Эфиопия – одна из древнейших христианских стран и одно из древнейших государств в мире
- Подробности
- Категория: Страны Восточной Африки
- Опубликовано 08.04.2015 11:17
- Просмотров: 2530
Официальное название страны – Федерати́вная Демократи́ческая Респу́блика Эфио́пия. А в прошлом страна называлась Абиссинией.
Эфиопия является единственным африканским государством, успешно противостоявшим европейской колонизации и сумевшим отстоять свою независимость.
Граничит с Эритреей, Джибути, Сомали, непризнанным государством Сомалиленд, Кенией, Суданом и Южным Суданом.В переводе с древнегреческого название «Эфиопия» означает «человек с обожжённым на солнце лицом».
1.3.2 Девять святых и праведники
Вследствие вышеупомянутых сдерживающих факторов, влияние церкви оставалось достаточно ограниченным в течение более чем 100 лет после крещения Эзаны. Драматический поворот в истории эфиопской церкви начался только в конце 5 в. с прибытием двух групп монахов – «девяти святых» и «праведников» (цадекан). Побудительные причины их прибытия до конца не ясны. Наряду с этим, естественно предположить, что они были монофизитами, бежавшими после Халкедонского собора в 451 г. На этом христианском соборе диофизиты, считавшие, что у Иисуса были две природы – человеческая и божественная, возобладали над монофизитами, утверждавшими, что он обладал только одной, божественной природой. Последние (монофизиты) были вынуждены бежать от преследования победителей, и определённая их часть добралась до Аксума. Так или иначе, эти чужеземные монахи были пламенными миссионерами.
Иллюстрация 19. Дабра Дамо. И сегодня для того, чтобы подняться в монастырь, необходимо лезть по канату.
«Девять святых» создали ряд монашеских общин в области Тигре. Абба Ликанос и Абба Панталеон воздвигли церкви в окрестностях самого города Аксума. Абба Афце прибыл в Йеха, на северо-востоке, место, где находилось большое южноаравийское святилище, упомянутое нами ранее, и также построил там церковь. Наиболее ярким и уважаемым среди «Девяти святых» был, как видно, Абба За-Микаэль, известный также под почётным прозвищем Арагави (старец). Его деятельности приписывается создание института монашества в Эфиопии. Он сам основал первый из эфиопских монастырей – Дабра-Дамо, бывший также и первенцем просвещения в Эфиопии. Согласно легенде, в этом месте, вздымавшемся ввысь на вершине тяжелого для подъема скального пика, раньше поклонялись огромной змее. Однако За-Микаэль поднялся в святилище по хвосту этой змеи, убил её и освятил это место как христианскую святыню. Вторая группа монахов, называемых цадекан (праведники), действовала главным образом на юге современной Эритреи и столкнулась там из-за своей миссионерской деятельности с сопротивлением местного населения.
Согласно одному из преданий, они также были и первыми в эфиопской церкви мучениками. Наиболее заметным среди них был Абба Ликанос, святой образ которого превратился в покровителя эфиопских царей вплоть до 13 века.
Иллюстрация 20. «Девять святых», посередине – За-Микаэль и змея. Фреска из церкви в Тигре.
Дополнительно к созданию монастырей и распространению христианства, монахи той эпохи занимались также переводами Библии и другой религиозной литературы на язык геэз. Среди этих книг были также многие апокрифические произведения, такие как Книга Еноха, Книга юбилеев, и иные важные монастырские тексты – Житие Св. Антония, Устав Пахомия и теологические сочинения, такие как «Кирилл», сочинение, получившее своё название вследствие того, что автором его первой главы – «Православная вера», был Кирилл (Кериллос), патриарх Александрии (412-444 гг.)
Иллюстрация 21. Вход в захоронение царя Калеба, величайшего из правителей Аксума в период его расцвета.
Как добраться[править]
На самолётеправить
Учитывая плохое состояние дорог в Эфиопии, гораздо более разумным выбором представляется добраться до Аксума самолётом. Ежедневно из Аддис-Абебы, Гондэра и Лалибелы есть рейсы в аксумский аэропорт, который находится в 7 км восточнее города. Некоторые рейсы прямые, другие делают промежуточные посадки по пути. В аэропорту всегда найдутся такси, готовые довезти вас до города. Многие гостиницы также предлагают трансферы в аэропорт.
На автобусеправить
На проезд автобусом из Аддис-Абебы уходит не менее трёх суток через Десси и Мэкэле. Это очень утомительная поездка по плохим дорогам. Через Гондэр и Шире — участок дороги от Дебарка до Ында Аба Гуна (70 км перед Шире), точно так же изнурителен — правда живописен, но тогда технически возможно совершить 90-минутную поездку из Шире до Аксума по асфальту на маршрутке в тот же день.
Из Гондэра отправляйтесь утренним автобусом в Шире, там пересядьте на автобус до Аксума – вы вполне можете добраться туда за день. Чтобы доехать до Гондэра из Аксума, вам нужно сесть на послеобеденный автобус до Шире, там переночевать и успеть на утренний автобус до Гондэра. Дорога из Шире в Гондэр — одна из самых захватывающих в Африке, но в настоящее время севернее Дебарка до Май Цэбре также одна из самых плохих, поскольку ведётся ремонт дороги — процесс, который может занять около двух лет.
От Дебарка и гор Сымен на север в Шире ходит только один автобус. Это гондэрский автобус, и он часто заполнен, когда проходит через Дебарк. Вы можете либо понадеяться на случай (автобус не всегда полный), либо нанять кого-либо в Дебарке примерно за 150 бырр, чтобы он доехал до Гондэра накануне и выехал автобусом на Шире в Дебарк вместо вас, тем самым гарантировав вам место в автобусе
(Обратите внимание, что вам нужно договариваться утром накануне дня вашего выезда. Если вы отправляетесь в поход пешком, то вам нужно договариваться до выхода в поход.) Между Шире и Аксумом ходит много автобусов
Чтобы доехать до Дебарка, отправляйтесь в Шире во второй половине дня, заночуйте там, садитесь на гондэрский автобус следующим утром и выходите в Дебарке. Возможно, вам придётся оплатить полную стоимость проезда до Гондэра (около 50 бырр).
Царствовать
‘Эзана был первым монархом Аксумского королевства, принявшим христианство , и первым после За Хакала (возможно, Зоскалесом ), упомянутым современными историками, ситуация, которая заставила С. К. Манро-Хей прокомментировать, что он был «самым известным из аксумские цари перед Калебом ». В молодости он считал себя сыном Марса , но более поздние надписи показывают растущую привязанность к христианству. Его наставник в детстве, сирийский христианин Фрументий , стал главой эфиопской церкви . Сохранившееся письмо арианского римского императора Констанция II адресовано Эзане и его брату Сайзане и просит отправить Фруменция в Александрию для проверки на предмет доктринальных ошибок и заменить его Феофилом Индийцем ; Мунро-Хей предполагает, что Эзана либо отказал, либо проигнорировал эту просьбу.
Эзана также начал несколько военных кампаний, которые он записал в своих надписях. Пара надписей на стеле в Геэзе, найденная в Мероэ , считается свидетельством кампании четвертого века, либо во время правления Эзаны, либо его предшественником, таким как Усанас . В то время как некоторые авторитеты интерпретируют эти надписи как доказательство того, что аксумиты разрушили королевство Мероэ, другие отмечают, что археологические свидетельства указывают на экономический и политический упадок в Мероэ около 300 г. Более того, некоторые рассматривают стелу как военную помощь от Аксума до Мероэ для подавления восстание и восстание нубийцев. Однако убедительных свидетельств и доказательств того, что это мнение является правильным, в настоящее время нет.
На некоторых аксумских монетах, отчеканенных во время правления Эзаны, есть девиз на греческом ΑΡΕΣΗ ΤΗ ΧΩΡΑ — «Пусть это понравится стране». Мунро-Хай отмечает, что этот девиз является «довольно привлекательной особенностью аксумитской чеканки, дающей чувство королевской заботы и ответственности по отношению к желаниям и удовлетворению народа». Несколько монет, отчеканенных с его именем, были найдены в конце 1990-х годов на археологических раскопках в Индии, что указывает на торговые контакты в этой стране. Примечательной особенностью монет является переход от языческого мотива с диском и полумесяцем к рисунку с крестом. Эзане также приписывают строительство нескольких стел и обелисков .
Эзана не упоминается в Списках царей, хотя монеты носят это имя. Согласно традиции, императоры Абреха и Асбеха правили Эфиопией, когда было введено христианство. Возможно, эти имена позже были применены к Эзане и его брату или это были их имена при крещении.
Вместе со своим братом Сайзаной ‘Эзана считается святым эфиопской православной церковью Тевахедо с праздником первого октября.
Религиозная политика и напряженность
Свобода религии обеспечивается конституцией 1995 года , а свобода вероисповедания также гарантируется конституциями Эфиопии 1930 и 1955 годов, хотя в некоторых местах этот принцип не всегда соблюдается на практике. Государственной религии не существует, и запрещено создавать политические партии на основе религии; все религиозные группы обязаны регистрироваться в правительстве и обновлять свою регистрацию раз в три года. В Эфиопии подстрекательство одной религии к другой является преступлением. Эфиопская Православная Церковь опубликовала работу неизвестного автора , написанного в Ge’ez и переведен на амхарский в 1986 году , который утверждал , Habesha должны воздерживаться от половых сношений с Оромо , мусульманами, Shanqella , фалашем и животными , потому что это мерзость. Дискриминация мусульман была безудержной с момента создания современной Эфиопии, мусульмане были маргинализованы в эпоху Хайле Селассие. Хайле Селассие фактически пришел к власти во время роста оппозиции мусульманам на государственных должностях. Посол США Дэвид Х. Шинн заявил в 2005 году, что руководство Эфиопии по-прежнему в значительной степени христианское. Напряженность между христианами и мусульманином оромо была очевидна во время всеобщих выборов в Эфиопии 2005 года , когда мусульманин Арси Оромо осудил Шева оромо за участие в политическом кумовстве. Существует некоторая напряженность между членами Эфиопской православной церкви и протестантскими христианами, а также между эфиопскими православными и мусульманами в целом. По данным Фонда Варнава , в марте 2011 года в зоне Джимма мусульмане сожгли 55 церквей после спора. В декабре 2019 года в регионе Амхара, где преобладают христиане, было совершено нападение на несколько мечетей и принадлежащие мусульманам предприятия .
Православные христианско-мусульманские отношения
В хадисе Пророк Мухаммед прямо запретил джихад против абиссинцев, если они не враждебны мусульманам. Это связано с тем, что аксумский монарх Абиссинии (нынешняя Эфиопия) обнял группу мусульман, отправившихся в первую хиджру из Аравии, спасаясь от преследований со своей родины. Основателю династии Соломоновых Островов , Екуно Амлаку, в его борьбе против династии Загве очень помогал мусульманский султанат Сева . Екуно Амлак отплатил за эту услугу, когда султан Шева обратился к нему с просьбой подавить восстание в Сева. Эти дружественные отношения сотрудничества между мусульманскими и христианскими государствами вскоре ухудшатся в последующие столетия. В начале четырнадцатого века император Амда Сейон начал крестовый поход против соседнего мусульманского государства Султанат Ифат , несколько мечетей были разрушены. В начале пятнадцатого века император Зара Якоб вторгся в мусульманское государство султанат Хадия и женился на захваченной в плен принцессе Хадии Элени, которую осудили мусульмане. В конце пятнадцатого века Адал Султанат вторглась Абиссинии во главу с имамом Махфузом , его поражение привело к началу 16 — го века Джихада в Adalese имам Ахмед Грана против Эфиопии, где были снесены несколько церквей.
Иезуитские миссионеры
В 1441 году несколько эфиопских монахов приехали из Иерусалима, чтобы присутствовать на Соборе во Флоренции, на котором обсуждался возможный союз между Римско-католической и Греческой православной церквями.
Приезд христианских монахов произвел фурор. Это положило начало двухвековым контактам, в которых возникла надежда привести эфиопов в лоно католиков (доктринальная проблема заключалась в том, что они были склонны к миафизитизму (который католики считали ересью), связанным с коптской церковью Египта). В 1554 году иезуиты прибыли в Эфиопию, а в 1603 году к ним присоединился Педро Паес , испанский миссионер с такой энергией и рвением, что его назвали вторым апостолом Эфиопии (Фрументий был первым). Иезуиты были изгнаны в 1633 году, после чего последовали два столетия большей изоляции до второй половины 19 века.
Восхититься неизведанной природой
Благодаря тому, что это самая высокогорная страна Африки, климат здесь влажный и умеренный, а ландшафт состоит в основном из зеленых массивов, а не из бескрайних засушливых пустынь.
Одно из красивейших мест страны — национальный парк Сымен, где находится гора Рас Дашен, самая высокая точка Эфиопии (4550 м). На его посещение можно выделить несколько дней: есть маршруты и на день, и на неделю. Сюда приезжают в основном для пеших походов по живописным зеленым холмам — многие отдают предпочтение ночевкам в палатках. Правда, «дикарем» тут останавливаться не рекомендуется, ночевать можно лишь в официальных кемпингах, ведь парк Сымен известен дикими животными: бабуинами гелада, эфиопскими волками, пятнистыми гиенами и шакалами. Добраться до Сымена можно на автобусе из города Гондэр: ехать следует до города Дебарк, где находится туристический офис парка.
Серные пруды вулкана Даллол во впадине Данакил
Еще одна идея для трипа на несколько дней — посещение уникального природного заповедника, солевой пустыни кислотных оттенков под названием Данакильская впадина, которая находится неподалеку от границы с Эритреей. Это самое жаркое место Эфиопии: здесь почти никогда не идут дожди, а столбик термометра порой поднимается до отметки 70 градусов по Цельсию. Приезжать сюда нужно обязательно с гидом, ведь место это достаточно опасное — в пустыне есть спящие и действующие вулканы, а некоторые водоемы и вовсе испускают ядовитые испарения.
Среди интересных локаций Данакиля — заброшенное поселение Даллол и одноименный серный вулкан, соляное озеро АфДера с горячим источником, в котором можно искупаться, и солончак Карум (он же Ассале), вулкан Эрта Але, который также называют лавовым озером, а также соляные долины, в которых на соледобыче трудится народ афар.
Священник в церкви Абуна Емата Гух
Между городом Мэкэле и границей с Эритреей находятся удивительной красоты причудливые горные формирования — горы Геральта. Самая популярная из скальных церквей Тиграи называется Абуна Ямата Гух: она высечена на двухметровой скале — приходится карабкаться почти по отвесной стене. Но открывающийся вид стоит приложенных усилий.
Водопады Голубого Нила находятся неподалеку от Бахр-Дара: сама река вытекает из озера Тан, на берегу которой стоит город. В реке живут крокодилы и бегемоты — увидеть их можно даже неподалеку от города (при этом местные жители могут спокойно купаться в Голубом Ниле). Голубой Нил также известен своими водопадами — самый живописный (и, как следствие, самый популярный) носит имя Тис-Ысат и находится в 30 км от Бахр-Дара. Это широкий водопад, падающий с высоты 45 м: лучшее время для его посещения — август и сентябрь, когда на реке наступает половодье.
Чтобы посетить Тис-Ысат, езжайте на автобусе до деревни Тис-Абай (Тиссасат): к смотровой площадке придется идти пешком около 1,5 км, на пути вам встретится ущелье с каменным мостом XVII века.
Транспорт[править]
На поездеправить
Железнодорожный транспорт не развит. Единственное исключение — построенная недавно китайцами товарно-пассажирская линия из Аддис-Абебы в Джибути. Имеются промежуточные станции, например, в Дыре-Дауа.
На автобусеправить
Автобус является в Эфиопии самым популярным видом общественного транспорта для передвижения между населёнными пунктами. Практически везде существуют коммерческие маршрутки (minibus), которые отправляются по мере наполнения, а «багажный отсек» имеют на крыше. Излишне говорить, что этот вид транспорта хоть и дёшев, но весьма некомфортен. Для более притязательных путешественников в Эфиопии существует несколько национальных операторов междугородних автобусных маршрутов: Sky Bus, Selam Bus, Ethio Bus и пр.. На ряде популярных междугородних маршрутов этими компаниями используются современные автобусы с кондиционером, туалетом, беспроводным интернетом и прочими благами цивилизации. Стоит иметь в виду, что на сколь бы роскошном автобусе вы ни путешествовали, охват и качество дорог в Эфиопии оставляет желать сильно лучшего, и даже на шоссе между столицей и крупнейшими городами средняя скорость передвижения зачастую не превышает 50-60 км в час. Так, поездка на автобусе из Аддис-Абебы в Бахир-Дар, при расстоянии в 600 км, займёт целый день.
