Структура и организация
Наряду с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии Финская православная церковь занимает особое положение в финском законодательстве. Церковь считается финским общественным образованием. Внешний вид церкви регулируется Актом парламента, в то время как духовные и доктринальные вопросы церкви регулируются центральным синодом церкви. Церковь имеет право облагать налогом своих членов и корпорации, принадлежащие ее членам. Ранее принадлежавшая Русской Православной Церкви, с 1923 года это была автономная православная архиепархия Константинопольского Патриархата.
Деревянная церковь св. Петра и Павла в Торнио , построенный в 1884 году.
Православная Церковь Финляндии разделена на три епархии ( хииппакунта ), каждая из которых имеет подразделение на приходы ( сеуракунта ). Всего насчитывается 21 приход со 140 священниками и более 58 000 членов. Число членов церкви неуклонно растет в течение нескольких лет. При церкви также действуют женский монастырь и монастырь.
Центральным законодательным органом церкви является центральный синод, состоящий из
- епископы и епископы-коадъюторы,
- одиннадцать священников
- три кантора
- восемнадцать мирян и женщин
Священники и канторы избирают своих представителей на епархиальной основе, используя метод множественных выборов . Представители мирян избираются косвенно . Кандидатуры представителей производятся приходскими советами, которые также избирают выборщиков, которые затем избирают представителей мирян в центральный синод. Центральный синод избирает епископов и отвечает за экономику и общее учение церкви.
Двумя исполнительными органами центрального церковного управления являются синод епископов, ответственный за доктринальные и внешние дела церкви, и церковный административный совет ( kirkollishallitus ), ответственный за повседневное управление церковью.
Приходами руководят настоятель и приходской совет, который избирается на тайных выборах. Право голоса и избрания в приходской совет имеют все совершеннолетние члены прихода. Члены прихода имеют право воздержаться от избрания на доверительную должность прихода только в том случае, если они достигли возраста 60 лет или проработали на доверительной должности не менее восьми лет. Приходской совет избирает приходское правление, которое отвечает за повседневные дела прихода.
В финансовом отношении церковь не зависит от государственного бюджета. Приходы финансируются за счет налогов, уплачиваемых их членами. Центральная администрация финансируется за счет пожертвований приходов. Центральный синод ежегодно определяет размер пожертвований приходов.
Современная церковь Св. Германа Аляскинского в Тапиоле, Эспоо (1998 г.)
Особый статус православной церкви лучше всего проявляется в административных процессах. Церковь обязана соблюдать общий административный закон, и решения ее органов могут быть обжалованы в региональных административных судах. Однако суд ограничивается проверкой формальной законности решения. Он не может отменить церковное решение на основании его необоснованности. Решения синода епископов и центрального синода не подлежат контролю со стороны административных судов. Напротив, аналогичный правовой надзор за частными религиозными общинами осуществляется районными судами.
Финский закон защищает абсолютную привилегию священника — раскаяться . Епископ, священник или диакон церкви не вправе разглашать информацию, которую он услышал во время исповеди или духовной заботы. Личность грешника не может быть раскрыта ни с какой целью. Однако, если священник узнает о преступлении, которое вот-вот должно быть совершено, он обязан проинформировать власти таким образом, чтобы это не подвергалось опасности.
Положение в финском обществе
Религия в Финляндии | ||||
Год | Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии | Финская Православная Церковь | Другой | Нет религиозной принадлежности |
---|---|---|---|---|
1950 | 95,7% | 1,7% | 0,4% | 2,7% |
1980 г. | 90,3% | 1,1% | 0,7% | 7,8% |
1990 г. | 87,9% | 1,1% | 0,9% | 10,2% |
2000 г. | 85,1% | 1,1% | 1,1% | 12,7% |
2005 г. | 83,1% | 1,1% | 1,1% | 14,7% |
2010 г. | 78,2% | 1,1% | 1,4% | 19,2% |
2011 г. | 77,2% | 1,1% | 1,5% | 20,1% |
2012 г. | 76,4% | 1,1% | 1,4% | 21,0% |
2013 | 75,3% | 1,1% | 1,4% | 22,1% |
2014 г. | 73,8% | 1,1% | 1,6% | 23,5% |
2015 г. | 73,0% | 1,1% | 1,6% | 24,3% |
2016 г. | 72,0% | 1,1% | 1,6% | 25,3% |
2017 г. | 70,9% | 1,1% | 1,6% | 26,3% |
2018 г. | 69,8% | 1,1% | 1,7% | 27,4% |
2019 г. | 68,7% | 1,1% | 1,7% | 28,5% |
2020 г. | 67,8% | 1,1% | 1,7% | 29,4% |
Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии имеет юридический статус национальной церкви в стране наряду с Финской православной церковью . В финском обществе наблюдается общая секуляризация , и членство в церкви за последние десятилетия уменьшилось. В 2015 году веб-сайт Eroakirkosta.fi , предлагающий электронную услугу выхода из государственных церквей Финляндии, сообщил, что с момента открытия веб-сайта в 2003 году полмиллиона членов церкви вышли из церкви.
