Интерьер
Вид на интерьер синагоги с «Еврейским флагом» слева.
Вид на «Еврейский флаг»
Крупный план «Еврейского флага» с «Еврейской шляпой».
Девять ступенек ведут с улицы в вестибюль, из которого открывается дверь в двойной неф с шестью сводчатыми нишами. Эта система с двумя нефами, скорее всего, была адаптирована из планов монастырей и часовен христианскими архитекторами синагоги. Рельеф тимпана у входа в синагогу имеет дизайн, состоящий из двенадцати виноградных лоз и двенадцати гроздей винограда, которые, как говорят, представляют двенадцать колен Израиля . Две большие колонны в центре комнаты, выровненные с востока на запад, поддерживают внутренний угол четырех отсеков. Бухты имеют два узких готических окна по бокам, всего их двенадцать, снова представляющих двенадцать племен. Узкие окна, вероятно, являются причиной многих старых описаний здания как темного; теперь он ярко освещен несколькими электрическими люстрами .
Свод шести пролетов имеет пять ребер вместо обычных четырех или шести. Было высказано предположение, что это была попытка избежать ассоциаций с христианским крестом. Многие ученые оспаривают эту теорию, указывая на синагоги с четырехслойными ребрами и христианские здания с необычной пятиреберной конструкцией.
, из которого свитки Торы читается расположен между двумя колоннами. Основание бимы повторяет мотив двенадцати виноградных лоз на тимпане. Арон кодеш , где свитки Торы хранятся находится в середине обычного восточной стены. К Ковчегу ведут пять ступенек и два круглых витража с каждой стороны над ним. На кафедре перед ковчегом есть квадратный колодец на несколько дюймов ниже основного этажа, в котором может стоять руководитель службы.
Двенадцать стрельчатых окон в синагоге, которые направляли свет на биму, по-видимому, побудили членов церкви сравнить структуру с Храмом Соломона .
Синагога следует ортодоксальным обычаям, с отдельными сиденьями для мужчин и женщин во время молитв. Женщины сидят во внешней комнате с маленькими окнами, выходящими в главное святилище. Каркас крыши, фронтона и праздничной стены датируется средневековьем.
Необычной особенностью нефа этой синагоги является большой красный флаг возле западной колонны. В центре флага — звезда Давида, а в центре звезды — « еврейская шляпа ». И шляпа, и звезда вышиты золотом. Также вышитым золотом текст Шма Исраэль . Император Священной Римской империи Фердинанд III наградил еврейскую общину своим знаменем в знак признания их заслуг в защите Праги во время Тридцатилетней войны . Выставленный сейчас баннер является современной репродукцией.
Староновая синагога Праги – история длиною в семь с половиной веков
Староновая синагога, фото: Штепанка Будкова
На прогулку по Еврейскому городу «Радио Прага» отправляется вместе с Якубом Швабом, экскурсоводом, создателем проекта Imperial Kosher Tours. Мы начинаем наше путешествие у Староновой синагоги.
«Мы находимся на Парижской улице, самом респектабельном бульваре Старого Города. Перед нами – Староновая синагога, считающаяся древнейшей из числа непрерывно действующих синагог Европы. Кстати, в этом году начинают отмечать ее 750-летие. Мы точно не знаем, когда храм был построен – это могло быть в период с 1270 по 1290 год, так что если брать нижнюю границу, то как раз в этом году ему исполняется 750 лет».
Санация Парижской улицы, фото: ЧТ24
На протяжении своей истории этот район не раз затоплялся во время наводнений, так что в ходе санации проектировщики решили поднять уровень земли, и сегодня мостовая Парижской улицы на два метра выше входа в Староновую синагогу.
Староновая синагога, фото: Штепанка Будкова
Почему этот храм получил такое странное название? «До XVIII века синагога называлась не Староновой, а просто Новой. Первой синагогой сегодняшнего Йозефова была Старая школа, построенная в XII веке, и до XVIII века существовало подобное разделение, в то время как другие синагоги, строившиеся позже, получали другие названия. Однако в XVIII веке была построена еще одна синагога, которая получила немецкое название «Новая» – Neuschul, и именно тогда этот храм был переименован в Староновую синагогу, поскольку она была построена в период между той старой и последней новой». По легенде, во время разрушитеьного пожара на шпиль синагоги сели ангелы, превратившиеся в голубей, и так спасли ее от огня.
Староновая синагога, фото: Штепанка Будкова
Сегодня вы не найдете в Еврейском городе ни Новую, ни Старую синагогу – до наших дней дошла лишь Староновая. Старую школу снесли в 60-е годы XIX века, ее место заняла Испанская синагога. Новую разрушили в ходе «очищения» района. Взамен была возведена Юбилейная синагога на Иерусалимской улице, рядом с Главным вокзалом Праги.
Глиняный андроид рабби Лёва
Со Староновой синагогой связано несколько легенд, самая известная из которых повествует о Големе. «В основе этой легенды лежит одна каббалистическая концепция, согласно которой человек, достигший достаточного духовного уровня, способен создать творение, которое он оживляет на уровне двух низших ступеней человеческой души. Это происходит таким образом: в его голову или на лоб помещается пергамент – шем, на котором написано полное имя Бога в виде комбинации из 27 букв. Таким образом на свет появляется создание, наделенное неограниченной физической силой, способное понимать приказы, которое, однако, не говорит и не думает. Согласно Каббале, два последних свойства являются тем, что человек самостоятельно сотворить не может», – поясняет Якуб Шваб.
Согласно легенде, пражского Голема создал Махараль рабби Лёв бен Бецалель, самый знаменитый из всех раввинов Праги, который в XVI веке основал здесь школу изучения Талмуда. Имя рабби Лёва часто связывают с Рудольфом II – немало легенд повествует о том, как мудрец поражал императора своими магическими способностями.
В литературе существует множество интерпретаций истории Голема, вплоть до дадаистической комедии «Голем» Иржи Восковеца и Яна Вериха, а также акта его творения. По одной из версий, прочитав отрывки из каббалистического трактата «Сефер Йецира», раввин, его зять и ученик, укутанные в белые плащи, отправились при свете факелов на берег Влтавы, где из глины вылепили Голема. Раввин положил ему в рот шем, листок пергамента с именем Бога, и приказал встать на ноги и повиноваться ему. Задачей Голема было охранять евреев от погромов и помогать им, выполняя самую тяжелую физическую работу.
Во время шабата, как и евреям, Голему запрещалось трудиться, поэтому каждую пятницу после полудня рабби Лёв вынимал изо рта великана шем, что делало великана неподвижным. Однако однажды он забыл это сделать…
«И в наши дни в пятницу после полудня верующие евреи пытаются успеть все, что не завершили в течение недели, так что нетрудно что-то и упустить. Вечером пятницы, во время богослужения в синагоге, один из жителей прибежал туда со словами: «Раввин, твой Голем крушит квартал, он сошел с ума!» Что же произошло? А то, что неограниченная и неукротимая физическая сила осталась в Големе, а поскольку он не получил никаких приказов, не нашла выхода, и Голем начал поджигать гетто», – продолжает рассказ Якуб Шваб.
Рабби Лёв понял, что случилось, прекратил богослужение и оправился на поиски Голема, чтобы вынуть шем из его рта. Мудрец счел, что оставлять великана «в рабочем состоянии» слишком опасно, ведь если бы началась суббота, он уже не смог бы его остановить, и Голем уничтожил бы не только город, но и весь мир. Раввин решил больше не оживлять свое творение и спрятал глиняного «андроида» на чердаке Староновой синагоги.
«Лесенка на стене, которую мы видим – единственный известный ход на чердак. Согласно легенде, Голем находится там до сих пор и ждет самых тяжелых времен в истории евреев Праги, чтобы тогда прийти на помощь. Так говорится в предании. Правда это или нет, я предоставляю решать самим слушателям», – смеется Якуб Шваб.
О глиняном исполине существует множество легенд. В одной из них он бросается с Карлова моста во Влтаву и сегодня лежит на дне реки. Голем Густава Майринка из знаменитого романа, написанного в 1915 году, – уже не глиняный манекен, а призрак, появляющийся раз в тридцать три года на улочках пражского гетто и приводящий в смятение его жителей.
Общая информация
Одной из старейших синагог в Европе является Староновая. Она была возведена в 1270 году. Ее архитектурный стиль относится к готическому. Именно в период правления короля Пршемысла Отокара II евреи были наделены королевскими привилегиями. Это означало, что синагоги, кладбища и поселения получали гарантированную королем защиту, но самостоятельно возводить евреям культовые сооружения было нельзя. Строительством синагоги занимались христиане.
На протяжении 700 лет для пражской еврейской общины Староновая синагога является главной. Изначально здание называлось «Новым» или «Большой синагогой». В XVI веке с возведением новых синагог оно стало называться «Староновой синагогой». Особый интерес представляет интерьер строения: он представлен двухнефным объемом, перекрытый шестью парусами нервюрных сводов, опорой которым служат два мощных столба.
В синагоге все сохранилось в первоначальном виде. Сидения, расположенные вдоль стен по окружности, обращены к центральной возвышенной части, где находится пюпитр для торы, с которой связано немало легенд. Мужчины и женщины, когда проходит служба, рассаживаются на отдельных друг от друга местах. Для женской половины отведена внешняя комната, маленькие окна которой ведут в главное помещение. Боковая стена, каркас крыши и фронтон были построены в Средневековье.
На колоне с западной стороны находится большой флаг с изображением Звезды Давида, текст Shema Yisrael и еврейская шляпа, которые обрели статус символа еврейской общины в Праге с 15 столетия. Право обладать флагом было пожаловано Фердинандом II – императором римской империи. Он признал, что евреи заслужили такую привилегию внесением своего вклада в защиту Праги от шведов. В настоящее время флаг, предоставленный Карлом VI евреям, выставленный на всеобщее обозрение, является точной копией, а не оригиналом. За синагогой, где находится небольшой парк, можно увидеть скульптуру Моисея. В 1905 году она была изготовлена из бронзы скульптором Ф. Билеком.
На сегодняшний день синагога является действующей и открыта для верующих.
В стенах синагоги евреи искали защиту от преследований религиозных фанатиков. Очередной погром 1389 года унес жизни более 3000 евреев, искавших защиты в стенах храма. Жертвами разъяренной толпы стали даже женщины и дети, пытавшиеся спастись в синагоге. Причиной погромов стали обвинения в распространении евреями чумы в Праге. Есть и другая версия, по которой преследованиям послужили меркантильные интересы. Множество горожан имело большие долги перед ростовщиками-евреями. Имущество погибших отошло империи. Его ценность составляла больше 5000 тонн серебра.
Прообраз Голема, расположенный на одной из улиц Праги
Стоимость посещения
Сам квартал можно посетить бесплатно, платить нужно только за вход в еврейский музей.
Посетить все достопримечательности еврейского музея можно за 330 крон (стоимость билета для взрослых), для студентов и несовершеннолетних до 15 лет билет обойдется в 220 крон. Для детей до 6 лет посещение обойдется бесплатно.
В любой синагоге нужно соблюдать тишину и не нарушать уединение верующих. При входе в синагогу мужчины должны одеть ермолку (её можно взять на входе). Женщины должны быть с покрытой головой.
Фотографировать в еврейском квартале можно только на старом кладбище, но нужно будет дополнительно заплатить 70 крон. Другие достопримечательности снимать запрещено.
Приобретенным билетом в еврейском квартале не обязательно воспользоваться в день его покупки, сделать это можно на протяжении недели, но нужно учитывать, что 1 достопримечательность по нему посещается только 1 раз.
При желании можно воспользоваться аудиогидом за дополнительные 250 крон. К сожалению, последнее время на русском языке они не предлагаются.
Что посмотреть в Йозефов
Квартал Йозефов не сохранился в 100% первозданном виде: с десятков местных памятников и исторических достопримечательностей осталось только еврейское кладбище, 6 синагог, Еврейская ратуша. Все это организовано в своеобразный музей еврейской культуры под открытым небом.
В момент начала застройки квартала он находился на самой окраине города, поскольку в центральной его части евреям было запрещено селиться (тогда небольшой поселок назывался жидивское место). Еврейский квартал на заре своего существования был огражден высоким забором от христианского населения. Они имели свои синагоги, учебные заведения и места для захоронения родственников. Они жили своей жизнью и не имели права смешиваться с основным населением Праги. Большинство их не знали чешского языка. Подобные кварталы были размещены во всех больших городах Чехии. Сравнительно недавно началась полноценная ассимиляция, и евреи стали такими же жителями города, как и коренные чехи, имеют те же права. Многие чехи пытаются и сегодня перенять их предпринимательский талант. В начале 20 века практически все евреи покинули этот квартал (за исключением самых идейных евреев и очень бедных).
Еврейский квартал имеет популярность не только среди евреев, но и других национальностей. Особый интерес в качестве достопримечательностей имеют:
Староновая синагога. Самая давняя европейская синагога, которая действует и сегодня. Строительство здания было начато в 1270 году. Несколько веков после постройки её называли «новой» синагогой, в староновую она превратилась после того, как начали появляться и другие подобные постройки. Здание связано с именем Махараля – самого известного еврейского мудреца 16 века. Легенды о нем и его деятельности в основном известны только в кругах евреев. По легенде, он создал существо из глины, которое несколько веков защищало евреев от бед, но потом оно начало нести зло в общество, и Махараль вынужден был его убить, а остатки поместить в Староновой синагоге. Конечно, это только легенда, но от нее и от самой синагоги уже веет мистикой.
Старое еврейское кладбище. Раньше евреям запрещали хоронить своих родных вне гетто. Из-за этого им приходилось хоронить родных «слоями». Историки утверждают, что в некоторых местах было до 12 слоев таких захоронений. Перекошенные высокие могилы дают ощущение особой мистической атмосферы. Сами надгробия сделаны из мрамора и песчаника. Самые ранние захоронения на этом кладбище – с 1439 года. Поскольку кладбище является частью музея, то с 1975 года оно время от времени реставрируется.
Еврейская ратуша сооружена в 16 веке между двумя предыдущими достопримечательностями. Деньги на построение ратуши выделил меценат Майзела. Долгое время здание использовалось, как административный центр еврейской общины. Для туристов сооружение интересно тем, что на нем есть часы, которые идут в обратную сторону.
Испанская синагога. Немного отдалена от основной части синагог еврейского квартала, но это не мешало стать ей одной из самых красивых мировых синагог. Практически возле самой синагоги был установлен памятник известному чешскому еврею – Фр. Кафке. Автор скульптуры (установлен в 2003 году) – Ярослав Рона. По стечению обстоятельств (а, может, и нет) именно на месте установленного памятника находится граница между двумя «мирами» Праги: христианским и еврейским.
Синагога Клаусовая. Стиль сооружения – барокко. Окончательно синагога была достроена в 1694 году. Сегодня она открыта для туристов – здесь находятся рисунки детей из концлагеря Терезин.
Высокая синагога находится рядом с еврейской ратушей. Название происходит от того, что зал для молитв был расположен необычно на то время – на 2 этаже. Возведена в 16 веке, как и многие здания в этом районе на деньги мецената Майзела (мер еврейского города). В момент её постройки она была местом для собрания религиозной общины. Первоначально сооружение было выполнено в стиле эпохи Возрождения. Здание неоднократно реставрировалось, особенно после Второй мировой войны. Сегодня в этой синагоге можно увидеть выставку мантий Тори, занавесок и украшений из серебра. Есть и специальный магазин музея евреев.
Пинкасовая синагога основана раввином Пинкассом в 1479 году. Неоднократно реставрировалась и переделывалась. Главная причина перестроек – постоянный разлив Влтавы. Сегодня синагога – символ-мемориал жертвам, которые пострадали от нацистских преследований. На стенах написаны имена жертв-евреев.
История
Кладбище было основано примерно в первой половине XV века, а самая старая надгробная плита датируется 1439 годом. Последнее захоронение на кладбище было проведено в 1787 году. С момента своего основания кладбище постоянно увеличивалось в размерах, но места на нем все равно не хватало, поэтому некоторые могилы были уложены друг на друга вплоть до 10–12 ярусов.
В наше время территория еврейского кладбища огорожена забором и принадлежит Еврейской общине и Еврейскому музею. Сохранившееся кладбище размером около 7,5 тысяч квадратных метров в 2001 году было открыто для посещения туристами.
Как добраться
Бывалые туристы все же рекомендуют добираться до еврейского квартала на общественном транспорте, поскольку припарковаться часто бывает очень сложно. К тому же, ближайшая парковка расположена не так и близко.
Каким транспортом можно доехать?
- До станции-метро Староместска (зеленая линия, А).
- Автобус №194 (остановка общественного транспорта – Парижска).
- Трамвай или такси.
Чехи и гости столицы и других городов могут воспользоваться специальными интернет-сервисами, которые помогут найти ближайшие маршруты к еврейскому кварталу и транспорт, который к нему направляется.
Те, кто прибыл на ж/д вокзал и хочет в первую очередь пройтись по еврейскому кварталу, могут дойти пешком. В среднем это не занимает более 25 минут. К тому же, по пути можно посетить и другие достопримечательности: увидеть парижские куранты, Иерусалимскую синагогу, музей Альфонса Мухи, Сословный театр.
Как добраться
Старый город или же Старе Место (Staré Město) — это самый центр города, район Прага 1. Здесь множество пешеходных улиц, а те, на которых разрешено движение автомобилей, могут быть довольно узки. Поэтому рекомендуется приезжать сюда на общественном транспорте. А если вы остановитесь в одном из многочисленных отелей Старого города, то везде сможете дойти пешком.
На метро
Главная станция метро Старого города так и называется «Староместская» (Staroměstská). Это зеленая ветка, А пражского метрополитена. Выход из метро — прямо на улицу Капрова (Kaprova). В одном конце которой Карлов мост, в другой — Староместская площадь.
На самой границе Старого города есть еще одна станция «Мустек» (Můstek) желтой линии B. Расстояние от одной до другой — порядка 1 километра.
Проездные билеты в Праге годны для всех видов общественного транспорта, но измеряются временем, а не числом поездок. То есть, за время, указанное на билете, вы можете сделать сколь угодно много пересадок.
Билет на 60 минуn стоит 24 чешские кроны, на 90 минут — 32 кроны, а на 1 сутки (24 часа) — 150 крон.
На трамвае
Трамвай — один из самых распространенных видов транспорта в Праге. Они ездят быстро, тихо, у них разветвленная сеть, и пользоваться трамваями очень удобно. Если вам необходимо добраться до Старого города, удобно воспользоваться трамваями номер 2 (идет со стороны Пражского града), номер 17 (пересекает город с севера на юг вдоль Влтавы) и № 18 (пересекает районы Прага 6 и Прага 11).
Все эти трамваи останавливаются на остановке Staroměstská, рядом с одноименным метро.
Пешком
Пешком — это самый удобный способ осмотреть Старый город. Приведем несколько расстояний от достопримечательностей, расположенных в других районах.
До Пражского Града расстояние около 1,5 км
До знаменитого Танцующего дома — около 1,7 км
На такси
Как и везде, старайтесь пользоваться услугами только официальных перевозчиков, чтобы не быть обманутыми. Машины такси вы узнаете по желтому цвету и «шашечкам». Во всех машинах обязательно должны быть указаны тарифы
Важное правило — договоритесь о цене перед поездкой, чтобы не быть обманутыми
Примерные расценки на такси в Праге:
- цена за посадку 40 крон;
- цена поездки 19 крон за 1 километр;
- цена за ожидание 6 крон за 1 минуту.
В Праге работают следующие приложения для вызова такси: Uber POP, Liftago, AAA taxi, MODRY ANDEL.
На трансфере
Если вы остановились в отеле в Старом городе, возможно, вам пригодится трансфер из аэропорта Праги в отель.
Вид на Старый Город с высоты птичьего полета: Google-панорама
Старый город Праги без туристов на Google-панораме:
Видео о Старом Городе:
Священное место
Долго шли споры о месте для нового здания, пока на холме случайно не были найдены несколько камней, напоминающих фундамент.
Согласно преданию, это могли быть камни разрушенного Иерусалимского храма. Так место для здания стало очевидным.
Что касается названия, здесь есть две легенды. Согласно одной, «Староновая» — это перевод словосочетания «Альт нои», что дословно означает старо-новая. Такое имя она получила, когда на территории города стали строится новые синагоги.
По другой версии, «Аль най» — это условия постройки здания, согласно которым найденные на холме камни должны были быть обязательно возвращены в Иерусалим.
Внутри здания
Войти внутрь молельного дома можно через дверь южного притвора, над которой красуется звезда Давида.
Мужчины здесь обязательно должны надеть ермолку.
Прямо напротив входа находится дверь, ведущая в главный неф. Над дверью находится тимпан – треугольное украшение, декорированное изображением лозы винограда.
Всех входящих и выходящих из здания встречает одна фраза – цитата из одного из стихов книги Экклезиаста.
Под цитатой расположены синагогальные часы, которые показывают время трех молитв.
Пространство здания образуют два нефа: северный и южный. Свод его опирается на два огромных восьмигранных столба, которые, по легенде, напоминают столбы Иерусалимского храма.
Согласно традиции, места для мужчин и женщин здесь располагаются отдельно. Женщины сидят во внешней комнате с небольшими окнами.
Кстати, когда-то внутри здания было довольно мрачно. Не сильно улучшили ситуацию и две розетки на витражной стене. Сейчас же оно освещено бронзовыми люстрами XVII — XVIII веков.
Одним из главных элементов декора интерьера молельного дома служит растительный орнамент, созданный мастерами разных школ и времен.
А еще здесь вы увидите флаг, который был подарен пражским евреям Фердинандом II, как знак благодарности за помощь в разгроме шведов.
Мистическое создание
По легенде, здесь, на чердаке синагоги раввин Иуда бен Безалелем или раввин Лёв создал Голема, глиняного великана, призванного охранять еврейский народ.
Считается, что тело великана покоится там же. Есть и легенда, подтверждающая это: вроде бы как нацистский солдат попытался подняться на чердак, но был там убит Големом. После этого чердак закрыли, лестницу к нему убрали. Местные гиды утверждают, что это только легенда. Но кто знает?
В XVIII веке чердак посетил Эзехиель Ландау, тогда главный раввин в Праге. Прежде чем подняться в таинственную комнату он много молился и прошел специальный обряд очищения. Там он пробыл всего несколько минут. Вернувшись и дрожа от страха, он запретил когда-либо и кому-либо подниматься туда вновь.
Часы работы
- Летом с 9 утра до 6 вечера
- Зимой с 9 утра до 5 вечера
- Пятница: закрывается за час до исхода субботы
- По субботам и в еврейские праздники синагога закрыта
- Вход внутрь синагоги стоит 200 крон
- Льготный билет 140 крон
- Детям до 6 лет вход свободный
Сайт: www.synagogue.cz
Как добраться
- На метро
До станции Staroměstská. - На трамвае
№№17, 53 до остановки Právnická fakulta.
Неподалеку от нее находится Еврейская ратуша, мимо которой вы точно не пройдете. Скорее всего, сразу вам в глаза бросятся часы на ее фасаде, идущие в обратном направлении.
Под золотой Звездой Давида
В 1215 году Четвертый Латеранский собор, созванный Папой Римским, постановил отделять евреев от христианского населения, и эта часть города начала приобретать черты закрытого гетто. Его обнесли стенами, выход за пределы которых начал ограничиваться разными запретами.
Король Карл IV даровал пражским евреям право использовать собственный герб. И сегодня золотая Звезда Давида на червленом поле – символ этого квартала чешской столицы. Среди трагических событий в истории этого места можно вспомнить о Кровавой Пасхе – погроме 1389 года, когда была перебита значительная часть евреев, населявших гетто. В течение веков Еврейский город не раз горел, а его жителей убивали и изгоняли, однако Юденштадт всякий раз возрождался, став неотъемлемой частью Праги.
Второе название этого квартала – Йозефов. Его Еврейский город получил в честь императора Иосифа II, который в конце XVIII века разрешил евреям заниматься ремеслами и земледелием, владеть мануфактурами и нанимать рабочих-христиан, предоставил им свободу передвижения и возможность получать образование в высших учебных заведениях империи.
В XIX веке стены, огораживающие гетто, снесли, натянув вместо них веревки и железную проволоку. Однако этот квартал, получвший название Пятый, все еще сохранял свой средневековый облик, где вокруг синагог теснились маленькие перенаселенные домишки с надстройками и галереями, пока на рубеже XIX–ХХ веков городские власти, решив «оздоровить» Прагу, не ликвидировали эти ветхие постройки, на месте которых появились многоэтажные дома с пышными фасадами. Этот этап в истории Йозефова называют «санацией».
Франц Кафка – обитатель Йозефова
С Йозефовом связана и жизнь Франца Кафки. Он родился на границе Еврйского города, на углу Майзеловой улицы. На Билковой, в квартире сестры, набросал первые страницы романа «Процесс», а на месте сегодняшнего отеля «Интерконтиненталь», на Парижской, стоял дом «У корабля», где Франц Кафка писал знаменитую повесть «Превращение».
Однако тогда Еврейский город уже не был обособленным кварталом ветхих средневековых домов. Богемист Анжело Рипеллино пишет об исчезнувшем Еврейском городе: «Основной доход бедноты, стекавшейся в гетто, и оставшихся там евреев состоял в перепродаже всевозможного хлама…. Улочки Пятого квартала изобиловали кабаками, борделями и прочими приманками… Рядом продолжали жить в своих домах строгие ортодоксальные евреи, отмечавшие праздники в соответствии со старыми традициями…
Все, кому не терпелось узнать свою судьбу, стекались сюда со всех концов Праги, чтобы спросить совета у хироманток или ведьм, которых в Пятом квартале было хоть пруд пруди…
История еврейского квартала Праги, как и история любого гетто, – это прежде всего история выживания маленького человека в череде преследований и погромов, под гнетом налогов и угроз. Среди кривых домишек гетто расхаживали бородатые евреи в высоких желтых шляпах, верхушки которых часто украшались чудным шариком, в кафтанах, с нашитыми на левой стороне груди кругами из желтой ткани. Выходя из гетто в Старый город, евреи словно становились фигурками из ярмарочного тира, которых толпа забрасывала камнями и снежками».