Военно-морская база нокра

Боевые действия на Красном море в районе базы Нокра[править | править код]

Танки советской морской пехоты на острове Нокра

В марте 1988 года при Афабете (в 56 км к северо-востоку от Кэрэна) эритрейские повстанцы нанесли крупное поражение эфиопской армии, окружив и уничтожив около трёх пехотных дивизий и отдельные моторизованные подразделения. С этого момента повстанческие Народный фронт освобождения Эритреи (EPLF) и Народный фронт освобождения Тыграй (TPLF) окончательно установили свой контроль над большей частью провинций Эритрея и Тыграй.

Одновременно повстанцы активизировали боевые действия в прибрежных водах Красного моря.

Первоначально в составе флота сепаратистов находились маленькие моторные лодки с экипажем из трёх человек, которые были оснащены самым разнообразным оружием: 107-мм американскими безоткатными орудиями, крупнокалиберными пулемётами «Браунинг», трубами от советских реактивных установок «Град». Затем у повстанцев появились более крупные катера шведской постройки с 40-мм артиллерией и пулемётами.

В полночь 18 апреля 1988 г. моторное судно эритрейских сепаратистов подвергло обстрелу из артиллерийского орудия порт Асэб и единственный нефтеперерабатывающий завод, 5 человек были убиты и 15 ранены. Корабль эфиопского флота уничтожил лодку.

31 мая 1988 г. в проливе Массауа-Северный был обстрелян скоростными катерами сепаратистов шедший из Персидского залива на родную базу после почти шестимесячной работы в регионе танкер Балтийского флота «Олёкма» (командир А. Н. Иванов).

Работавшая на судне радистом А. А. Лемешко вспоминала:

Для защиты судоходства в Красном море с июня 1988 года на базе Нокра постоянно находился артиллерийский катер с двумя сменными экипажами. В феврале 1989 года на базу Нокра поисково-спасательное судно ЧФ «Баскунчак» привело на буксире артиллерийский катер «АК-312» проекта 205П из состава 165-го дивизиона противолодочных кораблей 141-й бригады кораблей охраны водного района Керченско-Феодосийской военно-морской базы. В августе 1990 года его сменил малый противолодочный корабль «Комсомолец Молдавии», пришедший из Севастополя. Примерно в то же время пришёл катер на подводных крыльях «Т-72» (бортовой 353) проекта 206М, которым командовал Андрей Прокопчик. Входивший в состав Балтийского флота катер самостоятельно выполнил переход из порта Свиноуйсце (Польша) до острова Нокра. Катер оставался на базе до февраля 1991 года, уходил последним с архипелага и прикрывал конвой кораблей до самого Адена.

За время функционирования базы Нокра боевые корабли советского ВМФ в близлежащем секторе Красного моря несколько раз проводили самостоятельные или совместные с эфиопскими вооружёнными силами операции, а также отражали нападения морских сил повстанцев:

  • 20 ноября 1977 года был высажен морской десант в столице Сомали Могадишо для эвакуации советского посольства и группы советских граждан.
  • В декабре 1977 — январе 1978 года эсминец «Веский» (ТОФ) обстреливал позиции эритрейцев в районе Массауа.
  • Летом 1978 года в порту Массауа был высажен танковый взвод морской пехоты ТОФ, который, не понеся потерь, обеспечил эфиопским частям захват порта и города.
  • 13 мая 1990 года тральщик «Разведчик» (капитана 3-го ранга Виктора Носенко) отразил атаку четырёх эритрейских катеров на советский танкер «Интернационал», один из катеров был потоплен.
  • 27 мая 1990 года катер «АК-312» (капитан 3 ранга Николай Белый) дважды отразил атаку четырёх эритрейских катеров, причём потопил три из них, сам благополучно вернувшись на базу.
  • В октябре 1990 года МПК-118 «Комсомолец Молдавии» (проект 1124М) подавил артиллерийским огнём две обстрелявшие его с берега батареи эритрейцев, а также уничтожил склад боеприпасов.
  • 10 декабря 1990 года эритрейские сепаратисты подвергли обстрелу танкер «Шексна». Сопровождавший его тральщик «Параван» прикрыл танкер и дал отпор нападавшим.
  • В декабре 1990 года тральщик «Дизелист» потопил два из шести атаковавших его эритрейских катеров.

