Западный фасад
Неоготический западный фасад базилики, облицованный стрельчатыми окнами, карнизами и ажурной каменной резьбой, строился с1873 по 1929 год. Здесь расположены три Бронзовых портала, каждый из которых обрамлён пилястрами и увенчан узорчатыми фронтонами. Панели ворот декорированы рельефными изображениями, представляющими сцены строительства храма, а также эпизоды из жизни князя Вацлава.
Западная часть собора завершается двумя готическими остроконечными шпилями. Они устремлены ввысь на 80 метров и украшены замысловатыми зубчатыми башенками. Жемчужиной западного фасада является Роза — десятиметровое в диаметре круглое окно. Оно декорировано каменными узорами в виде цветочных лепестков.
Часы работы собора Святого Вита
Собор открыт для посетителей все дни недели. С ноября по март — с 9 до 16 часов (в воскресенье с 12 до 16 часов). В более светлое время года, с апреля по октябрь время работы собора увеличивается на час — с 9 до 17 часов (в воскресенье соответственно с 12 до 17 часов).
Внутрь собора перестают пускать за 20 минут до закрытия.
В праздничные дни собор открыт по особому графику, который имеет смысл уточнять заранее.
Обратите внимание, что доступ на смотровую башню начинается и заканчивается на час позже основного графика работы собора. Собор — действующий, в нем ежедневно проходят католические богослужения
Однако туристам попасть на них реально только в выходные дни
Собор — действующий, в нем ежедневно проходят католические богослужения. Однако туристам попасть на них реально только в выходные дни.
Подробнее на официальном сайте собора.
Собор Святого Вита в вечерних огнях — панорама Google Maps
Южный фасад
Южный фасад базилики имеет помпезный и великолепный вид. Он украшен массивными стрельчатыми окнами, декорированными витиеватыми решётками, резными каменным орнаментами и выступающими вертикальными рёбрами с небольшими пирамидальными столбами. В нижнем ярусе расположены главные ворота, которые состоят из трёх арок.
Доминантным сооружением этой части базилики является часовая башня, увенчанная барочным куполом. Её высота достигает 96 метров. Позолоченный часовой механизм имеет два циферблата, расположенные друг над другом и разделённые арочными окнами. В башне установлены четыре колокола, один из которых самый большой весит 18 тонн. Узкая средневековая винтовая лестница, состоящая из 287 ступеней, ведёт к смотровой площадке, откуда открывается потрясающий вид на весь город.
Собор снаружи и внутри
Представьте, что сейчас вы оказались перед собором Святого Вита. Перед нами южный портал. Это — главный или парадный вход в собор — «Золотые ворота». Их использовали во время торжественных церемоний и праздников.
Сейчас все туристы входят через ворота западного портала.
На южном фасаде, находится самая старая из сохранившихся пражских мозаик — «Страшный суд». Она делает здание уникальным и отличным от других европейских соборов.
Западный фасад — пример средневековой готики, что удивительно, ведь работы над ним были окончены в ХХ веке.
Здесь бюсты архитекторов, сыгравших важную роль при окончании строительства храма.
Восточная сторона собора св. Вита
Внутри — собор огромен. И, если у входа — тОлпы народа и, часто бывает, просто не протолкнуться, то внутри люди рассредотачиваются и не мешают друг другу бродить по собору, разглядывая убранство и украшения.
Множество архитектурных деталей, скульптуры из мрамора и дерева, фрески, витражи, бронзовые фигуры и резные решетки.
Еще одна деталь внутреннего убранства храма – витражи. Они создавались руками многих авторов. Альфонс Муха – один из них. Интересно, что витраж в своё время вызвал бурю чувств. И не только восхищение — вокруг него разразился настоящий скандал. «Фигура в чёрном капюшоне — Дьявол в человеческом обличье, искушающий Адама» — скажете вы. Да, но причина возмущения — гораздо прозаичнее.
Самая знаменитая деталь северной части здания – витражи работы Альфонса Мухи.
На галерее-балконе или трифорие, проходящем по всему периметру также бюсты мастеров, внесших значимый вклад в строительство храма.
В восточной части собора расположена королевская усыпальница, надземная часть которой – мавзолей, а подземная – крипта.
Крипта хранит саркофаги чешских правителей и королей.
Одно из самых важных и запоминающихся мест здания – часовня св. Вацлава.
В ней хранятся мощи покровителя Чехии.
Привлекают внимание и отделённые от основного пространства небольшие ниши. Это капеллы, места, где могли молиться представители дворянских родов
Каждый из них старался сделать свою капеллу максимально впечатляющей и богатой.
Орган
В соборе чувствуешь умиротворение и спокойствие, хочется ходить по нему, рассматривать, слушать.
Поэтому не забудьте подняться на смотровую площадку.
Смотровая площадка собора
Тут нужно рассчитать свои силы. Особенно людям пожилого возраста и туристам с детьми: на колокольню ведут 300 крутых ступеней винтовой лестницы. Отдохнуть можно лишь в небольших проемах.
Так сверху выглядит часть собора и площадь
Строения поражают
И вот так
Панорама города впечатляет. Несколько панорамных снимков
Карлов мост
Здесь же, на колокольне, за позолоченной решеткой покоится голос не только Праги, но и всей Чехии – самый тяжелый в стране колокол «Зигмунд» весом 18 тонн.
Рядом с собором Святого Вита находится еще несколько интересных для туриста объектов:
- Дворец Шварценберг-Лобковиц (сейчас там Военно-исторический музей)
- Злата Улочка, где, как гласит легенда, жили алхимики, занимавшиеся поисками философского камня
- А за примерами итальянского ренессанса в Чехии нужно заглянуть в Королевский сад.
Экскурсия по Пражскому Граду и собору Святого Вита
Осмотреть собор можно и самостоятельно, и в составе экскурсии. В соборе Святого Вита и внутри, и снаружи много деталей, мозаик, витражей, скульптурных портретов.
В архитектуре один стиль вплетается в другой. Если вы любите все эти тонкости и хотите узнать побольше, то, конечно, стоит взять экскурсовода.
Тем более, что гулять вы будете не только по собору, но и по всему Пражскому граду.
Русскоязычного гида и экскурсию можно заказать здесь.
Как добраться до собора
Как бы вы ни путешествовали, самостоятельно или с экскурсоводом, добраться до собора проще простого. Его видно практически из каждой точки города.
Адрес: Hrad III. nádvoří, 119 00 Praha, третий двор Пражского града
Сколько стоит билет
Вход в собор бесплатный. Но для того, чтобы осмотреть внутренние помещения нужно приобрести билет.
- Цена билета
- Обычный – 350 крон
- Скидки предоставляются людям старше 65 лет, школьникам и студентам не старше 26 лет. Для детей до шести лет вход бесплатный.
Часы работы
С ноября по март кафедральный собор открыт
- с понедельника по субботу: с 9.00 до 16.00
- в воскресенье: с 12.00 до 16.00
С апреля по октябрь храм открыт на час дольше.
Обычно, перед входом в собор бывает очередь, но проходит она минут за 20.
Путешествуйте легко и с удовольствием. А еще подписывайтесь на наш блог.
До встречи!
Строительство
Нынешнее здание собора строилось в несколько этапов: —, —, — и — (западная часть). Окончательно строительство собора было завершено только в начале XX столетия.
Первый храм-ротонду на этом месте, как считается, построил ещё святой Вацлав в 925 году; церковь была посвящена святому Виту, чью десницу Вацлаву подарил восточнофранкский (германский) король Генрих I. В XI веке на месте романской ротонды была возведена трёхнефная базилика, которая должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Начало её строительства относится к правлению князя Спытигнева II (1060).
Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Арношт из Пардубиц и король Чехии Карл Люксембургский. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей.
Первым архитектором, строившим собор, стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Маттиас составил общий план строения в стиле (переходная базилика[неизвестный термин], аркбутаны, короткий трансепт). Однако он дожил лишь до окончания строительства аркад и галереи.
После Маттиаса, умершего в 1352 году, строительство продолжил Петер Парлерж, молодой 23-летний архитектор из германского городка Швебиш Гмюнд (нем. Schwäbisch Gmünd). Сначала он работал в соответствии с планом Маттиаса — ризница на северной стороне, капелла на южной. Но когда он закончил всё, что не успел Маттиас, он начал добавлять собственные идеи. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Он представлял собой двойные диагональные балки. Вместе они создавали неповторимый орнамент.
В архиве Собора сохранились еженедельные счета артели Парлержа с 1372 по 1378 год, которые являются весьма ценным источником сведений о хронологии строительных работ и именах мастеров, работавших с Парлержем.
В то время как Маттиас по складу ума был математиком и его конструкции были полны чистого расчёта, Парлерж был скульптором, и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов (на которых были изображены представители королевской династии, епископы и архитекторы, строившие собор — Маттиас и Парлерж).
Работая над собором, Парлерж так же работал над Карловым Мостом и множеством церквей, и когда он умер в 1399 году, были закончены лишь хор и часть трансепта собора. Работу Парлержа закончили его сыновья — Вензел и Ян, а их, в свою очередь, сменил Мастер Петрилк. Они закончили огромную башню и южную часть.
Начавшиеся в 1419 году гуситские войны приостановили строительство кафедрального собора. Многие картины, иконы и скульптуры сильно пострадали в этот период.
Интерьер
Витраж работы А. Мухи
На протяжении следующего столетия строительство было завершено лишь наполовину. Во второй половине XV века король Владислав Ягеллон (чеш. Vladislav Jagellonský) поручил закончить строительство великому архитектору Бенедикту Рейту, но процесс почти сразу остановился из-за недостатка средств.
Последовавшие попытки достроить собор привнесли в общий ансамбль элементы барокко.
Разговоры о достройке собора начались с самого начала XIX века в связи с усилением романтических настроений в Чехии. В 1844 году Ворцлав Песина и архитектор Йозеф Краннер представили программу окончания строительства великого собора. Йозеф возглавлял ремонтные работы с по 1866 год, избавился от элементов барокко и восстановил интерьер. В 1873 году, после смерти Краннера, архитектор Йосеф Моцкер закончил реконструкцию. Он сконструировал западную сторону в классическом готическом стиле. Конечно, он не мог повторить индивидуальный стиль Петра Парлержа. Однако в целом работа архитектора считается очень ценной, потому что ему удалось добиться единства сложной композиции. Действительное значение этих преобразований проявляется в панорамных видах на Прагу, где собор стал выразительным акцентом в облике города.
После его смерти третьим и последним архитектором стал Камил Гильберт.
В 1920 году скульптор Войтек Сушарда и главный художник-модернист того времени, Альфонс Муха, декорировали новые окна в северной части нефа. Окно-розу украшал Франтишек Кисела, в 1925-27 годах. На нём были изображены различные библейские истории.
Наконец, в 1929 году, после 585 лет строительства, собор Святого Вита был закончен.
В 1950 году власти Чехословакии изъяли здание собора. После падения коммунистического режима католическая церковь пыталась вернуть себе собор, но в 2009 году суд отказал ей в этом, подтвердив, что собор является собственностью государства.
Интерьеры и внутреннее убранство собора
Внутреннее помещение собора также поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части.
Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров (среди которых известный модернист Альфонс Муха), преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых.
Очень красивы капеллы, изолированные боковые ниши – специальные помещения (часовни) в храме для семейной молитвы представителей самых богатых и знатных родов средневековой Чехии. Они словно соперничают друг с другом роскошью и красотой отделки. Здесь покоятся останки членов этих фамилий, мощи святых, архиепископов и епископов.
Каждая капелла (их 23) – и сокровищница, и произведение искусства, и каждая имеет свою историю. Статуи и останки святых, старинные надгробные плиты, изысканные витражи, отделка драгоценными и полудрагоценными камнями, религиозные реликвии – во время экскурсии хочется внимательно и подробно рассмотреть их все.
Безусловно впечатляет капелла святого Яна Непомуцкого, священника и мученика. Надгробие выполнено из двух тонн серебра, а местами имеет платиновое и золотое покрытие.
Скульптуры, изображающие святых, добродетели и ангелов притягивают внимание, их хочется долго рассматривать, восхищаясь мастерством создавшего их в 1833 году архитектора из Вены Фишера фон Эрлаха. Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней)
Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей
Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.
Над ней – балкон королевской капеллы, в которой монархи их семьи молились. С этого балкона четко видно лица усопших монархов, высеченные в мраморных плитах саркофага. При этом для остальных молящихся верх саркофага не виден.
Балкон отделан красивой лепниной в виде переплетенных ветвей. Колонна молельни украшена фигурками рудокопов, добывавших на Кутной горе серебро, – королевская дань уважения тем, чей труд позволил финансировать строительство церкви.
Интересна библиотека собора, в которой хранятся рукописи, датированные средними веками. Гордость книгохранилища – старинное Евангелие XI века.
Отдельного внимания заслуживает отделанный в стиле рококо орган, который считается одним из самых красивых в Европе. Здесь нередко устраиваются концерты органной музыки.
Обязательно стоит преодолеть 298 ступеней по узкой винтовой лестнице, чтобы насладиться потрясающим видом на Прагу, открывающимся с самой высокой южной башни-колокольни. Долгий подъем по крутым ступеням, видимо, призван напомнить каждому о тесном и трудном жизненном пути по дороге к истинному свету.
А неожиданно близкое пражское небо, взгляд с высоты на суету городской жизни гармонизируют общее впечатление об экскурсии и философский настрой.
За золочеными решетками находятся соборные колокола. Самый большой из них – «Зигмунд» весит почти восемнадцать тонн и создан в 1549 году. Колокола были отлиты взамен уничтоженных пожаром 1541 года.
Весьма примечательны и часы на южной башне. У них одна стрелка и два циферблата, один из которых показывает часы, а второй – минуты.
Название собора
Автопортрет Петера Парлержа в соборе Святого Вита (около 1370-1379 гг.)
Святой Вит, покровитель храма, был римским мучеником времен раннего христианства, к Чехии прямого отношения не имевшим. В 1997 году, в честь тысячелетия со дня смерти епископа Адальберта Пражского, или, в чешской традиции, Войтеха, собор получил новое имя – Святого Вита, Вацлава и Войтеха. Вацлав тоже значимая фигура: это князь из рода Пржемысловичей, святой покровитель Чехии. Туристы, правда, по-прежнему используют старое название, под которым храм прославился во всем мире.
Собор не сразу строился…
Строительство величественного собора заняло почти 600 лет! Началось оно еще в середине XIV века на месте уже существовавшей ранее церкви. По одной из легенд, первый храм здесь заложил сам святой Вацлав в 925 году. Это была ротонда, то есть круглое здание с куполом, выполненная в романском стиле. Вацлав посвятил церковь святому Виту, так как части его мощей, а именно десницу, ему подарил германский король Генрих I. Уже в XI веке, ротонду заменила базилика, то есть здание в форме прямоугольника. Она также была романской, и в ней было три нефа – вытянутых помещения, разделённых колоннами. Но она была снесена, и на её месте в 1344 году началось строительство более крупного собора. Инициировал это император Карл IV, добившийся от Папы Римского создания пражского архиепископства. Кстати, и сейчас собор святого Вита является резиденцией архиепископа Пражского.
Первым архитектором храма был французский мастер Матьё Аррасский. Он составил общий план собора, но довольно скоро скончался. Его дело продолжил молодой архитектор Петер Парлерж, который также прославился строительством Карлова моста и многих других легендарных сооружений в Праге. Два сына Парлержа подхватили от отца архитектурную «эстафету». А после работу над строительством собора святого Вита продолжил мастер Петрилк. К началу гуситских войн в 1419 году многие части храма были уже готовы, в том числе и башня высотой в 96,5 метра. Но смутные времена стали причиной большого перерыва в строительстве. Более того, многие украшения собора пострадали от военных действий.
В последующие века возведение храма то начиналось, то вновь приостанавливалось. За собор брались разные архитекторы, привнося в готический образ элементы других стилей, даже таких, как барокко. По разным причинам полностью завершить строительство собора святого Вита не получалось. Только во второй половине XIX века за здание снова взялись серьезно. Архитектор Йозеф Краннер занялся ремонтом сооружения. Он убрал многие барочные элементы, восстановив по мере возможностей изначальный готический стиль. К заслугам Краннера относят восстановление единства всей храмовой композиции.
Последним архитектором, занимавшимся главным храмом чешской столицы стал Камил Гильберт. Но не только его стараниями удалось завершить эпопею строительства
В облике храма обращают на себя внимание работы скульптора Войтека Сушарды и выдающегося художника Альфонса Мухи. Официальной датой окончания строительства собора святого Вита стал 1929 год – это событие приурочили к тысячелетию со дня смерти святого Вацлава
История строительства собора
От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни.
Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги.
Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м.
В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику.
После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов.
И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году было завершено лишь в 1929 году. Таким образом каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.
Затем собор достраивали его сыновья, но начавшиеся в 1419 в Чехии гуситские войны надолго приостановили работы.
В 1490 году при правителе Владиславе Ягеллоне возведение церкви возобновилось, а через 20 лет вновь угасло из-за нехватки средств на столь пышное строительство. Однако богослужения в соборе не прекращались, и даже будучи недостроенным он никогда не пустовал.
Значительный ущерб собору был нанесен пожаром 1541 года. Горело все — статуи, иконы, церковная утварь. Во время восстания сословий в 1619 году церковь св. Вита была изрядно разграблена ворвавшимися протестантами.
В период войны с Австрией, в 1740 году стены собора сильно пострадали от артиллерийских обстрелов, а спустя еще три года в главную башню попала молния и расколола купол. Плачевное состояние важнейшей чешской духовной и исторической реликвии требовало значительной реставрации.
И наконец в 1873 году под руководством архитектора Йозефа Краннера в соборе начались грандиозные восстановительные работы. Для придания церкви облика в соответствии с первоначальным замыслом были использованы сохранившиеся чертежи Петра Парлержа, строительство продолжалось в неоготическом стиле.
Лишь к 1939 году основные работы были завершены, и собору придан тот законченный облик, который восхищает туристов и по сей день.
Общие сведения
Длина главного нефа собора 124 метра, высота Большой южной башни 96,5 метра. На западной стороне возвышаются две 82-метровые неоготические каменные башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними. Три портала кафедрального собора богато украшены скульптурами, каменными и бронзовыми рельефами.
Доминантом в западном фасаде считаются две высокие стройные башни высотой 82 м, между которыми находится богато украшенный щит главного нефа с 15-метровым высоким стрельчатым окном с круглой розой, спроектированной Камилом Гильбертом. Отдельно роза имеет диаметр 10,4 м. Откос и ажурное декорирование вокруг окна, как и все окно, выполнены из песчаника. Витраж на тему «Сотворение мира» изготовлен в 1926—1928 годах по проекту Франтишека Киселы. На верхних краях розы стоят в табернатах статуи Святого Кирилла Александрийского (слева) и Святого Бенедикта (справа).
Все статуи из горного песчаника были сделаны в 1903 году в соответствии с моделями скульпторов Франтишка Хергесела, Йосефа Калводы и Ченька Восмика — на северо-западной башне и Яна Кастнера, Эмила Халмана и Штепана Залесака — на юго-западной башне. Через год на северо- западной башне появилась статуя Ангела-Благовестителя, а на юго-западной башне — статуя Ангела-музыканта, обе статуи горного песчаника авторства скульптора Штепана Залесака.
На южной стороне выходит во двор Святовацлавская церковь и южный вход с Золотыми воротами (названными в честь золотого фона мозаики «Последнего суда»). К южной части фасада прилегает башня, которая выполнена готической в нижней части. На высоте 55 м, где башня должна переходить в восьмиугольный план, следует галерея-ренессанс и крыша в форме луковицы в стиле барокко. В нижней части башни находится каменная мемориальная доска 1394 года, которая описывает средневековые здания.
Смотровая башня
Со смотровой площадки южной башни собора можно поймать уникальный ракурс на панораму Праги.
Конечно, строители башни не предусмотрели лифта — чтобы подняться наверх, нужно преодолеть больше 280 ступеней. Для ориентира — это высота примерно трех девятиэтажных домов.
Так что дорогу наверх осилит не каждый. Хорошая проверка на выносливость, физическую форму и силу желания увидеть Прагу оттуда.
Башню начали строить еще в XIV веке. Однако ей так и удалось стать классической готической башней. XVI век подарил башне галерею с куполом в стиле ренессанс. А в XVIII ее и вовсе заменили той, которую мы можем видеть сегодня.
Пока вы поднимаетесь на башню, можно успеть рассмотреть колокола собора. В башне находится самый известный и крупный колокол Чехии. Он весит 15 тонн и имеет весьма внушительный возраст — колокол отлили в 1549 году. Наверное поэтому у главного колокола страны есть даже собственное имя — Зикмунд.
Вид на Прагу со смотровой южной башни собора, Marina2506