Тем не менее, церковь сохраняет лояльность подавляющего большинства населения, играет особую роль в государственных церемониях и право взимать церковный налог со своих членов в сочетании с государственным подоходным налогом. Помимо членского налога, предприятия также в определенной степени участвуют за счет налога, который распределяется между церковью.
Избегание церковного налога (от 1 до 2 процентов в зависимости от местоположения) было популярной причиной отступничества от церкви. В 2010 году количество дезертиров достигло рекордных 83097 человек, отчасти из-за позиции церкви, согласно которой гомосексуальность является грехом. Эта позиция была четко обозначена в финской телевизионной дискуссионной программе о правах геев, которая транслировалась 12 октября 2010 года, в которой церковное духовенство и миряне разделились как за, так и против предложенных поправок к закону, направленных на расширение прав ЛГБТ.
Стефан Валлин , министр Финляндии, ответственный за церковные дела, обвинил Пяйви Рясянена , лидера христианских демократов , в намеренном занятии публичной позиции против гомосексуализма и прав геев, чтобы изгнать из церкви тех людей, которые могут придерживаться более либеральных взглядов на геев. принятие.
9 февраля 2011 года Епископская конференция ELCF выпустила «Пастырское наставление относительно бесплатной молитвы с теми, кто зарегистрировал свое гражданское партнерство и для них», которое может проводиться как частным образом, так и публично в церкви, с гостями или без них, но не следует путать с «благословением партнерства, сравнимого с браком».
Стиль
Финские средневековые каменные церкви можно разделить на три группы по архитектурному стилю. В первую группу входят самые старые церкви, обнаруженные исключительно на Аландских островах. Вторая группа в основном построена в районах Юго-Западной Финляндии , Уусимаа и южных частей Тавастии . Самая молодая группа находится в исторических провинциях Сатакунта и Остроботния . В этот период были построены новые церкви и в регионах, где они уже существовали. Последние средневековые каменные церкви были построены в 1550-х годах.
Финские каменные церкви маленькие и простые, больше напоминающие деревенские церкви. Исключение составляет собор Турку, который является национальной святыней Финляндии. У большинства церквей нет шпиля , а рядом с ними стоит деревянная колокольня . Церкви обычно считаются представителями европейской готики . Кирпич украшения на фронтонах под влиянием кирпичной готики в Северной Германии , откуда многие строители пришли. Только самые старые церкви Аландских островов имеют романскую форму. Поскольку кирпич был дорогим, его использовали только для оконных и дверных рам, свода и украшения фронтона. Единственные средневековые кирпичные церкви в Финляндии — это собор Турку в Турку и церковь Святого Креста в Хаттуле .
Детский выбор
В Финляндии в младенческом возрасте крестят более 85% детей. Какое вероисповедование выбрать ребенку, зависит от воли его родителей. Если между родителями возникают по этому поводу разногласия, превалирующее право выбора остается за матерью. В 18 лет гражданин имеет право сам выбрать себе религию. В 2003 году разгорелась нешуточная дискуссия по поводу отмены конфессиональных уроков в школе.
Фото: Abc10 / Wikimedia Commons
Причем, общественное мнение разделилось четко пополам. Одна часть считала, что нельзя отменять их отменять, другая категорически требовала отмены. Компромисс нашли в качестве концепции занятий. То есть, преподают основы той веры, которую исповедуют большинство учеников класса.
Если в классе, кроме основной части учеников есть три и больше желающих изучать другую религию, то им организуют дополнительную группу. В ходе уроков детей знакомят с основами их родной веры и рассказывают о других вероисповеданиях, воспитывая религиозную терпимость.
Дети узнают о роли церкви в истории и ее значении для современного общества, а также им пытаются объяснить этнические вопросы в доступной для их возраста форме. При нежелании детей посещать такие уроки, им предложат изучать философию. Вот такая разнообразная религия в Финляндии.
Собственно ее состояние не отличается от такового и в других европейских странах. Ведь объединенная Европа стремится к созданию морального светского общества, где не Бог, а человек – главная ценность. Но для русских по духу людей, это не совсем понятно. В следующем нашем материале мы расскажем вам более подробно об уникальной церкви в скале в городе Хельсинки, где вы узнаете ее историю, описание, адрес и часы работы.
Интересные факты
В народе Темппелиаукио называют иронично «Бункер антидьявольской защиты» за ее внешнюю неприступность, приземистость и каменные стены. В церкви-в-скале совершенно потрясающая акустика. Поэтому органные и инструментальные концерты, которые проводятся в ее стенах, звучат совершенно по-особенному. Иногда в стенах церкви даже проводят концерты современных групп, исполняющих металл-музыку, что привлекает сюда толпы молодежи. В 2006 году прямо на сцене церкви проводилась первая в Финляндии, так называемая, «металлическая месса». В Темппелиаукио отсутствуют колокола. Вместо них имитация звона, созданная Танели Куусисто, производится через динамики, которые расположены на внешних стенах.
Население Финляндии
Население Финляндии составляет около 5,5 миллионов человек. В Финляндии весьма низкая плотность населения. Основная часть населения сконцентрирована, прежде всего, в крупных городах и населенных пунктах. В столичном регионе проживает более миллиона человек.
linkkiTilastokeskus: Население Финляндиифинский | шведский | английский
Финский и шведский являются государственными языками Финляндии. Финский считают своим родным языком немногим менее 4,9 миллионов человек, а шведский – немногим менее 300 000 человек. Следующими по частоте употребления являются русский, эстонский, английский, сомалийский и арабский языки.
В Финляндии проживают различные национальные меньшинства, обладающие собственным языком, культурой или верой, которые отличаются от языка, культуры и вероисповедания большинства финнов. Традиционными национальными меньшинствами в Финляндии считаются финские шведы, саамы, цыгане, евреи и татары. Также в Финляндию переехало большое количество иммигрантов, например, из России, Эстонии, Балканских стран, Сомали и Ирака.
linkkiTilastokeskus: Maahanmuuttajat väestössäфинский | английский
Какая вера у финнов – основная религия в Финляндии
По вполне понятным причинам – так, прежде всего, сложилось исторически – в Финляндии на государственном уровне признаны две Церкви, православная и лютеранская. Ситуация почти аналогичная языковым «раскладам», принятым в этой стране, когда 95 % населения Финляндии изъясняется на государственном финском, а оставшиеся 5 % – на государственном же шведском.
Православная церковь Финляндии с 1923 года находится в юрисдикции Константинопольского патриархата; при этом Финляндская архиепископия финансируется из бюджета Финляндской Республики.
Если с первой всё более или менее понятно, то вторая уж точно потребует хотя бы самых кратких разъяснений. Оно, то бишь лютеранство – одно из направлений протестантизма, появилось в великую эпоху Европейской Реформации и своим названием обязано её, этой самой Церкви, отцу-основателю Мартину Лютеру, немецкому богослову XV-XVI веков, ведущему переводчику Библии на родной ему язык.
Современная лютеранская церковь Финляндии так же, как и вышеназванная автономная Финляндская архиепископия, финансируется за счёт государственного бюджета. Сейчас главным, приоритетным направлением её деятельности является миссионерство в странах третьего мира, в Азии и Африке.
Кстати сказать, ещё одной достаточно крупной религиозной структурой, существующей в настоящее время в Суоми, является Пятидесятническая церковь, за которой по числу своих последователей выступают небезызвестные свидетели Иеговы. Кроме того, в нынешней Финляндии активно действуют баптистские приходы и общины адвентистов и методистов.
Заметим попутно, что баптизм и методизм также являются направлениями протестантского христианства, причём, методисты, отделившись в своё время от англиканской церкви, распространились впоследствии, главном образом, в Великобритании и США. А адвентисты – это, скорее, некое религиозное движение или течение, некогда вылившееся из недр баптизма и методизма, которое и теперь-то весьма затруднительно назвать какой-то самостоятельной церковью.
А ещё здесь вполне вольготно себя чувствуют различные политико-религиозные объединения, так или иначе пытающиеся, хотя и безуспешно, стать властителями умов финской молодёжи: Христианская ассоциация молодых людей, так называемая Финская свободная церковь, Христианская молодёжная женская ассоциация, а есть даже карликовый Христианский союз, политическая партия, не имеющая сколь-нибудь заметного влияния в стране.
Причём деятельность тех же «союзников» из Христианского союза, сколь бы мизерной таковая не была, также финансируется финским государством по особой квоте, исходя из числа мест, занимаемых ими в Эдускунте – парламенте Финляндии.
При таком разнообразии церквей и религиозных течений в Финляндии православные финны, а это, главным образом, потомки крещённых карелов из восточных районов страны, являются уже религиозным же меньшинством, а сокращение с 2012 года часов преподавания «профильных» дисциплин может к тому же негативно сказаться на его, финского православного меньшинства, обучении – таковы, между прочим, неутешительные оценки тамошних экспертов.
Интерьеры
Внутренние стены и своды, как правило , окрашены в белый цвет и украшен а секко росписями. Это старейшие образцы финского искусства. Сохранились росписи 47 церквей. Это произведение искусства часто закрашивали в эпоху Реформации , но позже обнаружили. В некоторых церквях сохранились известные картины зарубежных мастеров, но в других представлены довольно примитивные формы искусства. Сохранилось лишь несколько витражей .
В каменных церквях Финляндии около 800 деревянных скульптур, в том числе 130 распятий . В основном они были импортированы из Готланда или Северной Германии, но некоторые из них являются работой местных финских мастеров. В Скамьи были сделаны из дерева, как были проповедники . Зимой в церквях обычно было очень холодно, так как не было отопления. В некоторых церквях были усыпальницы местной знати и других благочестивых людей.
Лютеранство
До эпохи Реформации католицизм в Финляндии был единственной господствующей религией. Согласно германскому обычаю «Какой князь – такова и вера», шведский король Густав в 1536 году повелел всем своим подданным перейти в лютеранство. Католиков, которые своим понтификом почитали Папу Римского, стали считать предателями родины. А возглавлял лютеранскую церковь сам шведский король. Согласно требованиям новой религии, Святое Писание было переведено на народные языки, в том числе и финский. Этим народ Суоми обязан Микаэлю Агриколе (середина 16 столетия). В то же самое время восточная часть Финляндии активно подвергается влиянию православия. Среди карелов проповедуют такие святые подвижники, как Сергий Валаамский, Трифон Печенегский и Феодорит Кольский.
Евангелическо-лютеранская церковь
Старая церковь Петяявеси — это старая лютеранская деревянная церковь, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
В 2020 году евангелическо-лютеранская церковь Финляндии насчитывала около 3,7 миллиона членов, что составляет 67,8% населения, зарегистрированного в приходе. Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии — это епископальная церковь, управляемая епископами с очень сильной традицией приходской автономии. В его состав входят девять епархий с десятью архиереями и 384 самостоятельных прихода. В среднем приход насчитывает 7000 членов, самые маленькие приходы — всего несколько сотен человек, а самые большие — десятки тысяч. В последние годы многие приходы объединились, чтобы сохранить свою жизнеспособность. Кроме того, муниципальные слияния повлекли за собой приходские слияния, поскольку в данном муниципалитете может быть только один приход или группа приходов.
Церковь – надежное плечо
В Финляндии женщин-священников почти 50%. В 2010 году епископом Хельсинки избрали Ирью Асколу (на фото). Фото: Kirkon kuvapankki / Аарне Ормио
Свою миссию евангелическо-лютеранская церковь в Финляндии видит в духовном пробуждении. Но не только: евангелическо-лютеранская церковь ведет гигантскую работу – с детьми, одинокими стариками, с семьями, попавшими в кризисную ситуацию.
«И делает это по-христиански, то есть не отличая членов церкви от атеистов или верующих иных конфессий», – подчеркивает Йокинен. В приходах работают детские кружки, организуются лагеря, куда принимают всех, не спрашивая о религиозных взглядах.
Церковные психологи быстро приходят на помощь, ведь церковь менее забюрократизирована, чем государство. Поддержку духовного отца можно получить даже на работе: по определенному графику пасторы посещают крупные фирмы. Церковь помогает государству и в уходе за пожилыми людьми – эти и другие социальные работы выполняют дьяконисы.
А первое учебное заведение для обучения дьяконис – сестер милосердия с теологическим образованием – основала в Финляндии Аврора Карамзина, известная благотворительностью в Финляндии и в России, «добрая фея Хельсинки», как назвал ее знаменитый финский писатель Закариас Топелиус.
Финское неоязычество
Финское неоязычество , или финская родная вера ( финская : Suomenusko : «Финский Faith») является современным неоязыческим возрождением из финского язычества , дохристианская политеистическая этнорелигия из финнов . Предшественником движения было Уконуско («Вера Укко», вращающаяся вокруг бога Укко ) начала 20 века. Основная проблема возрождения финского язычества — это природа дохристианской финской культуры, которая опиралась на устную традицию и от которой осталось очень мало. Первоисточники, касающиеся финской культуры, написаны христианами поздней эпохи. Существуют две основные религиозные организации: Ассоциация коренной финской религии ( Suomalaisen kansanuskon yhdistys ry ), базирующаяся в Хельсинки и официально зарегистрированная с 2002 года, и Ассоциация Полярной звезды ( Taivaannaula ry ) со штаб-квартирой в Турку с филиалами во многих городах, основанная и официально зарегистрирована в 2007 году. Ассоциация коренных религий Финляндии также обслуживает карелов и является членом Уральской общины .
Территориально-административное устройство
Великое княжество Финлядское — территория Выборгско-Финляндской епархии
Епархии и приходы Православной церкви Финляндии.
Епархия в составе РПЦ (—)
Выборгская и Финляндская епархия:
- Антоний (Вадковский) (24 октября 1892 — 25 декабря 1898)
- Николай (Налимов) (16 января 1899 — 8 апреля 1905)
- Сергий (Страгородский) (6 октября 1905 — 10 августа 1917)
- Серафим (Лукьянов) (11 августа 1917—1923) (в/у до 17 января 1918), с 1921 глава автономной церкви в составе Московского Патриархата;
Сердобольское викариатство Выборгской епархии
-
- Киприан (Шнитников) (10 марта 1913 — 18 июня 1914)
- Серафим (Лукьянов) (7 сентября 1914 — 17 января 1918)
В 1921 году Выборгская и Финляндская епархия была преобразована в Финляндскую автономную православную церковь в составе Московского Патриархата.
В 1923 году в обход канонического порядка Финляндская автономная православная церковь подчинила себя Константинопольскому Патриархату, вторично предоставившего ей автономию с наименованием Финляндская архиепископия.
Архиепископы (они же управляющие Карельской епархией)
- Герман (Аав) (8 июля 1923 — 1 июля 1960)
- Павел (Гусев-Олмари) (1960—1987)
- Иоанн (Ринне) (1987—2001)
- Лев (Макконен) (25 октября 2001 — 29 ноября 2018)
- Арсений (Хейккинен) (с 29 ноября 2018)
Йоэнсууйское викариатство Карельской епархии
- Павел (Гусев-Олмари) (27 октября 1955—29 августа 1960)
- Лев (Макконен) (1 марта 1979—1980)
- Алексий (Рантала) (2 марта 1980—22 января 1984)
- Тихон (Тайякка) (1984—1988)
- Амвросий (Яаскеляйнен) (20 марта 1988—1996)
- Пантелеимон (Сархо) (16 марта 1997—2001)
- Арсений (Хейккинен) (2005—2018)
Хельсинкская епархия
- Александр (Карпин) (1940—1969)
- Иоанн (Ринне) (1972—1987) (1970—1972 — временно управляющий)
- Тихон (Тайякка) (1988—1996)
- Лев (Макконен) (1996—2001)
- Пантелеимон (Сархо) (2001—2002) в/уп
- Амвросий (Яаскеляйнен) (2002—2018)
- Лев (Макконен) (с 2018)
- Лев (Макконен) (1980—1996)
- Амвросий (Яаскеляйнен) (1996—2002)
- Пантелеимон (Сархо) (2002—2013)
- Арсений (Хейккинен) (2013—2014) в/уп, епископ Йоэнсууский
- Илия (Валгрен) (c 2015)
Другие конфессии и верования
Представлена религия в Финляндии и другими верованиями. В этой стране почти нет католических приходов, но эта конфессия представлена 8000 человек. Только в 1929 году католики соорудили свой первый храм. Нужно сказать, что в стране много ответвлений протестантских течений. Самая значительная – движение пятидесятников. Есть также баптисты, адвентисты и методисты.
Фото: Markus Koljonen / Wikimedia Commons
Несмотря на то, что представителей иудейской веры никогда не было больше тысячи человек, вот уже более 150 лет иудейская община успешно здесь функционирует. В Турку даже есть несколько синагог.