В феврале 1990 года эритрейцы взяли штурмом город и порт Массауа, в результате чего Эфиопия потеряла выход к морю, а эфиопские боевые корабли и суда перешли на Нокру. С этого момента база и прилегающая к острову водная акватория стали систематически обстреливаться береговыми батареями эритрейцев.

Строительство и начало деятельности[править | править код]

Высадка советской морской пехоты на остров Нокра. 1980 год (на дальнем плане: БДК-77)

В 1978 году на основании межправительственных соглашений на острове Нокра архипелага Дахлак был создан пункт материально-технического обеспечения (ПМТО). База изначально предназначалась для ремонта советских подводных лодок, оперирующих в зоне Индийского океана, а потом была переоборудована для восстановления кораблей ВМФ СССР. В первой половине 1978 года на Дахлак был доставлен док «ПД-66».

При этом во время транспортировки дока в Баб-эль-Мандебским проливе возникла нештатная ситуация, которая могла обернуться катастрофой и потерей дока:

За выполнение задачи перевода дока «ПД-66» в Красное море командира 162-го дивизиона спасательных судов капитана 2-го ранга В. Васильева и нескольких человек из экипажа спасательного судна «СС-21» наградили орденами Красной Звезды.

Плавучий док «ПД-66» подъёмной силой в 8.500 тонн находился в самом начале бухты Губейт-Мус Нефит острова Нокра. В 1980 году отдельный мобильный инженерный батальон (ОМИБ) ЧФ выполнил работы по созданию пункта маневренного базирования с системами электро- и водоснабжения. Также на базе появились причалы (два из них — плавучих), судоремонтная база, хранилища топлива и воды, склады, вертолётная площадка, жилые здания для военнослужащих и их семей, здания социальной инфраструктуры.

Помимо плавучего дока ПД-66 и плавмастерской ПМ-52 на базе базировался ещё целый ряд кораблей и судов вспомогательного флота, обслуживавшего базу. Так, в 1988—1989 годах там находились следующие суда:

  • водолазный катер (ЧФ)
  • плашкоут
  • буксир
  • водоналивной танкер
  • судно-хранилище (продуктов)
  • танкер «Олёкма» (БФ)
  • судно-холодильник
  • пожарный катер № 245 (ЧФ)
  • морской водолазный бот «ВМ-416» (ЧФ)
  • буксир № 350 (ТОФ)

Воду и топливо доставляли танкеры «Олёкма» и «Шексна» (из состава БФ), «Борис Бутома» (ТОФ), грузы доставляли транспорты «Армения» (порт приписки Находка), «Карадаг» (Керчь), «Уфа» (Севастополь), «Василий Головнин» (Севастополь).

Уделялось внимание и обеспечению безопасности базы. Для охраны ПМТО в феврале 1980 года на Нокру большие десантные корабли (БДК) с бортовыми номерами 083 и 075 доставили подразделение морской пехоты ТОФ с тяжёлым вооружением (включая танки, БТР, ЗСУ «Шилка»)

В дальнейшем морские пехотинцы (иногда и с Черноморского флота) периодически примерно раз в полгода сменяли друг друга.

Для их обеспечения здесь находились десантные и танкодесантные корабли:

  • БДК «Иван Рогов» (б/н 113) 1980—1981 гг; 08.12.1986 — 27.05.1987 гг.
  • БДК-101 (б/н 090) 1985—1986 гг; 13.06.1990—12.02.1991 гг.
  • БДК «50 лет шефства ВЛКСМ» — 1986 г.
  • БДК «Александр Торцев» — 1987—1988 гг.

    Высадка советской морской пехоты с БДК «Александр Торцев» на остров Нокра. 1987 год

  • СДК-182 (б/н 014) — 1988 г.
  • БДК «Сергей Лазо» — 1988—1989 гг.
  • БДК-90 (б/н 077) — апрель — декабрь 1989 г.
  • БДК-98 (б/н 079) 09.11.1989—15.06.1990 гг.
  • БДК-14 (б/н 50) 09.02.1990 — 13.07.1990 гг.

С февраля 1985 г. и до оставления базы боевые группы ПДСС ОВР ЧФ, сменяя друг друга каждые 9-10 месяцев, вели противодиверсионное обеспечение ПМТО. А для защиты базы от флота сепаратистов с июня 1988 года и до ухода в феврале 1991 года на острове Нокра постоянно базировался один артиллерийский катер.

Военно-морская база Нокра

Архипелаг Дахлак Общие сведения 1977-1991 Годы существования CCСР Страна ВМФ СССР Подчинение Военно-морская база Тип Нокра — военно-морская база ВМФ СССР в Эфиопии (Красное море) в период с 1977 по 1991 годы.

В 1977 году в ходе войны между Сомали и Эфиопией Советский Союз оказал значительную поддержку Эфиопии. В результате правительство Сомали потребовало от СССР в трёхдневный срок эвакуировать советскую военно-морскую базу (ПМТО), которая существовала с 1964 года, из сомалийского порта Бербера. В то же время имелась необходимость наличия в данном районе Индийского океана специального пункта обеспечения для находящихся на дежурстве атомных подводных лодок и надводных кораблей.

В мае 1977 года во время официального визита в Москву эфиопский лидер Менгисту Хайле Мариам в обмен на военную помощь обещал предоставить СССР в качестве военно-морской базы эфиопский порт Массауа.

Архипелаг Дахлак — название островов, лежащих в Красном море и принадлежащих .

15.8530340.36102 Открыть карту Архипелаг Дахлак ti/ዳህላክ Полезная информация Флора мангровые заросли Архипелаг Дахлак состоит из 209 плоских засушливых островов кораллового происхождения. Постоянное население имеют только 4 острова.

Острова кораллового происхождения, плоские, засушливые, некоторые окаймлены мангровыми зарослями. Максимальная высота 64 м. Глубины вокруг островов небольшие, изобилуют банки и отмели. Некоторые острова окаймлены мангровыми зарослями. Отсутствие туризма и промышленного рыболовства благоприятно сказалось на росте подводных кораллов и популяции рыб.

В водах архипелага водятся дельфины, акулы, дюгони, черепахи, раки-отшельники, различные виды рыб, моллюски.

На необитаемых островах гнездится большое количество морских птиц. Для индивидуального посещения островов необходимо получить пермит и зафрахтовать катер в — по запредельным ценам (несколько сот долларов).

Список архипелагов

В данном списке приведены все существующие архипелаги мира. Для нашего удобства я разделил их по территориальному признаку – океанам, где они находятся, а также на территориальные подгруппы островов. Каждый из списков составлен в алфавитном порядке для вашего удобства. В случае, если на территории архипелага находится государство – это будет отмечено в списке. Вы сможете найти каждый архипелаг на планете, узнать о нем и, возможно, рассмотреть в качестве места отдыха.

