже свинцовое небо с моросящим дождем придает местным пейзажам особое очарование.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не Анапа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector