Общие данные:
- ДАТА 1971-1977 годы
- СТИЛЬ Хай-тек модерн
- МАТЕРИАЛЫ Сталь и стекло
- АРХИТЕКТОР Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс
- Сочетание технологий, архитектуры и искусства
Пьяно и Роджерс решили, что их проект должен быть как можно более смелым. Новый культурный центр они хотели сделать популярным и обучающим, как Хрустальный дворец в Лондоне 120 лет назад.
Кроме того, они хотели создать что-то совершенно непохожее на традиционный художественный музей — то есть скорее механизм, чем дворец развлечений. Это был успешный ход, архитекторы обошли более 600 конкурентов и заняли первое место.
Выиграли не только Пьяно и Роджерс, но и дальновидное жюри, которое не изменило своего решения даже тогда, когда шестеро обиженных конкурсантов подали в суд.
Создание Центра Жоржа Помпиду
В 1969 году президент Жорж Помпиду решил, что в районе Бобур нужно построить современный культурный центр.
Открылся он в начале 1977 года. Это место сразу стало популярным у жителей Парижа и туристов. Там выставлялись произведения искусства современных дизайнеров и художников. В 1992 году в центре начались преобразования. Появился отдел культурного развития, благодаря которому стали проводить лекции, открытые дискуссии, кинопоказы и другие мероприятия.
Лидия О.
С 1997 по 1999 годы в центре прошел ремонт — расширили зал галереи, после этого общая площадь центра достигла 100 000 квадратных метров. Сейчас центр состоит из Музея современного искусства, выставочных залов, библиотеки, Института исследования и координации акустики и музыки, Центра промышленного дизайна, кинозалов, смотровой площадки.
В 2010 году открылся филиал центра во французском городке Мец, а в 2015 году — в испанском городе Малага.
Ежегодно центр посещают от 3,5 до 3,8 миллионов человек.
История
По замыслу президента в создаваемом пространстве должны были находиться музеи, библиотека, кинозал, студия детского творчества, книжные магазины и кинотеатр, что способствовало бы сближению профессионального и уличного искусства. Необходимо было создать место отдыха, доступное не только для интеллигенции, но также для любого парижанина.
Проект тогда еще никому неизвестных архитекторов итальянца Ренцо Пьяно и англичанина Ричарда Роджерса больше всего подходил для этой цели.
Созданное ими здание было открыто в 1977 году в квартале Бобур. Строение это невозможно не заметить. Большая часть коммуникаций — лифты, эскалаторы, вытяжные шахты вынесены на фасады и раскрашены веселыми цветами.
Было создано пространство, где могла тусоваться не только избранная часть французов, но и простые горожане.
Построенное здание вызывало жаркие споры. Префект запретил создавать здание с большими вентиляционными шахтами, портящими облик Парижа. Только после того, как он отдал душу богу, Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс сумели воплотить свой проект в жизнь.
Идея создания пространства, открытого для всех, была реализована на все 100. Люди приходят сюда посмотреть на что-то интересное, а также чтобы творить самим.
Главный аттракцион, который нравится даже ненавистникам этого здания — это наружные эскалаторы, проехать на которых раньше можно было бесплатно. Теперь надо пройти через контроль, но посещение здания стоит затраченых денег. Более того, потребуется усилие воли, чтобы заставить себя покинуть это пространство.
Здесь проходят выставки, посмотреть которые приезжают люди из других стран, а экспонаты самого центра представляют собой краткий курс истории современного искусства. Для посещения местной библиотеки не нужны никакие документы, достаточно отстоять очередь на входе.
Идея не демонстрировать искусство, а производить его воплощена также во всем внешнем пространстве вокруг Бобура. Вместо обычного монументального входа, который бывает в музеях, архитекторы создали площадь, на которой гостей развлекают клоуны, мимики, жонглеры, пожиратели огня, певцы с гитарами и продавцы сувениров.
Посмотреть на все бобуровское пространство можно, сидя в самом популярном Cafe Beaubourg, расположенном на углу площади.
Перед церковью Сен Мерри расположен знаменитый фонтан Стравинского.
DAU в Париже или другое кино
Зимой 2019 года бурей пронесся по Парижу скандальный радикальный арт-проект Ильи Хржановского DAU (название от фамилии советского ученого Ландау), этакий проект «За стеклом» или «Дом-2» об «ужасах жизни при советской власти», который снимали аж 10 лет. Здесь и научные эксперименты, бытовая жизнь алкоголиков, секс на камеру с элементами насилия, пытки КГБ, подробности советского быта, несколько утрированные автором. Хронометраж этого «кино» – 700 часов или 29 суток. Вход строго 18+ и только по специальной «визе», можно было взять «мультивизу» и наслаждаться этим DAU хоть целыми днями. Говорят, что все очень неоднозначно и про конечный результат, и про сами съемки. Автору отказывали многие города. В Берлине он возжелал построить стену в километр и снести ее потом. Не дали. Нужно было сдавать все мобильные телефоны, получать визу, чтобы пройти за эту новую стену. Желание вознестись над всеми и повелевать?
Фото с сайта проекта DAU https://www.dau.com/institute
Париж дал согласие, стену не строили и не ломали потом, слава богу. Получился свой вариант, мягкий, без дополнительного закапывания бюджета в виде монументальных сооружений. В Париже также не обошлось без проблем с выдачей разрешения (много жестоких сцен, насилия, грязи, пошлости) и срывов сроков, но все состоялось в итоге. Мне кажется, что здесь речь идет не об искусстве, а о погружении в другую реальность с элементами биполярного расстройства, мании величия и паранойи. Сам Илья Хржановский становится в итоге «повелителем судеб», манипулируя душами участников съемочного процесса, устраивая на площадке подобие концлагеря. Пишут, что условия контрактов были очень жесткие. А съемки ведь длились аж с 2008 года! За это время в таких условиях можно сойти с ума, в принципе. Париж, ты пережил это! Тебе почему-то везет на странных «художников». Почему-то сразу вспоминается сидящий теперь в тюрьме во Франции «политический борец» Петр Павленский с акцией «Освещение» в Париже, чуть не спаливший банк в центре… Во Франции его не поняли. Акция «Фиксация» на Красной площади в Москве, надо признать, произвела сильное эстетическое впечатление, но цель ее тоже была не совсем ясна. Или акции Pussy Riot. О чем они? Особенно их арт-история в музее. Считаете это искусством?
План Центра Помпиду:
Начните посещение Центра с самого верхнего этажа, поднявшись
на эскалаторе. На самом высоком уровне открывается потрясающий вид на весь
Париж. Он признан одним из самых красивых. Соглашусь на 100%!
Если проголодались, то на крыше есть ресторан и кафе, которые стоит посетить просто из-за открывающегося вида! (Информация ниже в статье)
С крыши спускаемся на 5 этаж.
4 и 5 этаж Центра – это постоянная экспозиция. На 4 этаже представлено современное искусство, а на 5 этаже можно ознакомиться с искусством 1905 — 1960-х годов. На 1 и 6 этажах проводятся крупные временные выставки, а 1, 2 и 3 этаж – библиотека. Подземное пространство «Форум» – кинозалы, творческие студии.
Анри Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (Luxe, calme et volupté, 1904)
Невероятно чувственная и проникнутая негой картина послеполуденного отдыха. Художник изобразил компанию праздно отдыхающих обнажённых дев на берегу Средиземного моря. Солнце припекает, на скатерти нехитрый пикничок, все довольны жизнью!
Шедевр написан в интересной технике пуантилизм (от фр. point – «точка»). Яркие несмешивающиеся точки-пятна призваны передать атмосферу летней жары, раскованности и непринуждённости. Помимо этого солнечного полотна, советуем увидеть «Аквариум с красными рыбами» (Bocal de poissons rouges, 1914) и «Румынская блузка» (La Blouse roumaine, 1940).
Центр современного искусства Жоржа Помпиду | Paris10.ru: все про Париж!
Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Centre Georges-Pompidou), экс-президента Франции, располагается на Rue Beaubourg, 9.
Крайне нетипичное творение Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса возведено в 1977 году в пику всем классицистам и любителям старины.
Концепция здания призвана подчеркнуть, что здесь центр именно современного искусства: вывернутые наружу коммуникации не позволяют об этом забыть ни на минуту.
Экспозиция и секции
Главное богатство Центра — это его Публичная библиотека, занимающая три этажа и содержащая, помимо книг и периодики, тысячи аудиодисков и документальных фильмов. Вход бесплатный (со двора), но подняться по эскалатору на смотровую площадку, откуда можно обозреть близлежащие красоты Парижа и знаменитые кварталы Маре и Бобур, смогут только обладатели билета.
В музее действуют как постоянные экспозиции — Кандинский, Модильяни, Матисс, Пикассо, так и выставки наших современников. Все новое и передовое, появляющееся в сфере изобразительного искусства, обязательно проходит через эти залы. Недаром среди достопримечательностей Парижа Центр уступает по посещаемости только Лувру и Эйфелевой башне.
Одна из причин такой популярности — разнообразие форм времяпрепровождения, доступных здесь. Так, на втором этаже Центра Жоржа Помпиду, есть два кинотеатра, где идут ретроспективы киноклассики. У посетителей появляется возможность не только погрузиться в эту сферу искусства — кино, но и дать отдых уставшим ногам, чтобы после сеанса продолжить экскурсию.
Экстравагантный театр Atelier Brancusi находится в подвале и знакомит зрителей с новыми веяниями в области актерского мастерства и сценографии. Для детей есть мастерские, где с юными творцами занимаются профессионалы.
Для проголодавшихся открыты точки общепита трех ценовых категорий: бюджетный снек-бар на втором этаже, чуть подороже — кафе в мезонине (правый эскалатор от главного входа), а для гурманов — ресторан Georges, где необходимо бронировать столик.
Приобрести предметы искусства, художественные альбомы, книги по дизайну, сувениры и постеры на память можно на первом этаже в дизайнерском бутике Printemps или наверху в Flammarion Arts Bookstores (это 4-й и 6-й этаж).
В окрестностях музея круглый год не прекращается карнавал: выступают уличные музыканты, художники продают свои картины, а толпы торговцев сувенирами служат гарантией того, что никто не уйдет без какой-нибудь милой безделушки.
Билеты в Центр Помпиду
Стоимость посещения Центра Помпиду зависит от возраста:
- Взрослым — 14 евро (музей и выставки).
- Несовершеннолетним билет не требуется.
- Для лиц от 18 до 25 лет — 11 евро.
- В первое воскресенье месяца вход бесплатный для всех.
Купить билеты заранее можно здесь.
Национальный центр Помпиду : выберите отель
Если вам хочется не только посмотреть на экспозиции, но и в целом узнать больше о современном искусстве, то рекомендуем заказать авторскую экскурсию — прогулка по Центру станет легкой и увлекательной.
Робер Делоне «Карусель свиней» (Manège de cochons, 1922)
Художника называют основоположником нового стиля – орфизма, имеющего общие корни с кубизмом и футуризмом. Представленная работа отсылает нас к сельским ярмаркам посредством кружащейся карусели из деревянных свинок.
На полотне во всех цветах и ипостасях воспета любимая форма живописца — диск, который и призван закружить зрителя в вихре аттракциона. В самой круговерти виднеются чёрные ботики улетевшей на карусели дамы, а на переднем плане изображён друг Делоне — поэт Тристан Тцара. Яркие разноцветные круги различных размеров придают полотну движение, настроение и музыкальность.
Примечательно, что в том же стиле творила и супруга художника Соня Делоне, работы которой также выставлены в Центре современного искусства Жоржа Помпиду. Рекомендуем увидеть её картины «Электрические призмы» (Prismes electriques, 1914), «Ритм» (Rythme, 1938) и «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» (La Prose du Transsiberien et de la petite Jehanne de France, 1913).
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — 10 необычных музеев Парижа
Музейная карта в Париже: меньше денег, больше впечатлений
Париж живой, здесь постоянно открываются всё новые музеи и музейчики, галереи и экспозиции. Что-то исчезает, не успев толком заявить о себе, а что-то закрепляется в туристических маршрутах и становится очередной изюминкой в этом невероятном пироге. Разобраться в том, какие именно музеи вам действительно надо посетить, не так уж легко. Но есть одна хитрость, которая поможет вам если не лучше ориентироваться в парижских экспозициях, то уж точно получить неплохие скидки при их посещении. Это Парижская музейная карта – своеобразный абонемент на неограниченное посещение ряда музеев на определенное время.
Как получить?
Многие туристы предпочитают покупать музейные карты прямо в аэропорту Руасси – Шарль де Голль, когда прилетают в Париж. Возможность такая есть. Те, кто приезжает в составе туристической группы, тоже может обнаружить себя обладателем Paris Museum Pass – многие турагентства закупают их для своих клиентов, чтобы удешевить экскурсионную часть программы.
Заполняет карту сам клиент, написав в соответствующей графе дату, с которой он предполагает ее использовать. Фамилию и имя нужно тоже вписать. Заполнять карту карандашом нельзя – вас могут принять за мошенника, который хочет продлить её срок действия, подтерев карандашную запись.
Что получаете?
Музеи, которые входят в систему, дают обладателям музейных карт право посмотреть экспозицию совершенно бесплатно и столько раз, сколько клиенту будет угодно – разумеется, в течение того времени, что действует карта. Часть музеев и достопримечательностей по Paris Museum Pass можно посетить не бесплатно, но с ощутимой скидкой. Ещё приятный бонус – обладатели карты могут войти в музей, с чистой совестью пройдя без очереди.
Что не получаете?
Обладатель карты не получает возможности использовать её с перерывами. Если карта куплена на шесть дней, то и ходить в музеи по ней нужно шесть дней подряд. Если вы пропустите один или два дня, «добрать» их по окончании срока действия карты не получится.
Скидок при покупке карты нет. Ни студентам, ни пенсионерам, ни детям. Детям, кстати, льготы и не требуются – для них и так посещение большинства парижских музеев бесплатно.
Не получится продлить карту или вернуть часть её стоимости, если входящий в систему музей не может принять посетителей по каким-то непредвиденным обстоятельствам. Например, стихия разгулялась, красный день французского календаря наступил или сотрудники вдруг решили устроить забастовку.
Цена вопроса
Музейные карты в Париже бывают трёх типов. Самая дешёвая – двухдневная. Стоимость её 30 евро. Карта на четыре дня обойдется в 45 евро, а на шесть дней – в 60 евро.
Куда идём?
Если вы не определились с тем, какие музеи посетить, то, купив музейную карту, сможете более-менее сориентироваться. Ведь в программу входят самые интересные музеи и достопримечательности! С ней можно смело идти в Версаль (для посетителей с музейной картой там отдельный вход), в музей Родена и к Триумфальной арке, в музеи Дома Инвалидов и Центр Помпиду, в Лувр и Собор Нотр-Дам и ещё во множество прекраснейших, истинно парижский мест. Остается только сожалеть, что некоторые знаковые сооружения в эту программу не входят. Например, на Эйфелеву башню с музейной картой бесплатно не поднимешься.
30.11.2013
Архитектура Помпиду
Первое впечатление от экстравагантного здания было в духе парижан – неприкрытая критика и сравнение с нефтеперегонной фабрикой. Но вспоминая историю Эйфелевой башни, Пантеона и других достопримечательностей, видно, что столичные жители всегда предвзято относились к смелым концепциям, и только спустя время соглашались, что строение отлично вписывается в структуру города, внося определенный колорит и изюминку.
Архитектура Помпиду
Сегодня Центр искусств Помпиду считается визиткой столицы, одним из значимых и посещаемых шедевров современности.
Сооружение действительно необычно по своей структуре, и имеет протяженность 166 м, на 42 м уходит ввысь и на 60 м в ширину, поднимаясь на 10 уровней и занимая площадь 7 500 кв. метров. Чтобы максимально полезно использовать его внутреннюю площадку, решено было вынести наружу всю техническую начинку: эскалаторы, лифты, трубопровод и даже арматурные соединения.
Это освободило 40 тыс. м кв. полезной территории, а наружные коммуникации раскрасили в разные цвета, что придало сооружению гротескный вид. На фоне белого каркаса выделяются синие воздуховоды, зеленые коммуникации водопровода, желтая электропроводка, и среди этого пестрого переплетения курсируют нарядно-красные эскалаторы и лифтовые кабины.
Где перекусить: кафе и рестораны
«Не хлебом единым…», — каждый знает, как продолжить знаменитую поговорку, но в нашем случае действует обратная формула. Хотя время среди изумительных достояний искусства проходит незаметно, рано или поздно каждый начинает испытывать желание утолить другой голод, помимо духовного.
Кафе в музее Помпиду
Если не ищите ничего вычурного, а просто желаете перекусить быстро, к вашим услугам кафешка в мезонине на втором уровне Помпиду. Тут предлагают на выбор пиццу, сэндвичи, десерты и напитки. Цены покажутся вам завышенными, но учитывая, что дегустация блюд проходит в окружении произведений мастеров искусств, это малая жертва за подобное удовольствие.
Но если хотите, все же, сэкономить, на втором библиотечном этаже есть снек-бар с более бюджетными расценками за легкие закуски и сэндвичи.
Решив, что эта поездка должна запомниться только положительными эмоциями, не откажите себе в удовольствии во время трапезы наслаждаться волшебными видами города любви. Попробовать местную кухню в расслабляющей обстановке с безупречным обслуживанием можно в ресторане Georges.
Здание наизнанку
Центр Помпиду кажется вывернутым наизнанку, на впечатляющем стальном скелете подвешено все то, что обычно находится внутри здания — трубы водоснабжения и отопления, провода связи и электропроводка, вентиляционные трубы.
Кроме того, что все это не мешает свободно планировать интерьеры, здесь есть еще один стратегический ход: каждый элемент — сам по себе, их можно добавлять или убирать, не повреждая остальные. Даже длинный эскалатор, который идет зигзагом по фасаду здания, можно сделать короче или длиннее, если это будет нужно.
Таким образом, люди могут ходить не только по площади. Западный фасад здания просто кишит людьми, которые едут на эскалаторах или в лифтах, прозрачные стеклянные галереи ведут на каждый этаж.
Ренцо Пиано
Пьяно и Роджерс хотели превратить фасад в гигантскую доску объявлений, повесить туда телевизионные экраны и 24 часа в сутки передавать информацию. Но эту идею отвергли власти города, они все еще помнили о студенческом восстании в Париже в 1968 году — а вдруг студенты захватят такое здание и доберутся до средств связи?
Центр Помпиду своей заводской эстетикой и новыми материалами промышленной эпохи напоминает Хрустальный дворец. В принципе его тоже можно демонтировать и перенести на новое место, когда он будет уже не нужен. Но Центр со временем становится только популярнее, и споры насчет его облика давно утихли.