Архипелаги Северного Ледовитого океана

комплекс северных островов, расположенных близко к Арктике. Отличаются холодным климатом и небольшой плотностью населения

  • Земля Франца-Иосифа
  • Канадский Арктический архипелаг
  • Новосибирские острова
  • Острова Белчер
  • Северная Земля
  • Новая Земля
  • Шпицберген
  • Острова королевы Елизаветы

Архипелаги Атлантического океана –

обширный комплекс скоплений островов, рассеянных в Атлантическом океане. Сюда входит ряд Европейских и Африканских архипелагов, а также островные комплексы Северной и Южной Америк. Сюда входит Канадский Арктический Архипелаг, ну и Британские острова:

Архипелаги, расположенные вдоль побережья Европы —

  • Британские острова
  • Внутренние Гебридские острова
  • Внешние Гебридские острова
  • Гебриды
  • Нормандские острова
  • Острова Силли Сент-Килда
  • Фарерские острова
  • Шетланд

Архипелаги, расположенные вдоль побережья Африки —

  • Бухта красивых островов
  • Аркипелаго душ Бихагос
  • Острова Баджуни
  • Острова Святой Елены
  • Саад ад-Дин
  • Сан-Томе
  • Тристан да Куна
  • Бермудские острова
  • Внешние Земли
  • Канадский Арктический архипелаг
  • Острова Теркс и Кайкос
  • Огненная Земля
  • Острова Магдалены
  • Свт. Петр и Пол Рокс
  • Фернанду-ди-Норонья
  • Южные Сандвичевы острова
  • острова

Архипелаги Балтийского Моря —

  • Архипелаг Естергетлэнд
  • Архипелаг Седермэнлэнд
  • Архипелаг Смолэнд
  • Архипелаг Кэликс
  • Архипелаг Турку
  • Архипелаг Питео
  • Архипелаг Лулео
  • Архипелаг Скеллефтео
  • Архипелаг Хэпаранда
  • Архипелаг Ерегранд
  • Море архипелага
  • Западный эстонский архипелаг
  • Стокгольмский архипелаг
  • Шведский арх-лаг восточного побережья

Архипелаги Мексиканского залива и Карибского моря —

  • Архипелаг Лос-Рокеса
  • Большие Антильские острова
  • Вест-Индия
  • Виргинские острова
  • острова
  • Малые Антильские о-ва
  • Наветренные острова
  • Острова ABC
  • Подветренные Антильские острова
  • Пуэрториканские о-ва
  • Подветренные острова
  • Флорида-Кис

Архипелаги Средиземного моря —

  • Архипелаг Кэмпэниэн
  • Архипелаг Маддалены
  • Балеарские острова
  • Венецианская лагуна
  • Додеканес
  • Ионические острова
  • Киклады
  • Спорады
  • Тосканский архипелаг

Архипелаги Индийского океана –

Комплекс архипелагов, находящихся на территории Индийского Океана. Отличаются тропическим климатом и жарой. Архипелаги здесь состоят из большого кол-ва мелких островов. Один из самых ярких представителей – искусственный Мировой Архипелаг

  • Андаманские острова
  • Архипелаг Бонапарта
  • Архипелаг пирата
  • Архипелаг Чагос
  • Архипелаг исследования
  • Архипелаг Мергуи
  • Архипелаг Занзибар
  • Амирантские острова
  • Кокосовые острова (о-ва Килинг)
  • Коморские острова
  • Лангкави
  • Лакшадвип
  • Кергеленские острова
  • Маскаренские острова
  • Мировой Архипелаг
  • Никобарские острова
  • Острова Мозамбикского пролива
  • Сокотра
  • Хоутмен Абролхос

Архипелаги Тихого Океана –

это самый большой комплекс архипелагов. Сюда входит огромное множество островов и все крупнейшие мировые архипелаги. Особый интерес представляют Азиатские архипелаги – количество островов, составляющих их – самое большое в мире. В этот комплекс входят как архипелаги Америк, так и вышеупомянутые Азиатские, а также архипелаги околотропических стран. Климат разнится от умеренного до тропического:

Архипелаги, расположенные вдоль побережья Америк —

  • Андреяновские острова
  • Алеутские о-ва
  • Архипелаг Александра
  • Архипелаг Чилое
  • Архипелаг Гуэйтекас
  • Архипелаг Гуаянеко
  • Архипелаг Чонос
  • Архипелаг Пэйтагоник
  • Архипелаг Веллингтон
  • Королева Аделаида Арчипелэго
  • Лисьи острова
  • Нормандские острова Калифорнии
  • Острова четырех гор