На автомобилеправить
Наём индивидуального автомобиля с водителем или вызов такси для многих достопримечательностей вдали от городов является единственным доступным способом их посещения. Стоимость аренды будет зависить от класса автомобиля, относительно дешёвый вариант с водителем обойдётся примерно от 100 долларов в день. Возможность взять машину напрокат без водителя обычно не предоставляется, к тому же самостоятельное вождение машины в Эфиопии неместному жителю не рекомендуется из-за низкого качества дорог и практически отсутствующей культуры вождения.
Городской транспортправить
Основной вид общественного транспорта в городах — такси, которое грубо можно разделить на автомобили (дорого, но относительно комфортно) и моторикши (дёшево, некомфортно, небезопасно, к тому же особо далеко на них не уедешь). В Аддис-Абебе моторикши с некоторых пор запрещены, зато есть более-менее полноценный городской общественный транспорт в виде автобусов, а также построенного несколько лет назад китайскими подрядчиками скоростного трамвая. Имеются две линии, билет стоит от 2 до 8 быров (впрочем, его наличие практически не контролируется), поезда ходят довольно редко (даже среди бела дня запросто можно прождать 15-20 минут) и, как следствие, обычно ходят переполненные, а в часы «пик» — и вовсе забитые под завязку.
Международные отношения, торговля и экономика
Аксум был важным участником международной торговли с 1-го века нашей эры ( Перипл Эритрейского моря ) примерно до более поздней части 1-го тысячелетия, когда он поддался длительному упадку под давлением различных исламских держав, объединившихся против него.
Экономически важный северный Шелковый путь и южные торговые пути Spice (Восток). Морские пути вокруг Африканского Рога и Индийского субконтинента сделали Аксум важным торговым портом почти на тысячелетие.
Охватывая части того, что сейчас является северной Эфиопией, а также югом и востоком Эритреи , Аксум был глубоко вовлечен в торговую сеть между Индией и Средиземноморьем ( Рим , позже Византия ), экспортируя слоновую кость , панцирь черепах, золото и изумруды , а также импортируя шелк и специи. Доступ Аксума к Красному морю и Верхнему Нилу позволил его сильному флоту получать прибыль от торговли между различными африканскими ( Нубия ), арабскими ( Йемен ) и индийскими государствами.
Основным экспортом Аксума, как и следовало ожидать от государства того времени, была сельскохозяйственная продукция. Во времена аксумитов земля была намного плодороднее, чем сейчас, и их основными культурами были такие зерновые, как пшеница и ячмень . Аксумцы также разводили крупный рогатый скот , овец и верблюдов. На диких животных также охотились ради таких вещей, как слоновая кость и рога носорога. Они торговали с римскими купцами, а также с египетскими и персидскими купцами. Империя также была богата месторождениями золота и железа. Эти металлы были ценными для торговли, но также широко продавался другой минерал: соль . Соль в Аксуме было в изобилии, и ее торговали довольно часто.
Он выиграл от серьезной трансформации морской торговой системы, которая связала Римскую империю и Индию . Это изменение произошло примерно в начале I века. Старая торговая система включала прибрежное плавание и множество промежуточных портов. Красное море имело второстепенное значение по сравнению с Персидским заливом и наземным сообщением с Левантом . Примерно с 100 г. до н.э. был проложен маршрут из Египта в Индию, используя Красное море и используя муссонные ветры, чтобы пересечь Аравийское море прямо в южную Индию . Примерно к 100 году нашей эры объем перевозок по этому маршруту затмил старые маршруты. Римский спрос на товары из южной Индии резко увеличился, что привело к увеличению количества больших кораблей, плывущих по Красному морю из римского Египта в Аравийское море и Индию.
Эфиопский освещен Евангелист портрет из Марка Евангелиста , из Эфиопии Garima Евангелия , 6 — го века, Королевство Аксума, под влиянием Восточной Римского искусства
Аксумское королевство было идеально расположено, чтобы воспользоваться новой торговой ситуацией. Вскоре Адулис стал основным портом для экспорта африканских товаров, таких как слоновая кость, благовония, золото, рабы и экзотические животные. Чтобы поставлять такие товары, короли Аксума работали над развитием и расширением внутренней торговой сети. Соперником и гораздо более старой торговой сетью, которая выходила на тот же внутренний регион Африки, была сеть Королевства Куш , которая долгое время снабжала Египет африканскими товарами через Нильский коридор. Однако к I веку нашей эры Аксум получил контроль над территорией, которая ранее была Кушите. В « Перипле Эритрейского моря» подробно описывается, как слоновая кость, собранная на территории Кушита , экспортировалась через порт Адулис, а не в Мероэ , столицу Куша. В течение 2-го и 3-го веков нашей эры Аксумское королевство продолжало расширять свой контроль над южной частью бассейна Красного моря. Был проложен караванный путь в Египет, полностью обходивший Нильский коридор. Аксуму удалось стать основным поставщиком африканских товаров в Римскую империю, не в последнюю очередь в результате трансформации торговой системы в Индийском океане.
Еда[править]
Путеводитель по ценам:
|
В Эфиопии самое любимое блюдо — «уот». Это очень острое нарезанное кусочками тушёное мясо в томатном соусе, к которому подают специальный пористый кисловатый хлеб «ынджера» из местного злака — тэффа. Ынджера широко распространена в Эфиопии. Популярные «уоты»: «доро уот» (из курицы), «йебег уот» (из баранины) и «аса уот» (из рыбы).
Ынджеру кладут на большое круглое блюдо или поднос и раскладывают на ней уот симметрично вокруг центра. Отдельно на тарелках подаётся ынджера. Ынджеру едят правой рукой: отрывайте куски от блина ынджеры, лежащего на тарелке и зачерпывайте ими часть «уота» с главного блюда. Есть левой рукой считается проявлением неуважения, поскольку именно эта рука традиционно используется для личной гигиены в туалете и поэтому считается нечистой. Ещё одним популярным блюдом из ынджеры является «фирфир»: жаренная, покрошенная ынджера. Её подают с мясом или без мяса или со всеми видами овощей.
Если вы предпочитаете вегтарианскую пищу, попробуйте «широ уот», представляющий собой маслянистое жаркое из бобов, подаваемое вместе с ынджерой. «Широ уот» обычно едят во время постов в Эфиопии, когда верующие эфиопы едят преимущественно вегетарианское.
Одним из самых знаменитых блюд эфиопской кухни является «тиббс» или «тибс», острая говядина или баранина, жаренная на сливочном масле (нитре киббех). Тибс бывает нескольких видов, наиболее распространён «чикина тибс», обжаренный в соусе со специей бербере, луком, болгарским перцем и помидорами, и «зиль-зиль тибс», жареный во фритюре в панировке и подаваемый с острыми соусами. Не менее известен «китфо», мясной фарш перчёный с чили. Его могут подать сырым (этот способ приготовления предпочитают местные, но нельзя исключать риск заражения паразитами), «леб-леб» (слегка обработанным) или полностью приготовленным. Его подают с местным сортом сыра «айеб» и шпинатом. В регионе Харар, можно встретить производные блюда от китфо, в том числе верблюжатину. Многие рестораны, где готовят китфо, указывают это слово в своём названии (напр., «Сами Китфо» (Sami Kitfo), «Месоб Китфо» (Mesob Kitfo), и т. д.), но обычно там имеется более широкий выбор блюд, чем просто сырое мясо.
Для привередливых путешественников почти во всех заведениях Эфиопии также подаётся спагетти (благодаря недолгой итальянской оккупации) — но совсем не в таком виде как у итальянцев. Итальянские рестораны встречаются часто, равно как и так называемые «American style pizza and burger» (пиццерии и бургерные в американском стиле), которые мало что имеют общего с распространёнными в Америке пиццами и бургерами. В Эфиопии сохраняется спрос на питание в более американском стиле со стороны не только иностранцев, но и эфиопов. Есть такие рестораны как «Country Kitchen» (отнюдь не этой сети), где готовят жареных цыплят и куриные крылышки по-американски, владельцем которого является эфиоп, родившийся и выросший в США. Неплохой пиццой можно полакомиться в «Метро Пизза» (Metro Pizza) в гостинице Dagim Millenium Hotel.
В семьях с достатком на свадьбах и на пирах по другим поводам гостям традиционно подаётся «тере сега» (или «горед горед»), сырое мясо телятины. Это блюдо подаётся и в некоторых ресторанах. В качестве рекламы у входа в такое заведение может висеть разделанная коровья туша, напоминая лавку мясника. Поскольку сырое мясо трудно жевать, это блюдо сопровождается острым ножом, которым нужно отрезать от мяса маленькие кусочки. К сырому мясу также подают острый соус «авази» и «бербере». Хотя это традиционное эфиопское блюдо и представляет собой большое искушение для жаждущего новых впечатлений путешественника, нельзя забывать о возможном наличии в не прошедшем тепловую обработку мясе глистов и иных паразитов.
Bahir Dar
На карте мира
Map
Эфиопы одеваются в традиционную одежду. Она состоит из обычных шортов или брюк, майки, на плечах намотан платок, в руках — палка. Палка используется и как трость, и как жердь для переноса груза.
Ethiopians dress in traditional garb. It consists of ordinary shorts or pants, a T-shirt, a shawl draped over the shoulders, and a stick. The stick can be used both as a cane and as a pole for carrying goods.
Женщины одеваются более разнообразно.
Women’s dress is more varied.
Сумочка не входит в перечень обязательных предметов для эфиопской девушки
Из важного переносного имущества есть ключ от дома, его вешают на шею. Больше ничего не нужно.
A handbag is not on the list of indispensible accessories for an Ethiopian woman. The only important portable property is the house key, which is worn around the neck. Nothing else is really necessary.
Дети играют в бег с велосипедной шиной или просто ободом на палке. Очень веселая игра, у нас давно забытая.
Children race with bike tires or even just wheel rims on a stick. It’s a very fun game, long forgotten in our parts.
В Бахр-Даре очень много тук-туков. При этом по какой-то причине все проемы с левой стороны закрыты брезентом или виниловым полотном. В других жарких странах такого, почему-то, нет.
There are lots of tuk-tuks in Bahir Dar. And for some reason they all have canvas or vinyl sheets covering the open areas on the left side. Mysteriously, other hot countries don’t have anything like this.
Рынок.
The market.
В продаже — сделанные из жестяных банок подставки для углей, на которых готовят, в частности, кофе.
For sale: coal braziers made out of tin cans, which are used to prepare coffee, among other things.
Всегда в наличии кружки, сваренные из труб сантиметровой толщины с ручками из арматуры.
Mugs welded out of centimeter-thick metal pipes, with rebar for handles, are sold everywhere.
Социальная реклама призывает школьников не проводить время в кабаках, а то там разное.
A PSA warns schoolchildren not to spend time at bars, where all sorts of shady things can happen.
В целом город по духу напоминает Хургаду.
Overall, the city resembles Hurghada in terms of atmosphere.
Выпить лучший на свете кофе
Жители Эфиопии твердо уверены: именно их страна — родина кофе (да и само название напитка происходит от названия эфиопской провинции Каффа). Здесь кофе называют вторым хлебом, а местные жители в среднем выпивают около десятка чашек бодрящего напитка за день (выпить в гостях меньше трех чашек считается проявлением неуважения к хозяину).
Сам процесс приготовления кофе в эфиопской семье — это целый ритуал, при котором обязательно присутствуют и гости. В кафе вы можете встретить менее ядреную версию любимого напитка — макиато, который прижился в Эфиопии еще со времен посягательств итальянцев на страну. К кофе нередко подают обжаренные зерна ячменя, но в ресторанах и кафе обычно можно попросить привычные европейские десерты и выпечку.
Фото: Shutterstock.com