Архипелаги, расположенные вдоль побережья Азии —

  • Архипелаг Рюкю
  • Азиатские острова
  • Архипелаг Горонг
  • Архипелаг Рио
  • Архипелаг Тамбелан
  • Архипелаг Тадджух
  • Архипелаг Уотубела
  • Архипелаг Куио
  • Архипелаг Сулу
  • Архипелаг Чумпхона
  • Архипелаг Солор
  • Большие острова Сунды (Зондские)
  • Дуга Банды

Существует такое понятие, как «страна-архипелаг». Что оно означает? Какие государства можно отнести к этому типу? И какая страна расположена на 474 островах? Ответы на все эти любопытные вопросы — в нашей статье!

Каменные шары Чампа

Но более всего остров Чамп примечателен другим: на нём есть множество каменных шаров (различного диаметра от 2 сантиметров до 3 метров), о природе происхождения которых ничего не известно. Этот таинственный факт стал во многом причиной растущего летнего туризма на архипелаг и в частности на этот остров.

Когда и как появились каменные шары никому не известно. В этой связи предлагаю проанализировать имеющуюся немногую информацию и подумать о происхождении шаров острова Чамп (именно этих, а не разом всех других в мире, так как шары бывают разного происхождения). Как говорил в IV век до н. э. древнегреческий мыслитель и философ Платон:

«Все возникающее должно иметь какую-то причину для своего возникновения, ибо возникнуть без причины совершенно не возможно».

Что мы имеем для анализа и размышления

  • Большие каменные шары обнаружены только на одном из островов этого архипелага. На других островах нет (во всяком случае до сих пор не обнаружено). Проливы между островами в архипелаге небольшие — от 1 до 40 километров. Острова в климатическом плане ничем не отличаются друг от друга и, таким образом, общими внешними природно-погодными условиями связаны в единое целое. Все острова архипелага находятся в одной группе, а шары есть только на одном. Это значит, что природная причина происхождения каменных шаров отпадает. Иначе бы природа сделала схожее шаровое единообразие и на всех соседних островах.
  • Шары расположены не в глубине земли, а в открытом доступе на поверхности, лежащие среди множества осколков мелких камней различной неправильной формы. Округлая форма шаров среди каменных россыпей говорит, что они не являются продуктом «слепой» природы. Надо заметить, что крупные шары, повернутые чуть набок, имеют небольшую вытянутость — «шею», вероятно, служившую им опорой в земле.

Каменные шары на склоне острова Чамп

На сколах крупных шаров видно, что состоят они из монолитной структуры. Шары не слоистые, как «капуста», а из одного целого пласта породы. Хотя не редко песчаники имеют выраженную многослойную, осадочную структуру. Существование шаров из одного целого массива говорит, что они созданы не внутренним равномерно развивающимся, «растущим» в разные стороны энергетическим напряжением, а внешним воздействием, приложенным на большой массив породы. На фото сколотого шара (нижнего из трёх) видно, что обработка сверху до конца не доведена. Шар не имеет идеально круглой формы, либо же он перевернут «шеей» вверх.

1 of 2


Остров Чамп. Крупные сколотые шары из целостного массива

Материал каменных шаров – песчаник. Песчаник – камень натурального природного происхождения, осадочная порода. Это сцементированный временем и давлением песок. Песчаник представляет собой однородный или слоистый состав из зёрен размером от 0,05 мм до 2 мм. Плотность песчаника 2250-2670 кг/м³; пористость 0,69-0,70 %; влагопоглощение камня низкое. Песчаник сравнительно легко поддается ручному тесу (камень о камень). Из песчаника рукой человека сделаны многие древние сооружения по всему миру (пирамида Хеопса в Египте, плотная полигональная каменная кладка из тесанных камней в Южной Америке, фундаменты строений в Греции, Сирии, Израиле и т.д.). Приведенные выше факты говорят, что каменные шары на острове Чамп сделаны пытливым умом, настойчивостью, волей и умелой рукой развитого человека.

В настоящее время на архипелаге постоянно люди не живут (только вахта). Но так было далеко не всегда.

Группа островов «Королевского общества». Южнее острова Чамп

Другие места назначения[править]

  • Архипелаг Дахлак. Острова кораллового происхождения у берегов Эритреи в Красном море.
  • Руины Адулиса. На красноморском побережье в 60 км южнее г. Массауа, в пустыне Данкалия лежат развалины древнего аксумского города Адулиса. Этот город-порт был основан в VI век до н. э. и стал центром торговли Аксумского царства с Индией, Средиземноморьем и Африкой.
  • Места археологических раскопок в Кохайто. Кохайто находится в 120 км к югу от Асмэры. В окрестностях Кохайто заслуживает внимания пещера Ади Алаути с её более чем 100 скульптурными панно, высеченными прямо в горной породе, а также деревня Meтера (в 20 км южнее Кохайто), где около 2 тысяч лет назад был важный центр Аксумского царства и где раскопаны остатки королевского дворца, стела, многочисленные могилы и остатки подземного туннеля.
  • Эритрейская железная дорога была построена итальянцами в первой половине XX века. Во время войны за независимость дорога была частично разрушена, частично разобрана. После обретения Эритреей независимости дорога была восстановлена от Асмэры до Массауа. В настоящее время она используется для грузовых перевозок между столицей и главным портом страны. Сама по себе дорога является яркой достопримечательностью Эритреи — она проходит по живописной местности со множеством тоннелей и мостов и использует исторический подвижной состав из 1930-х годов (паровозы системы Маллета и мотрисы типа «Литторина»). Раз в неделю (или по спецзаказу) между Асмэрой и станцией Нэфасит курсирует туристический поезд.

2012sillybilly

ЛОЦИЯ№2-7 «Тысяча островов» Дахлака.

Мы попрощались с Массавой и в полдень вышли из порта, направляясь к Ассабу.По пути планировали зайти на острова Дахлак. Этот архипелаг, состоящий из огромного количества крошечных островков, известен как великолепное место для дайвинга. Многие «дайверы со стажем» рассказывали о подводных чудесах этих коралловых островов.

Неспокойная, «взрывоопасная» обстановка в стране пока хранит эти места от скопища туристов, оставляя их девственными и нетронутыми. К острову Шума, расположенному почти посредине прохода Массава Южный в трех милях от юго-восточного Асарка , мы подошли засветло.

Этот остров лежал практически на нашем пути к Ассабу. На Шуме мы нашли очень удобную гавань, прямо возле развалин порта Смит(остров необитаем). Гавань находилась в разрыве прибрежного рифа у середины юго-западного берега острова.

Навигационные и прочие инциденты[править | править код]

Навигационная ситуация в районе архипелага Дахлак и у ПМТО Нокра была непростой. Здесь, на незначительном удалении от берегов, находилось много мелких безлюдных островов, а под водой скрывались опасности — рифы, отмели и каменные банки. К тому же недалеко от базы лежал на боку полузатопленный итальянский плавучий госпиталь времён Второй мировой войны. Всё это, вместе с новизной района действия, усложняло навигацию и приводило к происшествиям:

  • В 1980 г. ПЛАРК проекта 675 «К-175» (к-2 р. А. Ф. Крылов) при заходе в ПМТО села на мель, снялась через 9 часов самостоятельно.
  • В конце 1981 г. плавбаза «Иван Кучеренко» (ТОФ) при подходе ночью к месту стоянки села на мель, буксиры не могли её стянуть, пока не начался прилив. Была повреждена гидроакустическая антенна и затоплено помещение боевого поста.
  • В 1981—1982 гг. при очередной швартовке АПЛ затонул прямо посредине бухты буксир «РБ-95». Лодка дала ход и потянула за швартовые концы корму буксира, корма ушла под воду и соответственно буксир тоже, экипаж успел прыгнуть за борт. Через сутки при помощи тросов и якорей БДК, буксир подняли до уровня поверхности воды и завели на плавдока.
  • 13 декабря 1989 года, из-за поломки гирокомпаса сел на рифы артиллерийский катер.

Кроме того, имелся случай радиационного инцидента:

29 сентября 1985 года на АПЛ «К-175» (командир: капитан 2-го ранга Кондаков) при проведении и в пункте маневренного базирования из-за неправильных действий личного состава произошла разгерметизация активных зон реакторов, что привело к резкому ухудшению радиационной обстановки в реакторном отсеке. Была сброшена аварийная защита обоих реакторов. В результате происшествия пострадали 137 человек.

Контроль радиационной обстановки в районе аварии проводили ещё несколько лет, при этом не раскрывая факта аварии.

Старшина радиохимиков плавбазы «Иван Колышкин» Циганий А. И. в мае 1988 и марте 1989 года участвовал в осуществлении радиационного контроля:

Функционирование базы[править | править код]

Практически все корабли ВМФ СССР, находившиеся на боевой службе в районе Красного моря и Персидского залива, заходили на ремонт и чистку в док. Помимо советских и эфиопских кораблей в 1988 году ремонтировался также торпедный катер ВМС Сейшельских островов.

База обслуживала также подводные лодки ТОФ и СФ, которые несли многомесячные боевые службы в Аравийском море с февраля 1979 года. В апреле 1980 года на базу прибыла первая АПЛ «К-108» в\ч 36032, командир АПЛ капитан 1 ранга Ратников В. Л., для проведения ППО и ППР. Осенью 1980 года там на АПЛ проекта 671 «К-369» были проведены ремонтные работы после того, как она в надводном положении своими выдвижными устройствами ударила под надстройку танкера «Ахтуба» (бывший «Пекин»).

База создавалась первоначально для обслуживания подводных лодок, но с обострением обстановки в районе из-за гражданской войны в Эритрее их визиты прекратились с 1988 года.

Кроме плавдока «ПД-66» (командиры: капитан 2 ранга Сайпулаев (до 1981 г.), капитан 2 ранга Касьян), базу Нокра обслуживали плавмастерские (все — корабли проекта 304, построенные в Польше) и плавбазы подводных лодок (все — корабли проекта 1886). Обычно эти суда находились на базе Нокра по году, меняя друг друга:

  • Плавмастерские
    • «ПМ-129» (ТОФ)
    • «ПМ-97» (ТОФ)
    • «ПМ-15» (ТОФ)
    • «ПМ-156» (ТОФ)
    • «ПМ-52» (ТОФ)
    • «ПМ-26» (ЧФ)
  • Плавбазы
    • «Иван Колышкин» (СФ)
    • «Иван Кучеренко» (ТОФ)
    • «Иван Вахрамеев» (ТОФ)
    • «Волга» (ЧФ)
    • «Лена ПБ32» (СФ)

В июле 1980 года базу Нокра посещал Главком ВМФ СССР С. Г. Горшков.

В августе 1984 года базу посещал отряд кораблей ВМФ СССР, осуществлявший траление вод Красного моря от мин, выставленных некоей организацией «Аль-Джихад» в качестве протеста против поддержки «империалистами» ирано-иракской войны. В отряд входили ПКР «Ленинград», БПК «Красный Крым», БДК «Илья Азаров», МТЩ «Контр-адмирал Хорошкин», МТЩ «Дизелист», МТЩ «Зенитчик» и БМТ «Владимир Колечицкий».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не Анапа
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector